Главные вкладки

    Конспект урока по литературному чтению для 1 класса на тему "Игрушки для девочек и мальчиков"
    план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

    Тема: Игрушки для девочек и мальчиков.
    Цель: Познакомить с творчеством Берестова В.Д, Барто А., Маршака С.Я. Задачи:
    -формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
    -развивать умения высказывать свою  точку зрения;
    -развивать навык правильного, осознанного, выразительного чтения;
    -воспитывать интерес к предмету.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл chtenie.docx28.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Игрушки для девочек и мальчиков.
    Цель: Познакомить с творчеством Берестова В.Д, Барто А., Маршака С.Я. Задачи: 
    -формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
    -развивать умения высказывать свою  точку зрения;
    -развивать навык правильного, осознанного, выразительного чтения;
    -воспитывать интерес к предмету.

    Ход урока.

    I.Орг. момент.
    -Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.
    -Доброе утро! Придумано кем-то.

    Просто и мудро при встрече здороваться.

    Доброе утро солнцу и птицам!

    Доброе утро улыбчивым лицам!

    И каждый становится добрым, доверчивым,

    Пусть доброе утро длится до вечера!

    - Повернитесь друг другу лицом, улыбнитесь!

    - Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете моими хорошими помощниками, умными собеседниками, внимательными слушателями.


    II.Изучение нового материала.
    1.Работа со стихотворением В.Д. Берестова «Про машину»
    1.Подготовка к первичному восприятию.
    -Ребята, сегодня мы с вами будем изучать творчество таких авторов, как В.Д. Берестов, Барто А.Л., Маршак С.Я. Первый автор Валентин Дмитриевич Берестов (портрет на слайде).
    -Валентин Дмитриевич Берестов родился более 80 лет назад. Русский детский поэт, писатель, переводчик. Читать научился в четыре года, и еще в детстве начал писать стихи. Когда ему было 31 год вышла его первая книга для детей «Про машину». Затем последовали сборники стихов: «Веселое лето», «Как найти дорожку», «Жаворонок», «Первый листопад», «Пятая нога» и многие другие. (На слайде книжная выставка).
    -Откройте учебник на стр. …
    -Посмотрите на иллюстрацию. Что изображено на этой иллюстрации?
    -По этой иллюстрации мы можем догадаться о чем будет стихотворение?
    -Сегодня мы будем читать стихотворение В.Д. Берестова «Про машину».
    -Я читаю, а вы все внимательно слушайте и следить.

    2.Первичное восприятие.

    1. Чтение полного варианта стихотворения учителем.
    Вот девочка Марина,
    А вот ее машина.
    - На, машина, чашку,
    Ешь, машина, кашку.
    Вот тебе кроватка.
    Спи, машина, сладко!
    Я тобою дорожу,
    Я тебя не завожу.

    Чтобы ты не утомилась,
    Чтобы ты не простудилась,
    Чтоб не бегала в пыли,
    Спи, машина, не шали!

    Вдруг машина заболела:
    Не пила, она, не ела,
    На скамейке не сидела,
    Не играла, не спала,
    Невеселая была.
    Навестил больную Мишка,
    Угостил конфетой "Мишка".

    Приходила кукла Катя
    В белом чистеньком халате,
    Над больною целый час
    Не смыкала Катя глаз.

    Доктор знает все на свете.
    Первоклассный доктор - Петя
    (Петя кончил первый класс).
    И машину доктор спас.

    Доктор выслушал больную,
    Грузовую,
    Заводную,
    Головою покачал
    И сказал:
    - Почему болеет кузов?
    Он не может жить без грузов.
    Потому мотор простужен,
    Что мотору воздух нужен.
    Надоело
    Жить без дела, -
    И машина заболела.
    Ей не нужно тишины,
    Ей движения нужны.

    Как больную нам спасти?
    Ключик взять -
    И завести!

    2.Проверка первичного восприятия. Работа с вопросами после чтения.
    -О чем это стихотворение?
    -Кто главные герои?
    -А какое настроение возникло у вас при чтении стихотворения?

    3.Словарная работа.
    -Ребята, в тексте нам встретились такие слова: не утомилась, не смыкала.
    -Как вы понимаете слово не утомилась? (Не устала)
    -Как вы понимаете слово не смыкала? (Не закрывала)

    3.Вторичное восприятие.
    Чтение стихотворения учениками.
    - Ребята, теперь сами про себя еще раз прочитайте стихотворение.
    -Читаем стихотворение вслух по частям. ( Ученики по очереди читают стихотворение)


    4.Проверка вторичного восприятия.
    1.Вопросы:
    -Кто же герои этого стихотворения?(Девочка Марина, мальчик Петя, игрушки: машина, мишка, кукла Катя).
    -Кто главный герой?
    -Как Марина относилась к своей машине?
    -Что произошло с машиной?

    -Кто приходил навестить машинку, когда она заболела?
    -Кто вылечил машину?
    -Как же он вылечил машину, прочитайте слова из текста?
    -В чем была причина болезни машины?
    -В правильные ли игрушки играла Марина?
    -В какие игрушки играют девочки?
    -Что вы посоветуете Марине?
    -Обратите внимание: машина заболела, а стихотворение не грустное. Я вам открою один секрет. Поэт Берестов умеет играть словами. У него в стихотворении два одинаковых слова, одно из которых написано с большой буквы, а другое – с маленькой.
    -Прочитайте строчку, где говорится об игрушечном медвежонке и где – про конфету. И медвежонка зовут  Мишка и конфета тоже «Мишка».
    -Ребята, прочитайте стихотворение в полголоса.
    -А теперь кто хочет попробовать прочитать стихотворение выразительно?
    2.Выразительное чтение.(1-2 ученика читают выразительно стихотворение)

    2.Работа со стихотворениями  А. Барто «Кукла», «С утра на лужайке».
    1.Подготовка к первичному восприятию.
    -Откройте стр. … и прочитайте фамилию следующего автора.  Агния Львовна Барто. (Портрет на слайде).
    -Поэтесса Агния Львовна Барто вам уже знакома. Ее стихи знают дети с самого раннего детства. А какие вы знаете ее стихи?
    -Посмотрите вот некоторые книги  А. Барто: «Погремушка», «Игрушки», «Вовка – добрая душа», «Я выросла», «Усатый полосатый»  и еще очень много книг, посвященных детям.
    - Сегодня мы будем читать стихотворениям Агнии Барто «Кукла», «С утра на лужайке».
    -Сейчас я вам прочитаю стихотворение А. Барто  «С утра на лужайке».
    3.Стихотворение А.Л. Барто «С утра на лужайке».
    -Ребята, следующее стихотворение А. Барто называется «С утра на лужайке».
    -Как вы думаете почему стихотворение так называется?
    -Как по другому можно назвать это стихотворение?(Ответы детей)
    -Я вам его прочитаю, а вы меня внимательно слушайте и следите.
    1.Первичное восприятие.
    1. Чтение полного варианта стихотворения учителем.
    С утра на лужайку

    С утра на лужайку

    Бегу я с мячом,

    Бегу, распеваю

    Не знаю о чём...

    А мячик, как солнце,

    Горит надо мной,

    Потом повернётся

    Другой стороной

    И станет зелёным,

    Как травка весной.
    2.Проверка первичного восприятия. Работа с вопросами после чтения.
    -О ком это стихотворение?
    -Что делал мальчик?
    -Какое настроение у вас вызвало это стихотворение?

    3.Вторичное восприятие.
    Чтение стихотворения учениками.
    - Ребята, теперь сами про себя еще раз прочитайте стихотворение.
    -Читаем стихотворение вслух по частям.

    4.Проверка вторичного восприятия.
    1.Вопросы:
    -Какой мяч в этом стихотворении?
    -С чем его сравнивает автор?
    -Почему?
    -А какого цвета другая сторона мяча?
    -Какой цвет у весенней травки?
    -С какой интонацией нужно читать это стихотворение?
    -Ребята прочитайте стихотворение в полголоса.
    -А теперь кто хочет попробовать прочитать стихотворение выразительно?
    2.Выразительное чтение.(1-2 ученика читают выразительно стихотворение)


    III.Физминутка.
    На одной ноге стоим,

    Удержаться так хотим.

    Руки кверху поднимаем

    И спокойно опускаем. (Дети стоят на одной ноге, поднимают через стороны прямые руки, потом через стороны опускают и повторяют то же на другой ноге.)

    Надоело всем сидеть.

    Нам охота повертеть

    Корпусом туда - обратно.

    И полезно, и приятно! (Вращение корпусом вправо и влево.)

    А потом и головой

    Всласть покрутим мы с тобой. (Вращение головой.)

    И на место снова сели,

    Принимаемся за дело. (Дети садятся.)

    -Сейчас я вам прочитаю стихотворение А. Барто «Кукла».
    1.Первичное восприятие.
    1.Чтение полного варианта учителем.

    КУКЛА

    Смастерил я грузовик

    Для сестры Катюшки.

    Подняла Катюшка крик:

    — Разве это грузовик?

    Три пустых катушки.

    Смастерил я ей коня,

    Пусть берет, не жалко!

    Катя смотрит на меня,

    Не желает брать коня:

    — Это просто палка!

    Я свернул два лоскута.

    — Ах,— сказала Катя,—

    Ах, какая красота:

    Кукла в пестром платье!

    2.Проверка первичного восприятия. Работа с вопросами после чтения.
    -О чем это стихотворение?
    -Кто главные герои?
    -Какое настроение у вас вызвало это стихотворение?
    3.Словарная работа.
    -Ребята, в тексте нам встретились слова.
    -Как вы понимаете слово смастерил? (Сделал)
    -А вы знаете что обозначает слово катушка?
    -Катушка – это стержень, на который наматывается что-нибудь.(слайд)
    -Что такое лоскут?
    -Лоскут – это оторванный или отрезанный кусок ткани, бумаги, кожи и т.п.(слайд)

    3.Вторичное восприятие.
    Чтение стихотворения учениками.
    - Ребята, теперь сами про себя еще раз прочитайте стихотворение.
    -Читаем стихотворение вслух выразительно.


    4.Проверка вторичного восприятия.
    1.Вопросы:
    -Какие игрушки делал для Кати брат?
    -Что Катя говорит про грузовик, зачитайте слова из текста?
    -А что она говорит про коня?
    -Какое чувство вызвало у Кати кукла?
    -Как она обрадовалась, зачитайте слова из текста?
    -Ребята прочитайте стихотворение в полголоса .
    -Обратите внимание старший брат играет с сестренкой, делает игрушки, старается порадовать ее. Прочитаем первую строфу .
    -Как надо прочитать первые две строчки?(С удовольствием)
    -Как прочитаем 3 строчку? (С удивлением)
    -4 строчку?(С удивлением, недовольством)
    -5 сточку?(С пренебрежением)
    -Как будем читать вторую строфу?
    -1 строчка – выделить голосом слово»коня»
    -2 строчка – читать решительно.
    -3 и 4 строчки – удивление, непонимание.
    -5 строчка – капризный тон.
    -Как изменится интонация в 3 строфе?
    -1 строчка еще более решительнее.
    -2 и 4 строчки – с восторгом, с радостью.
    -А теперь кто хочет попробовать прочитать стихотворение выразительно?
    2.Выразительное чтение.(1-2 ученика читают выразительно стихотворение)



    4.
     Работа со стихотворениями  С.Я. Маршака «Цирк Шапито»
    1.Подготовка к первичному восприятию.
    -Переверните стр. и прочитайте фамилию автора Самуил Яковлевич Маршак (портрет на слайде).
    -С. Я. Маршак родился более ста лет назад. Это русский поэт, переводчик. Он писал стихи, сказки, пьесы для детей. Стихи Маршака для детей, его песни, загадки, сказки и присказки, пьесы для детского театра со временем составили сборник "Сказки, песни, загадки". Он  участвовал в организации детских домов в Краснодаре, создал детский театр, в котором началось его творчество как детского писателя. Особой популярностью пользуются сказки "Двенадцать месяцев", "Умные вещи", "Кошкин дом", Усатый полосатый» (книжная выставка).
    Работа с иллюстрацией.
    -Посмотрите какую веселую иллюстрацию нарисовал художник .
    -Что изображено на этой иллюстрации?
    -Какие животные изображены?
    -Как вы думаете о чем будет стихотворение?
    -Сейчас я вам прочитаю стихотворение С.Я. Маршака «Цирк Шапито».
    2.Первичное восприятие.
    1. Чтение полного варианта стихотворения учителем.
    Пред вами - вы знаете что?
    Игрушечный цирк Шапито.
    Сейчас обезьяны
    Забьют в барабаны,
    И выйдет - вы знаете кто?

    Наш ослик - совсем как живой -
    Умеет кивать головой.
    Скажи ему: «Здравствуй,
    Приятель ушастый!» -
    А он и кивнет головой.

    А это - оседланный конь.
    За повод его только тронь,
    Быстрее, чем птица,
    По кругу помчится
    Красивый оседланный конь.

    Вот два акробата-медведя,
    По имени Миша и Федя.
    Увидим сейчас,
    Как пустятся в пляс
    Мохнатые Миша и Федя.

    А это - наш фокусник-еж.
    На елку его позовешь, -
    Все яблоки с елки
    К себе на иголки
    Нанижет бессовестный еж.

    Вот это - машина-такси,
    А кто на ней едет, - спроси.
    Ее пассажирка -
    Мартышка из цирка,
    А пудель - водитель такси.

    Сейчас заведем мы игрушки.
    Запрыгают зайцы, лягушки.
    Козел и баран
    Забьют в барабану
    И дружно запляшут игрушки.


    2.Проверка первичного восприятия. Работа с вопросами после чтения.
    -О чем это стихотворение?
    -Какое настроение оно у вас вызвало?
    3.Словарная работа.
    -В стихотворение нам встретились такие слова: акробатка, оседланный, шапито.
    -Кто такой акробат?
    -Акробат – это цирковой гимнаст.(слайд)
    -Шапито – это помещение, предназначенное для разъездных цирковых представлений.

    3.Вторичное восприятие.
    -Ребята, все вы были в цирке. Как называется человек, который ведет концерт или цирковое представление? (Ведущий, конферансье)
    -Что делает конферансье?(Объявляет номер, немного рассказывает об артистах)
    -Представьте себе: на арене цирка в лучах прожектора стоит в блестящем костюме конферансье и объявляет.( учитель читает первую строфу).
    Чтение стихотворения учениками.
    - Ребята, теперь сами про себя еще раз прочитайте стихотворение.
    -Выразительно читаем стихотворение по частям.

    4.Проверка вторичного восприятия.
    1.Вопросы:
    -Кто герои этого стихотворения?
    -Про какой цирк это стихотворение?
    -Какой момент был смешным в этом стихотворении?
    -Чем вам понравилось это стихотворение?
    -Ребята, прочитайте стихотворение в полголоса.
    -Кто прочитает стихотворение выразительно?
    2.Выразительное чтение по частям.


    ΙV.Подведение итогов.

    -С какими авторами сегодня познакомились?
    - Какие стихотворения читали?
    -Какое стихотворение вам больше всего запомнилось, понравилось?

    -С каким настроением уходите с урока?

    - Как бы вы сами оценили свою работу?

    V. Домашнее задание.

    -Подготовьте выразительное чтение любого из понравившегося стихотворения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по литературному чтению для 1 класса. Обобщение по теме «Читаем сказки, загадки, скороговорки».

    Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе в условиях ФГОС.  Создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы ...

    Конспект урока по литературному чтению в 1 классе на тему "К.И.Чуковский "Телефон"

    На этом уроке учащиеся научатся читать юмористическое произведение, передавать его настроение, объяснять смысл названия произведения, характеризовать героев произведения....

    Конспект урока по литературному чтению для 1 класса А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна», «Ласточка примчалась…», Маршак «Апрель».

    Цели деятельности педагога: обеспечить условия для развития умения находить сходство и различие между произведениями разных видов искусства; познакомить с новыми произведениями, их названиями и автора...

    Конспект урока по Литературному чтению для 2 класса на тему " Разноцветные страницы"

    Цель урока: развивать память, речь, умение подробно излагать прочитанное и услышанное, четко проговаривать скороговорки....

    3 класс. Конспект урока на тему "Одежда для карнавала. Изготовление карнавального костюма для девочек и мальчиков с использованием одной технологии".

    Одежда для карнавала. Изготовление карнавального костюма для девочек и мальчиков с использованием одной технологии....

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ 1 КЛАССА НА ТЕМУ «О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [З], [З’], БУКВЫ З, з»

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ 1 КЛАССА НА ТЕМУ«О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ.СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [З], [З’], БУКВЫ З, з»...