урок чтен 2 кл В. Берестов «Кошкин щенок»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Хлебодарова Антонина Ивановна

 

ознакомление детей с веселым стихотворением; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения, образность речи; воспитывать любовь к животным и интерес к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок30.64 КБ

Предварительный просмотр:

В. Берестов «Кошкин  щенок»

Цель урока: ознакомление детей с веселым стихотворением; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения, образность речи; воспитывать любовь к животным и интерес к чтению.

Ход урока

  1. Голосовая разминка

Глубокий вдох – на выдохе: 12345….10, выдохнуть остатки воздуха.

Произнести то усиливая голос, то ослабевая:  12345 – вышел зайчик погулять…

Произнести то быстро, то медленно: кисонька - мурысынька, откуда ты пришла? Целый день я кисонька, гусей пасла.

  1. Проверка домашнего задания
  • Выразительное чтение стихотворений Б.Заходера «Плачет киска…», И.Пивоваровой «Жила – была собака…».

  • Рассказ продолжения истории про собаку.

  1. Совершенствование средств речевой выразительности

Назовите средства выразительности – (интонация, мимика, логические ударения, паузы, темпоритм)

Работа над мимикой:

- Приготовьте зеркальца. Какое настроение отражает данная  модель? (радость, огорчение, усмешка, страх, удивление) Покажите как выглядит радость, огорчение, усмешка, страх, удивление.

- Какую еще мимику можем показать? (плач, смех…)

Работа над интонацией:

- Прочитайте предложение «Это наш кот Васька» используя различные интонации (с гордостью, с грустью, радостно, удивленно…)

  1. Введение в тему

- Сегодня мы продолжаем знакомиться с произведениями о братьях наших меньших. Послушайте стихотворение В.Берестова «Кошкин щенок» и ответьте на вопрос: Что показалось смешным, забавным?

  1. Минутка отдыха

Раз – поднялись, потянулись.

Два – согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка.

Головою  три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

  1. Работа над новым материалом.
  •   Характер стихотворения.

- Что показалось смешным, забавным в стихотворении? (у кошки щенок)

- Определите  характер стихотворения? (шуточное, веселое…)

- Найдите слова, подтверждающие ваше предположение

- Каково отношение автора к своим героям? (доброе, нежное…)

- Найдите слова, подтверждающие ваше предположение

  • Эмоциональное состояние каждого героя (образность речи).

- Какие герои в данном стихотворении? (кошка-мама, щенок-сын)

- Какая кошка-мама? (заботливая, чистоплотная, бедная)

- Какой щенок? (милый, скромный, ласковый)

- Как изменился характер щенка, когда он подрос? (остался милый, скромный, ласковый и еще стал самостоятельный)

  • Словесные картины.

- В книге, на стр 130, есть рисунок к стихотворению. Подберите слова из текста к рисунку. (Бедной маме не под силу мыть лохматого верзилу…)

  • Интонация и мимика.

- Прочитайте про себя первые 4 строчки. Определите интонацию и мимику. (доброжелательно, ласково – улыбка)

- Какие еще строки будем читать ласково? (Без воды…..- …спину и бочок)

- Какие слова здесь вызывают удивление, неожиданность? (Но подрос…)

- Прочитайте эти строки с правильной интонацией.

  • Логические ударения.

На доске:  Был у кошки сын приемный,

                  Не котенок, а щенок,

                  Очень милый, очень скромный,

                  Очень ласковый щенок.

- Прочитайте первое четверостишие и подумайте, какие слова вы выделили голосом.

                - Подчеркните слова, на которые падает логическое ударение. А к доске        

                  пойдет

                   работать (ученик).

                - У кого логическое ударение падает на другие слова?

                 (Был у кошки – а не сын приемный)

                 (Был у кошки сын приемный- а не)

                - Прочитайте свои варианты четверостишия.

                - Кто готов прочитать стихотворение выразительно?

7. Работа над образностью речи.

                   - А сейчас займемся описанием наших любимых животных. Посмотрите у                  

                     вас в учебнике нарисованы цыпленок и гусь.

                     Цыпленок

Гусь

Какой?

Как, но не

Что делает?

Как, но не

желтый

солнце

шипит

змея

пушистый

кот

плавает

лодка

С хвостиком

 репа

ныряет

водолаз

Любит червячка

рыба

летает

самолет

Красные сапожки

модница

         

             - Чем похожи?

            - В чем различие?

           - Составьте по рисунку диалог между цыпленком и гусем.

             ( работа в парах)

8.Итог урока

-Кто знает примеры или истории, где животные воспитывали не своих детенышей или такого не бывает?

- Я тоже знаю истории, но пока вам не расскажу. Сначала спросите у взрослых, а на следующем уроке мы с вами сравним наши знания.

9. Домашнее задание

Стр 130 – 131 читать выразительно и узнать истории о животных, воспитывающих не своих детенышей.

МОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа»

Урок литературного чтения  во втором классе по теме: «Формирование выразительного чтения».

В. Берестов

 «Кошкин  щенок»

Учитель: Хлебодарова А.И.

2009 год.

- а  не –

- а  не –

Урок чтения в 1-м классе по теме "К.И. Чуковский "Телефон"

Ивашкина Наталия Валентиновна, учитель начальных классов

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе

Цели урока:

- продолжить знакомство с произведениями раздела “И в шутку и всерьёз” (произведение К.И.Чуковского “Телефон”),

- совершенствовать навыки чтения целыми словами,

- развивать речевые умения, воображение, память и внимание,

- воспитывать чувство коллективизма, доброты и любви к чтению.

Учебные материалы и оборудование: Учебник “Родная речь, 1 класс, под редакцией Клемановой Л.Ф., методические рекомендации к данному учебнику, карточки для индивидуальной и групповой работы, компьютер, проектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

С произведениями какого раздела мы знакомились на последних уроках?

(И в шутку и всерьёз).

Посмотрите на слова, которые записаны у меня на доске. В чём необычность этих слов?

(Одна буква заменяется рисунком ). Попробуйте прочитать эти слова.

Сегодня мы продолжим путешествие по нашему разделу. Какие из этих слов вы возьмёте с собой в путешествие? И так в путь.

Сначала мы отправимся на лошадке (работа язычком), потом на шарике (с карамелькой за щекой).

Наш шарик лопнул (с-с-с-с). Мы очень быстро падаем, но успеваем сказать скороговоку, которую вы готовили дома.

III. Проверка домашнего задания.

1) Что такое скороговорка?

Скороговорка – складная речь, с повторением и перестановкой одних и тех же букв и слогов трудных для произношения.

2) Произнесите скороговорки, которые вы готовили дома.

3) Мы приземлились, но, к сожалению, в воду. Нужен мостик, чтобы выбраться. Давайте  попробуем его построить. Я буду называть вам слог, а вы будете достраивать его до слова. ДА, РО, КИ, УТ, МА.

Добрались мы с вами до стульчика? Нет, это буква Ч, но почему-то перевёрнутая.

Может нужно чистоговорку произнести, чтобы она перевернулась?

Ча-ча-ча - горит в комнате … (свеча).

 Чу-чу-чу – мы подуем на … (свечу).

 Оч-оч-оч – наступает быстро … (ночь).

 Чи-чи-чи – ночью громко не … (кричи).

Нет, не перевернулась буква. Даже не знаю, что делать. Чувствую себя Федоткой

Бедный Федотка _ сиротка.

 Плачет несчастный Федотка:

 Нет у него никого.

 Кто пожалел бы его…

А кто же написал эти строки? (К.И.Чуковский).

Посмотрите, а буква-то перевернулась

IV. Изучение нового материала.

1) Так с произведением, какого писателя мы сегодня будем знакомиться?

Группа детей читает стихи:

В детстве читать не умели мы сами,

 И приставали к папе и маме.

 Слушали сказки все дни напролёт.

 Были те сказки наперечёт;

 Про Тараканище и Крокодила,

 Про Айболита и Мойдодыра,

 Про Бармалея в сказочном море,

 Про Телефон и Федорино горе.

 Мамы и папы нам рассказали,

 Что этих героев давно они знали.

 Бабушки в детстве им сказки читали –

 От них они этих героев узнали.

 К бабушкам долго мы приставали –

 Откуда они эти сказки узнали?

 Бабушки вот что нам рассказали –

 Сказки они эти в книжках читали.

 Книжечки эти писал дед Корней –

 Сказочник, критик, поэт, чародей.

 Жалко нам стало деда Корнея –

 В детстве своём он не знал Бармалея.

 Сколько же в жизни он потерял,

 Что этих сказок в детстве не знал.

 Про Тараканище и Крокодила,

 Про Айболита и Мойдодыра,

 Про Бармалея в сказочном море,

 Про Телефон и Федорино горе.

 По ним мы учились все понемногу

 Тому, чтоб друзьям приходить на подмогу.

 Чтобы животных жалеть и любить,

 Чтобы не хвастаться и не хитрить,

 Чтоб не хлебнуть нам Федорино горе –

 Надо порядок поддерживать в доме;

 Чтоб не попасть на обед к Бармалею –

 Слушаться надо того, кто умнее.[2]

Чуковский, скажите вы. Мы уже столько раз встречались с его произведениями.

Посмотрим, насколько хорошо вы их знаете (“Муха – Цокотуха”, “Доктор - Айболит”,

“Мойдодыр”, “Тараканище”, “Телефон”, “Федорино горе”).

У каждой этой сказки своя история. Так, например “Крокодил” - появилась, когда Корней

Иванович вёз маленького сына в ночном поезде. Мальчик болел. Он капризничал, стонал, плакал. Тогда отец, чтобы как-нибудь развлечь его, стал рассказывать ему сказку:

“ Жил да был крокодил, он по улицам ходил…”

А знаменитый “Мойдодыр” - когда услышал плач младшей дочери. Она ревела в три ручья и не желала мыться. Чуковский вышел из кабинета и тихо сказал ей: “Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а нечистым трубочистам стыд и срам, стыд и срам ”.

2) Вы помните о том, что мы брали с собой доброту?

У меня в мешке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Давайте найдём их владельцев

Я буду доставать вещь из мешка, а вы должны назвать её хозяина и зачитать строчку из произведения, в котором говорится о нём.

ВОЗДУШНЫЙ ШАР (Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике).

 МЫЛО (Тут и мыло подскочило)

 БЛЮДЦЕ (А за ними блюдца дзынь ля-ля, дзынь ля-ля)

 ГРАДУСНИК (И ставит, и ставит им градусник).

(Карточки, на которых написаны слова из произведений, раздаются перед уроком).

3) А вы знаете, что К.И.Чуковский был очень трудолюбивым человеком? Где бы он ни был: втрамвае, в очереди, он чтобы не тратить время попусту, сочинял загадки для детей.

Давайте попробуем их отгадать.

Загадки:

Был белый дом, чудесный дом,

 И что-то застучало в нём.

 И он разбился и оттуда

 Живое выбежало чудо –

 Такое тёплое, такое пушистое и золотое.

(Яйцо и цыплёнок).

Красные двери в пещере моей,

 Белые звери сидят у дверей.

 И мясо, и хлеб – всю добычу мою

 Я с радостью белым зверям отдаю.

(Рот и зубы).

Мудрец в нём видел мудреца,

 Глупец – глупца, баран – барана.

 Овцу в нём видела овца,

 И обезьяну – обезьяна.

 Но вот подвели к нему Федю Баратова,

 И Федя неряху увидел лохматого.

(Зеркало) [2]

4) А теперь отгадайте мою загадку:

 Поверчу волшебный круг

 И меня услышит друг.

(Телефон)

Многие знакомы с этим произведением, но вряд ли кто слышал его в исполнении автора.

Дело в том, что произведение написано в 1944 году. Давайте с вами посмотрим, как читает его автор.

5) Работа по учебнику, (страница 96).

 А потом позвонили зайчатки …

 Выразительное чтение произведения “Телефон”.

6) Какие непонятные слова вам встретились? Давайте разберём их значение.

Дюжина – двенадцать.

Дребедень – ерунда, чепуха.

Газели – вид антилопы.

Галдели – громко говорили.

Пуд – русская мера веса (примерно 16кг).

7) Чтение трудных слов по слогам.

За-зво-ни-ли

 При – шлёшь

 Раз-бо-ле-лись

 По-зво-ни-ли

 По-жа-луй-ста

 Дре-бе-день

 Не гал-де-ли

 При-ска-ка-ли

 От-дох-нуть

 Про-ва-лил-ся

8) Повторить чтение произведения по цепочке (по 1 строчке).

9) Беседа по прочитанному материалу.

Назовите героев: - Кто первым позвонил, обратился за помощью? (Слон).

- Что попросил крокодил? (Дюжину калош).

- Зачем нужна дюжина калош? (Что бы есть).

- Зачем позвонили цапли? (Что бы прислали капли).

- Что попросили зайчатки? (Перчатки).

- С какой просьбой обратились мартышки? (Книжки).

- Как вели себя при телефонном разговоре газели? (Галдели).

- Кто обратился за помощью последним? (Носорог).

- О чём просил носорог? (Вытащить бегемота).

10) Расшифруйте слова:

ИКТАЧЙАЗ – (зайчатки).

 ИЛПАЦ – (цапли).

 ИКШЫТРАМ – (мартышки)

 ИЛЕЗАГ – (газели).

 ГОРОСОН – (носорог).

 ЙАГУПОП – (попугай).

 НОЛС – (слон).

 ДЮЛБРЕВ – (верблюд).

 ЛИДОКОРК – (крокодил). [1]

Какие слова лишние?

1 слог: Слон.

 2 слога: Цапли, верблюд.

 3 слога: Мартышки, зайчатки, газели, носорог.

11) Все ли животные соблюдают правила телефонного разговора?

Какие правила знаете вы?

а) Когда звоните – здоровайтесь.

 б) Не кричите.

 в) Говорите по делу.

 г) Не говорите долго.

 д) Не звоните очень рано или поздно.

 е) Если не туда попали – извинитесь.

 ж) Отвечайте вежливо.

 з) Закончив разговор, попрощайтесь.

V. Итог урока.

Какое произведение мы изучили сегодня на уроке? Чем больше всего понравилось

заниматься? Посмотрите на выставку книг К.И.Чуковского.

Хорошие книги писал дед Корней.

 Воспитывал взрослых он и детей.

 Будут и внуки наши и дети,

 Сказки читать весёлые эти.

VI. Домашнее задание.

Выучить понравившийся отрывок из стихотворения “Телефон”.

Записать загадки о телефоне.

Список литературы:

1. Методические рекомендации к учебнику “Родная речь.1 класс” под редакцией Л.Ф.Климановой.

 2. “Игры, викторины, праздники в школе и дома”, автор: Э.Г.Кузнецова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока чтения для 2 класса. Тема: "Честное гусеничное" В. Берестов.

Урок литературного чтения во втором классе по произведению В.Берестова "Честное гусеничное". На этапе мотивации ученикам предлагается в парах отгадать загадку о гусенице (героине произведения). В тече...

Урок чтения во 2 классе В. Берестов "Грибы"

Познакомить учащихся со стихотворением  В. Берестова «Хитрые грибы» и  научной статьёй о грибах, создать условия для формирования умения  выявить различия между стихотворным художествен...

урок чтения: "Любишь ли ты музыку". В. берестов. "Аист и Соловей" (отработка правильности чтения)

урок чтения: "Любишь ли ты музыку". В. берестов. "Аист и Соловей" (отработка правильности чтения)...

Технологическая карта урока по литературному чтению Тема: «В. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (Из энциклопедии). Сравнение художественного и научно-популярного текстов»

Технологическая карта урока по литературному чтениюТема: «В. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (Из энциклопедии). Сравнение художественного и научно-популярного ...

Презентация к уроку литературного чтения В.Д.Берестов

Презентация к уроку литературного чтения. "Хитрые грибы"...

Конспект урока по литературному чтению В.Д. Берестов "Кошкин щенок" 2 класс

Уважаемые коллеги! Надеюсь, что данная разработка поможет Вам в организации урока литературного чтения....

Урок литературного чтения "В.Д.Берестов "Хитрые грибы", 2 класс

Методическая разработка урока по учебнику "Литературное чтение. 2 класс". Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. по теме: "В.Д. Берестов "Хитрые грибы", ...