Урок чтения во 2 классе В. Берестов "Грибы"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Акиньшина Тамара Федоровна

Познакомить учащихся со стихотворением  В. Берестова «Хитрые грибы» и  научной статьёй о грибах, создать условия для формирования умения  выявить различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

                     Муниципальное общеобразовательное учреждение

  «Никольская средняя  школа

Белгородского района Белгородской области»

План-конспект урока литературного чтения

во 2 в классе

Тема:  В.Д.Берестов «Хитрые грибы».

«Грибы» (из энциклопедии).

                                                  Учитель начальных классов

                                                       Акиньшина Тамара Федоровна

2014-2015 ученый год

Теоретические сведения

Цель деятельности педагога:  - познакомить учащихся со стихотворением  В. Берестова «Хитрые грибы» и  научной статьёй о грибах, создать условия для формирования умения  выявить различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом.  

Задачи:

 - учить детей работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное;

 - отрабатывать навыки выразительного чтения;

 - расширить знания о  грибах;

- учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой;

- формировать умение различать стихотворный художественный и прозаический научный текст;

-  развивать память, речь, внимание;

-  воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью.

Познавательные УУД:

- умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников;

- умение ориентироваться в учебнике;

- умение находить вопросы в тексте;

- умение сравнивать, классифицировать, делать выводы;

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать других;

- умение правильно оформлять свои мысли;

- умение грамотно строить речевые высказывания;

- умение работать в паре;

Регулятивные УУД:

-умение прогнозировать работу;

-умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Личностные УУД:

- умение высказывать своё отношение к событиям и героям;

-умение выражать эмоции.

Практическая работа

Оборудование:  магнитная доска, портрет В.Д. Берестова, презентация к уроку, проектор, иллюстрации грибов, корзина, карточки со словами, карточки с загадками, аудиозапись стихотворения, знаки для самооценки, энциклопедии, толковый словарь.

Ход урока

I. Организационный момент

        - Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов! 

-  Сегодня, 14 октября наша Православная церковь отмечает праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Покров - один из самых почитаемых в народе осенних праздников.  14 октября  прощались с осенью и встречали зиму. Говорили: «На Покров до обеда - осень, а после обеда - зима».  

II. Проверка домашнего задания

 -Произведения какого  раздела учебника  мы читаем ? (Люблю природу русскую. Осень).

- Какие произведения мы читали? Назовите

- Чему были посвящены стихотворения, которые вы учили дома?

 (Читают 4 ученика стихи о листьях)

- Оцените  выступления

III. Речевая разминка

Клим спросил у Алексея:
- Кто в лесу лисички сеял?
Звери дикие иль птицы?
- Ну, понятно кто – лисицы!
-Прочитаем  медленно (хором)

- 1 ряд читает тихо

- 2 ряд читает  с увеличением громкости

- Читаем выразительно, соблюдая интонацию

- Кто запомнил стихотворение? Прочитайте наизусть.

IV.Актуализация знаний. Постановка целей урока.

- Чем  хороша осень? ( Деревья в разноцветном уборе, листопад, птицы стаями улетают в теплые края )

-А еще?

(созревают овощи, фрукты, в лесу много грибов)

- А тут ещё загадка для нас:

        И на горке, и под горкой,

        Под березой и под елкой,

        Хороводами и в ряд

        В шапках молодцы стоят. (Грибы)

- Как вы думаете,  о чём пойдёт речь сегодня  на уроке? (Речь на уроке пойдёт о грибах)

- Как считаете, с чем познакомимся сегодня на уроке и чему будем учиться на  уроке чтения?

 (Выразительно читать произведения о грибах, рассуждать, думать, отвечать на вопросы, делать выводы)

V. Изучение нового материала

а) Работа с текстом «Грибы», с.77

- Скажите, а грибы- это растение или нет?

- Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем текст в учебнике на с. 77

1) Первичное чтение,(с.77)

 (  читает подготовленный ученик)

2) Беседа

 – Нашли ли мы в тексте ответ на наш вопрос? ( Грибы – это не растения и не животные.)

 – Так что же такое грибы? ( Это особое царство природы, которое так и называется грибы.)

3) Повторное чтение текста вслух (по цепочке)

- Прочитаем текст ещё раз по цепочке. Читайте внимательно, чтобы потом ответить на мои вопросы.

– О каких грибах говорится в этом тексте? (В тексте говорится о подберезовиках, подосиновиках, белом грибе, мухоморе.)

– Дети, а кто является автором этого текста?

( Автора нет. Написано, что текст взят из энциклопедии.)

 – Кто знает, что такое энциклопедия?

 4) Сообщение ученика

– Энциклопедия – это научное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Материал в этой книге располагается в алфавитном порядке.

Энциклопедия – это книга, которая простыми, доступными пониманию       словами отвечает на все ваши вопросы.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ в переводе с французского языка означает «свод знаний».

- Какие бывают энциклопедии?

Есть энциклопедии, в которых можно найти ответ на любой интересующий вас вопрос. Они называются УНИВЕРСАЛЬНЫМИ. Это «Большая детская энциклопедия», энциклопедии «Все обо всем», «Я познаю мир» и другие.

Есть энциклопедии, содержащие сведения об одной какой-либо отрасли науки «География», «История», « Техника», «Живой мир» и другие.

(Учитель показывает названные издания).

- В какой энциклопедии мы можем найти информацию о грибах?

- Какая маленькая энциклопедия  помогает нам готовиться к уроку окружающего мира? (Атлас-определитель)

– Таким образом, вы сейчас работали со статьей из энциклопедии, в которой излагаются научные сведения о грибах.

5) Сообщения учащихся (заранее приготовлены)

Грибов на свете очень много. Плесень, покрывающая корочку хлеба, -тоже гриб. Трутовик, выросший на стволе дерева- тоже представитель грибного царства.

Под землёй у гриба находится грибница- тонкие белые нити- .а на поверхности земли «плодовое тело»- шляпка и ножка.

Показ строения гриба на слайде

(На шляпке у одних грибов слой трубочек. А у других пластинки. В трубочках созревают споры гриба-крошечные «живые пылинки». Они у грибов вместо семян.)

Грибы делятся на съедобные и несъедобные и ядовитые

 - Грибы ценны своими вкусовыми и ароматическими свойствами. Они содержат много витаминов и минеральных веществ. По питательности грибы могут заменить мясо.

Какой гриб среди всех остальных считают королём грибов?

( Информация о белом грибе Даши Богацкой)

 -Белый гриб, боровик

- А какие вы знаете необычные грибы?

Рассказ ученика о плазмодии (Гриб, напоминающий медузу, полупрозрачный. По лесу передвигается ,перекатываясь с боку на бок.)

VI.Физкультминутка

VII.Продолжение работы по теме урока Работа в парах

1) - Сейчас вы услышите новую информацию о грибах. Будьте внимательны.

Определите, какая информация, по вашему мнению, просто интересная, а какая –важная (её необходимо запомнить, важная- показать «!», интересная – «+»).

- Сбор грибов в народе называют «тихая охота»

- Из ста тысяч грибов только сто видов относится к съедобным грибам.

-Грибы срезают ножом, чтобы не повредить грибницу(иначе на этом месте они уже не вырастут).

-Незнакомые грибы брать нельзя, они могут оказаться несъедобными, ядовитыми.

- Незнакомые грибы не надо сбивать ногами (ими могут лечиться животные).

Оцените кто правильно – закрашивает зеленым карандашом

1 ошибка- желтым

Не справился – красным

2) Работа над произведением В.Берестова «Хитрые грибы».

1. Подготовка к восприятию. 

а) Беседа.

-В какое время года собирают грибы? Как правильно собирать грибы, чтобы не повредить грибницу и не повлечь исчезновение грибов?

-Ребята, грибы могут собирать только те, кто хорошо в них разбирается, кто может отличить съедобные грибы от несъедобных.

-Кому из вас приходилось собирать грибы? Расскажите.

–А сейчас мы узнаем, какой случай произошел с писателем Валентином Дмитриевичем  Берестовым , отправившимся в лес за  грибами .

- Вам знакомо имя этого автора?

( Поэт родился в 1928 г. в городе Мещовка Калужской области. Свою любовь к детской литературе будущий писатель и поэт принес из раннего детства, в 4 года он уже научился хорошо читать. Свои стихи начал писать с детства )

-Прочтите название стихотворения В.  Берестова , которое мы будем читать.

-Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом стихотворении, почему автор называет  грибы  « хитрыми »?

 2 .Первичное восприятие текста ( аудиозапись)

3.Беседа.

- Верны ли были ваши предположения?  Почему автор назвал  грибы  « хитрыми »?

-Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

4.Чтение стихотворение про себя.

-Прочитайте стихотворение про себя, научитесь правильно читать все слова, обратите внимание на знаки препинания, найдите слова, значение которых вам непонятно. подготовьтесь отвечать на вопросы по содержанию.

(Учитель подходит к слабым детям при чтении)

-Прочитайте стихотворение вслух, как научились читать

5. Чтение вслух

- Прочитайте стихотворение вслух, как научились читать

6. Словарная работа

Лукошко- небольшая корзинка для грибов из прутьев

-Подберите синоним к этому слову

Кочка -бугорок на сырой или заболоченной земле. (картинка)

(Карточки со словами выставляются на доске)

  7.Беседа по содержанию в сочетании с выборочным чтением.

-Прочтите строки, в которых говорится, где искал автор грибы.

-Прочтите строки, которые вызвали у вас улыбку.

-Нравятся ли автору «хитрые грибы»? Докажите словами из текста.( грибочки)

-Как вы думаете, мог ли автор на самом деле перепугать грибы большой корзиной? 

VIII. Гимнастика для глаз

-Какой орган нашего организма помогает нам найти грибы в лесу?

- Немного отдохнем и сделаем гимнастику для глаз.

8. Работа над выразительным чтением стихотворения.

- Будем учиться читать стихотворение выразительно.

-Найдите в тексте восклицательное предложение.

Давайте прочитаем его с правильной интонацией.(2-3 человека)

-Прочтите вопросительное предложение.

-Какое слово надо выделить голосом? (где-то)

-Прочтите выразительно это предложение.

в) Сравнение художественного текста и научного.

 – Сравните два текста, которые мы сегодня изучали.

- Какой из этих текстов написал учёный, а  какой-поэт?

– Можно сказать, что у них есть что-то общее?

( Да, у них одна тема – грибы.)

 – А чем они отличаются?

 (Одно произведение – стихотворение, а другое –проза, научная статья. Стихотворение написал поэт, а статью – ученый.)

– Как вы думаете, чем еще отличается стихотворение от статьи?

( Когда мы слушали стихи, то мы чувствовали радость или печаль, нам было смешно или грустно, перед нами оживали описываемые картины природы, мы представляли, как прячутся от большой корзины “хитрые” грибы.

 Когда мы слушали научную статью о грибах, то мы просто узнали, что такое грибы и какие есть грибы.)

 – Да, поэты видят красоту природы в любое время года, и они передают свои впечатления, чувства, настроение с помощью слов. Мы – читатели – эти чувства ощущаем. В стихотворении есть созвучные строки – рифмы, которые делают речь музыкальной и ритмичной.

– А в статье ученый на конкретных примерах объясняет, что происходит вокруг, описывает факты, события, научные сведения.

 Вывод: Статья « Грибы »-это научный текст, написанный ученым.

Стихотворение «  Хитрые   грибы »-художественный текст, написанный поэтом.

 IX. Работа в группах

 - Отгадайте загадки и  найдите фотографию гриба в классе( группа)

           

1.  А этот красавец на белой ножке,

             Он в красной шляпке,

             На шляпке горошки. (Мухомор)

-  А почему мухомор получил такое название? (Настоем этого гриба раньше морили мух.)

- А можно ли его сбить ногой, раз он ядовитый? (Нет, он служит лекарством для животных)

2.    На пеньке сидят братишки.

      Все - в веснушках шалунишки. 
     Эти дружные ребята называются ... 
(опята)

      3. В белой шляпе

3.   Красивая дама.

      Смотрит свысока-

      Ручки в бока,

      Богата и важна,

      Да никому не нужна! (Поганка)

4.   В белой кепке

      Белый крепыш.

      Плечи расправил,

      Ножки расставил,

   В землю врос:

   Кто б увидал-

   С собой унёс (Боровик)

5. Ходят в рыженьких беретах,

    осень в лес приносят летом.
   Очень дружные сестрички – золотистые ... 
(лисички)

- Назовите  съдобные и несъедобные грибы.

X.Домашнее задание

Прочитать выразительно стихотворение и статью на с.76-77.

По желанию – нарисовать съедобные и несъедобные грибы.

 X1.Рефлексия. Подведение итогов урока

- Чему был посвящён наш урок?

-Где в жизни вам могут пригодиться полученные на уроке знания?

-Оцените свою работу на уроке и своё отношение к материалу урока

(выбирают грибок определённого цвета:

жёлтый -  у меня всё получилось на уроке, я хорошо читал, думал, зелёный -  я не  совсем понял материал, иногда испытывал трудности, читал не очень хорошо;

красный- у меня ничего  не получилось, было трудно.)

- Наши грибочки мы поместим в корзинку и посмотрим , какой урожай грибов набрали.

Урок окончен. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации

Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...