Диагностика готовности к самостоятельной познавательной деятельности
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
Диагностика на основе литературного текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика готовности к самостоятельной познавательной деятельности
Цель: определить уровень познавательной самостоятельности учащихся в процессе работы с учебной статьей.
Оцениваемые УУД:
- отбирать основное содержание произведения
- определять главных героев
- уметь определять красочные определения (эпитеты)
- восстанавливать последовательность происходящих событий
- определять проблему у главного героя
- уметь находить образные выражения
- восстанавливать деформированный план произведения
- определять главную мысль произведения
- определять тему произведения
- выражать своё отношение к произведению
- уметь сопоставлять данное произведение с другими
- составлять письменное высказывание по произведению
- рисовать модель обложки для этого произведения
- составлять план изложения содержания произведения от 1 лица
Возраст: 10-11 лет
Форма: Школьникам предлагаются тексты и задания для самостоятельной работы при изучении нового произведения. Ответы на вопросы даются письменно. Тетради сдают учителю. Продолжительность работы 1 урок.
В.П. Астахов
Капалуха
Мы гнали колхозный скот на летнюю пастьбу. Тайга поредела. Леса были сплошь хвойные, покоробленные северной стужей.
Стадо телят и бычков вытянулось на старую просеку. Животные, да и мы тоже, шли медленно и устало.
В одном месте на просеку выдался небольшой бугорок, сплошь затянутый бледнолистным черничником. Зелёные пупырышки будущих черничных ягод выпустили чуть заметные серые былиночки-лепестки, и они как-то незаметно осыпались. Потом ягодка начнёт увеличиваться, багроветь, затем синеть и сделается чёрной с седоватым налётом. Вкусна ягода черника, когда созреет, но цветёт она скромно, пожалуй, скромнее всех других ягодников.
У черничного бугорка поднялся шум. Побежали телята, закричали ребятишки, которые гнали скот вместе с нами. Я поспешил к бугорку и увидел, как по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка (охотники чаще называют её капалухой).
– Гнездо! Гнездо! – кричали ребята.
Я стал ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда не видел.
– Да вот же, вот! – показывали ребятишки на зелёную корягу, возле которой я стоял.
Я глянул, и сердце моё забилось от испуга – чуть было не наступил на гнездо. Оно было свито под упруго выдавшимся из земли корнем. Обросшая мхом со всех сторон и сверху тоже, эта неприметная хатка была приоткрыта в сторону черничного бугорка. В хатке – утеплённое мхом гнездо. В гнезде четыре рябоватых светло-коричневых яйца. Яйца чуть поменьше куриных. Я потрогал одно яйцо пальцем – оно было тёплое, почти горячее.
– Возьмём! – выдохнул мальчишка, стоявший рядом со мною.
– Зачем?
– Да так!
– А что будет с капалухой? Вы поглядите на неё!
Капалуха металась в стороне. Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю. На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих будущих птенцов, сохраняла для них тепло. Потому и закостенели от неподвижности крылья птицы. Она пыталась и не могла взлететь. Наконец взлетела, села над нашими головами.
И все весело побежали от капалухиного гнезда.
Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. Но глаза её уже не следили за нами. Она целилась на гнездо, и как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла...
(328 слов)
Вопросы и задания
- Куда отправились ребята ранним утром? Какая это была дорога?
- Найди описание черничника и зачитай вслух.
- Какая неожиданность подстерегала ребят в лесу? Как ещё называют глухарку?
- Какое чувство испытал автор, когда увидел гнездо?
- Что он смог увидеть, едва бросил взгляд на гнездо капалухи? Как называют таких людей?
Вопросы и задания
1. На протяжении каких времён года происходят события, описанные в тексте?
зимой;
весной;
летом;
осенью
2. Определи главных героев произведения.
телята;
ребята;
капалуха;
автор;
будущие птенцы;
коровы
3. Продолжи ряд словосочетаний (2–3).
колхозный скот,
северная стужа,
небольшой бугорок,
... .
4. Восстанови последовательность событий в произведении:
Побежали телята, закричали ребятишки
Мы гнали колхозный скот
Капалуха сидела на сучке
Я стал ощупывать
5. Запиши причину волнения капалухи.
6. Кто такая капалуха?.
7. Восстанови деформированный план текста.
Гнездо.
Шум у бугорка.
На летнюю пастьбу.
Капалуха волнуется.
Небольшой бугорок.
Капалуха в гнезде.
8. Определи главную мысль текста.
9. Подумай, что заключено в заглавии?
тема;
основная мысль
10. Понравилось ли тебе это произведение и чем?
11. Вспомни, какое произведение (заглавие, автор) на эту тему ты читал?
12. Составь жизненное правило для мальчишки или вспомни и запиши пословицу, которая бы подошла к этому правилу.
13. Зарисуй модель обложки для этого произведения.
14. Подумай и составь план пересказа истории от имени капалухи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика готовности учителя к воспитательной деятельности
Данная презентация будет полезна руководителям ГМО и ШМО, учителя смогут оценить личностные качества учителя-воспитателя....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/02/picture-140789-1354466139.jpg)
Творческий проект на уроках технологии как средство формирования самостоятельной познавательной деятельности младших школьников.
Данный опыт функционирует в МОУ «Коммунаровской СОШ»Автор выступал на методических объединениях учителей начальных классов. Опыт работы используется учителями младших классов и учите...
Организация эффективного управления самостоятельной познавательной деятельностью школьников - основной механизм повышения качества образовательного процесса.
Как научить детей работать самостоятельно? Это угловой вопрос НОО ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/28/picture-314748-1382949209.jpg)
Домашнее задание как средство развития самостоятельной познавательной деятельности младших школьников.
Современная школа должна обеспечить каждому ребёнку индивидуальную траекторию развития и обучения не только на уроках, но и при выполнении домашних заданий. В статье представлена методика ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/24/picture-424725-1395678359.jpg)
Диагностика готовности школьников к самостоятельной познавательной деятельности.
Диагностика проводится на основе литературного текста....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/24/picture-424725-1395678359.jpg)
Диагностика готовности школьников к самостоятельной познавательной деятельности.
Диагностика на основе литературного текста....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/12/picture-85999-1584000151.jpg)
Педагогическая диагностика по выявлению особенностей познавательной деятельности детей с ОВЗ, обучающихся в 1 классе
В последнее время отмечается рост численности детей с особыми образовательными потребностями, возникающими в силу различных нарушений развития, которые, в свою очередь, препятствуют освоению обр...