Урок по литературному чтению 4класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
ТЕМА: А.И.КУПРИН «БАРБОС И ЖУЛЬКА»
Познакомить учащихся с рассказом А.И.Куприна «Барбос и Жулька». Раскрыть смысл авторской идеи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ В 4 КЛАССЕ
ТЕМА: А.И.КУПРИН «БАРБОС И ЖУЛЬКА»
Цель:
1. познакомить учащихся с рассказом А.И.Куприна «Барбос и Жулька». Раскрыть смысл авторской идеи.
2. формировать навыки работы с текстом, отрабатывать навыки выразительного чтения, обогащать словарный запас, развивать речь, мышление, учить оценивать поступки героев.
3. вызвать эмоциональный отклик от прочитанного произведения. Раскрыть смысл дружбы и верности. Прививать любовь к животным.
Оборудование: портрет А.И.Куприна, бумажные ленты с записанными пословицами.
Ход урока.
I. Организация урока
II. Введение в тему. Актуализация знаний.
1. Работа с пословицами.
- Прочитайте пословицы и объясните их смысл.
(Дети читают бегущей строкой и объясняют их смысл)
- «Легко подружиться, тяжело разлучиться»
- «При верном псе и сторож спит»
- «Будь верен до смерти»
- Какая тема объединяет эти пословицы? (Размышление о дружбе)
2. Вводная беседа.
- Сегодня мы познакомимся с еще одним рассказом А.М.Куприна «Барбос и Жулька»
По названии вы догадались о ком пойдет речь в рассказе? (О собаках)
- В какой раздел входит рассказ? («Природа и мы»)
- Почему рассказ о собаках включили в этот раздел? (Животные – это часть природы)
- Собаки занимают большое место в жизни человека. Не зря их называют четвероногими друзьями. Существует много случаев, когда собаки, жертвуя собой, спасали жизнь своего хозяина.
Рассказ «Барбос и Жулька» расскажет нам о настоящей дружбе…только собачьей.
III. Знакомство с рассказом «Барбос и Жулька».
- Словарно-лексическая работа. (Ведётся в процессе чтения)
Приземистый – малорослый и плотный по сложению.
Сталактит – имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковой нарост, образованный просачивающимися каплями.
Флирт – любовная игра, кокетство.
Фестон – один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья.
Подпалина – рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.
Лицемерный – отличающийся лицемерием.
Лицемерие – поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность, прикрытая чистосердечием.
Лавры – ветви лаврового дерева, венок из них – символ победы, славы, награды.
Карьер – самый быстрый конский бег.
Триумфальный – триумф – блестящий успех, торжество.
Объясните: «Бывал унизан колючими репяхами»
Подобрать синонимы:
Льстивый – вкрадчивый, ласкательный
Мучение – страдание, пытка, маята, терзание
Подобрать антонимы:
Сходство – различие, разница
Взволнован – спокоен
- Первичное чтение рассказа учителем
(После паузы)
- Ваше впечатление от прочитанного? (Дети делятся впечатлениями)
- От чьего лица ведется повествование? (От лица повествователя: он все знает, даже мысли героев, может высказать своё отношение к героям, дать свою оценку событиям)
IV. Физкультминутка.
V. Работа над рассказом.
1. Портреты героев рассказа.
(С помощью вычитывания текста выписываются в тетрадь детали – характеристики главных героев)
Барбос Жулька
невелик ростом маленькая
приземист тонконогая
широкогрудый с желтыми подпалинами
над бровями и
на груди
дворовый комнатная
отважный деликатная, вежливая
тонкий слух
разбойник
- Соответствуют ли клички животных их портретам?
- Сюжетная линия рассказа.
- На сколько смысловых частей можно разделить весь рассказ? (На три)
(Вместе с учителем дети определяют границы частей и главные мысли каждой части)
- Дружба Барбоса и Джульки.
- Отважный поединок.
- Прощание друзей.
(Могут быть и другие варианты)
- Углубленный анализ каждой части.
А) Фактуальный анализ 1-й части.
(Свои ответы дети подтверждают словами текста)
- Кто больше всего понимает собак? (Дети)
- Почему?
- Отношение Барбоса к чужим собакам в своем дворе? (…Едва только на улице показывалась собачья фигура, Барбос стремительно… стр.87)
- О каком великом законе единоборства сообщает автор? (…Бей первым, если не хочешь быть битым…)
- Поведение Барбоса с незваным гостем? (…как молния настигал соперника, сбивал его с ног и начинал грызню… наконец Барбос одерживал победу)
- Поведение Барбоса после победы? (…С гордым видом возвращался на свой пост – триумфальное шествие)
- Нравились ли ему такие бои? (…тем слаще ему казались победные лавры…)
- Отношение Барбоса и Жульки? (…Между ними царствовало редкое согласие и самая нежная любовь. «Они то бегали одна за другой, то устраивали засады, то с притворно сердитым рычанием делали вид, что ожесточенно грызутся между собой»)
- Поведение Жульки при виде доброго человека? (…подходила со смелой доверчивостью, опиралась на его колено своими передними лапками и нежно потягивала мордочку, требуя ласки.)
- В чем главным образом проявилась деликатность Жульки? (В манере есть. Зачитать.)
- Можно ли сказать, что в первой части рассказа начинается завязка всего рассказа? (Можно. Есть главные герои, их уклад жизни, их привычки)
б) Подтекстовое прочитывание (вычитывание причинно-следственных связей, обоснование, доказательство своих ответов)
- В третьей части автор вводит еще одного героя, отрицательного.
Портрет бешеной собаки
носилась
нагоняла страх и ужас
люди попрятались,
все кричались, распоряжались
подзадоривали друг друга
укусила свиней
разорвала несколько уток
- Что вы почувствовали, когда прочитали эти строки? (страх, беспокойство, напряжение. Что будет?)
- Поведение Барбоса при виде бешеной собаки? (…вместо того, чтобы по обыкновению, кинуться в бой, он только дрожал всем телом и жалобно повизгивал)
- Каким мы привыкли видеть Барбоса?
- Почему же теперь он ведет себя таким образом? (ответы детей, основанные на жизненном опыте)
- Да, это неестественное поведение для Барбоса.
- Поведение Жульки? (…выскочила, во всю прыть понеслась наперерез, расстояние уменьшалось с поразительной быстротой, все произошло так быстро, упала, покатилась по земле…)
- Какой мы привыкли видеть Жульку? (ответы детей)
- Видим неестественное поведение Жульки.
- Что испытали, когда прочитали этот отрывок? (тревогу, страх, беспокойство за Жульку и т.д.)
- Почему?
- В какой момент почувствовали самое большое напряжение? (Все ахнули!)
- Та часть в рассказе, где мы испытываем наибольшее напряжение, называется кульминацией.
Идет вычитывание текста о душевном состоянии Жульки после поединка:
«Случилось что-то страшное, необъяснимое. Она словно поменялась, исхудала до неузнаваемости, то лежала, то носилась, кружась и подпрыгивая, отказывалась от пищи, не оборачивалась на свое имя, ослабла, не могла приподняться с земли, глаза выражали внутреннее мучение,.. бессильно лежала, слабо виляла хвостом, хотела приподнять морду, но это ей не удавалась»
- Как вы думаете, отчего заболела Жулька? (выслушиваются ответы детей)
в) Концептуальный анализ 3 части помогает выйти на уровень идеи произведения.
- Поведение Барбоса? (стремглав бросился, обнюхал и с тихим визгом стал лизать её в глаза, в морду, в уши…)
- Мы видим истинные чувства героя и сострадания двух друзей.
- Почему автор видит в прощании собак что-то трогательное? (Их чувства и действия похожи на человеческие)
VI. Итог урока.
- Что хотел показать А.И.Куприн своим читателям? (выслушиваются выводы детей)
- Поведение героев в нестандартных ситуациях. Показал настоящую дружбу между собаками и их способность к самопожертвованию во имя любви. Мы увидели, что в поведении собак, в их чувствах есть много что человеческого.
VII. Домашнее задание.
- Нарисовать понравившийся эпизод.
- Пересказ текста от имени Барбоса.
- Индивидуальное задание: подготовить рассказ о собаках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 4класс "Школа 2100"
Этот урок проводится двумя преподавателями: учителями 4 и 5-ого класса. Для тех кого интересует преемственность. ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/11/picture-299385-1384194944.jpg)
Презентация к уроку литературного чтения 4класс
Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе по системе Л.В.Занкова. "Былина"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/13/picture-904120-1489411542.jpg)
Урок по литературному чтению в 4классе по теме "Удивительная находка"
Урок по литературному чтению в 4классе по теме "Удивительная находка" раработан по ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/06/picture-683084-1504719281.jpg)
Урок литературного чтения. 4класс И. А. Бунин «Листопад» (отрывок)
Урок литературного чтения. 4классИ. А. Бунин «Листопад» (отрывок)...
Открытый урок Литературное чтение 4класс
Открытый урок в 4 классе по теме "Былины. Знакомство с произведением Илья Муромец и Соловей - разбойник"....
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/20/picture-1037462-1526805436.jpg)
Урок по литературному чтению В.Маяковский "Хорошее отношение к лошадям" 4класс
Урок по литературному чтению В. Маяковский "Хорошее отношение к лошадям".Данный урок в образовательной программе « Перспективная начальная ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/30/picture-1208680-1585574783.jpg)
Презентация урока по литературному чтению 4класс
Презентация к уроку по литературному чтению "Выскочка" М.М. Пришвина...