Урок по литературному чтению В.Маяковский "Хорошее отношение к лошадям" 4класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Залалиева Н.Г.

       

 

Урок по литературному чтению В. Маяковский "Хорошее отношение к лошадям".

Данный  урок  в образовательной программе « Перспективная начальная школа» 4 класса по литературному чтению входит  в  раздел «Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда».

В основу урока положен личностно - ориентированный принцип обучения.  При анализе   произведения  обучающийся    был активным, искренним участником диалога. Использование приемов   деятельностного и

диалогового  методов  позволило создать на уроке атмосферу свободы,  творчества, простора для читательской интерпретации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог: Залалиева Наталья Геннадьевна, МБОУ «СОШ № 17 с углубленным изучением музыки и ИЗО» г. Бийск

Предмет: литературное чтение

Класс: четвертый

Тема урока: В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

Программа: «Перспективная начальная школа»

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Задачи урока:

- формировать умение отвечать на вопросы по тексту и анализировать произведение; совершенствовать навык выразительного чтения;

- формировать УУД:

  • личностные: оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; высказывать свое отношение к героям прочитанного.
  • познавательные: формировать умение строить речевые высказывания, самостоятельное выделение и формулировка учебной цели, осуществлять поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.
  • коммуникативные: ·оформлять свои мысли в устной  форме;   формировать  умение  учитывать  разные мнения  и прислушиваться  к мнению одноклассников;  вступать в диалог;  участвовать  в коллективном обсуждении.
  • регулятивные: целеполагание,  оценка

 Методы обучения: деятельностные, диалоговые, игровые, рефлексивные,  создание ситуации выбора и успеха.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная,  индивидуальная.

Средства обучения:

  • Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учебник: 4 класс. В 2 ч. М.: Академкнига/Учебник, 2012 - ч.2: 192с.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс, толковый словарь, ТСО: компьютерная техника, проектор.  

Ход урока

 I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

-  В ваших глазах искорки. Очень приятно, что вы готовы добывать знания.

II.Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация.

- Как называется раздел по которому  работаете?

( Дети высказываются, кто затрудняется вспомнить,  то  открывают в учебнике содержание и зачитывают название раздела «Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда»)

- Что это за особенная правда у искусства?

(Художники, поэты, писатели рисуют картины, создают образы только глубоко пережитого.)

- Предлагаю  обратиться к репродукции картин на стр.99. Как вы обнаружили, что у художников есть своя особенная правда?

Обобщаю ответы детей.

(Художники рисуют не только глазами, но и сердцем, душой. Они изображают не только внешнюю форму вещей, а отображают внутреннюю жизнь человека, его эмоции, страдания, чувства.)

- Сегодня познакомимся со стихотворением с необычным названием. Прочитайте название на стр.112. и рассмотрите иллюстрации.

 («Хорошее отношение к лошадям»)

- Как думаете о чем стихотворение?

( Об отношении к окружающим, о заботе и помощи ...)

2. Постановка целей урока.

- Какие поставите перед собой цели?

( Открыть тайны стихотворения. Понять, почему это стихотворение помещено в разделе  «Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда». Понять идею произведения.)

III. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение текста учителем.

 Выявление первичного восприятия с помощью беседы.

- Какое настроение возникло? ( Тревога, печаль, гордость)

-Что поразило вас в этом стихотворении? ( Равнодушие, бессердечность, черствость)

- Совпали ваши предположения?

(Высказывания детей.)

 2. Вторичное чтение  текста детьми. Словарная работа

- Ребята, увидела, что у вас возникло желание прочитать стихотворение самим.

- Прочитайте про себя, отметьте слова и выражения, которые затрудняетесь объяснить.

- Какие  слова и выражения оказались трудными для вашего понимания?

( Работа с толковыми словарями, сносками, опора на жизненный опыт детей)

Физминутка.

3. Анализ текста

(Приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, работа по развитию навыка выразительного чтения)

- Читаем вопросы на стр.114, размещенные под стихотворением.

 (Обращаюсь к рекомендациям по анализу стихотворения:  О.В. Борисенкова, О.В. Малаховская  Литературное чтение 4класс Методическое пособие ООО «Издательство» «Академкнига/ Учебник, 2012)

- Почему поэт в начале стихотворения использует короткие строчки - из двух слов и даже из одного? Какой ритм это создает и что этот ритм помогает передать?

(Короткие строчки помогают подчеркнуть особый чеканный отрывистый ритм цокающих по мостовой копыт)

- Зачитайте эти строчки.

(Били копыта.

 Пели будто:
- Гриб. 

- Грабь. 
- Гроб. 
- Груб.)

- В данном случае слова полностью теряют свое лексическое значение, но выступают в другой функции – звукоизобретательной.

- Какие звуки повторяются в строчках на цветном фоне?

( В этих строчках повторяются звуки [гр],[л], неприятные и резкие, как скрежет копыт по льду.

-Помогают ли эти и другие звуки передать впечатление обледенелой улицы и цокота лошадиных копыт?

(Эти и другие звуки передают впечатление обледенелой улицы.)

- Как называется такой прием?

(Звукопись.)

- Почему поэт использует этот прием?

(Усилить впечатление слушателей, ярче представить картину, почувствовать тревожное настроение.)

- Какой еще повторяющийся звук помогает создать впечатление прогуливающихся по улице бездельников – зевак с их неспешной шаркающей походкой?

(Это звук [шэ], [шы], который повторяется в строчке: «Штаны пришедшие Кузнецким клёшить». Это звуковое впечатление обобщается в слове «шелест». «Шелестом» герой называет шум шаркающей толпы, окружающей его.)

- Подтвердите свои высказывания строчками стихотворения.

(И какая-то общая

звериная тоска

плеща вылилась из меня

и расплылась в шелесте.)

- Поэт потрясён. Его пронзает боль, сострадание к мучению животного.

- Каким общим словом поэт называет смех и улюлюканье толпы?

( Поэт называет улюлюканье толпы, окружившей упавшую лошадь, воем. Выкрики зевак подобны вою, для которых муки животного зрелище.

- Страдание животного вызывает у толпы смех, который напоминает звон мелкой монеты.

- Найдите эти строчки.

- С какой интонацией их надо прочесть?

(С насмешкой.)

- Прочитайте.

Смех зазвенел и зазвякал:

- Лошадь упала!

- Упала лошадь!

Смеялся Кузнецкий.

- Какие чувства наполняют поэта?

 (Поэт удручён. Он противопоставляет себя толпе.) 

 - Подтвердите примерами из стихотворения.

(Лишь один я

голос свой не вмешивал в вой ему)

- Близко ли герой подошел к упавшей лошади? Наклонился ли он к ней? Почему ты так думаешь?

( Из текста понятно, что герой подошел близко к упавшей лошади, наклонился над ней, заглянул в глаза, увидел в них капли слез.)

Ребята подтверждают высказывание строчками:

Подошёл

и вижу

глаза лошадиные …

Улица опрокинулась,

течёт по – своему …

Подошёл и вижу -

за каплищей каплища

по морде катится,

прячется в шерсти …

- Какое чувство охватило героя при взгляде на лошадь? Это чувство жалости или какое- то другое, более сложное чувство?

(  Героя охватило более сложное чувство- сочувствие:

И какая-то общая

Звериная тоска

Плеща вылилась из меня.

Он потрясен жестокостью толпы, её готовностью посмеяться над чужой болью.)

- Передалось ли оно лошади? Почему ты так думаешь?

( Да, передалось. Лошадь нашла сопереживающего ей человека, и это придало ей силы. Лошадь вдруг поднялась на ноги, пошла и стала в стойло. Но лошадь не просто встала на ноги. Она ржанула и пошла хвостом помахивая.)

- Каким тоном надо прочитать строки, подтверждающие вашу мысль ?

(С гордостью)

-Зачитайте строчки из стихотворения.

(…лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала
.)

Обобщение.

- В трудной ситуации необходима  поддержка, слова утешения, сочувствие. Это придает силы, веру.
III. Работа с текстом после чтения.

1. Концептуальная беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста.

Физминутка для глаз.

- Продолжаем беседу.

- Подумай над названием стихотворения. Поэт именно к лошадям призывает нас относиться по - человечески?

(Назвав стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» поэт призывает не быть бессердечными и жестокими ко всему окружающему нас миру, людям. Он призывает к сочувствию, милосердию.)

- Ребята, обратите внимание на строчки, которые  герой говорит, обращаясь к лошади:

«Деточка!

Все мы немножко лошади,

Каждый из нас по - своему лошадь».

- Какая главная мысль в них заключена?

( Поэт говорит, что каждый из нас может оказаться жертвой улюлюкающей толпы, что каждому иногда нужна помощь.)

- Представь себя в такой ситуации. Как бы ты повел себя?

2.Прослушивание  аудиозаписи через электронную форму учебника (ЭФУ).

- Послушайте, как стихотворение читает режиссер Петр Фоменко.

- Ребята,  как вы думаете, на публику читает  режиссер или делится сокровенным, пережитым?

3. Выразительное чтение стихотворения детьми.

- Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

- Сформулируйте задачу чтения: как относитесь к персонажам, событиям и, что сообщите слушателям.

- В соответствии с задачей выберите речевые средства выразительности: тон, темп. Выделите паузы и логическое  ударение.

-  На стр.115 в учебнике Евдокия Васильевна дает совет. Прочитайте и воспользуйтесь им.

(Дети самостоятельно работают над выразительным чтением стихотворения в парах. Вспоминают критерии оценивания выразительного чтения.)

- Кто желает выступить?

(Выслушиваем двух- трех учеников.)

Взаимооценка.

-Оцените чтение товарищей.

4. Знакомство с писателем.

- Каким представили поэта В. Маяковского? В какое время он жил?

(Дети высказывают свои предположения.)

Обобщение учителем.

(В.Маяковский жил в трудное для нашей страны время. Шла гражданская война. Не было хлеба, топлива. На улицах  палые лошади. Убирать их было некому.

Такие сцены были нередкими в голодающей Москве 1918года, да и не только в Москве. Однажды Маяковский сам стал свидетелем того, как обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую. У поэта чуткое и доброе сердце.)

IV. Рефлексия деятельности.

- Какие цели ставили на этот урок?

- Вы их достигли?

- Почему так считаете?

V. Домашнее задание на выбор.

- У кого возникло желание выучить наизусть стихотворение?

- Кто желает подготовиться к выразительному чтению?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературному чтению "А.В.Жигулин "О! Родина! В неярком блеске..." Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому." 4 класс (с презентацией)

Цели: обеспечить целостное восприятие и осмысление поэтического текста,обогатить словарный запас учащихся,развивать способность эмоционально откликаться на прочитанное и услышанное,умения передавать п...

Литературное чтение 4 класс "УМК Школа Росии" Тема: А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев сказки, отношение к ним.

Цель урока: учить анализировать произведение.Педагогические задачи:1) создать условия для формирования умения анализировать поступки главных героев, с целью составления  характеристики и выявлени...

Использование приемов художественного мышления на уроках литературного чтения как способ развития эстетического отношения к миру у младших школьников

Предложенные приемы художественного мышления представляют эффективные формы работы по развитию эстетического отношения к миру и могут стать одним из приемов комплексного анализа поэтического произведе...

Конспект урока литературного чтения 4 класс. Тема: "В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»". УМК "Перспективная начальная школа"

Конспект урока литературного чтения 4 класс. Тема: "В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»". УМК "Перспективная начальная школа"...

литературное чтение. И. Белов «Рассказы о всякой живности.Петух. Рома » Изображение характеров животных и выражение авторского отношения к ним.

И. Белова Рассказы о всякой живности. Петух. Рома. Изображение характеров животных и выражение авторского отношения к ним. Учитель начальных классов: Содномова Баирма Аюшеевна Программа Д.Б. Элькон...