Уроки литературного чтения
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Шамсрахманова Ульяна Константиновна

В уроки включены игры и тренинги ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty_urokov_literaturnogo_chteniya.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты уроков литературного чтения

К. Паустовский «Жильцы старого дома» (3 часа).

3 класс

Цели:

Метапредметные: – научить делить текст на логически-завершённые части, выражать основную мысль каждой части; видеть причины происходящего и формулировать противоречия; проводить анализ и синтез полученной информации.

Предметные: – научить детей видеть необычное в обычных вещах, видеть целостную картину произведения, понимать идею произведения; развивать умение анализировать поступки героев, высказывать собственное мнение; воспитывать уважительное отношение к старым вещам, к старым людям.

Урок 1.

I. Орг. момент.

II. Первичное знакомство с произведением.

– Какие произведения К. Паустовского вы уже читали? Назовите героев этих произведений.

– Прочитайте название произведения и его автора. Как вы думаете, о чём это произведение?

– Порассуждайте, какими могут быть герои этого рассказа.

– Сейчас мы начнём читать этот рассказ, и узнаем, кто в этот раз стал героем К. Паустовского.

Чтение 1 части рассказа.

III. Работа с текстом.

1. Анализ 1 части рассказа.

О чём мы прочитали?

О ком эта часть?

– Выберите все определения, которые относятся к Фунтику. Составьте паспорт героя.(Коллективное составление паспорта героя)

– Что вы можете сказать о коте Степане? Составьте паспорт этого героя, работая в паре с соседом по парте. (Составление паспорта героя в парах)

– Продолжите фразу: если бы Фунтика не привезли из Москвы… (то у Фунтика не начались бы неприятности)

– Продолжите цепочку рассуждений «Если бы…» (если бы кот Степан не умывался на крыльце, то он не познакомился с рыжим псом; если бы пёс не тянулся мокрым носом к Степану, то Степан не побелел бы от злости; если бы не появился этот пёс, то у кота Степана жизнь текла обычным чередом; и т. д.)

– Как бы вы озаглавили эту часть?

2. Чтение и анализ 2 части рассказа.

– Кто стал причиной несчастий Фунтика?

– От чьего лица идёт повествование? Кому было страшно? Почему ему было страшно?

– Составьте устный портрет Горлача.

– Что значит сварливый? Подберите синоним.

– Какое противоречие есть в этой части?

«Если бы Фунтик не вытащил из воды большой размокшей корки… то…+ (плюс) его бы не клюнул Горлач…но  - (минус) он остался бы голодным.)

Как сделать так, чтобы и сытым стать, и от Горлача не пострадать?

Решение противоречия.

– Составьте литературную загадалку про Фунтика, Степана и Горлача. (работа ведётся парами) (Фунтик: Он был глупым и неопытным, поэтому в его жизни не было неприятностей)

– Озаглавьте 2 часть.

IV. Домашнее задание: нарисовать иллюстрации к прочитанным в классе частям (по вариантам)

Урок 2

I. Проверка дом. задания. Выбор самых лучших рисунков.

II. Чтение 3 главы.

III. Работа с текстом 3 части рассказа.

 Без кого не было бы этой главы? (худая чёрная курица, автор и его друзья, Вальтер Скотт, лягушка)

– Тренинг «Аукцион». Без чего не было бы 3 главы? (без леса, без печной трубы, без воспоминаний, без запаха тмина, без романов Вальтера Скотта, без пасмурных дней, и т. д.).

Выигрывает тот, кто последним назовёт предмет, действие, мысли, ощущения, состояния природы, поступки и т. д , описанные в главе)

– Сколько кадров вы бы нарисовали к этой маленькой на первый взгляд главе?

– Выполните раскадровку самостоятельно. (В тетрадях или на листах бумаги дети рисуют кадры данной главы)

– Какие чувства испытывали жильцы дома к лягушке? (удивление)

– Почему? Что такое удивление?

– Прочитайте слова:

удивление

поражение

восторг

изумление

восхищение

– Найдите на доске близкое по значению слово к слову удивление. (изумление)

– Что значит:

Рот от удивления открыл

Глаза от удивления раскрыл

IV. Игра «Хорошо-плохо»

– Почему лягушка сидела под рукомойником? Это хорошо или плохо? Для кого хорошо? Для кого плохо? Поставьте себя на место лягушки. Что вы видите? Слышите? Чувствуете?

– Озаглавьте 3 часть.

V. Чтение и анализ 4 главы.

Игра «Да-нет». 

– Я загадала объект из этой главы…

Учащиеся задают вопросы, на которые учитель отвечает только «да» или «нет». Это может быть как одушевлённый, так и неодушевлённый предмет.

Игра «Три ашыпки.» У детей частички текста 4 главы с тремя ошибками ( например: в авторском тексте слово «воровать», а на предложенных детям листочках слово в тексте заменено на «вырывать», слово «кот» заменено на «кит» и т. д. Задача детей: найти 3 ошибки. Работаем в группах по 4 человека. После выполнения задания обязательно выслушать каждую группу.

VI. Словарная работа.

На доске вывешены слова:

Старый

Пожилой

Престарелый

Забытый

Дряхлый

Древний

Трухлявый

Старинный

– Наш рассказ про старый дом. Выберите, какими ещё словами мы можем сказать про этот дом?

Выбираем слова, объясняя значение каждого слова.

– О чём можно сказать «трухлявый»?

– Почему не выбрали слова престарелый, пожилой? О ком так можно сказать?

Старый, престарелый, пожилой – в какой последовательности можно поставить эти слова? Составьте из этих слов закономерность. (Пожилой – Престарелый – Старый)

– Каким должно быть наше отношение к таким людям? А к вещам7

– Выберите слово, которым можно заменить слово «старый» в названии рассказа не изменяя его смысла. (Забытый)

– Как могло бы звучать название этого рассказа? («Жильцы забытого дома»)

VII. Домашнее задание: прочитать остальные главы и нарисовать к ним рисунки.

Урок 3

I. Работа над целостным восприятием рассказа

Игра «Раньше - позже».

Расставьте иллюстрации в порядке событий описанных в рассказе. (Используются рисунки которые дети принесли на урок).

– На ваших партах лежат листы бумаги. Прочитайте предложения, которые на них записаны. Определите, к какому кадру или к какой части они относятся. (Групповая работа, по 4 человека в группе)

– Оживите в памяти предыдущие уроки. Как мы озаглавили 1,2,3,4 главы? (на доску вывешиваются заголовки) Дайте название остальным главам. (Ведётся запись на доске.)

– Составьте цепочку противоречий от начала до конца произведения (Если бы…) (Работа в группах)

– Посчитайте, сколько у вас получилось звеньев цепи. У кого самая большая цепь рассуждений? Самая маленькая?

II. Составление «документации» к рассказу.

– Подумайте, какие вопросы будут в паспорте этого рассказа. Составьте паспорт один на двоих. (Работа в парах)

– Поразмышляйте, подойдёт ли ваш паспорт для другого произведения?

– Измените свой паспорт так, чтобы он подходил для любого произведения. (Будет лучше, если имена признаков дети запишут в тетради.)

III. Выяснение главного смысла произведения.

– Зачем автор рассказал нам о жильцах старого дома?

– Как он относится к своим героям?

– Составьте жизненное правило для жильцов дома, для автора. (Можно подобрать пословицу, или выбрать пословицу из нескольких предложенных учителем)

IV. Творческая деятельность.

– Придумайте своё продолжение рассказа. От чьего лица вы его будете вести? Каких новых героев вы включите в повествование?

Прослушивание рассказов.

V. Домашнее задание: составить рассказ о любой старой вещи своего дома.

Синтез пословиц.

3 класс.

Цели урока:

Метапредметные: – научить моделировать закономерность в виде пословиц; уточнить модель пословицы и осуществить синтез пословиц по модели.

Предметные: – научить идентифицировать пословицы среди других жанров малой формы.

Предварительная подготовка:

Дети познакомились с русскими пословицами, узнали определённые пословицы и их жанровые признаки

Вначале урока дети делятся на группы. Все задания выполняются группами.

  1. На доске вывешены пословицы.

Пустой колос голову кверху носит.

Не учи рыбу плавать.

В пустой бочке звону больше.

Не всё то золото, что блестит.

Вопросы:

Что записано на доске?

По каким признакам узнали, что это пословицы?

Сформулируйте правило: что такое пословица?

Откуда берутся пословицы?

Для чего нужны половицы?

Ответы:

Пословица: краткое изречение, в котором есть осуждение, поучение, совет. Пословицы сочиняет народ.  Пословицы учат жизни.

Вопрос:

Чему будет посвящён урок?

Что мы ещё не знаем о пословицах?

Умеем ли мы сами сочинять пословицы?

Ставим цель урока: 

научиться сочинять пословицы.

2. У каждой группы листы бумаги и ручки.

Задание:

Вспомнить как можно больше пословиц за 5 минут.

Записать.

После выполнения задания группы по очереди читают свои пословицы. Во время чтения другие группы вносят свои поправки, если вдруг вместо пословиц оказываются поговорки. Попутно оговариваем, что мы будем называть поговорками и их отличия от пословиц.

3. Группам раздаются пословицы, разделённые на части. Вместе с ними раздаются и поговорки, но это не обговаривается.

Задание:

Собрать пословицы. (Каждая пословица крепится магнитами к доске.)

Волков бояться –                 в лес не ходить

Возьми книгу в руки                и не будет скуки

Грамоте учиться                        всегда пригодится

Чудеса в решете                        Надулся как индюк

Дерево дорого плодами,        а человек делами

Ешь пирог с грибами,                а язык держи за зубами

Не рой другому яму –                 сам в неё попадёшь

Воду в ступе толочь                Убить двух зайцев

Группа, которая выполнила задание первой, читает пословицы, а остальные вносят поправки. Обговаривается, почему некоторые фразы не попали в число пословиц.

4. Группам раздаются пословицы.

Задание:

Найти самую непонятную пословицу, самую полезную в наши дни.

Пословицы.

1 группа.

  1. Баба с возу – кобыле легче.
  2. Битая посуда два века живет.
  3. Ближняя копеечка дороже дальнего рубля.
  4. Ближняя соломка лучше дальнего сенца.
  5. В камень стрелять - только стрелы терять.
  6. В поле и жук – мясо
  7. В тихом омуте черти водятся.
  8. В чужих руках ломоть велик.
  9. Видно птицу по полету.
  10. Вода камень точит.
  11. Воду в ступе толочь – вода и будет.
  12. Волков бояться - в лес не ходить.

2 группа.

  1. Всякому овощу свое время.
  2. Всякому своя болячка больна.
  3. Выше головы не прыгнешь.
  4. Где мед, там и мухи.
  5. Где тонко, там и рвётся.
  6. Голодной курице все просо снится.
  7. Дурная голова ногам покоя не даёт.
  8. Дурную траву из поля вон.
  9. Дыма без огня не бывает.
  10. Ешь пироги, да хлеб береги.
  11. За твоим языком не поспеешь и босиком.
  12. Чует кошка, чьё мясо съела.

3 группа.

  1. И сырые дрова загораются.
  2. Золото и в грязи блестит.
  3. Как собака на сене: и сама не ест, и другим не даёт.
  4. Кто в кони пошёл, тот и воду вози.
  5. Кто посеет ветер, пожнёт бурю.
  6. Мал золотник, да дорог.
  7. Мышь копны не боится.
  8. На безрыбье и рак рыба.
  9. На битой дороге трава не растёт.
  10. На ловца и зверь бежит.
  11. На то и щука в море, чтоб карась не дремал.
  12. Не было ни гроша, и вдруг алтын.

4 группа.

  1. Не все сосны в лесу корабельные.
  2. Не всё то золото, что блестит.
  3. Не зная броду, не суйся в воду.
  4. Не красна изба углами, а красна пирогами.
  5. Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.
  6. Не смейся, горох, не лучше бобов.
  7. Не твой воз, не тебе его и везти.
  8. Не учи рыбу плавать.
  9. Нет розы без шипов.
  10. Обжёгся на молоке, дует на воду.
  11. Остёр топор, да и сук зубаст.
  12. Отзовутся волку овечьи слёзки.
  13. Пролитую воду не соберёшь.
  14. Пуганая ворона и куста боится.

5 группа.

  1. Пустой колос голову кверху носит.
  2. Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.
  3. Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай.
  4. Соловья баснями не кормят.
  5. Тонул  топор – сулил, а как вытащили – и топорища жалко.
  6. Хвост голове не указка.
  7. Цыплят по осени считают.
  8. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы оно не плакало.
  9. Чем дальше в лес, тем больше дров.
  10. Что посеешь, то и пожнёшь.
  11. Чья бы корова мычала, а твоя бы молчала.
  12. Это ещё  цветочки, а ягодки впереди.
  13. Языком масла не собьёшь.

Группы читают непонятные пословицы и все вместе пытаются их объяснить.

Прочитываются самые полезные пословицы в наши дни.

Вопрос:

Что общего у всех пословиц? (переносный смысл)

Что значит переносный смысл?

Откуда берётся переносный смысл?

5. Вопросы:

С кем (чем) можно сравнить драчливого человека? Доверчивого человека? Хмурого, неулыбчивого человека? Ленивого человека? Почему?

Постановка проблемы:

Как самому придумать пословицу с переносным смыслом?

6. Работаем с пословицами, которые записаны на доске.

Не учи рыбу плавать.

Вопрос:

Кому понятна эта пословица?

Что (кто) подразумевается под рыбой умеющей плавать?

Задание:

Замените выделенные слова, чтобы смысл пословицы остался прежним.

Не учи ... (птицу летать, собаку лаять, ворону каркать, и т. д.)

Не всё то золото, что блестит.

Не всё то ... ( имеет ценность, что  чем-то похоже на ценность; конфета, что сладко;  правда, что кажется правдивым; и т.д.)

Вопросы:

Какая из пословиц подойдёт к данной: «глупый человек больше других хвастается»? Почему? Докажите.

Ответы:

В пустой бочке звону больше. Глупый человек –  пустая бочка. Хвастает – звонит.)

7. Пробуем сочинить современные пословицы.

Пословица – это совет, поучение. Зашифровав совет, мы получим пословицу с переносным смыслом. Чтобы получилась пословица с переносным смыслом, совет даётся не открыто, а через какой-нибудь объект.

Каждая группа зашифровывает один совет.

Совет:

Ученику, который вышел на перемену.

Ученику, который пришёл в новый класс.

Тому, кто любит долго играть в компьютерные игры.

Тому, кто хочет хорошо учиться.

Ребёнку, который долго смотрит телевизор.

Через 10 минут группы представляют свои пословицы. Из всех пословиц выбираются только те, в которых есть переносный смысл.

Итог урока – примеры сочинённых пословиц.

Не бегай, ты не страус, а ученик. (Ученику, который вышел на перемену.)

Лучше час погулять, чем его у телека потерять. (Ребёнку, который долго смотрит телевизор.)

И улитка раз в год падает. (Ученику, который вышел на перемену.)

Не знаешь ответ – зайди в интернет. (Тому, кто хочет хорошо учиться.)

Если мышь в мышеловке, то она не хвастает, что у неё сыру больше. (Тому, кто любит долго играть в компьютерные игры.)

И мастеру отдых нужен. (Тому, кто хочет хорошо учиться.)


Л. Н. Толстой «Прыжок»

3 класс

Цели урока:

Метапредметные:

  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • строить рассуждения.

Предметные:

  • делить текст на части, озаглавливать части;
  • самостоятельно формулировать главную мысль текста;
  • находить в тексте материал для характеристики героя;
  • размышлять о характере и поступках героя.

Предварительная подготовка:

На предыдущих уроках детьми была собрана копилка черт героев.

Вначале урока дети делятся на группы. Все задания выполняются группами.

Чтение произведения полностью на уроке. Перед чтением задать вопрос:

– Это рассказ о ком? О чём? (обсуждаем фронтально)

– Какое ключевое действие привело к появлению потока проблем? (мальчик полез на мачту).

– Текст разделен на 3 части. Какие? (работаем в парах)

После определения частей на доске появляется горизонталь СО

Обезьяна забавляется

Вслед за обидчицей

Отец спасает сына

– Без кого? Без чего? Не было бы этой части?

– На доске 3 слова: цель, действие, результат. Используя эти слова, задайте вопрос об обезьяне.

– Где происходило действие во 2 части? Действующие лица? Что они делают? Почему все смеялись? Главный герой 2 части? Его цель? Действия? Результат? С какой проблемой сталкивается мальчик?

Составьте противоречие по его началу (на доске шаблон):

+

Если броситься вслед за обезьяной, то

(работа проводится фронтально)

можно доказать, что не трус и все перестанут «над ним»

+         смеяться

Если броситься вслед за обезьяной, то

–         можно потерять здоровье или даже жизнь

+

Если не бросаться вслед за обезьяной, то

можно сохранить здоровье или даже жизнь

+        

Если не бросаться вслед за обезьяной, то

–         на палубе не перестанут «над ним» смеяться и будут считать трусом

А теперь попробуем составить противоречие от лица мальчика (на доске шаблон):

Если я ______ то:        (перестанут смеяться и станут считать меня сильным)

Если я не _____ то:        (не перестанут смеяться и будут считать меня трусом)

– Его выбор? Заметил ли он сам ситуацию противоречия? Задумывался ли сын капитана о возможных минусах? Хотел ли он наказать обидчицу? (смотрим на цели, средства, которыми добивается цели, гуманность)

Работа в группах по 4 человека.

– Что можно сказать о характере мальчика? Выберите из предложенных черт те, которые по вашему мнению подходят сыну капитана. Докажите правильность своего выбора примерами из текста.(Черты характера лежат на столах у групп. Один из группы крепит магнитами черты на доску, затем выбираем одинаковые черты и заносим их в таблицу, доказывая правильность выбора.)

сын

Отец

Добрый                         трусливый

Отважный                        хитрый

Жадный                        скупой

Сильный                        смелый

Обидчивый                        умный

Храбрый                        честный

Весёлый                        ленивый

Трудолюбивый                лживый

Злой                                щедрый

Бережливый                неряшливый

Мудрый                        глупый

Завистливый                бескорыстный

Безрассудный                решительный

Ответственный                робкий

– Как бы вы поступили в такой ситуации? Обсудите в группе, какой совет, жизненное правило вы бы дали сыну капитана, чтобы в будущем он о помогло ему не совершать таких поступков. Это может быть пословица или поговорка. (Советуем всегда думать о последствиях)

– Где происходило действие в 3 части? Действующие лица? Кто главный герой? Его цель? Действия? Результат?

– Как вы думаете, что ожидали от капитана, стоящие на палубе?

– А что ожидали вы, когда читали рассказ? Был ли у капитана выбор? Мог ли он по другому поступить? ( рассуждаем о выборах капитана, о плюсах и минусах) Представим себе как мог бы рассуждать капитан в те секунды, когда он понял, что происходит?

–А теперь составим противоречие, используя начало:

+

Если капитан прикажет броситься в воду, то

Мальчик, возможно, прыгнет в воду, а не упадёт на палубу

+        

Если капитан прикажет броситься в воду, то

– может растеряться и просто упасть на палубу или упадёт в воду и утонет

– Сформулируйте выбор отца наоборот. ( шаблон на доске)

– Какой выбор делает отец? Видит ли он возможные «+»и «–» ? Какие «–»  его пугали? Какие 2 плюса нужно получить?

– Можно ли сказать, что решение той проблемы, что решает отец удовлетворяет ИКР? Выберите из предложенных черт те, которые подходят отцу.( Работа в группах, те же группы по 4 человека)

– Какое жизненное правило отца вы можете сформулировать? (в борьбе за жизнь все средства хороши)

(Работаем фронтально)

– Всегда ли герой видит суть проблемы? Если бы мальчик проанализировал ситуацию, как могла бы развиваться дальше история со шляпой?

– У каждого поступка есть своя цель. Какую цель преследовал Л. Н. Толстой, когда описал для нас эту историю? Достиг ли он результата?

– Вернёмся к нашим вопросам. О чём этот рассказ? О ком этот рассказ?


В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

3 класс

Цели:

Метапредметные: – научить находить в тексте информацию, выраженную в явном и неявном виде, определять главную мысль текста и авторский замысел, моделировать рассказ в виде интеллект-карты.

Предметные: – формировать умение определять причины поступка, характеризовать героя, выделять черты характера, составлять цепочку событий, происходящих в произведении.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

У.        Вы спросите: «Кто автор?». Я отвечу: «Бывает народной и авторской».

Вы спросите: «Какой она бывает?». Я отвечу: «Волшебной, бытовой и о животных».

Вы спросите: «Какие выразительные средства в ней используются?». Я отвечу: «Повторы, сравнения, эпитеты, метафоры, гиперболы, олицетворения».

Вы спросите: «Кто могут быть её героями?». Я отвечу: «Люди, звери, растения и даже обыкновенные предметы».

Что это?

Д.        Это сказка.

У.        Сегодня мы познакомимся с авторской сказкой В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница».

3. Ознакомительное чтение сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница».

4. Работа со сказкой.

У.        Эта сказка о ком?

Д.        О лягушке, которая хотела путешествовать

Д.        Об утках, которые хотели помочь лягушке улететь на юг.

И т. д.

У.        Эта сказка о чём?

Д.        О болоте, в котором жила лягушка, о путешествии лягушки, ...

У.        Вы много дали ответов всего на два моих вопроса. В конце урока мы с вами вернёмся к этим двум вопросам и попробуем ещё раз на них ответить.

У.        Без кого или без чего не было бы этого произведения?

Д.        Без лягушки.

        Без болота.

        Без коряги, на которой сидела лягушка.

        Без уток.

Без сучка, с которого шлёпнулась лягушка.

        Без прутика.

        Без сообразительности лягушки.

        Без желания лягушки отправиться в путешествие.

        Без гордости лягушки.

        Без полей, лугов, рек и гор, которые проносились под лягушкой во время полёта.

        Без хвастовства лягушки.

        И т. д.

У.        Давайте представим сказку в виде цепочки событий. Если бы..., то...

Д.        Если бы уткам не надо было покушать, то они не спустились бы в болото.

Если бы они не спустились в болото, то лягушка не заинтересовалась бы, куда они летят.

Если бы лягушка не была такой любопытной, то она не высунула бы из-под коряги свою голову.

        Если бы лягушка не была такой смелой, то она не вступила бы в разговор с утками.

Если бы лягушка не была такой толстой, то утки непременно бы её съели.

Если бы утки не рассказали лягушке о юге, то она не пришла бы в такой восторг, и не захотела бы туда отправиться.

...

Если бы лягушка не была хвастлива, то она долетела бы вероятно до юга.

Если бы лягушка не упала в болото, то она не смогла бы столько нафантазировать про своё путешествие.

...

У.        Какая проблема возникла у лягушки в начале сказки?

Д.        Она хотела на юг, но не могла летать как утки.

У.        Как решается лягушкой эта проблема?

Д.        Она придумывает способ перелёта. Утки соглашаются нести лягушку, держа в клювах прутик.

У.        С каким противоречием сталкивается лягушка во время полёта?

                                                                + долетит с утками на юг

Д.        Если лягушка не будет квакать, то        

 весь путь нужно будет молчать

                                                        – она упадёт

Если лягушка будет квакать, то

+ все узнают, что это она придумала

У.        Каков идеальный конечный результат в решении этого противоречия?

Д.        Лягушка сама не упадёт, и все узнают о её выдумке. Нужно сделать так, чтобы можно было и квакать, и за прутик держаться.

У.        Как решить такое противоречие? Что посоветовать лягушке, чтобы её путешествие так быстро не оборвалось?

Д.        У лягушки есть лапки. Наш совет: держаться за прутик лапками. Тогда можно будет и квакать, и держаться за прутик одновременно.

Д.        ... ( предлагают другие варианты)

У.        Какое человеческое качество высмеивает автор в поведении лягушки?

Д.        Лягушка очень хвастлива, значит хвастовство.

У.        С помощью какого выразительного средства он это делает?

Д.        ... ?

У.        Вспомните басни. Авторы басен тоже высмеивали человеческие пороки. Как они это делали?

Д.        В баснях высмеивают с помощью аллегории.

У.        В. М. Гаршин тоже использует этот приём. Кроме того, в этой сказке мы видим ещё один приём, который есть в баснях.

Д.        Ирония?...

У.        Да, это ирония. Найдите в тексте сказки предложения, в которых автор говорит о лягушке с иронией.

Д.        (чтение предложений)

У.        Судя по поступкам, что вы можете сказать о лягушке? Какая она?

Д.        Умная, сообразительная, хвастливая, нескромная, фантазёрка, хорошая рассказчица, ...

У.        А теперь вернёмся к тем вопросам, которые прозвучали сразу после прочтения сказки. Эта сказка о ком? Эта сказка о чём?

Д.        Эта сказка об умной, но хвастливой лягушке.

        Эта сказка об одном из человеческих пороках – хвастовстве.

5. Групповая работа. Рисование интеллект-карты.

У.        А сейчас я хочу, чтобы вы объединились в группы по 4 человека и нарисовали интеллект-карту героя сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница» – лягушки. В чём нам поможет эта карта?

Д.        Мы сможем использовать эту карту при рассказе о лягушке.

У.        Вспомните правила работы в группе и приступайте к работе.

6. Итог урока.

У.        Что на уроке вам понравилось больше всего?

        Что для вас явилось открытием?

        Где в уроке вы были успешнее?

        Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Как бы вы оценили работу своей группы?

7. Домашнее задание.

        Подготовить рассказ о лягушке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...