МКОУ Гармония 2 класс Б. Шергин "Рифмы".
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Кузнецова Валентина Валентиновна

Урок по литературному чтению по теме:Б.Шергин "Рифмы" проведенный во 2 классе.
Урок соответствует ФГОС Была показана презентация биографии писателя,выставка книг,рисунки.Дети инсценировали фрагменты произведения. Все получили огромное удовольствие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_literaturnomu_chteniyu.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с текстом. Б.Шергин. "Рифмы". 2-й класс

Задачи:

  • образовательные: познакомить учащихся с творчеством Б. Шергина и его «Сказками о Шише». Дать понятие о рифме, развивать чувство ритма, интонации; закрепить знания о тексте и умение выполнять требования хорошего текста, редактировать текст, тренировать в нахождении и решении известных орфограмм.
  • развивающие: развивать наблюдательность, любознательность, оперативную память, творческие способности учащихся.
  • воспитательные: воспитывать интерес к слову, к родному языку, развивать коммуникативные качества.

Оборудование: портрет Б. Шергина, выставка книг,  выставка рисунки по произведениям Б. Шергина.

Ход урока

I . Организационный момент.

 II.   Проверка домашнего задания

Актуализация знаний. Литературное чтение.

– Какие бывают слова.

Есть сладкое слово – конфета.
Есть быстрое слово – ракета.
Есть кислое слово – лимон.
Есть слово с окошком – вагон.
Есть слово колючее – ёжик.
Есть слово промокшее – дождик.
Есть слово упрямое – цель.
Есть слово колючее – ель.
Есть книжное слово – страница.
Есть слово лесное – синица.
Есть слово пушистое – снег.
Есть слово весёлое – смех.

– Что помогло вам отгадать слова? (Рифма.)

III. Работа по теме урока.

– Что же такое рифма? (Рифма – созвучие концов стихотворных строк.)

– Рифмующиеся слова используют поэты при сочинении стихов.

– Какие вы молодцы. Поняли что такое рифма. Сочинять стихи не так уж и просто.

  • Знакомство с творчеством писателя.
  1. – Сегодня  мы познакомимся с творчеством Бориса Викторовича  Шергина.

    Давайте  поговорим о его жизни и творчестве

    Сообщение учителем сведений из биографии писателя.  Выставка книг.
Б. Шергин – художник, рассказчик былин, замечательный русский писатель – сказочник. Родился в северном городе Архангельске, вырос в семье потомственного морехода и корабельного мастера.
Еще в школьные годы Борис Шергин стал записывать народные былины, сказки, которые позже стали основой его творчества.
Шергин прожил  много лет, половину из которых провел в полной слепоте. Несмотря на это, он создал множество произведений, в которых отражена красота русского Севера и того народа, который жил там. Не напрасно многие писатели называют Шергина “Душой Севера”

        2.Много рассказов и сказок написал Шергин, в том числе веселые, смешные.

         

               - Вы любите смеяться?  А шутить?

               - Сегодня мы продолжим знакомиться с  очень известным героем  сказок Б.В.Шергина   Шишом. Он очень любил шутить как и мы.

             

               - Б.В.Шергин про Шиша говорит так:

    («Братья – мужики степенные, а он весь – как саврас без узды»)

                - Что же такое за «саврас»?  Саврасый – это лошадиная масть, светло – коричневая. Раньше лошадей такой масти частенько называли Савраска. А если нет у Савраски узды – значит он свободен, бегает, где хочет. Вот таким и был Шиш.

               - А вот как описывает Шиша  Шергин

(Выступление ученика:  А вот портрет Шиша: «… на лбу хохол рыжий, глаза как у кошки. Один глаз голубой, другой как смородина. Нос кверху».)

           

(Выступление ученика:  В словаре  Шиш это-

                                            Шиш – 1) бедняк, лентяй, голь перекатная;

                                                          2) шатун, бродяга, вор;

                                                          3) шалун, повеса, плут.)

«Начнет говорить, как по дороге поедет: слово скажет – другое готово».

               - В самом имени Шиш – насмешка: шиш значит кукиш, ничего не получишь. Где

Шиш, там жди потехи. Рано Шиш начал шуточки зашучивать. Везде поспевал.

      3.Подготовка к восприятию.

- Сказок, где главный герой Шиш, Б. Шергин написал несколько. Эти сказки он слышал в Архангельске, а затем пересказал их. Они рассказаны языком не совсем обычным. В них встречаются непривычные для нас слова, которые употребляли давно. Но понять их не так уж трудно. Одна из этих сказок называется  «Рифмы».  В ней герои тоже играли в рифму.

|         

Пояснение значения недостаточно понятных детям слов.)

РИФМОПЛЁТ, –а, м. (разг. пренебр.). То же, что стихоплёт.

СТИХОПЛЁТ, –а, м. (разг.). Плохой, бездарный сочинитель стихов, рифмоплёт.

|         прил. стихоплётский, 

  • Знакомство с текстом. (Чтение по ролям подготовленными детьми.)

Беседа по содержанию:

  • Это произведение сказка или рассказ?
  •  Назовите главных персонажей рассказа?
  • От чьего лица ведет рассказ писатель? ( От  своего лица или от лица персонажа?)
  • Кто такой ШИШ ?

ШИШ – то же, что и домовой, только живет он не

  • В какую игру Шиш предложил поиграть Дядьке?
  • Что такое рифма?
  • Обсуждение прочитанного.

– Как Шиш оказался на телеге у незнакомого дядьки?
– Какую игру предложил Шиш?
– Какие рифмы у него получились?
– Понравились стихи дядьке? Докажите.
– Какие рифмы придумал дядька? Зачитайте.
– Для чего он это сделал?
– Прочитайте предложение, в котором выражена главная мысль.

- Вернемся к началу урока.

- Что же такое рифма?  Как  об этом сказано у Шергина?  Найдите и зачитайте.

         («так говорить, чтоб складно было»)

- Найдите рифмы в стихах сказки «Рифмы». Где вы их будете искать?

- Играть в рифмы интересно. Давайте поиграем в рифмы, но только будем сочинять такие, за которые нас бы не прогнали с телеги и не обиделись.

  • Творческая работа.

      - Давайте попробуем овладеть шуточным стихом, о котором рассказал Шергин.

Игра «Допиши две строки».    – по рифмам:

…. грачи (врачи)                      …. Звонок(свисток)

….калачи (силачи)                     ….урок (восток)                  

Игра “Весёлые рифмы”    - Добавить слово в рифму.

По порядку счёт веди,
Рифмы парные найди:
Картинка – корзинка,
Петрушка –макушка
Катушка – девчушка
Крючок – смычок
Бутылка – копилка
Сестрички –лисички

IV. Физкультминутка.

V4.Работа в парах. Упражнение на развитие навыка осознанного чтения

 Восстанови пропущенные слова:

Шиш по своим делам в __________ пошёл. Дело было ________, жарко. Впереди едет дядька на лошади. Шиш устал, ему хочется на лошадке подъехать. А Шиш молча сидеть не может. Он только тогда молчит, когда _____________.

Он говорит:

— Дяденька, давайте играть в _______________.

— Это что такое — рифмы?

— А давайте так говорить, чтоб _________ было.

Шишу и пришлось слезть с ____________. Так ему и надо.

Если тебя _______________ человек везёт на лошадке, ты сиди

_____________, а не придумывай всяких ______________. ( 5 минут)

6.Чтение по ролям 

Чтение подготовленными учащимися по ролям

      Представь себя на месте героев и старайся голосом передать их характеры и отношения.

  • Как ты думаешь, как относится к своему персонажу автор? Подтверди свое мнение словами из текста.
  • Главные строки в этом рассказе? Чему они учат?

        В чем хочет убедить нас автор?

7.  Какая из пословиц взятых из словаря пословиц  В.И. Даля подходит к персонажам рассказа?

  • На помойную яму не напасешься хламу.
  • Наладила песню, так хоть тресни.
  • Уж он мне (у меня) в зубах навяз (надоел).

8. 9. Работа в тетради с. 63

Соедини слово и рисунок, подходящий для рифмы

10. Доскажи словечко.  Исправь ошибку.

Возле дома на дорожке                                     Муравей нашел травинку    

Воробьи клевали брошки.                                 И взвалил ее на свинку.

Рифмованные задачи

1.Шли цепочкой пауки,                                       Рассказали курам утки

На спине несли клубки.                                       По четыре прибаутки.

Чтобы сети им вязать,                                          Сколько было прибауток

Надо, дети, вам узнать,                                       У пяти смышленых уток?

Сколько было пауков.

Сорок пять всего клубков,

Каждый нес клубков по пять...

Вы готовы отвечать?

         Мы в гостях у тети Светы                                     И по пять конфет «Премьера».

         Ели вчетвером конфеты.                                        А всего мы сколько съели,

         Съели по два «Гулливера»                                    Догадаться вы сумели?

 Поиграем в рифму

VII. Домашнее задание.  

  1. Прочитать сказку «Рифмы». Выполнять задание в  «ПЧ»  по произведениям Б. Шерг.

VIII. Рефлексия.   Что нового узнали о словах?
– Кому было интересно? Что было самым трудным? С удовольствием ли будете выполнять домашнее задание?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт: Урок - игра по предмету «окружающий мир» в 4-м классе. Образовательная программа «Гармония» Тип: урок-обобщение. Тема: «Путешествие по поверхности и недрам России». Составитель: Крохалева Наталия Михайловна, учитель нач. классов МКОУ СОШ № 23

Конструкт: Урок - игра по предмету  «окружающий мир» в 4-м классе.Образовательная программа «Гармония»Тип: урок-обобщение.Тема: «Путешествие по поверхности и недрам России».Составитель:...

Программа деятельности учителя начальных классов МКОУ «Сорочинская СОШ» Мищенко Светланы Владимировны с учащимися 3 «б» класса.

Программа деятельности  учителя начальных классовМКОУ «Сорочинская СОШ» Мищенко Светланы Владимировны с учащимися 3 «б» класса....

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 3 класс программа "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Данная рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 3 класс программа "Перспективная начальная школа"  учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района ...

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"  учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...

Классный час «Конституция страны – закон нашей жизни. Государственные символы России» в 3-а классе. Конспект занятия и презентация учителя начальных классов МКОУ СОШ№8с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л.П.

Цель: познакомить учащихся 3 класса в доступной форме  с Конституцией,  с основными правами и обязанностями граждан  и символами Российской Федерации.Задачи:Обучающая: формирование пред...