Методическая разработка урока литературного чтения Борис Заходер "История Гусеницы"
план-конспект урока (чтение, 3 класс) на тему

Дворецкая Наталья Викторовна

Данная разработка предназначена для 3 класса по УМК "Перспективная начальная школа".Её содержание соответствует ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lit.chteniya_istoriya_gusenitsy.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3классе

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема урока: Черты характера героя. Главная мысль и тема текста.

                       Б.Заходер «История Гусеницы».

Тип урока: изучение нового материала.

Форма организации обучения: работа в группах, работа в парах, фронтальная работа, работа с книгой.

Цель: учить видеть и понимать окружающую природу, учить представлять черты характера героя, его интересы; развивать воображение, критическое мышление, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь и интерес к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова - определения, характеризующие его поступки и описывающие характер.

 Формируемые УУД:

         

Личностные:  

  • сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе,  развивать способность к самооценке;
  • отстаивать при необходимости свою точку зрения;
  • выражать свое собственное мнение;
  • адекватно воспринимать оценку учителя.

Регулятивные:                                                                                                                                                                                                                              

  • планировать свои действия;
  • принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

           Познавательные:    

  • эмоционально и осознанно воспринимать произведение;
  • самостоятельно находить в тексе необходимые сведения;
  • осуществлять поиск нужной информации,  высказываться и выражать свои мысли в устной форме;
  • анализировать поступки, выделять главное;
  • проводить сравнение,  классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения.

Коммуникативные:                                                                                                                                                                                                          

  • учитывать разные мнения и формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу,  использовать речь для регуляции своего действия;
  • формировать умения работать в паре, группе, умение ставить грамотные речевые высказывания;
  • допускать существование различных точек зрения.

Ход урока.

I. Фаза вызова.

Орг. момент. Мотивация.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Мы сегодня не одни,

Гости на урок пришли.

Повернитесь поскорей,

Поприветствуйте гостей!

Улыбнитесь им, друг другу.

Сядьте ровно, ножки вместе,

Руки полочкой на стол.

Начинаем разговор.

У нас сейчас урок…(литературное чтение)

1. Речевая разминка.  

 Прочитайте стихотворение.

Рады слышать мы звонок,

Начинается урок!

Интересно нам читать,

Думать, спорить, размышлять!

- К чему оно нас призывает?

- Для чего вам нужно это?

2.Постановка темы и цели урока.

- Ребята, у меня на столе оказалась какая-то странная записка. Но я ничего не поняла из того, что там написано и не знаю от кого она.

Помогите мне, пожалуйста.

Чтение записки:

«Однажды мне приснился сон. Кто бы мог подумать! Да, да, самый настоящий сон! Я вдруг стала большая-пребольшая; кожа на спине лопнула, приподнялась, - точь-в-точь как у Жука! – развернулись два огромных перепончатых крыла, и я взлетела!»

- Ребята, вы что-нибудь поняли?

Догадались, от кого эта записка? (от Гусеницы)

- Ребята, какая же тема нашего урока? ( Б.Заходер «История Гусеницы» окончание)

- Чем мы будем заниматься на уроке? ( читать текст, попытаемся  проследить изменения в характере гусеницы, дать оценку её действиям)

II. Фаза реализации смысла.

1.Приём «Дерево предсказаний»

Работа в парах.

Подумайте и запишите, чем закончится эта история. Поместите ваши предположения на наше дерево.

Давайте дочитаем эту историю и проверим, сбудутся ли ваши предсказания.

2.Чтение текста учителем и хорошо читающими учениками стр. 105-109

3.Словарная работа.

Вы -  «Языковеды».

- Что означает слово «роковой»?  (словарь стр.150)

- Что означает слово «кокон»?  (словарь стр.138)

4.Проверка читательского восприятия.

- Сбылись ваши предсказания?

- Какой же день назван «роковым»?

- Что же случилось с Гусеницей?

- Подтвердите словами из текста, что кокон – это выдающееся изобретение природы.        (стр.106)

- Прочитайте сообщение Кости Погодина на стр.109.

- В какое время началось превращение Гусеницы в куколку?

- А в какое время куколка превратилась в Бабочку?

( Учитель выставляет два изображения: гусеницы и бабочки.)

 - Сколько же времени длилось превращение? (много  месяцев)

- Помнит ли Бабочка свою прежнюю жизнь, когда была Гусеницей? Подтвердите словами из текста.

Вы -  «Читатели».

Работа в парах. Подготовьте чтение диалога Бабочки и Улитки.

 

 Прочитаем диалог Бабочки и Улитки на стр. 108 по ролям.

- Изменился ли характер Гусеницы после превращения?

Давайте проведём исследование по плану:

1.Речь.

2.Поведение.

3.Желания.

- К какому выводу вы пришли?

( Характер изменился, речь стала вежливой, нет резкости суждений и самоуверенности, у неё теперь другие желания: любоваться всем на свете.)

- Как вы думаете, теперь Бабочка поняла, для чего же  нужны крылья? ( стр.108)

Найдите эти строчки в тексте.

- С какой интонацией их нужно читать? (с радостью, восхищением)

Прочитайте их правильно.

5. Физ. минутка.

6. Обобщение.

Мы сказку о Гусенице прочитали.

О её превращении всё мы узнали.

Осталось один разгадать нам секрет,

На последний вопрос мы отыщем ответ.

 

А вопрос звучит так:

- Является ли Гусеница сказочным героем?

Давайте вспомним АЛГОРИТМ определения сказочного героя.

1. Настоящий сказочный герой уходит из дома навстречу трудностям.

2.Он преодолевает все препятствия, которые встречаются ему в дороге.

3.Справившись со всеми испытаниями, сказочный герой возвращается домой повзрослевшим и поумневшим.

А теперь сравним его с плакатом Летучей Мыши на стр.87.

-Молодцы! Всё верно.

 

Я предлагаю вам побыть в роли  «Исследователи».

Разделимся на группы.

По нашему алгоритму начинают работу в нашем центре 3 группы.

Можно пользоваться вопросами на стр.112.

Работа в группах.

1 группа ищет доказательства по 1 пункту плана.

2 группа ищет доказательства по 2 пункту плана.

3 группа ищет доказательства по 3 пункту плана.

 

4 и 5 группы будут работать по другим заданиям.

4 группа – выписать из текста глаголы, действия появления Бабочки. (стр.107)

5 группа – Ответить на вопросы, пользуясь текстом учебника стр. 105-109.

Вопросы:

- Что делала Гусеница, сидя на листе крапивы? (обматывала себя шелковинкой)

- Какая она была? (вялая, сонная)

-В какое время года появилась Бабочка? Докажите словами из текста. (весной, стр.107)

- Кто узнал Гусеницу?(Улика)

- Какие чувства испытывала Бабочка? (радости, восхищения)

 Отчёты каждой группы. Оцените работу своей группы.

- Какой же вывод можно сделать?

Гусеница обладает чертами сказочного героя.

- Давайте подумаем, нужно ли писателю хорошо знать мир природы, чтобы написать «Историю Гусеницы»?

- Содержатся ли в тексте сведения для научного сообщения? Какие?

- Можно ли назвать этот текст научным? Или в нём, кроме научных сведений, есть ещё что-то очень важное, что только может быть в художественном тексте? Что же это?

(умение видеть красоту окружающего мира, слушать других и прислушиваться к их мнению.)

Резерв: стр.110 стих. «Гусеница-Бабочке».

Беседа по содержанию. (вопросы стр.110-111)

III. Фаза рефлексии. Актуализация личного опыта.

Продолжите высказывания:

Я узнал …

Мне было интересно…

Я научился …

Я испытал трудности…

- Ребята, кого вы бы особенно отметили во время работы на уроке? Оцените их ответы.

(Дети оценивают работу друг друга.)

IV. Подведение итогов урока.

- Ребята, как вы считаете, мы достигли цели нашего урока?

- Чему учит нас это произведение?

- Ребята оцените себя сами, свою работу на уроке, покажите сигналами.

Критерии:

  1. Кому на уроке было легко работать, интересно, он узнал для себя что-то новое, сделайте вот так…
  2. Кто на уроке ничего нового для себя не открыл, остался с такими же знаниями, какие были до урока, сделайте вот так …
  3. Кто на уроке испытывал трудности, что – то не понял, сделайте вот так …

- Ребята, посмотрите, сколько бабочек прилетело! Они почувствовали  вашу любовь к окружающему миру и красоте.

V. Домашнее  задание.

  1. с. 105-109 выразительно читать, нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду.

  1. с. 105-109 пересказ

 

3)  Краткий пересказ всего произведения с.88-109.

В заключение урока хочу поблагодарить вас за работу на уроке. Желаю вам расти добрыми, отзывчивыми и наблюдательными  людьми.

Любуйтесь красотой окружающего нас мира!

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...

Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"

Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.

Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения

Данная разработка поможет интересно провести урок  по теме  рассказ «Помощник» Михаила Пляцковского....