Литературное чтение "Обобщающий урок А.С.Пушкин"
план-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме

Голубева Галина Олеговна

Урок обобщения знаний по изученным произведениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka.docx31.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель:  Голубева Г.О.

УМК  Начальная школа 21века

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ: Литературное чтение 3 класс

ТЕМА: Обобщающий урок по  сказкам  А.С. Пушкина

ТИП УРОКА: Урок обобщения знаний по изученным произведениям.

ЦЕЛЬ: Формирование образовательных компетенций ( информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 3 класса в предметной области «Литературное чтение» по теме «Обобщающий урок по  сказкам  А.С. Пушкина» на основе сравнительного анализа выявить особенности фольклорной и литературных сказок; учить анализировать поступки героев, выделять главное, мыслить самостоятельно; развивать речь, внимание, память; обогащать словарный запас, прививать любовь к поэзии.

     

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: фонограмма музыки Р.К.,мультимедийное оборудование, интерактивная доска, презентация к уроку, карточки для работы в парах, пословицы для работы в группах.

ЭТАПЫ УРОКА

ХОД УРОКА

ФОРМИРОВАНИЕ УУД

I Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цель: проверка готовности учащихся, их настроя на работу

Улыбнулись друг другу,
Пожелали мысленно удачи

 Развитие дикции: В синем небе звёзды блещут.

 В синем море волны хлещут,- прочитать 
- тихо- громко. 
- медленно-быстро

Личностные

Формируем личностное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов

Коммуникативные

Формируем умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

II Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.(2 мин)

 Цель: подведение детей к формулированию темы

и постановке задач урока. Построение проекта выхода из затруднения

Выявляет уровень знаний.

Определяет типичные недостатки

- Кому-то  из  вас  эти  строки  показались  знакомыми? Откуда  они? ( сказка о царе Салтане)

Как вы думаете, почему я для разминки взяла именно эти строки.

- о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Какая будет тема нашего сегодняшнего урока? ( дети высказывают свои предположения) Тема появляется на доске

- О чем вы хотели бы узнать? На какие вопросы получить ответ?

- Что мы сейчас сделали? (Спланировали свою работу)

Познавательные

Формируем самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование темы

Коммуникативные

Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные

Формируем умение определять цель деятельности на уроки и планировать свою работу

Формируем умение составлять план и последовательность действий

Личностные

Формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

III. Совместное открытие новых знаний (10 мин)

Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу

– Пушкин! В это имя навечно влюблена Россия, его заветный образ дорог и близок каждому человеку.

– как солнечный луч он входит в наше детство, и с тех пор мы помним его сказки и стихи, ещё не умея читать, уже повторяли со слов бабушки и мамы: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет»

.

– в годы учения Пушкин помогает нам войти в величественный мир истории нашего Отечества, помогает понять нам самих себя, наш национальный характер и культуру.

 В школьные годы приходит мир пушкинских сказок .Мы чувствуем запах и вкус родного языка:»Там  русский дух. Там Русью пахнет!» Пушкин будит в наших сердцах  любовь к слову, завораживает музыкой и простотой стихов. Вот почему необходимо изучать сказки в начальной школе и пробуждать интерес к творчеству Пушкина.

Ни в одной стране мира за столь короткий период времени не возникло такое ярчайшее созвездие имён, как в русской литературе 19 века. Но именно А. С. Пушкина мы по праву считаем родоначальником нашей классической литературы. Вспомните его стихи.

Работа по группам

1 группа:

«Вот север тучи нагоняя»

- Какие слова говорят о том , что поэт относится к зиме как к живому существу?

-Почему автор называет зиму «волшебницей», «матушкой»?

2 группа:

«Зимний вечер»

- Какое настроение было у поэта когда он писал это стихотворение?

- Как изображает бурю? С кем её сравнивает?

- Как поэт обращается к своей няне?

- О чём её просит?

3 группа:

«Няне»

- Какие слова подтверждают его любовь к няне?

-Как обращается к ней?

- Какие слова передают печаль?

ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ  СКАЗКИ  А.С.

ПУШКИНА ( учитель  читает  отрывок)

Свет  мой, зеркальце, скажи,

Да  всю  правду  доложи,  Я  ль  на  свете  всех  милее,

Всех  румяней  и  белее…

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Пушкин не мог не написать свои сказки:

то, что с детства запало в сердце поэта, рано или поздно должно  было отозваться. Поэт создал мир  сказки, который существовал на Руси лишь в устном  народном творчестве.

Мир пушкинских сказок гармоничен и прекрасен тем, что ненависть, корысть, зависть – всё зло в мире – обречены на гибель. первоначально в жизни не зло, а любовь. Поэзия Пушкина сродни

самой жизни. Он, как никто другой,

умел находить прекрасное не только

в исключительном, но и в самом

простом.  Не зря поэт и критик

Аполлон Григорьев утверждал:

«Пушкин – это наше всё».

 

Личностные

Формируем внутреннюю позицию школьника

Формируем  умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила

Регулятивные

Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем

Формируем умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Познавательные

Формируем умение искать и выделять необходимую информацию из иллюстраций и текста

Формируем способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение)

Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы

Формируем умение представлять информацию по предложенному плану

Коммуникативные

Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

Формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос

Формируем умение работать в парах, учитывая позицию собеседника

IV. Закрепление нового (13 мин)

Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Физминутка (2мин)

I Откройте  рабочую тетрадь  на стр.33.

- Выполните задание 1

- - Как будете работать в парах или самостоятельно?

Взаимопроверка если ученики решают работать самостоятельно. Фронтальная проверка, если работают в парах.

- Что тебе нужно было сделать?

- Удалось ли тебе выполнить эту работу?

- Ты выполнил все правильно, или были недочеты?

-Ты составил все сам или с чьей-то помощью?

Викторина

Из каких сказок эти строки?

В синем небе звезды блещут,
В синем небе волны хлещут. («О царе Салтане».)

Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно. («Сказка о попе и о работнике его Балде». Балда)

Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее? («Сказка о мертвой царевне». Царица).

Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.
А сама-то величава, выступает будто пава,
А как речь то говорит, будто реченька журчит. («Сказка о царе Салтане». Описание царевны)

(Взаимопроверка)

 

 

Работа в группах с произведениями..

1.Сказка о мертвой царевне:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

– Беседа:

Почему царю пришлось жениться на другой? (жена умерла).  

Какое свойство имело зеркальце? (умело говорить).

Какими словами царица обращалась к волшебному зеркалу (по ролям):
Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи,
Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?

Что ответило зеркальце в конце сказки злой мачехе? (ты прекрасна, спору нет, но царевна все ж милее, все ж румяней и белее).

Почему оно так ответило? (добро побеждает зло).  

Какая пословица отражает смысл данной сказки? «Не рой яму другому, сам в нее попадешь».

Чему учит сказка? (любви, верности, состраданию, преодолению трудностей).

2. Сказка о попе и о работнике его Балде:

– Беседа:

Каким образом Балде удалось добыть оброк? (состязание с чертенком).

Какие качества ему понадобились? (смекалка, хитрость, ловкость).

Пословица: «Скупой платит дважды».

3. Сказка о царе Салтане:

– Беседа:

Какие чудеса происходили в этой сказке? (белка, царевна – лебедь, город).

Прочитайте о них.

За что наказаны сестры? (зависть).

Пословица: «Не рой яму другому, сам в нее попадешь».

4. Нарисовать иллюстрации к сказкам.

Коммуникативные

Формируем умение работать в группах, учитывая позицию собеседника

Формируем умение слушать и понимать других

Формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Регулятивные

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Формируем умение контролировать в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Личностные

Формируем внутреннюю позицию школьника

Формируем способность к самооценке на основе  критериев успешности учебной деятельности

Познавательные

Формируем умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать)

Формируем умения структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задания

Формируем умение строить логические цепи рассуждений

V. Контролирующее задание (7 мин)

Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний

Творческая  дифференцированная

работа

1 группа.

   Назови имя и отчество Пушкина.

Назови сказки Пушкина, которые ты знаешь. Прочитай выразительно отрывок из  любого стихотворения

 2 группа.

Напиши мини-сочинение на тему: «За что я люблю Пушкина».

3 группа

Подчеркни имена персонажей сказок А.С.Пушкина:

Царь Салтан , Марья – царевна ,  Князь  Гвидон,   Кощей Бессмертный.

Допиши предложение .Стихотворение «Зимний вечер» написал …        

Отметь лишнее имя героя произведения: Царь  Салтан ,  Царевна Лебедь , Балда , Князь Гвидон.

Из какой сказки строки:

Весть царевну  в глушь лесную

И, связав её, живую

Под сосной оставить там

На съедение волкам.

Личностные

Формируем внутреннюю позицию школьника

Формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Коммуникативные

Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

Формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос

Формируем умение работать в парах, учитывая позицию собеседника

Регулятивные

Формируем начальные формы рефлексии

Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем

Познавательные

Формируем умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять)

Формировать умения структуктировать знания, выбирать необходимое

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Организация рефлексии

- О чем же главном мы сегодня говорили на уроке? Мы об этом еще поговорим на следующем уроке.

- Что для вас показалось трудным?

- Кто доволен своей работой на уроке?

-Кто хотел бы что-то исправить? Что для этого нужно сделать?

 – Богатое, удивительное наследство – свои сказки оставил нам А.С.Пушкин. Сегодня мы заканчиваем разговор о чудесах, творимых в этом сказочном мире. Но добро, прославляемое Пушкиным в своем творчестве, надеюсь, надолго останется в ваших сердцах, а злу никогда там не найдется места.

Личностные

Формируем умения устанавливать учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов

Коммуникативные

Формируем умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли

Регулятивные

Формируем умения выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения

Формируем начальные формы рефлексии

VII.Домашнее задание(1мин)

1 группе:

 Составить кроссворд по сказкам А. С.Пушкина

2 группе:

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся произведению

По желанию :

Выучить стихотворение А. С. Пушкина

- На этом мы свой урок заканчиваем. Вы молодцы. Мне приятно было с вами работать. Спасибо за урок.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературного чтения в 3-м классе Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…"

Цели урока: анализ художественного произведения, характеристика героев.Задачи урока:1. Образовательные: продолжить работу над совершенствованием навыков чтения; правильностью,   беглостью, в...

Урок по литературному чтению в разделе "Русские поэты". Тема урока: А.С. Пушкин "Зимний вечер"". 3 класс

Исторический экскурс в жизнь и творчество Александра Сергеевича пушкина. На уроке углубленная работа над художественными средствами, расширение словарного запаса, умение чувствовать и понимать строй с...

Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века

Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин  «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: «А.С.Пушкин – великий русский писатель»

Задачи:- познакомить с понятиями «поэма»;- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина- дать первоначальное представление о сказочной поэме;- познакомить...

урок литературного чтения для 2 класса. Тема урока : "А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Характеристика героев".

Урок литературного чтения для 2 класса. УМК "Перспектива".   Цель урока: формировать умение создавать образы героев, развитие умения анализировать образы героев, аргументируя свой ...