Разработка урока
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Петрова Алла Михайловна

Урок литературного чтения 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект

урока литературного чтения

в 1 классе

УМК «Перспективная начальная школа»

по теме: «Тайны загадок»

Тема: Тайны загадок

Цель: создание условий на уроке для организации деятельности учащихся

           по знакомству с приёмом «сравнение», с игровым характером малых

           жанров фольклора – загадкой

Задачи:

Предметные УУД: научить сочинять загадки; находить средства художественной выразительности в тексте

Метапредметные УУД: содействовать формированию УУД

а) регулятивные – принимать и выполнять алгоритм выполнения заданий;

б) познавательные – выполнять несложные логические действия (сравнение, сопоставление);

в) коммуникативные – принимать участие в общении на уроке.

Личностные УУД: проявлять интерес к чтению, осуществлять позитивную самооценку.

Образовательные ресурсы: учебник «Литературное чтение» Н.А.Чураковой, тетрадь «Литературное чтение», рисунок учёного кота, иллюстрация «Мудрой книги», иллюстрации предметных картинок – отгадок.

Сценарий урока

I Организационный момент

        Начинаем наш урок.

        Предьявите-ка улыбку,

        А с улыбкою – билет,

        Без билета входа нет.

        Скучающих мы отсылаем обратно –

        Скучать можно дома

        Совершенно бесплатно!

II Актуализация опорных знаний

Выразительное чтение считалок.

- Кот учёный ждёт от вас интересных считалок. Это и будет ваш билет. 

III Введение в тему.

- Наше путешествие через огороды Бабы-яги продолжается.

        Когда идёшь тропинкою,

        Куда ни глянь, в полях

        Белеют чудо – шарики

        На тонких стебельках.

        Сквозные, серебристые,

        Они, как пух, легки.

        Стоят и чуть качаются

        От ветерка с реки.

- Прочитайте загадки, записанные на доске. Нарисуйте отгадки.

        Золотисто – жёлтый днём,

        Он зелёный вечером.

        Подожди неделю –

        Станет белый-белый.

        Ещё подождёшь –

        Только лысинку найдёшь!

        Есть один такой цветок –

        Не вплетёшь его в венок.

        На него подуй слегка –

        Был цветок – и нет цветка.

- Какие слова в загадках помогли их отгадать?

- Выставка рисунков – отгадок учащихся.

IV Определение темы и цели урока.

Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи.

        А вот и одуванчики! Целое поле.

        Кто здесь живёт?

        Не зверь, не птица,

        Живут загадки для ребят,

        Смотрите, выстроились в ряд.

-Ребята, какая тема нашего сегодняшнего урока?

- Какие задачи мы поставим перед собой?

Работа в тетради (с.9, №2).

- Вот какие одуванчики пушистые, в нарядных платьицах, живут на огородах Бабы–яги.

        Одуванчик – цветок–загадка. Он весь окутан тайной. Сегодня он приглашает нас на свою поляну. Если вы будете хорошо работать, одуванчики откроют вам тайну загадок.

V Изучение нового материала.

1. Дыхательная гимнастика.

Правильно дышать – это значит:

а) незаметно для окружающих делать вдох (плечи при этом неподвижны);

б) вовремя «запасаться» воздухом;

в) плавно выдыхать, равномерно расходуя воздух.

* «Задуй свечу»

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.

*Чтение чистоговорок.

Ло-ло-ло – на улице тепло.

Ать –ать – ать – мы пойдём гулять.

2. Отработка навыка чтения. Работа в тетради (с.9, №1).

- Прочитайте слова по строчкам сначала медленно, а потом быстро.

Индивидуальная работа.

Прочитать загадки и найти отгадки.

        Угадай – ка, угадай - ка,

        Интересная игра.

        Есть ещё у нас загадки,

        Их разгадывать пора!

Загадки. Красная Матрёшка,

             Беленькое сердечко. (Малина)

           Я румяную Матрёшку

           От подруг не оторву.

           Подожду, когда Матрёшка

           Упадёт сама в траву.

Примечание. Если нет правильного ответа, то проводится работа над осмыслением загадки.

Физкультминутка

Кто-то утром, не спеша,                        (Ходьба на месте)

Надувает жёлтый шар.                                (Дети дуют и разводят руками)

А как выпустишь из рук –                         (Поднять руки вверх, хлопок)

Станет вдруг светло вокруг.                        (Поворот)

Что это за шар?                                        (Солнце)        

3.Работа по учебнику (с. 14-15)

- А вот и Кот.

        Сядем рядышком на лавке,

        Вместе с вами посидим.

        Загадаем вам загадки.

        Кто смышлёней – поглядим!

- Прочитайте загадки. Отгадайте.

(Отгадки: лук, капуста, огурцы, гриб, капуста, земляника, лук)

Познавательные УУД: осуществление поиска и выделение необходимой информации (работа с текстом, дидактическими иллюстрациями).

- Рассмотрите иллюстрации. Они помогли вам разгадать загадки?

4.Исследовательская работа.

Познавательные УУД: анализ объектов, выделение существенных признаков;

выявление особенностей загадок: использование приёма олицетворения.

Коммуникативные УУД: через общение прийти к пониманию того, что один и тот же текст можно считать и дразнилкой, и загадкой.

- Представьте, что вы учёные. Как в загадках представлены лук, огурцы, земляника, капуста? (Растениям даны имена людей)

- Как вы думаете, почему им даны имена людей?

(Человек живёт в мире природы, он сам её часть, поэтому всё, что окружает человека, он воспринимает как живое, а имена, которые он даёт различным предметам, делают их похожими на людей.)

- По каким признакам вы нашли отгадки? (Ответы детей)

- Вам нравится отгадывать загадки? Почему?

- Что же такое загадка? Посмотрите на обложку «Мудрой книги» (иллюстрация на доске). Маша и Миша читают об этом в «Мудрой книге», которую им дал Кот учёный. Давайте узнаем, что в ней написано.

5.Работа по вопросам учебника (с.16)

Регулятивные УУД: контроль (и самоконтроль) результатов учебной деятельности.

- Какие загадки про одно и то же? (1 и 7, 2 и 5)

- Можно ли спутать загадки про лук с загадками про капусту? Почему?

(Спутать можно, так как «сорок пелёнок» (лук) – «семь полушубок» (капуста). У этих овощей много листьев и чешуек.)

Коммуникативные УУД: умение выслушать собеседника, обосновать ответ словами из текста.

- Некоторые загадки похожи на дразнилки. Вы согласитесь с Мишей?

(В дразнилках говорится о людях, высмеиваются их недостатки. В загадках растения имеют имена: земляника – Татьяна, капуста – Мишутка, гриб – Кондрат, лук – Егорушка)

Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,                Голова устала тоже,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!                        Так давайте ей поможем,

Распрямились, потянулись,                         Вправо, влево, раз и два,                

А теперь назад прогнулись.                        Думай, думай, голова.

Разминаем руки, плечи,                        Хоть зарядка коротка,

Чтоб сидеть нам было легче                        Отдохнули мы слегка.

И совсем не уставать.

6.Работа в тетради (с.10, №3)

Баба-яга.         Я сюда пешком пришла,

                Метлу с собою принесла.

                Время зря я не теряла –

                Для вас загадки собирала.

                Из каждого кармана

                Загадки я достану,

                Загадывать вам стану.

- Трудные загадки у Бабы-яги? Что помогло вам найти отгадки?

(1 – солнце, 2 – солнце, 3 – печка)          

- Соедините попарно картинки – отгадки.

- С какими предметами сравниваются отгадки?

- Какое сравнение вам кажется самым удачным?

-В какой загадке говорится о природном явлении как о человеке?

7.Сочинение загадок.

Предметные УУД: умение сочинять загадки

- Попробуем вместе сочинить загадки про одуванчик. Я вам говорю первую строчку, а вы попробуете продолжить.

Держит девочка в руке …

(Облачко на стебельке)

В огороде у дорожки …

(Стоит солнышко на ножке)

VI Итог урока

- Какую тайну загадок вы сегодня раскрыли?

 VII Рефлексия

- Что интересного вы узнали о загадках?

- Что сегодня у вас получилось?

- Что расскажете дома?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...