Методическая разработка урока по литературному чтению И. Соколов-Микитов «Листопадничек».
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Урок по литературному чтению И. Соколов-Микитов «Листопадничек».

Цели:совершенствовать навык по развитию беглого и выразительного чтения, учить умению высказывать свои мысли; развивать память, творческие способности образного восприятия окружающего мира; пробуждать интерес к аналитической работе над текстом; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sokolov-mikitov_listopadnichek.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

1. Ф.И.О. учителя: Варкова Валентина Сергеевна

2. Класс: 3. Предмет: литературное чтение  . № урока по расписанию:

3. Тема урока:  И. Соколов-Микитов «Листопадничек».

4 Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные): совершенствовать навык по развитию беглого и выразительного чтения, учить умению высказывать свои мысли; развивать память, творческие способности образного восприятия окружающего мира; пробуждать интерес к аналитической работе над текстом; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней

Этап урока

Время, мин

Цель

Содержание учебного материала

Методы
и приемы работы

ФОУД*

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

1

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Постановка темы и цели урока

4

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

На доске написана тема урока И. Соколов-Микитов «Листопадничек» Как вы думаете, почему произведение Соколова-Микитова называется «Листопадничек»? О чём это произведение? Что или кого в старину называли «листопадничками»?

Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока

Ф

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого выдвигает проблему , побуждает к высказыванию своего мнения, формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока

Высказывают свои предположения,  формулируют цель и задачи урока

Освоение нового материала

Первичное прочтение

11

Знакомство с текстом произведения И. Соколова-Микитова «Листопадничек», формировать навыки осмысленного выразительного чтения

Текст в учебнике

Чтение по цепочке по 2-3 предложения.

Ф

Контролирует выполнение работы, корректирует ошибки.

Читают текст по цепочке по цепочке по 2-3 предложения, подчёркивают непонятные слова.

Физминутка

2

Сохранять здоровье учащихся, физическое развитие.

Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начал заинька скакать.

Лапки вверх и лапки вниз,

На носочках подтянись.

Влево, вправо поклонись,

Наклонись и поднимись

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг - и ускакал.

ф

Показывает упражнения и контролирует их выполнение.

 Выполняют упражнения вслед за учителем.

Первичное закрепление нового материала

Обсуждение прочитанного, работа с текстом.

12

Развивать умение высказывать свои мысли, развивать речь, мышление, творческую активность.

Понравилось ли вам произведение? Чем?

Так к какому литературному жанру это произведение относится ? Докажите. 

Как можно назвать осеннюю пору, когда с деревьев начинают осыпаться листья?

 Почему зайчат, родившихся в эту пору, называют листопадничками? 

Зайчиха приносит приплод три раза в год. Зайчата первого выводка - настовики, они появляются, когда на снегу есть настовая корка. Зайчата второго выводка - летние - колосовики и травники. А третий выводка - листопадники, осенние зайчата.

Что наблюдали маленькие зайчата вокруг себя? Подтвердите свой ответ словами из текста.

Что вызвало тревогу и слёзы зайчат?

 Как их успокоила зайчиха-мать?

Какое желание не давало покоя одному из зайчат и на какой поступок оно его толкнуло?

Из многих осенних зайчат писатель выделил одного. Почему?

Чем он интереснее своих братьев? Каким был самый маленький заяц?

Зачем Листопадничек убежал из гнезда?

 Почему журавли жалели зайчат?

Отчего плакали листопаднички?

 Чем мать успокаивала малышей?

Почему зайчонок не захотел остаться в лесу?

 Нашёл ли зайчонок тёплые страны? Подтвердите словами из текста.

С кем встретился Листопадничек?

Почему Листопадничек попросился в хатку бобра?

Почему Листопадничек не смог уйти от бобра?

Какие обязанности были у гостя?

Какое желание было у зайчика всю зиму?

Благополучно ли закончилось произведение «Листопадничек»?

 Фронтальный опрос, кластер.

ф

Побуждает к высказыванию своего мнения,

отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке, даёт задание на поиск в тексте ответов на поставленные вопросы, организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; связывая результаты урока с его целями, составляет на доске кластер «Листопадничек»

Отвечают на вопросы учителя, подтверждая свои слова чтением фрагментов из текста, Высказывают свое мнение.

расширять и активизировать словарный запас

Слова "листопадничек", «долговязый» «плотина»

«запрудили»

«настлано», «хатка»,

«зябнуть»,

«робеть», «ходко работают»

Хоровое чтение

ф

Помещает слова
на доску

Читают хором сноски в учебнике

Развивать умение высказывать свои мысли, развивать речь, мышление, творческую активность.

Карточки с пословицами

Кто идёт вперёд, того страх не берёт

Самая трудная дорога та, которую не знаешь.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

Друзья познаются в беде.

П

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу в парах

 Выбирают из пословиц ту, которая больше всего подходит к теме произведения.

Развивать логическое мышлениемышление

Карточки с планом составления синквейна

Листопадничек

Любознательный, храбрый.

Убежал , заботился, нырял.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

Храбрец.

Синквейн

Г

Организует групповую работу .Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников

Учащиеся анализируют кластер составленный на уроке, пословицы, в группах составляют синквейн о листопадничке.

Подведение итогов

2

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Я узнал на урок …

Меня удивило…

Я сделал для себя выводы….

Если бы я был художником, то я бы нарисовал…..

Рефлексия, контроль

Ф

Задает вопросы
о задачах урока..

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Высказывают свои впечатления от урока, Осуществляют:

Самооценку. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили

Домашнее задание

2

 Развитие творческого мышления учащихся.

Представьте, что путешествие Листопадничка продолжилось .Какие ещё приключения могли бы с ним произойти ? Придумать свой рассказ.

ф

Даёт комментарии к домашнему заданию

Записывают задание в дневники.

* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая). –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Методическая разработка урока по литературному чтению !Уроки этики в авторском произведении. Л. Муур «Крошка Енот».

Данная методическая разработка представляет собой пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания прим...

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Методическая разработка урока по литературному чтению. Тема урока: "Александр Раскин «Как папа охотился на тигра»"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА-МАСТЕРСКОЙ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В 3 КЛАССЕ...

Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе. Е. Чарушин. Как Никита играл в доктора. Технология продуктивного чтения.

Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения....