Конспект урока: "Звуки [х], [х']. Буква Х, х"
план-конспект занятия (чтение, 1 класс) по теме

Берёза Ольга Васильевна

Цели:

1. Познакомить с буквой Х, х, согласными звуками [х], [х’].

2. Развивать фонематический слух учащихся.

3. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_gramote.docx201.45 КБ
Office presentation icon urok_obucheniya_gramote_otkrytyy.ppt583 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте: "Знакомство с буквой Х"

Цели:

1. Познакомить с буквой Х, х, согласными звуками [х], [х’].

2. Развивать фонематический слух учащихся.

3. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Оборудование: свеча, колосья пшеницы, хлебные изделия, “золотой” мешочек, рисунок хлебного поля (на доске), конверты со звуками, звуки-шапочки, рушник, каравай, магнитофон.

Ход урока

Приветствие. ( Учащиеся приветствуют учителя и друг друга стоя, чтение стихотворения сопровождается показом).

Ходит солнышко по небу,
Поднимаясь в ранний час,
Чтобы путь продлить свой длинный
По полям и по лесам.
Мы ж, ребята, ежедневно,
При
ходя учиться в класс
Обязательно к успеху,
К новым знаниям придём.

II. Ритмическая часть.

(Стук в дверь).

Учитель:

- Кто же это может быть?

Входит девочка - Хаврошечка.

Хаврошечка: - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Хаврошечка. Я пришла к Вам из сказки. Хочу пригласить Вас на хлебное поле.

1.) Учитель:

- Мы идём на прогулку и поём песню. (Учащиеся выстраиваются в большой круг. Поют песню, двигаются по кругу. Песня сопровождается показом).

Песня “Хлебное зёрнышко”. (Сл. П. Синявского, муз. Ю. Чичкова).

1.

Хлебное поле большое, как море,-
Не сосчитаешь колосьев на нём.
В дружном дозоре, в почётном дозоре,
Каждое зёрнышко мы бережём.

Припев:

Зёрнышко, зёрнышко -
Капля золотая, капля золотая
В море урожая.

2.

Зернышко мы согреем заботой
В добрых и тёплых ладонях полей.
Солнышку тоже хватает работы,
Чтобы звенели хлеба веселей.

Припев:

Зёрнышко, зёрнышко -
Капля золотая, капля золотая
В море урожая.

Хаврошечка: - Ребята, какое у нас с вами большое хлебное поле. А как мы посадим хлебные зёрнышки? (Ученики показывают движениями).

2.) Скороговорка. (Посадим зёрнышки).

Хлеб ржаной, батон и булки 
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют
Сил для хлеба не жалеют.

(Ученики повторяют скороговорку 3 раза. Первый раз медленно, второй раз быстрее, третий раз очень быстро. При этом хлопают в ладоши и притопывают ногой).

Хаврошечка:

- Как много у нас зёрнышек, посадим их в землю. (Ученики присели). Из зёрнышек вырастет колосок, он потянется к солнышку (встаём, поднимаем руки вверх). Колоски переплетаются (руками показываем букву Х). Зёрнышки соберем, их надо перемолоть в муку. Испечём из муки каравай.

Идём по нашему полю (по кругу), повторяем стихотворение, выделяя хлебные слова

(слова, которые начинаются с буквы Х). Слова выделяем голосом и хлопком.

3.) Стихотворение с рецитацией.

Каравай земли и неба 
На твоём столе –
Ничего сильнее 
хлеба
Нету на земле.
В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля, 
А на каждом колосочке
Держится земля.
В малом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка 
хранится 
И земли родной.
И растёт под небом светлым,
Строен и высок, 
Словно родины бессмертный
Хлебный колосок.

Учитель:

- Хлебные колоски, которые остались на поле, зимой укрыло одеяло. Какое оно?

Дети:

- Снежное.

4.) Игры:

а) Хаврошечка:

- Ребята, давайте поиграем в игру: “Зёрнышки-снежинки”. Я буду называть слоги с твёрдым согласным звуком [х] (это зёрнышки), а вы с мягким согласным звуком [х’] (это снежинки).

- ха-хя

- хы-хи

- хо-хе

- ху-хю

- хэ-хе

б) Эти слоги можно произнести в чистоговорке. Я начинаю говорить чистоговорку, а вы продолжаете.

- хи-хи-хи - сочиняем мы стихи

- ха – ха – ха - очень вкусная уха

-хо – хо – хо – я услышал эхо

- ху – ху – ху - сидит птица наверху

- ух- ух- ух - в поле вдруг запел петух.

в) Хаврошечка:

- Я принесла “золотой” мешочек, а что там мы узнаем, когда построим хлебные ворота. ( Два ученика образуют ворота, в которые будут входить дети. Поют песенку.)

Ай, лю - ли, ай, лю - ли
Наши руки мы сплели.
Мы их подняли повыше
Получилась красота,
Получились непростые,
Хлебные ворота.
Проходите, кто хотите, 
И слова вы проносите.

Хаврошечка:

- Надо достать из “золотого” мешочка хлебное изделие, назвать его и составить с ним словосочетание. ( В мешочек можно положить хлеб, батон, булочку, печенье, пирожное, пирожок, ватрушку, пряник, вафли, бублик, сушку). (Дети составляют словосочетания, проходят через ворота по букве Х (буква написана на полу мелом), садятся на своё место, повторяют словосочетания).

Все слова сказали дружно,

Ворота закрыть нам нужно.

III . Основная часть урока.

Учитель:

- Какой звук мы чаще всего произносили и слышали? ([х]). Хотите послушать сказку? Её рассказала мне Хаврошечка. Называется она “Хлебное зёрнышко”.

Свечка, свечечка зажгись,
Ярким светом загорись.
Сказка в гости к нам явись.
Свечка зажигается,
Сказка начинается.

(Учитель накидывает на плечи платок, зажигает свечку и начинает рассказывать сказку).

1). Сказка.

Заболела однажды Хаврошечка, ничего не ела и почти не спала. Врач никак не мог определить причину болезни. Он приходил к девочке, давал разные лекарства, но всё это не помогало. “Попробуйте приготовить для Хаврошечка что-то необычное и питательное, чтобы у неё проснулся аппетит, и тогда она поправится”, - сказал доктор маме. Мама не знала, что хочет Хаврошечка. Она открыла шкаф с разными продуктами и вдруг заметила маленькое хлебное зёрнышко. Мама взяла зернышко, оно пошевелилось и стало горячим. “Испеки из меня лепёшку”, - вдруг сказало зёрнышко. “Как же из такого маленького зёрнышка можно испечь целую лепёшку?”.

- Я зёрнышко непростое. Во мне скрыта великая тайна жизни. Я могу помочь тому, кто даже в самый тяжёлый момент не перестаёт надеяться и верить. “Хорошо”, - сказала мама. Она положила хлебное зёрнышко в воду, оно проросло, затем посадила в горшок, и через некоторое время стал расти колосок. Он подарил маме горсточку хлебных зёрен. Вдруг ей показалось, что зёрнышки в её ладони были горячими, как маленькие сердечки. Мама испекла лепёшку и принесла Хаврошечке. Девочка съела кусочек лепешки, щечки её порозовели, и она улыбнулась. Так, благодаря маленькомухлебному зёрнышку Хаврошечка поправилась. И сегодня она пришла к нам в гости.

Сказка затихает,
Свечка потухает.

(Рассказывая сказку, учитель показывает зёрнышко, колоски, лепёшку).

Вопросы:

  • Понравилась сказка?
  • Какие чувства возникли, когда слушали сказку?
  • Как звали девочку в сказке?
  • Какой звук живёт в начале этого слова?
  • В каких словах услышали этот звук?

2). Знакомство с буквой. Проживание буквы.

Учитель:

- Звуки [х],[х’] обозначаются буквой Х.

Х – у этой буквы весёлый характер, она никогда не бывает хмурой, очень любит хохотать. Она спряталась в наш рисунок.

(Дети показывают, где спряталась буква. Учитель красным мелом обводит букву Х.

Дети повторяют сказку “Хлебное зёрнышко”.)

3.) Физкультминутка.

Учитель: - Давайте покажем букву Х (Переплетают руки над головой, образуют букву Х).

Хлебушко, хлебушко,
Мы тебя любим,
Ты, словно солнышко
Нужен всем людям.

4). Игра “Живые звуки”.

Учитель:

- Испекли мы хлебушек. Один - хлеб, много – хлеба. Произнесём слово, сколько звуков в слове хлеба? (Учитель вызывает 5 человек. Они – “живые” звуки. Ученики надевают шапочки-звуки. Составляют схему слова хлеба. Остальные ученики работают индивидуально за партами).

Наши звуки встали в ряд
И сейчас заговорят.

(Выходит каждый звук и рассказывает о себе).

Учитель:

- Сколько слогов в слове ХЛЕБА?

- Какой слог ударный?

- Какой звук ударный?

Всё сказали, не забыли
И на место поспешили.

Учитель:

- Какой первый звук в слове ХЛЕБА? (Х).

IV. Закрепление материала.

1) Выкладывание буквы Х зёрнышками.

Учитель:- У вас на столах зёрнышки, которые собрала мама Хаврошечки. Давайте выложим букву Х из пшеничных зёрнышек.

2) Письмо буквы Х.

А теперь пора в тетрадь 
Букву Ха нам написать.
Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу,
Я, друзья, от Вас не скрою, 
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

(Учитель еще раз показывает на рисунке букву Х цветными мелками).

Учитель:

- Вот сплелись два колоска,
Получилась буква Ха.

(Пишем букву Х волшебными колосками (ручками). Наклонная прямая слева направо и наклонная прямая справа налево).

Написали аккуратно,
Всем в тетрадь смотреть приятно.

(Хаврошечка проходит и смотрит, как дети прописали букву).

3). Чтение слов.

а) Учитель: Буква Х очень хитрая, она спрятала слово в слове. Найдите слова, которые спрятались.

Смех - мех лопух – пух

Хлопушка – пушка

б) Любит буква Х хвастаться: “Я самая хорошая, я хочу всегда быть первой. Подкралась она к словам и решила схитрить.

САЛАТ-ХАЛАТ

Было вкусное слово салат,
Превратилось оно вдруг в 
халат.

ГОЛОД – ХОЛОД

Было грустное слово голод,
Оказалось вдруг зимнее 
холод.

ГЛЕБ – ХЛЕБ

Гулял по полю мальчик Глеб,
Глеб исчез, остался 
хлеб.

4) Чтение предложений.

Учитель:

- Много слов знает буква Х. Какое самое любимое её слово? (Хлеб). Тот, кто ест хлеб из пекарни буквы Х, он хорошеет, и его всегда хвалят.

Буква Х знает много пословиц.

Какая пословица спряталась среди слов?

ХЛЕБ -

ПОЛЕ

ВСЕМУ

ЗЁРНЫШКО

КОЛОСКИ

ГОЛОВА

Хлеб - всему голова.

- Как понимаете эту пословицу?

- Какие ещё пословицы Вы знаете?

  • Много снега – много хлеба.
  • Плох обед – коли хлеба нет.
  • Не шуба греет, а хлеб.
  • Каждая крошка в ладошку.
  • Беречь хлеб – значит беречь жизнь.
  • Хлеб бросать – силу терять.

5) Рассказ о хлебе.

Хаврошечка:

- Для людей хлеб – это жизнь. Люди слагают о хлебе песни, легенды, стихи. О хлебе говорят, как о живом существе, называя его – хлеб – кормилец, батюшка. Во все времена люди берегли хлеб. И Вы, ребята, должны ценить и беречь хлеб, как самое дорогое богатство.

Когда я выздоровела, пришла к хлебному полю, поклонилась и сказала: “Спасибо, вам, колоски”. Собрала я зёрнышки, и мы с мамой испекли из зёрнышек каравай в пекарне буквы Х.

Мы гостей всегда встречаем
Пышным, круглым караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.

Пышный, мягкий, пропеченный
Подрумянился слегка.
Хлеб с горбушкой золочёной
Шел он к нам издалека.

С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим.
Дорогой наш гость и друг
Принимай хлеб – соль из рук!
(В. Бакалдин).

Хаврошечка:

- Я хочу угостить Вас хлебными изделиями. У Вас было хорошо, а мне пора возвращаться в сказку. До свидания, ребята!

V. Итог урока.

- Понравилось сегодня на хлебном поле? Где побывали?

- Что понравилось, запомнилось?

- Как звали нашу гостью?

- Какую букву она принесла? А какая это буква? ( Хитрая, хвастливая, хорошая, хохотушка).

Учитель:

- Мы сегодня сделали доброе дело, вырастили хлебные зёрнышки. Пусть живут с Вами всегда добрые дела.

Прощание.

Пусть живут здесь вместе с нами
Только добрые дела.
А плохие пусть уходят, 
Мы их гоним со двора.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Знакомство с буквой »

Слайд 2

[x] [x’] согласный глухой твёрдый согласный глухой мягкий

Слайд 3

Х

Слайд 4

На что похожа буква «ха»? Х – забавная игрушка, Деревянная вертушка. Деревянная вертушка – Ветру вольному подружка. Х

Слайд 5

Х Х а о у И е

Слайд 6

Яндекс картинки

Слайд 7

Х За обедом хлеб всему голова

Слайд 8

Х Благодарю за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Звук [Й] и буква Й.

Конспект по обучению грамоте....

Конспект урока. Звук [Ч ] и буква Ч.

Конспект урока русского языка из раздела обучение грамоте....

Конспект урока."Звук ц, буквы Цц" 1 класс. Обучение грамоте.

Конспект урока в аспекте формирования универсальных учебных действий....

Конспект урока "Звуки и буквы"

Урок русского языка в 1 классе по УМК "Школа 2100"....

Конспект урока.Звук [ц], буква Ц.ц

Цель: знакомство учащихся с новым звуком и буквой...

конспект урока «Звуки [б], [б\'] и буква Б, б»

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе, открытие новых знаний. Знакомство с новым звуком, и буквами, которыми она обюзначается на письме...

Конспект урока “Конспект урока “Звуки [з] [з’], буквы З, з”(1 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Цель: Повторить звуки [т] [т’],  и буквы Т,т, которая его обозначает.Планируемые результаты:Личностные: определять необходимость и интерес к предстоящей работе, проводить самооценку на осно...