Конспект урока. Звук [Й] и буква Й.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Гирская Татьяна Юрьевна

Конспект по обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka._zvuk_y_i_bukva_y.docx21.13 КБ
Файл konspekt_uroka._zvuk_ch_i_bukva_ch.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обучения грамоте.

Тема: "Звук (й), буква Й, й".

Цель:

  1. познакомить учащихся с мягким согласным звуком [й`], буквой Й, й;
  2. развивать фонематический слух, речь, внимание, логическое мышление, наблюдательность, память;
  3. воспитывать взаимопомощь.

Задачи: 

  1. учить выделять, дифференцировать и характеризовать звук [й`] в словах;
  2. способствовать формированию правильного, сознательного, выразительного чтения и рассказывания;
  3. работать над межпредметными связями.  

Учитель

Учащиеся

Повторение пройденного. Назовите буквы первого и второго ряда. Что можно про них сказать?

В первом ряду – гласные, во втором ряду – согласные. Гласные тянутся, согласные встречают преграду.

Прочитаем гласные. Прочитаем согласные. Прочитаем слоги. Какие слова вы можете составить из имеющихся букв.

Определение темы урока. Вашему вниманию я предлагаю три картинки. Кто на них изображён? Что объединяет три слова, которые вы назвали?

Звук Й обозначенный буквой Й.

Высоцкий, Мойдодыр, йог. Во всех этих словах присутствует звук Й.

Определите тему урока. Какие цели мы сегодня можем поставить?

Звук и буква Й.             Научиться узнавать в словах звук Й и читать букву Й.

Посмотрите на следующие иллюстрации. Назовите их. (При затруднении учитель поясняет слова: слово СОЙКА). Объедините, пожалуйста, в группы слова.

Йогурт, йод, Айболит, чайка, сойка, воробей, майка, шайба, хоккей.

йод-Айболит

шайба-хоккей

воробей-сойка-чайка

Чтение слов с буквой Й. Прочитаем слова с буквой Й.

Чтение слов.

Характеристика звука  [й].  Дайте характеристику звуку Й.

Согласный, потому что встречает преграду голосом. Звонкий, всегда мягкий.

Сказка. Послушайте, какая история случилась с одним мальчиком. Чтение сказки Волиной «Два хвоста». Дополните, что было дальше.

Мальчик забыл правильно написать букву Й.

Слого-звуковой анализ слова зайка. Если в середине слова звук [й], то слог всегда заканчивается этим звуком.

 Составление схемы на доске и на партах.

Разминка. Если услышите звук [й] в слове, хлопните в ладоши. Чайник, Марина, муравей, стой, Егор, сильный, игрок, соловей, троллейбус, Иван, лицо, йогурт. Кто запомнил какие имена были среди слов?

Звук [й] мы уже встречали в начале слова. Он обозначался буквами е, ё, я. Прочитайте предложение. Почему это предложение? О чём говорится в этом предложении? Что делал Яков? А что он ел? А где вы слышите в этом предложении звук [й]?

Слова в предложении связаны по смыслу. В этом предложении говорится о Якове. Яков ел. Он ел яблоко.

В начале слов Яков, ел, яблоко.

Кто запомнил, какая первая картинка была на уроке? А на чём Высоцкий играл? Это струнный инструмент. А какие струнные инструменты вам ещё известны.    Отгадайте загадку:                Треугольная доска,
А на ней три волоска.
Волосок - тонкий,
Голосок - звонкий.

Владимира Семёновича Высоцкого. Он играл на гитаре.

Домра, балалайка, виолончель, контрабас, скрипка.                   Балалайка.                    

Работа в парах. Из букв слова балалайка, пока играет музыка, составить слова.

Бал, лайка, лак, лай, байка.

Чтение. Прочитайте. Сколько предложений вы прочитали. Что можно сказать об этих предложениях.

Это текст, так как все предложения связаны по смыслу.

Работа в группах. Еремей не только играл, но и пел. Рифмы его начинались так: ОЙ-ОЙ-ОЙ или АЙ-АЙ-АЙ. Я запомнила только одну: ОЙ-ОЙ-ОЙ человек я небольшой. Попробуйте сочинить свои рифмы. Работаем в группах, помним пословицу: Не имей сто рублей…

А имей сто друзей.

Подведение итогов. Что нового мы сегодня узнали на уроке? Понравился ли вам урок? Мы ставили цель научиться узнавать в словах звук и букву Й. Цель достигнута. Подумайте, как вы работали на этом уроке, выберите символ.


 Дополнительное задание: измени звук в середине слова.

•чашка - чайка

•леска - лейка

•лапка - лайка

•галка - гайка

•речка - рейка



Предварительный просмотр:

Конспект урока обучения грамоте.

Тема: "Звук (ч), буква Ч, ч".

Цель:

  1. познакомить учащихся с мягким согласным звуком [ч], буквой Ч, ч;
  2. развивать фонематический слух, речь, внимание, логическое мышление, наблюдательность, память;
  3. воспитывать взаимопомощь.

Задачи: 

  1. учить выделять, дифференцировать и характеризовать звук [ч] в словах;
  2. способствовать формированию правильного, сознательного, выразительного чтения и рассказывания;
  3. работать над межпредметными связями.  

Учитель

Учащиеся

Повторение пройденного. Прочитаем, что написано на доске.

Есть условие и вопрос,

Мы не будем вешать нос.

Голову в карман не пряча,

Мы решим одну ……..

Послушаем

Черепаха Тортилла прислала Чебурашке по почте наручные часы, 3 свечки, картину с чертополохом  и 4 чупа-чупса. Сколько всего предметов прислала по почте Тортилла?

Перескажите условие задачи. Что мы будем искать?

Определение темы урока. Вспомните слова условия задачи. Что в них общего?

Черепаха, Чебурашка, наручные, часы, свечки, чертополох, чупа-чупс. Во всех этих словах присутствует звук ч.

Определите тему урока. Какие цели мы сегодня можем поставить?

Звук и буква Ч.   Научиться узнавать в словах звук Ч и читать букву Ч.

Посмотрите на следующие иллюстрации. Назовите их. (При затруднении учитель поясняет слова: слово СЫЧ, ЧАБАН). Объедините, пожалуйста, в группы слова.

Чеснок, чайка, грач, чешки, чистотел, перчатки, чемодан, сморчки, сыч, чабан

чеснок-сморчки-чистотел

грач-сыч-чайка

Характеристика звука  [Ч].  Дайте характеристику звуку Ч.        

Согласный, потому что встречает преграду голосом. Глухой, всегда мягкий.

Чтение сочетаний и слов с буквой Ч. Мальчики прочитают первую строчку, девочки – вторую.

Чтение сочетаний и слов. 

ЧА-ЧЕ-ЧУ – КРУЧУ-ВЕРЧУ-СКАЧУ

ЧИ-ЧУ-ЧА – СВЕЧА-КРИЧА-СТУЧА

ЧАН-ЧЕН-ЧУН – ДРАЧУН-ВОРЧУН

ЧИН-ЧУН-ЧАН – КОЧАН-ТОПЧАН

Чтение слов рядами.

Раздели слово на слоги.

Черника чаща черешня чернота

Чаща черешня чернота черника

Чернота черника чаща черешня

Разминка. Соедините правильно танцы с картинками: чарльстон, ча-ча-ча, чардаш, чечётка.

Делу – время, потехе – час!

Чтение. Прочитайте. Сколько предложений вы прочитали. Что можно сказать об этих предложениях.

Четыре девочки читали Чехова. Чесноков чертил чёрными чернилами очень чисто чертёж. Рассказ был про мальчиков. Чашка черники чудесна. Они хотели убежать из дома.

Слова в предложении связаны по смыслу.  Это не текст, так как  предложения не связаны по смыслу.

Работа в парах. Составить рифмы.

Чо-чо-чо            плечо   горячо

Чи-чи-чи            молчи  стучи

Ча-ча-ча             свеча    крича

Чу-чу-чу             учу        кричу

Сочетания ЧА,ЧУ.

ЧА  чары чайник куча часовой

ЧУ  чудеса чум чугун Чукотка

Работа в группах. Не имей сто рублей.

А имей сто друзей.

Подведение итогов. Что нового мы сегодня узнали на уроке? Понравился ли вам урок? Мы ставили цель научиться узнавать в словах звук и букву Ч. Цель достигнута. Подумайте, как вы работали на этом уроке, выберите символ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Звук [Ч ] и буква Ч.

Конспект урока русского языка из раздела обучение грамоте....

Конспект урока: "Звуки [х], [х\']. Буква Х, х"

Цели: 1. Познакомить с буквой Х, х, согласными звуками [х], [х’]. 2. Развивать фонематический слух учащихся. 3. Воспитывать бережное отношение к хлебу....

Конспект урока " Звуки [п], [п\'], буквы П,п "

Целиь урока : познакомить со звуками [п], [п\'], буквами П, п.Дать характеристику, закрепить умение делать звуко-буквенный анализ слов, учить читать слоги, слова с буквами П,п; развивать внимание, мышл...

Конспект урока: "Звуки [х], [х\']. Буква Х, х"

Цели:1. Познакомить с буквой Х, х, согласными звуками [х], [х’].2. Развивать фонематический слух учащихся.3. Воспитывать бережное отношение к хлебу....

Конспект урока “Звуки [з] [з’], буквы З, з”(1 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Тема: “Звуки [з] [з’], буквы З, з”Цели: познакомить со звуками [з], [з’] и буквой которой они обозначаются.;Планируемые результаты:Личностные: проявлять интерес к новому ...

Конспект урока “Конспект урока “Звуки [з] [з’], буквы З, з”(1 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Цель: Повторить звуки [т] [т’],  и буквы Т,т, которая его обозначает.Планируемые результаты:Личностные: определять необходимость и интерес к предстоящей работе, проводить самооценку на осно...


 

Комментарии

Гирская Татьяна Юрьевна

Открытый урок по русскому языку для родителей в период обучения грамоте.