Урок Литературное чтение
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Мурзиной Марины Ивановны

Конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_k_attestatsii_lit_chten.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен.

Цель урока: познакомить обучающихся с малыми фольклорными жанрами; учить различать жанры; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению.

Планируемые результаты: обучающиеся должны знать русские народные песни, понимать образ деревьев в них, рифму, уметь выразительно читать тексты русских песен.

Предметные результаты: обучающиеся должны научиться понимать образ деревьев в народных песнях.

Метапредметные результаты:

Регулятивные – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные – рефлексия способов и условий действий; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Коммуникативные – принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию; строить понятные для партнера высказывания.

Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Оборудование: диапозитивы, открытки, альбомы, дающие представление об изделиях из дерева, бересты, глины, созданных народными умельцами и ремесленниками; изделия с гжельским узором, хохломской росписью; карточки с песнями; учебники.

ХОД  УРОКА

  1. Организационный момент

  1. Проверка домашнего задания

Чтение пословиц о трудолюбии, подобранных к этому уроку. (Несколько ответов.)

  1. Речевая разминка

-  Прочитайте текст. Как вы думаете, что это? (Колыбельная.)

Баю, кукла, баю-бай.

Завтра в школу маме.

Ты сегодня не играй,

Спи, не будь упрямой.

Спи, хорошая, усни –

Сон придет веселый,

Куклы – малые они

И не ходят в школу.

-  Прочитайте медленно.

-  Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

-  Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

-  Прочитайте скороговоркой.

-  Прочитайте выразительно.

  1. Актуализация знаний. Определение темы и целей урока

-  На доске зашифрованы слова. Как их прочитать? (Прочитать только русские буквы.)

-  Расшифруем, что здесь написано. (Читать только русские буквы).

SУWCTNIHOE HWISAPLODДHISOE

VTSBOLPЧSECSWITBHOS.

(Дети читают, учитель записывает ниже или выставляет карточки со словами: «Устное народное творчество».)

-  Это название раздела учебника, который мы будем сегодня изучать. Кто из вас догадался, что мы будем читать из устного народного творчества? (Мы будем читать русские народные песни.)

-  Какие русские народные песни вы знаете? (Ответы детей.)

  1. Работа по теме урока

В нашей стране проживают люди разных национальностей: татары, удмурты, армяне, азербайджанцы и многие другие. На земном шаре народов еще больше: французы, греки, чехи, немцы, итальянцы, англичане и многие другие. У каждого народа есть свое устное народное творчество. Со многими сказками разных народов вы знакомы и еще будете знакомиться. Сегодня мы познакомимся с русскими народными песнями.

- Как вы думаете, о чем пели наши предки? Что для них было самым важным? (Важными были урожай, погода, природа.)

        А.Н. Толстой говорил: «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.

        Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».

        -  Какие погодные явления влияли на урожай? (Дождь, ветер, град.)

  1. Физкультминутка

(Выскочили маленькие зайчики. Лапки поджали к груди. Им весело, они скачут.)

Зайка

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

(Приставить кисти рук к голове – изобразить ушки.)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

(Потереть предплечья.)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

(Прыжки на месте.)

Кто-то зайку напугал -

Зайка прыг - и убежал.

(Сесть за парту.)

  1. Продолжение работы по теме урока
  1. Чтение песен о солнышке, весне

Солнышко-ведрышко,

Прогляни, посвети

На веточку зеленую,

На яблоньку высокую,

На грушицу кудрявую,

Березку кучерявую!

Весна-красна,

На чем пришла?

- На жердочке,

На бороздочке,

На овсяном колосочке,

На пшеничном пирожочке.

- А мы весну ждали,

Клочки допрядали.

Жнеи молодые,

Серпы золотые!

Уж вы жните, жните,

Жните, не ленитесь.

А обжавши нивку,

Пойте, веселитесь!

Дождик, дождик, посильней,

Разгони моих гусей.

Мои гуси дома,

Не боятся грома.

  1. Знакомство с песнями в учебнике

(Учитель читает песни, выдерживая темп, интонацию.)

-  Прочитайте вопросы на с. 17. Ответьте на них.

-  Найдите в песнях слова в уменьшительно-ласкательной форме. (Рябинушка, березонька, долинушка.)

-  Прочитайте песни выразительно. При чтении передайте свою радость и восхищение.

-  Самостоятельно познакомьтесь с песнями на с. 18-19 и скажите, какие они. (Это колыбельные песни.)

-  Кто из вас помнит, какие песни пели вам?

-  Прочитайте их выразительно. Какие нежные слова были в колыбельных песнях? Найдите их.

  1. Работа с иллюстрациями

-  Рассмотрите иллюстрации на с. 16-20. Что на них изображено? (Это изделия народных промыслов.)

Такие фигурки делались для украшения жилища, а также как игрушки детям. Они были из бересты, глины, дерева. Люди собирались в больших комнатах – мастерских – за длинными столами. Все были заняты делом: вырезали, плели, расписывали. При этом пели песни.

  1. Рефлексия

-  Выберите и продолжите любое предложение.

  • На сегодняшнем уроке я узнал …
  • На этом уроке я похвалил бы себя за …
  • После урока мне захотелось …
  • Сегодня я сумел …

  1. Подведение итогов урока

-  С какими жанрами народного творчества познакомились на уроке?

-  В какие времена пели эти песни?

-  Какая из них вам особенно понравилась?

Домашнее задание

  1. Выучить любую песню (можно не из учебника), нарисовать иллюстрацию.
  2. Попробовать сочинить колыбельную песню.        

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...