Урок литературного чтения. 3 класс. В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».
методическая разработка (чтение, 3 класс) по теме

Козлова Татьяна Николаевна

 Цели урока:

                    - продолжить работу со сказкой;

                    - развивать умение анализировать поступки героев, выражать своё отношение

                      к героям сказки;

                    - воспитывать неравнодушное отношение к окружающему ребёнка миру;

                    - учить детей осмысливать текст, выделять главное, опираясь на ключевые

                      слова, развивать критическое мышление;

                    - воспитывать бережное отношение к книге;

                    - развивать умения взаимодействия в группе. 

 Оборудование урока:

                   - портрет В.Ф.Одоевского

                   - компьютер - презентация;

                   - кластер;

                   - выставка рисунков учащихся;

                   - смайлики (весёлый, грустный), снежинки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochi.docx23 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt600 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                            

Урок  литературного чтения.  ( Учебно – методический комплекс «Перспектива»)

3 класс.  Учитель: Козлова Татьяна Николаевна. МБОУ «СОШ №20», г. Северодвинск

                                                                 В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение героев».

 Цели урока:

                    - продолжить работу со сказкой;

                    - развивать умение анализировать поступки героев, выражать своё отношение

                      к героям сказки;

                    - воспитывать неравнодушное отношение к окружающему ребёнка миру;

                    - учить детей осмысливать текст, выделять главное, опираясь на ключевые

                      слова, развивать критическое мышление;

                    - воспитывать бережное отношение к книге;

                    - развивать умения взаимодействия в группе.  

 Оборудование урока:

                   - портрет В.Ф.Одоевского

                   - компьютер - презентация;

                   - кластер;

                   - выставка рисунков учащихся;

                   - смайлики (весёлый, грустный), снежинки.

Ход урока:        

 Организационный момент.

                  - Здравствуйте!

                 - Отрабатываем скорочтение. Читаем в ритме скороговорки.

                 ( Чтение слоговой таблицы (дети стоят за столами, которые поставлены буквой «Т», 5 групп)

                                        БА  БО  БУ  БЫ  БИ  БЕ  БЯ   (на доске)

                                        ВА  ВО  ВУ  ВЫ  ВИ  ВЕ  ВЯ

                                        ГА  ГО   ГУ   ГЫ   ГИ  ГЕ  ГЯ

                                        ДА  ДО  ДУ  ДЫ  ДИ  ДЕ  ДЯ

                                        ЗА  ЗО  ЗУ   ЗЫ    ЗИ   ЗЕ   ЗЯ

                                        КА  КО  КУ   КЫ  КИ  КЕ   КЯ

                                        ЛА  ЛО  ЛУ  ЛЫ  ЛИ   ЛЕ   ЛЯ

                                        МА  МО  МУ  МЫ  МИ  МЕ  МЯ

                                        НА  НО  НУ  НЫ  НИ  НЕ  НЯ

                                        РА  РО  РУ   РЫ   РИ   РЕ  РЯ

                                        СА  СО  СУ   СЫ   СИ  СЕ    СЯ

                                        ТА  ТО  ТУ  ТЫ  ТИ   ТЕ  ТЯ

 Проверка домашнего задания.

                                                                                                                                                                              ИЛЛЮСТРАЦИЯ К СКАЗКЕ (слайд 1)

                - Вспомните, с какой сказкой вы познакомились на прошлом уроке?

                                                                                                                                                                               МОРОЗ ИВАНОВИЧ (слайд 2)

               - Кто автор этой сказки?

                                                                                                                                                                                ВЛАДИМИР фЁДОРОВИЧ ОДОЕВСКИЙ (слайд 3)

              - Что было задано домой?

                                                                                                                                                                                  - СДЕЛАТЬ ИЛЛЮСТРАЦИЮ
                                                                                                                                                                                 - ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ (слайд 4)

              - Сейчас я хочу проверить выполнение домашнего задания.

               - Молодцы! Хорошие сделали рисунки.

              - Рассказывает по своей иллюстрации (Ф. И.)      (выставка работ на доске, опрос 1 человек)

              - А сейчас поработаем  в группах и посмотрим, как вы подготовили ответы на

                 вопросы. Каждая группа вытаскивает себе карточку с вопросом.

                                                                                                                                                                                 ВОПРОС  1

                                                                                                                                                                                  Как автор изображает в сказке Мороза

                                                                                                                                                                                  Ивановича? Вспомните, как называется этот

                                                                                                                                                                                  литературный приём. (слайд 5)

                                                                                                                                                                                   ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – ИЗОБРАЖЕНИЕ

                                                                                                                                                                                    НЕОДУШЕВЛЁННОГО ПРЕДМЕТА КАК

                                                                                                                                                                                   ОДУШЕВЛЁННОГО. (слайд 6)

                                                                                                                                                                                   ВОПРОС 2  

                                                                                                                                                                                   Почему автор дал девочкам такие имена?

                                                                                                                                                                                    Только ли именами отличаются девочки?

                                                                                                                                                                                    Сравни их поступки. (слайд 7)

                                                                                                                                                                                    ВОПРОС 3

                                                                                                                                                                                     Как к девочкам относится Мороз Иванович?

                                                                                                                                                                                      Почему он похвалил Ленивицу, а сам

                                                                                                                                                                                       улыбнулся? (слайд  8)

                                                                                                                                                                                       ВОПРОС 4

                                                                                                                                                                                      Объясните смысл слов Мороза Ивановича:

                                                                                                                                                                                      «Какова твоя работа, такова будет тебе и

                                                                                                                                                                                        награда». (слайд 9)

                                                                                                                                                                                        ВОПРОС 5

                                                                                                                                                                                        Какие важные наблюдения о явлениях

                                                                                                                                                                                         природы включены в сказку. Найдите их.    

                                                                                                                                                                                        (слайд 10)

- На подготовку ответов даю 3 минуты.

  (Ответы детей ( оценка и самооценка)).

- Молодцы! Хорошо справились с заданием  дома.

 Определение задач и целей.

        - Сегодня мы продолжим работу над сказкой «Мороз Иванович».

         -  Прочитаем хором тему урока: «Мороз Иванович». Сравнение героев». (напечатано на доске)

         - Какие вопросы по теме урока вы можете задать, используя вопросительные слова?

                                                                                                                                                                                    - Кто?                                                    

                                                                                                                                                                                    - Что? (слайд 11)

- Молодцы! Раз вы сумели задать вопросы и ответить на них, значит, вы хорошо знаете содержание сказки и сможете дать характеристику  главным героиням.

Актуализация знаний.

- Назовите мне главных противоположных героев сказки.

- Кто они? (Рукодельница и Ленивица).

-Прежде на Руси не было имён и фамилий. Людям давали прозвища:  по делам их, по поступкам, по внешнему виду, по характеру, по ремеслу.

- А теперь, подумайте, почему так назвали  наших девочек?

- Сейчас будем перечитывать эту сказку и по ходу работы составлять кластер, характеризующий главных героинь.

- А перед этим  разомнём свой речевой аппарат.

Речевая разминка.                                                                                                                                                              Ту-ту-ту – наводим сами красоту

                                                                                                                                                                                                  Ты-ты-ты – нами политы цветы.

                                                                                                                                                                                                  Ят -ят-ят -  парты ровненько стоят.

                                                                                                                                                                                                  Ют-ют-ют – очень любим мы уют.

                                                                                                                                                                                                  Ло-ло-ло – на улице тепло.

                                                                                                                                                                                                  Лу-лу-лу -  стол стоит в углу.

                                                                                                                                                                                                  Ул-ул-ул – у нас сломался стул.

                                                                                                                                                                                                  Оль-оль-оль – мы купили соль.  

                                                                                                                                                                                                  (слайд 12)

Работа с учебником (стр.76 – 84)

Проблемный вопрос.

             -  Сумеем ли мы собрать доказательства в тексте и согласиться с тем, что автор дал девочкам соответствующие имена?

             - Зачитаем, по каким критериям будем оценивать и сравнивать девочек.

                                                                                                                                                                                              -  ум

                                                                                                                                                                                              -  отношение к работе

                                                                                                                                                                                              -  отношение к просьбам других

                                                                                                                                                                                              -  любознательность

                                                                                                                                                                                             - скромность (слайд 13)

  1. Чтение по абзацам: (стр. 76 – 78)

- Как  автор назвал Рукодельницу? (умная); (стр.76)

- Как можем охарактеризовать Ленивицу? (глупая, горемычная, ей всё скучно – пустая душой); (стр.76)

- Какая здесь показана Рукодельница? (бедная, несчастная, отзывчивая, добрая); (стр.77)

- Найдите слова, говорящие о характере Рукодельнице. (послушная, жалостливая, сердечная); (стр. 78).

       2.   Работа осуществляется по группам. (1 группа – стр. 79;

                                                                                  2 группа – стр. 80;

                                                                                  3 группа – стр. 81-82;

                                                                                  4 группа – стр. 83;

                                                                                  5 группа – стр. 84).

             Дети читают сказку по рабочим листам, заранее подготовленным. Выделяют маркером ключевые слова.

3.Составление кластера, характеризующего главных героинь. (слова вывешиваются на магнитную доску)

                                                                                                                                                                                                                                                                                             

 - Итак, прочитаем, хором какая Рукодельница?

 - Какая  Ленивица?

- Итак, ответим на наш вопрос:

                                                                                                                                                                                   Правильно ли автор дал девочкам эти имена?

                                                                                                                                                                                    (слайд 14)  

                                                                                                                                                                                   А с какой из этих девочек вы стали бы

                                                                                                                                                                                    дружить и почему? (слайд 15)

- Собери пословицы.

                                                                                                                                                                                 - Что посеешь…(такова и награда.);

                                                                                                                                                                                 - Какова работа…(то и пожнёшь.);

                                                                                                                                                                                 - Мало хотеть…(не жди добра.);

                                                                                                                                                                                 - Сделав худо…(надо успеть.) (слайд 16)

- Вот и вы старайтесь быть трудолюбивыми, добрыми, скромными, отзывчивыми и у вас будет много друзей.

- Отгадайте загадку.

                                                                                                                                                                                   Старик – шутник

                                                                                                                                                                                   На улице стоять не велит,

                                                                                                                                                                                   За нос домой тянет. (мороз) (слайд 17)

- А в нашей сказке Мороз положительный или отрицательный персонаж?

Рефлексия (письменная).

- Составление синквейнов в группах про  Мороза  Ивановича.  

                                                                                                                                                                                                       Мороз Иванович

                                                                                                                                                                                          добрый, щедрый  

                                                                                                                                                                                          советует, помогает, наказывает  

                                                                                                                                                                                          награждает всех по заслугам

                                                                                                                                                                                                      справедливость (слайд 18)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

    (чтение синквейнов детьми)

Устная рефлексия.

                                                                                                                                                                                       О чём вы задумались, прочитав эту сказку?

                                                                                                                                                                                        (слайд  19)

 - Надо помогать людям в беде, нельзя обижать слабых.

                                                                                                                                                                                        Бывают ли в жизни людей похожие

                                                                                                                                                                                         ситуации? (слайд 20)

Итог урока:

- Оценки.

- А теперь друг другу скажите, за что вы бы похвалили себя на уроке.

Домашнее задание:

                                                                                                                                                                              Краткий пересказ сказки «Мороз Иванович»

                                                                                                                                                                              (слайд 21)

- Урок окончен.

-  А теперь подарите свои снежинки Смайликам. Весёлому – мне всё понравилось! Грустному – я ухожу с грустным настроением; (снежинки крепятся на магнитную доску в виде улыбки).

 

                                                           

   

         

                                                                                   

                                                                                       

                 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературного чтения 3 класс В.Ф.Одоевский "Мороз Иванович". Сравнение с народной сказкой.

Презентация содержит материал к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "В.Ф.Одоевский.Мороз Иванович. Сравнение с народной сказкой"....

Урок чтения в 3 классе В.Ф. Одоевский "Мороз Иванович"

Урок чтения 3 класс. Знакомство с произведением В. Ф. Одоевского «Мороз  Иванович»           - развитие навыков различать народную сказку от авто...

Урок литературного чтения в 3 классе "В,Ф,Одоевский "Мороз Иванович"

Урок построен с использованием технологии "Педагогическая мастерская"...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...