К.И. Чуковский Телефон
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Технологическая карта урока по литеоатурному чтению для 1 класса по программе школа России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k._chukovskiy_otkrytyy_urok_.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                      Технологическая карта урока по литературному чтению.

Тема

 К. И. Чуковский. Телефон.

Цели урока

  1.       Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством К. И. Чуковского, с отрывками из его произведения «Телефон», совершенствования навыков выразительного чтения, развития правильной устной речи, памяти, навыков самоконтроля и самооценки, воспитывать способность сопереживать, желание помогать.

Планируемый результат

 Выразительно и наизусть читают отрывки из сказки; рассказывают по рисунку о событиях, изображенных на рисунке; воспроизводят диалог героев произведения.

Основное содержание темы, понятия и термины.

К. И. Чуковский. Телефон. Чтение по ролям, инсценирование стихотворения

Межпредметные связи

Окружающий мир, математика, музыка.

Ресурсы

Использование мультимедийного проектора, презентация «В гостях у дедушки Корнея», аудиозапись с голосом К. Чуковского (отрывок из стихотворения «Телефон»), музыкальная физминутка «Фиксипелки. Телефон.». Портрет К. И. Чуковского, изображение животных (крокодил, газели) для инсценировки. Карточки с заданиями для работы в парах, в группах. Карточки для самоконтроля, листочки, цветочки, сапожки для самооценки.

Организация пространства

Индивидуальная, фронтальная работа, работа в парах и группах.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 Формируемые УУД

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативн.

I этап.

Организационное начало урока.

Цель-подготовить детей к работе, создать мотивацию, положитель-

ный, эмоциональный настрой

Прозвенел уже звонок

начинаем наш урок.

Затей у нас большой запас!

А для кого они?

Для нас.

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интереснее,

Чем наши любимые сказки.

Учащиеся проверяют готовность к занятию. Настраиваются на работу.

Развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей.

II этап.

Актуализация знаний.

Цель-создать условие для ориентировки в теме урока, создание мотивации.

- Сегодня мы вспомним любимые сказки вашего детства, которые написал известный поэт и сказочник. А вы хотите отправиться на экскурсию в дом-музей, где жил этот замечательный поэт? Но для этого вы должны прочитать фразы, которые написаны на ваших пригласительных билетах и узнать произведение, из которого взяты строчки. Попробуем справиться с заданием? А еще вы будете оценивать свою работу на определенных этапах урока. У каждого из вас лежит лист самооценки, где стоит номер и нарисован кружок. Если вы справились с заданием, вам все понятно, то вы будете закрашивать кружок. В конце урока подведем итоги.

- Молодцы, ребята. Все справились с заданием и мы отправляемся на экскурсию. А к кому? Вы узнали автора произведений?

- Тогда еще одно маленькое испытание. Угадайте, с каким произведением Чуковского мы познакомимся на уроке? Соотнесите  слова со схемой и объясните свой выбор.

Учащиеся внимательно слушают учителя и поддерживают диалог.

 - Да, конечно хотим.

 

- Мы постараемся прочитать фразы и угадать произведения.

Дети читают фразы и называют произведения. (Приложение1. Карточки для индивидуального задания)

«Доктор Айболит»

«Муха Цокотуха»

«Федорино горе»

«Мойдодыр» (Открываются картинки с изображением героев. Слайд№1)

- Да. Это Корней Чуковский.

(Слайд №2)

Даются слова: телефон, Федора, Мойдодыр и звуковая схема.

(Слайд №3). Учащиеся внимательно смотрят на схему, соотносят со слова-ми и объясняют.

- На схеме показано, что слово состоит из трех слогов-слияний, ударение падает на третий слог, в первом и во втором слоге согласные закрашены зеленым, что указывает на

Выбор действий в соответствии с поставленной задачей

Осуществлять смысловое чтение

Адекватное взаимодействие в рамках учебного диалога.

- Проверим ваш выбор. (Слайд №4)

мягкость согласных звуков, в третьем слоге согласный закрашен синим, что указывает на твердый согласный звук. Подходит слово телефон.

III этап

Формулирование темы и цели урока.

Цель-формулировка главной цели урока.

- Ребята, кто назовет тему нашего урока. (На доске появляется название темы урока, портрет К. Чуковского)

- Какие цели мы перед собой поставим? Чему будем учиться?

Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и цель.

 - К. И. Чуковский «Телефон»

- Познакомимся с писателем, с его произведением «Телефон», будем учиться выразительно читать, отвечать на вопросы.

Целеполагание

Умение высказывать свое предположение,формулировать и удерживать учебную задачу.

Умение извлекать информацию из услышанного и увиденного, делать выводы

Инициативное сотрудничество.

Умение оформлять свои мысли в устной речи

IV этап.

Прогнозирование.

Цель-создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включиться в деятельность.

Учитель проводит беседу, помогающую понять, какие качества потребуются для выполнения намеченной цели. Подводит детей к тому, что им надо уметь сотрудничать.

- Ребята, во время урока нам нужно будет работать в паре, работать в группе. Как нужно работать, чтобы добиться результата?

Участвуют в беседе с учителем, предполагают, какие качества им потребуются для работы.

- Не спорить, не кричать. Выслушивать мнение товарища, высказать свое, уметь вести диалог, приходить к общему решению.

Планирование, прогнозирова- ние, саморегуля- ция.

Самостоятель- ное формулиро- вание цели

Планирование учебного сотрудничества.

V этап.

Основная часть.

Открытие новых знаний.

Цель-.развитие самостоятельности в процессе принятия решений и выполнения практических задач.

- Отправляемся на экскурсию в дом-музей к Корнею Чуковскому.

Презентация «В гостях у дедушки Корнея» (Слайд №5, 6)

Рассказ учителя о писателе.

- Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. (Слайд №7)

Внимательно слушают и воспринима- ют рассказ учителя, проявляют интерес.

Анализ объектов

Работа с информацией смысловое чтение.

Согласованно выполняют совместную

деятельность.

- Звали этого человека Корней Чуковский. Он родился 31 марта 1882г. и умер 28 октября 1969г. Его нет в живых, но его книги живут, и долго еще будут жить. Посмотрим, как жил писатель. Самой нарядной комнатой в доме была столовая. (Слайд №8) Она была оформлена по вкусу жены Чуковского - Марии Борисовны. Стены выкрашены в темно-синий цвет, который очень гармонично подчеркивает красоту мебельного гарнитура из карельской березы. На столе стоит хрустальный кувшин и таз для умывания – это подарки Сергея Михалкова и Агнии Барто. Таз для умывания они в шутку называли Мойдодыром. (Слайд №9) Интерьер столовой дополняет бронзовая люстра, картины художников Репина, Коровина, рисунки Григорьева. (Слайд №10) Это библиотека, в которой собрано более 5 тысяч экземпляров книг. (Слайд №11) Одну из стен в библиотеке занимают семейные фотографии, их более 50-ти.(Слайд №12) В доме Чуковского была еще одна очень красивая комната с

Дополнение и расширение имеющихся знаний.

необычным окном – эркером. В этой комнате в разное время жили сын писателя Николай, внук Дмитрий. Сейчас в этой комнате проводятся выставки, читаются лекции писателям музея. (Слайд №13) Мы попадаем в кабинет писателя и видим его письменный стол. Слева стоит чудо-дерево в миниатюре – подарок учеников одной из московских школ к 80-летию писателя. Под деревом живет фигурка одного из героев Чуковского Бибигона. А еще на столе живут два крокодила: черный – африканский и белый из слоновой кости. Крокодилы это память о старой сказке, благодаря которой Чуковский случайно стал поэтом и сказочником. Дело было так, заболел его маленький сынишка. Чуковский вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, плакал. Чтобы его хоть как-нибудь развлечь, отец стал рассказывать ему сказку. Мальчик затих и стал слушать. «Жил да был крокодил, он по улицам ходил…» Вот так появилась сказка «Крокодил», а Чуковский стал поэтом. Он был очень трудолюбив. Писал везде. В трамвае, у врача, в очереди за хлебом, на пляже. Написал очень много стихов и сказок.

Прочитаем сообщение о Чуков -ском в учебнике стр.96

Читают осознанно текст, находят в нем названия знакомых произведений

Осуществление смыслового чтения.

Физминутка.

Учитель предлагает отдохнуть и выполнить зарядку под музыку. Фиксипелки «Телефон».

Ученики выполняют различные движения под музыку под руководством учителя. Активно участвуют в физкультминутке.

Осуществляют профилактику утомления, пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движения учителя.

Адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.

Продолжение работы над темой.  Знакомство с отрывками из сказки Чуковского «Телефон»

Цель- создать условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (текст), дать анализ и оценку успешности достижения цели в качественном выполнении задания.

Учитель предлагает прослушать отрывок из сказки Чуковского «Телефон» в исполнении самого автора.

- Следите внимательно за текстом и запоминайте, как читает произведение автор.

- Мы услышали полное произведение или отрывок? Как называется такой вид текста? Кто участвует в диалоге? Самостоятельно прочитайте отрывок, подчеркните непонятные слова.

Словарная работа.

- Значение, каких слов непонят-но? Где это можно узнать, прочитать? (Ученица объясняет значение слова пуд. Старинная единица массы равная 16 кг)

Анализируют прочитанный отрывок.

Ученики  внимательно слушают голос Чуковского в записи.

- Нет, это отрывок.

- Это диалог.

- В диалоге участвует автор и слон.

- Непонятно, что такое пуд.

- Можно посмотреть в словаре, поискать в интернете.

Постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.

Построение речевого высказывания в устной форме.

Осуществление смыслового чтения.

Взаимодействие в рамках сотрудничества.

Умение обмениваться мнениями, вести диалог.

- Откуда звонил слон? С какой просьбой обратился слон к писателю? Для кого слон просил шоколад? Какой был слоненок? А как вы думаете, зачем слон просил шоколад?

Подготовка к выразительному чтению. Работа в парах.

- Подготовьтесь выразительно читать по ролям, работая в парах. Договоритесь и распределите роли.

- С какой интонацией надо читать слова автора? Что должны передать, читая слова слона?

Выразительное чтение отрывка  из стихотворения «Телефон» по ролям.

- Слон звонил от верблюда. Он просил выслать ему шоколада. Для своего сына. Он был еще маленький.

- Слон просил шоколада, чтобы порадовать своего слоненка.

Ученики договариваются в парах, кто какую роль будет читать.

- Слова автора надо читать с вопросительной интонацией в голосе.

- В словах слона передать просьбу.

Учащиеся читают отрывок по ролям.

Выбор действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Выбор вида чтения в зависимости от цели.

Определение общей цели и пути её достижения.

Умение принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.

VI. Этап.

Закрепление знаний и способов действий.

Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний в рамках темы, содействовать развитию умений определять жанр произведения.

- Ребята, а хотите узнать, с кем ещё беседовал по телефону автор в своем произведении? Давайте посчитаем всех героев-зверей, которые звонили автору.

Инсценирование, выразительное чтение, чтение наизусть отрывков из произведения «Телефон».

- Да, нам очень интересно узнать.

Учащиеся инсценируют отрывок автор-крокодил, автор-газели, наизусть читают отрывки про зайчишек, мартышек, медведя, выразительно читают отрывки про цапель, про свинью.

- Ребята, мы сегодня называли произведение «Телефон» то стихотворением, то сказкой. Давайте определим жанр произведения. Как вы считаете, это стихотворение? А можно сказать, что это сказка? Почему?

Значит это сказка в стихах. Кто сосчитал, сколько зверей позво- нили автору?  А зачем звери ему звонили? Помогал ли им писатель? Чему учит эта сказка? А хотели бы вы узнать, чем закончилась сказка?

Что для этого надо сделать? Учитель обращает внимание учащихся на выставку книг Чуковского.

- Знакомы ли вы с другими сказками Чуковского? Проверим.

- Поработаем в группах и поиграем в игру «Кто есть кто?» Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена? Соедините пары слов линией.(Приложение2 карточки для работы в группе)

- Молодцы ребята, вы знаете много произведений Чуковского. А для чего нам нужны получен- ные знания? Когда они могут пригодиться?

- Да, это стихотворение. И это сказка. Звери разговаривают и звонят по телефону.

- Из отрывков, которые мы прочитали и прослушали, автору позвонили 10 разных зверей. Звери звонили Чуковскому, чтобы попросить о помощи. Автор чем может им помогает. Сказка учит помогать друг другу, сочувствовать, быть добрыми, любить животных.

- Нам интересно узнать, чем закончится сказка. Для этого надо сходить в библиотеку и взять книгу, или воспользоваться интернетом.

Учащиеся разбиваются на группы и выполняют задания на карточках. Группа, которая справилась быстрее, читает получившиеся пары слов.

- Чтобы много знать, быть добрыми, рассказывать сказки своим друзьям, а когда вырастим своим детям и внукам.

Чтение четверостишия.

Хорошие книжки писал дед Корней.

Воспитывал взрослых он и детей.

Будут и внуки наши и дети.

Сказки читать веселые эти.

Использование речи для регуляции своих действий.

Составление плана и последовательности действий.

Построение рассуждения, обобщение.

Контролирова-ние и оценива-ние процесса и результата деятельности.

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникатив-ных и  познава-тельных задач.

Умение договариваться о распределе- нии функций и ролей в совмес- тной деятельно- сти.

VII этап.

Рефлексия.

Цель-мобилизация участников на самооценку

Учитель мобилизует учащихся на самооценку.

-Какие цели мы ставили в начале урока? Справились? Оцените свою работу на уроке.

Кто запомнил, что стояло на рабочем столе у Корнея Чуковского? Мы будем с вами сейчас собирать свое чудо-дерево по результатам вашей работы на уроке. А почему это дерево называлось чудом, что росло на нем?

Посмотрите на лист самооценки. Если кружки на всех этапах урока закрашены, значит вы читали, хорошо работали в паре и группе, вам все было понятно на уроке. Вы берете башмачки и вешаете на дерево. Если не все кружки закрашены, были какието затруднения, то берете и вешаете листочек. Если совсем не получилось ничего и ничего непонятно, то берете и вешаете цветочек.

- Вот какое нарядное чудо-дерево у нас получилось. Всем спасибо за работу.

Участвуют в беседе.

- Познакомиться с поэтом К. Чуковским и его произведением «Телефон», учиться выразительно читать отрывок по ролям. Мы справились со всеми заданиями.

- Чудо-дерево назвали потому, что на нем росли не листочки, не цветочки, а чулки и башмаки.

Рассматривают листы самооценки, оценивают свою работу, выбирают соответствующий символ и вывешивают на дерево.

Самооценка. Выделение и формулирование того, что усвоено и что нужно усвоить, определение качества и уров- ня усвоения.

Осуществление рефлексии способов и условий действий.

Участие в диалоге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Мир уцелел, потому что смеялся" по рассказу К. И. Чуковского "Телефон".

Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Образовательная система "Школа 2100"....

Интеллектуально-спортивное развлечение по сказке К.И.Чуковского " Телефон"

Это внеклассное мероприятие можно провести и как урок физкультуры в первом классе. Учащиеся вспоминают произведение К.И.Чуковского "Телефон" и выполняют физические упражнения....

Урок литературного чтения в 1 классе. К.И. Чуковский "Телефон"

Конспект урока литературного чтения в соответствии с требованиями ФГОС...

Урок по литературному чтению по теме "К.И. Чуковский "Телефон"

Особого внимания заслуживают уроки литературного чтения....

Урок литературного чтения в 1 классе УМК "Школа России", К.И. Чуковский "Телефон"

Урок проведён в рамках городского семинара для учителей начальных классов. Получил высокую оценку коллег....

Урок чтения в 1-м классе по теме "К.И. Чуковский "Телефон"

знакомство с произведениями раздела “И в шутку и всерьёз” (произведение К.И.Чуковского “Телефон”),...

Тема урока: Гимназисты Корнея Чуковского. К. Чуковский «Телефон»

Знакомство учащихся с отрывкам из книги " Серебряный герб"...