Урок литературного чтения в 1 классе УМК "Школа России", К.И. Чуковский "Телефон"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Попова Лада Николаевна

Урок проведён в рамках городского семинара для учителей начальных классов. Получил высокую оценку коллег.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_v_1_klasse_umk_shkola_rossii.rar1.47 МБ

Предварительный просмотр:

Тема:  К.И. Чуковский «Телефон»

Цель: ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством К.И. Чуковского, его произведением «Телефон»; формировать умение определять жанр произведения, учить плавному выразительному чтению целыми словами, развивать умение анализировать произведение, давать характеристику героям, работать над развитием речи; развивать навыки самоконтроля и самооценки, сотрудничества, умение работать в группе; развивать дружелюбие в общении; воспитывать способность сопереживать, желание помогать.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся читать юмористическое произведение, передавать его настроение, объяснять смысл названия произведения, характеризовать героев произведения.

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, интерактивная доска, маски животных для чтения по ролям, толковые словари Ожегова, карточки с заданиями для работы в группах, смайлики для оценивания, выставка книг К.И. Чуковского, магниты.

Ход урока:

  1. Организация класса.

Учитель: Сегодня у нас не совсем обычный урок. На урок литературного чтения к нам пришли гости. Они хотят посмотреть, как вы научились читать, отвечать на вопросы, работать  с книгой.

Мы будем работать на уроке в группах. Вы одна команда, возьмитесь за руки, почувствуйте тепло и поддержку друг друга. Чтобы ваша команда успешно работала, вы должны в своей группе выбрать командира, который будет следить за работой в группе и окажет вам помощь. Посовещайтесь, пусть командир наденет на руку красную повязку.

Давайте вспомним правила работы в группе:

  1. Умение договариваться;
  2. Не перебивать друг друга;
  3. Не кричать;
  4. Принимать общее решение;
  5. Не сердиться, не обижаться;

Проверка готовности рабочего места.

У вас на столах  лежат учебники, толковый словарь Ожегова, файлы с заданиями, карандаши, клей, смайлики для оценивания своей работы и работы товарищей. Ну и, конечно,  у всех у вас хорошее настроение и деловой настрой на работу. Как только ваша группа выполнит задание, возьмитесь за руки « в замочек».

  1. Мотивация учебной деятельности. Определение темы урока.

Учитель: Что случилось? Вот беда!

                  Разлетелись все слова.

                  Вы названья соберите

                  И героев назовите.

Начинаем работу. У вас в папке лежит карточка с заданием. Кто есть кто? Каким сказочным персонажам принадлежат эти имена? Соедините пары слов первого и второго столбика.                                         Слайд 1

Кто уже готов, поднимите руки «в замочке». Сверьте свои ответы с проверочным листом на экране. Оцените свою работу. Если всё правильно, поднимите «весёлый» смайлик, если есть одна ошибка –«задумчивый», если ошибок больше – «грустный».                    Слайд 2

-У кого нет ошибок? Как вы думаете, почему вы справились с заданием? ( Знаем сказки, работали дружно, смогли быстро прочитать имена героев).

Учитель: Что объединяет этих персонажей?  (автор К.И. Чуковский).

-Да, ребята, их придумал один человек. Звали этого замечательного человека - К.И. Чуковский.                                                         Слайд 3   

Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее имя – Николай Васильевич Корнейчуков. А вы знаете значение слова «псевдоним»?  Где мы можем узнать лексическое значение слова?  (спросить у взрослых, посмотреть в толковом словаре, найти в интернете).  Что оно обозначает? Более точное значение слова можно посмотреть в толковом словаре Ожегова.

 Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме  много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны.        Слайд 4    

Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра.                                                                    Слайд 5

В семье К.И. Чуковского было четверо детей. Детским поэтом-сказочником он стал случайно. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик                  Слайд 6

капризничал, плакал. Чтобы хоть как-то его развлечь, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил…» Мальчик неожиданно затих и стал слушать.                Слайд 7

Так появилась первая сказка «Крокодил».

Его маленькая дочка не хотела умываться по утрам                    Слайд 8

И отец часто говорил ей: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам…». Так и появился «Мойдодыр». Чуковский был очень трудолюбив. Писал везде: в трамвае, у врача, в очереди за хлебом, на пляже. Он написал для детей много стихов, сказок, а также Чуковский сочинял загадки.                                                                             Слайд 9 

У вас в файле лежат картинки-отгадки к загадкам. Приготовьте их.

Паровоз без колёс!           ( читает хорошо читающий ученик)

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошёл

Прямо по морю пошёл?                                                              Слайд 10

- Прочитайте 1-ю строчку с удивлением;

- Прочитайте 2-ю строчку с восхищением;

- Прочитайте 3-ю строчку вопросительно-насмешливо;

- Прочитайте 4-ю строчку с восхищением и удивлением;

- Прочитайте выразительно;

--Чтение по строчкам каждой группой, последнюю строчку прочитайте хором.

Оцените своё чтение смайликами.

С какой целью мы проводили речевую разминку? Мы не случайно сейчас тренировались в выразительном чтении. Нам это поможет сегодня на уроке.

Продолжаем отгадывать загадки.                                                 Слайд 11

Слайд 12   слайд 13     слайд 14     слайд 15     слайд 16  (расчёска)

И последняя загадка. Её придумал не Чуковский, но она тесно связана с темой нашего урока.

Через поле и лесок

Подаётся голосок.

Он бежит по проводам –

Скажешь здесь, а слышно там.                                     Слайд 17-18

Учитель: Кто сможет назвать тему нашего урока?

Да, ребята, у К.И. Чуковского есть произведение, которое называется «Телефон». И мы сегодня будем с ним работать.

-Какие цели мы поставим перед собой? Какие будем решать задачи?

(Мы познакомимся с произведением, будем учиться его читать выразительно, мы должны понимать прочитанное, чтобы отвечать на вопросы).

  1. Работа по теме урока.

Учитель: Сядьте поудобней. Сейчас вы послушаете произведение в актёрском исполнении и увидите на экране мультипликационных героев. Следите внимательно за текстом и запоминайте, как правильно, красиво и выразительно нужно читать, как с помощью интонации нужно передать характер и настроение героев.

-Прослушивание и просмотр сказки (4 минуты).

- Понравилось?

-Какой жанр этого произведения? (Сказка)

-Почему вы утверждаете, что это сказка? (Животные разговаривают)

- В чём особенность этой сказки? ( Она написана в стихах)

- Значит, это какая сказка?  (Стихотворная)

- У этой сказки есть автор. Она какая? ( Авторская, литературная)

- Какие ещё бывают сказки? (Народные)

- Эта сказка весёлая или грустная? Смешная или страшная?

4. Физминутка (музыкальная)

5. Работа по учебнику.

Учитель: На уроке мы будем работать с отрывком из этой сказки. Откройте учебники на с.17. (беседа о бережном обращении с книгой).

Возьмите в руки простой карандаш и по ходу чтения отмечайте трудные и непонятные слова.

-Чтение 1 столбика.

Словарная работа:  Пуд – старинная мера веса=16 кг                Слайд 19

- Чтение 2 столбика.

Словарная работа: галоши (калоши)- резиновая обувь           Слайд 20

-Чтение 3 столбика.

Физминутка

Глазки наши, отдохните,

 Под ресничками вздремните.

 А теперь взгляните вдаль,

 А потом на парту.

 Посмотрите влево, вправо,

 Вверх и вниз,

 Теперь вперёд

 Продолжаем наш урок.

- Чтение 4 столбика.

Словарная работа: дребедень –всякая ерунда, чепуха (слова-синонимы).

- Чтение 5 столбика.

Словарная работа:  газели (антилопы) - небольшие животные лёгкого стройного телосложения, живущие стадами (до нескольких сот особей). Питаются травянистой растительностью. Отличаются чрезвычайно стремительным бегом.

Галдели-никого не слушали, перебивали друг друга.

-Чтение 6 столбика.

Учитель: Почему сказка называется «Телефон»?

- С какой целью животные звонят писателю? (просят о помощи)

- Помогает автор?

- Чему учит сказка? (помогать друг другу, быть добрыми, любить животных)

- Откуда звонил слон?  (от верблюда)

- С какой просьбой обратился слон к писателю? Можно ответить строчками из текста. Выборочное чтение.

- Для кого он просил шоколад? (для слонёнка)

- Какой слонёнок? (маленький)

- А как вы думаете, зачем слон просил шоколад? (малыши любят сладкое).

- Что просил прислать крокодил?

- Почему он просил это  со слезами в голосе?  (очень хотел)

- Для кого он просил калоши? (для себя, для жены, для сына Тотоши)

- Что они делали с калошами?  (ели на ужин)

- А можно ли крокодила назвать заботливым семьянином?

- О чём спрашивали газели?

- Почему автор назвал их глупыми?

- Когда позвонил Носорог? (ночью)

- С какой просьбой? (спасти бегемота)

- О какой черте характера Носорога говорит его поступок? (неравнодушный, переживает за Бегемота, хочет ему помочь)

- Кто ещё звонил автору, но в  отрывке мы не слышали их просьбы ? (тюлень, олень, свинья, медведь, кенгуру)

- Где мы можем встретить всех этих героев сразу? (в зоопарке).

- Из всех героев сказки, какое животное вы назвали бы лишним и почему? (свинья – лишнее животное, потому что она домашнее животное, а все остальные – дикие)

Работа в группе. (раздать маски)

Сейчас мы будем подбирать слова, которыми можно охарактеризовать отдельных героев сказки. (Прикрепить на доску картинки с изображением этих животных)

1 группа – Слон    Заботливый, внимательный, любящий отец, большой, маленький, злой.

2 группа Крокодил      Добрый, заботливый, хороший семьянин, зубастый, маленький.

3 группа Носорог      Большой, хороший друг, добрый, неравнодушный, злой.

Дети выбирают нужные слова и наклеивают их на лист бумаги. На доске прикреплены картинки с изображением этих животных. Представитель от каждой группы выходит к доске, закрепляет свой лист под картинкой и доказывает, почему они подобрали именно эти слова для характеристики героя.

Учитель: оцените работу каждой группы.

  1. Чтение по ролям

Учитель: Страна сказок необъятна. Вы хотели бы попасть в сказку? А стать её участником? Все ли герои похожи друг на друга?

- В какой форме построен текст? (в форме диалога)

- Что такое диалог?

1 группа – диалог Автор-Слон

2 группа – диалог  Автор-Крокодил

3 группа – диалог Автор-Носорог

Учитель: На что будем обращать внимание при чтении по ролям?

Передать характер героя с помощью интонации, чётко произносить слова, вовремя вступать в диалог). Дети в масках выходят к доске и читают диалоги по ролям.

Оцените чтение каждой группы. Кто  читал лучше? Какие ошибки допустили дети при чтении?

  1. Рефлексия.

Давайте ещё раз вспомним героев сказки «Телефон». Пронумеруйте, в каком порядке звонили звери автору. Проверка.                                            Слайд 21

(Дети работают в группах. В папках у них листы с героями сказки. Они должны около каждого героя поставить порядковый номер).

- А как по-другому можно было бы назвать эту сказку? (Просьбы зверей», «Суматошный день» и т.д.)

- Вспомните задачи, которые мы ставили в начале урока. Смогли мы их решить?

 - Чему учились сегодня на уроке? (Познакомились со сказкой К.И. Чуковского, читали по ролям, отвечали на вопросы, узнали значение непонятных слов, работали со словарём, давали характеристику героям).

- Поделитесь, что вам особенно удалось?

- Как это пригодится вам в жизни?

- С каким настроением вы уходите с урока?  (плакат)

- Оцените свою работу на уроке и работу своей группы на уроке.

8. Обобщение.

Учитель: наш урок заканчивается, но не заканчивается дружба с книгами К.И. Чуковского, которые согреты добром и юмором. Посмотрите, как много книг Чуковского есть в нашей классной библиотеке!

- Кому захотелось прочитать другое произведение автора? Приготовьте к следующему уроку выразительное чтение отрывка из произведения К.И. Чуковского «Телефон». Мы будем выполнять на следующем уроке задания в тетради по литературному чтению.

- Молодцы! Вы хорошо поработали сегодня на уроке. Спасибо за урок!

9. Итог урока.

                                                                                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения 1 класс ( « Школа России») по теме « Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы»

Конспект урока-обобщения  в 1 классе по разделу «Сказки, загадки, небылицы».Групповая работа, прием   драматизации - делают урок необычным и запоминающимся. Данный конспект урока будет ...

УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС «ШКОЛА РОССИИ»)

Конспекты уроков по литератуному чтению второй класс....

Материалы к урокам литературного чтения 4 класс (Школа России)

Данная презентация содержит материалы к первым урокам литературного чтения для 4 класса к учебнику Л.Ф.Климановой,В.Г.Горецкого. Это речевые разминки, рефлексия, игровой и информационный материал....

Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" А.Блок, «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»+ презентация

Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями А.Блока «Ветхая избушка»,с его жизнью и творчеством;обучать правильному чтению стихов.Планируемые результаты:·...

Конспекты уроков литературные чтение 3 класс "Школа России" "Листопадничек" Соколов-Микитов

Цели урока: познакомить с отрывком  произведения И. Сокова-Микитова «Листопадничек» и ознакомить с жизнью и творчеством писателя; совершенствовать навык осознанного выразительного чтения вслух, п...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...