Урок литературного чтения в 1 классе УМК "Школа России", К.И. Чуковский "Телефон"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Урок проведён в рамках городского семинара для учителей начальных классов. Получил высокую оценку коллег.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_v_1_klasse_umk_shkola_rossii.rar | 1.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: К.И. Чуковский «Телефон»
Цель: ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством К.И. Чуковского, его произведением «Телефон»; формировать умение определять жанр произведения, учить плавному выразительному чтению целыми словами, развивать умение анализировать произведение, давать характеристику героям, работать над развитием речи; развивать навыки самоконтроля и самооценки, сотрудничества, умение работать в группе; развивать дружелюбие в общении; воспитывать способность сопереживать, желание помогать.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся читать юмористическое произведение, передавать его настроение, объяснять смысл названия произведения, характеризовать героев произведения.
Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, интерактивная доска, маски животных для чтения по ролям, толковые словари Ожегова, карточки с заданиями для работы в группах, смайлики для оценивания, выставка книг К.И. Чуковского, магниты.
Ход урока:
- Организация класса.
Учитель: Сегодня у нас не совсем обычный урок. На урок литературного чтения к нам пришли гости. Они хотят посмотреть, как вы научились читать, отвечать на вопросы, работать с книгой.
Мы будем работать на уроке в группах. Вы одна команда, возьмитесь за руки, почувствуйте тепло и поддержку друг друга. Чтобы ваша команда успешно работала, вы должны в своей группе выбрать командира, который будет следить за работой в группе и окажет вам помощь. Посовещайтесь, пусть командир наденет на руку красную повязку.
Давайте вспомним правила работы в группе:
- Умение договариваться;
- Не перебивать друг друга;
- Не кричать;
- Принимать общее решение;
- Не сердиться, не обижаться;
Проверка готовности рабочего места.
У вас на столах лежат учебники, толковый словарь Ожегова, файлы с заданиями, карандаши, клей, смайлики для оценивания своей работы и работы товарищей. Ну и, конечно, у всех у вас хорошее настроение и деловой настрой на работу. Как только ваша группа выполнит задание, возьмитесь за руки « в замочек».
- Мотивация учебной деятельности. Определение темы урока.
Учитель: Что случилось? Вот беда!
Разлетелись все слова.
Вы названья соберите
И героев назовите.
Начинаем работу. У вас в папке лежит карточка с заданием. Кто есть кто? Каким сказочным персонажам принадлежат эти имена? Соедините пары слов первого и второго столбика. Слайд 1
Кто уже готов, поднимите руки «в замочке». Сверьте свои ответы с проверочным листом на экране. Оцените свою работу. Если всё правильно, поднимите «весёлый» смайлик, если есть одна ошибка –«задумчивый», если ошибок больше – «грустный». Слайд 2
-У кого нет ошибок? Как вы думаете, почему вы справились с заданием? ( Знаем сказки, работали дружно, смогли быстро прочитать имена героев).
Учитель: Что объединяет этих персонажей? (автор К.И. Чуковский).
-Да, ребята, их придумал один человек. Звали этого замечательного человека - К.И. Чуковский. Слайд 3
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее имя – Николай Васильевич Корнейчуков. А вы знаете значение слова «псевдоним»? Где мы можем узнать лексическое значение слова? (спросить у взрослых, посмотреть в толковом словаре, найти в интернете). Что оно обозначает? Более точное значение слова можно посмотреть в толковом словаре Ожегова.
Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Слайд 4
Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Слайд 5
В семье К.И. Чуковского было четверо детей. Детским поэтом-сказочником он стал случайно. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик Слайд 6
капризничал, плакал. Чтобы хоть как-то его развлечь, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил…» Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Слайд 7
Так появилась первая сказка «Крокодил».
Его маленькая дочка не хотела умываться по утрам Слайд 8
И отец часто говорил ей: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам…». Так и появился «Мойдодыр». Чуковский был очень трудолюбив. Писал везде: в трамвае, у врача, в очереди за хлебом, на пляже. Он написал для детей много стихов, сказок, а также Чуковский сочинял загадки. Слайд 9
У вас в файле лежат картинки-отгадки к загадкам. Приготовьте их.
Паровоз без колёс! ( читает хорошо читающий ученик)
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошёл
Прямо по морю пошёл? Слайд 10
- Прочитайте 1-ю строчку с удивлением;
- Прочитайте 2-ю строчку с восхищением;
- Прочитайте 3-ю строчку вопросительно-насмешливо;
- Прочитайте 4-ю строчку с восхищением и удивлением;
- Прочитайте выразительно;
--Чтение по строчкам каждой группой, последнюю строчку прочитайте хором.
Оцените своё чтение смайликами.
С какой целью мы проводили речевую разминку? Мы не случайно сейчас тренировались в выразительном чтении. Нам это поможет сегодня на уроке.
Продолжаем отгадывать загадки. Слайд 11
Слайд 12 слайд 13 слайд 14 слайд 15 слайд 16 (расчёска)
И последняя загадка. Её придумал не Чуковский, но она тесно связана с темой нашего урока.
Через поле и лесок
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам –
Скажешь здесь, а слышно там. Слайд 17-18
Учитель: Кто сможет назвать тему нашего урока?
Да, ребята, у К.И. Чуковского есть произведение, которое называется «Телефон». И мы сегодня будем с ним работать.
-Какие цели мы поставим перед собой? Какие будем решать задачи?
(Мы познакомимся с произведением, будем учиться его читать выразительно, мы должны понимать прочитанное, чтобы отвечать на вопросы).
- Работа по теме урока.
Учитель: Сядьте поудобней. Сейчас вы послушаете произведение в актёрском исполнении и увидите на экране мультипликационных героев. Следите внимательно за текстом и запоминайте, как правильно, красиво и выразительно нужно читать, как с помощью интонации нужно передать характер и настроение героев.
-Прослушивание и просмотр сказки (4 минуты).
- Понравилось?
-Какой жанр этого произведения? (Сказка)
-Почему вы утверждаете, что это сказка? (Животные разговаривают)
- В чём особенность этой сказки? ( Она написана в стихах)
- Значит, это какая сказка? (Стихотворная)
- У этой сказки есть автор. Она какая? ( Авторская, литературная)
- Какие ещё бывают сказки? (Народные)
- Эта сказка весёлая или грустная? Смешная или страшная?
4. Физминутка (музыкальная)
5. Работа по учебнику.
Учитель: На уроке мы будем работать с отрывком из этой сказки. Откройте учебники на с.17. (беседа о бережном обращении с книгой).
Возьмите в руки простой карандаш и по ходу чтения отмечайте трудные и непонятные слова.
-Чтение 1 столбика.
Словарная работа: Пуд – старинная мера веса=16 кг Слайд 19
- Чтение 2 столбика.
Словарная работа: галоши (калоши)- резиновая обувь Слайд 20
-Чтение 3 столбика.
Физминутка
Глазки наши, отдохните,
Под ресничками вздремните.
А теперь взгляните вдаль,
А потом на парту.
Посмотрите влево, вправо,
Вверх и вниз,
Теперь вперёд
Продолжаем наш урок.
- Чтение 4 столбика.
Словарная работа: дребедень –всякая ерунда, чепуха (слова-синонимы).
- Чтение 5 столбика.
Словарная работа: газели (антилопы) - небольшие животные лёгкого стройного телосложения, живущие стадами (до нескольких сот особей). Питаются травянистой растительностью. Отличаются чрезвычайно стремительным бегом.
Галдели-никого не слушали, перебивали друг друга.
-Чтение 6 столбика.
Учитель: Почему сказка называется «Телефон»?
- С какой целью животные звонят писателю? (просят о помощи)
- Помогает автор?
- Чему учит сказка? (помогать друг другу, быть добрыми, любить животных)
- Откуда звонил слон? (от верблюда)
- С какой просьбой обратился слон к писателю? Можно ответить строчками из текста. Выборочное чтение.
- Для кого он просил шоколад? (для слонёнка)
- Какой слонёнок? (маленький)
- А как вы думаете, зачем слон просил шоколад? (малыши любят сладкое).
- Что просил прислать крокодил?
- Почему он просил это со слезами в голосе? (очень хотел)
- Для кого он просил калоши? (для себя, для жены, для сына Тотоши)
- Что они делали с калошами? (ели на ужин)
- А можно ли крокодила назвать заботливым семьянином?
- О чём спрашивали газели?
- Почему автор назвал их глупыми?
- Когда позвонил Носорог? (ночью)
- С какой просьбой? (спасти бегемота)
- О какой черте характера Носорога говорит его поступок? (неравнодушный, переживает за Бегемота, хочет ему помочь)
- Кто ещё звонил автору, но в отрывке мы не слышали их просьбы ? (тюлень, олень, свинья, медведь, кенгуру)
- Где мы можем встретить всех этих героев сразу? (в зоопарке).
- Из всех героев сказки, какое животное вы назвали бы лишним и почему? (свинья – лишнее животное, потому что она домашнее животное, а все остальные – дикие)
Работа в группе. (раздать маски)
Сейчас мы будем подбирать слова, которыми можно охарактеризовать отдельных героев сказки. (Прикрепить на доску картинки с изображением этих животных)
1 группа – Слон Заботливый, внимательный, любящий отец, большой, маленький, злой.
2 группа – Крокодил Добрый, заботливый, хороший семьянин, зубастый, маленький.
3 группа – Носорог Большой, хороший друг, добрый, неравнодушный, злой.
Дети выбирают нужные слова и наклеивают их на лист бумаги. На доске прикреплены картинки с изображением этих животных. Представитель от каждой группы выходит к доске, закрепляет свой лист под картинкой и доказывает, почему они подобрали именно эти слова для характеристики героя.
Учитель: оцените работу каждой группы.
- Чтение по ролям
Учитель: Страна сказок необъятна. Вы хотели бы попасть в сказку? А стать её участником? Все ли герои похожи друг на друга?
- В какой форме построен текст? (в форме диалога)
- Что такое диалог?
1 группа – диалог Автор-Слон
2 группа – диалог Автор-Крокодил
3 группа – диалог Автор-Носорог
Учитель: На что будем обращать внимание при чтении по ролям?
Передать характер героя с помощью интонации, чётко произносить слова, вовремя вступать в диалог). Дети в масках выходят к доске и читают диалоги по ролям.
Оцените чтение каждой группы. Кто читал лучше? Какие ошибки допустили дети при чтении?
- Рефлексия.
Давайте ещё раз вспомним героев сказки «Телефон». Пронумеруйте, в каком порядке звонили звери автору. Проверка. Слайд 21
(Дети работают в группах. В папках у них листы с героями сказки. Они должны около каждого героя поставить порядковый номер).
- А как по-другому можно было бы назвать эту сказку? (Просьбы зверей», «Суматошный день» и т.д.)
- Вспомните задачи, которые мы ставили в начале урока. Смогли мы их решить?
- Чему учились сегодня на уроке? (Познакомились со сказкой К.И. Чуковского, читали по ролям, отвечали на вопросы, узнали значение непонятных слов, работали со словарём, давали характеристику героям).
- Поделитесь, что вам особенно удалось?
- Как это пригодится вам в жизни?
- С каким настроением вы уходите с урока? (плакат)
- Оцените свою работу на уроке и работу своей группы на уроке.
8. Обобщение.
Учитель: наш урок заканчивается, но не заканчивается дружба с книгами К.И. Чуковского, которые согреты добром и юмором. Посмотрите, как много книг Чуковского есть в нашей классной библиотеке!
- Кому захотелось прочитать другое произведение автора? Приготовьте к следующему уроку выразительное чтение отрывка из произведения К.И. Чуковского «Телефон». Мы будем выполнять на следующем уроке задания в тетради по литературному чтению.
- Молодцы! Вы хорошо поработали сегодня на уроке. Спасибо за урок!
9. Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения 1 класс ( « Школа России») по теме « Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы»
Конспект урока-обобщения в 1 классе по разделу «Сказки, загадки, небылицы».Групповая работа, прием драматизации - делают урок необычным и запоминающимся. Данный конспект урока будет ...
УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС «ШКОЛА РОССИИ»)
Конспекты уроков по литератуному чтению второй класс....
Материалы к урокам литературного чтения 4 класс (Школа России)
Данная презентация содержит материалы к первым урокам литературного чтения для 4 класса к учебнику Л.Ф.Климановой,В.Г.Горецкого. Это речевые разминки, рефлексия, игровой и информационный материал....
Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" А.Блок, «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»+ презентация
Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями А.Блока «Ветхая избушка»,с его жизнью и творчеством;обучать правильному чтению стихов.Планируемые результаты:·...
Конспекты уроков литературные чтение 3 класс "Школа России" "Листопадничек" Соколов-Микитов
Цели урока: познакомить с отрывком произведения И. Сокова-Микитова «Листопадничек» и ознакомить с жизнью и творчеством писателя; совершенствовать навык осознанного выразительного чтения вслух, п...
Урок литературного чтения 3 класс Школа России Тема урока: Г.Б.Остер «Как получаются легенды».
Изучение нового материала...
Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.
Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...