УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС «ШКОЛА РОССИИ»)
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Миронюкова Елена Николаевна

Конспекты уроков по литератуному чтению второй класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС «ШКОЛА РОССИИ»)

Н. Н. Носова «Телефон».

                                                                          УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

                                                                                 МИРОНЮКОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

                                                                                       г. ПЕТРОПАВЛОВСК - КАМЧАТСКИЙ

                                                                  МАОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 36»

    Литературное чтение. Знакомство с отрывком из произведения Н. Н. Носова «Телефон».

Цели:

        Учить анализировать текст, давать характеристику героям, выразительно читать;

        развивать умение анализировать поступки героев, развивать творческие способности

        детей и их кругозор; повторить правила пользования телефоном.  

Оборудование:

  • Портрет Н.Н.Носова.
  • Портрет  А. Г. Белла.
  • Карточки для артикуляционной гимнастики.
  • Ребусы с изображением слона.
  • Карточка: череп – п +муха (ответ на обратной  стороне - черемуха).
  • Пословица на карточках.
  • Слова:  трудолюбивый, волевой, ленивый, невнимательный, рассеянный, гениальный, усидчивый, настойчивый, терпеливый. (Каждое слово на отдельной карточке.)
  • Иллюстрации к рассказам Н.Н.Носова.
  • Мозаика с изображением телефона.
  • Слова: вежливость, краткость, содержательность, необходимость.

1.Оргмомент.

2.Артикуляционная  гимнастика.

3.Литературная  разминка.

                      а) назовите  автора  произведения  «Золотые слова»;

                      б) доскажи словечко  «Этот зверь живет лишь дома,

                                        С этим зверем все знакомы.

                                        У него усы как спицы,

                                        Только мышь его боится.

                                        Он мурлычет, хоть ребенок,

                                        А зовут его … (котенок)».        

                                                     «В лесу то там, то тут «ку-ку», сидит красотка на суку.

                                                       Ее знает вся опушка, а зовут ее … (кукушка)».

                     в) назовите автора стихотворения «Кукушка», «Котенок»; (Е.Благинина)

                     г) сколько букв в слове «загадка»?

                     д) отгадайте загадку: « Под водой живет народ,

                                        Ходит задом наперед». (Раки.)

                 е) отгадайте ребусы, в каждом ребусе «живет» рак;

                     ж) назовите главных героев произведения «Великие путешественники»;

                     з) назовите антоним к слову «знайка»;

                     и) назовите синоним к слову «абсурд»;

                 к)  грамматическая арифметика (на доске карточка) череп – п + муха (черемуха)

4.Чистоговорка.

 «Дача-дача, дача- дача, не решается задача,

              Ан- ан, ан-ан, отвлекает вдруг  экран».

5.Пословица. 

«Терпенье и труд все перетрут».(слова на карточках перепутаны)

                        а) составить предложение;  что получилось? (пословица)

                        б) как вы понимаете смысл этой пословицы;

                        в) прочитать  ! ? .

                        г) постановка логического ударения;

                        д) упражнение «Буратино» (работа над пословицей)

-Какие еще пословицы о труде вы знаете?

6. Анаграмма. 

«Он терпо имиобе микару шиу, влосно нио у егон мезарлиз, и, саясьтар не ращаботь  янимавни на ниееп, нясяприл татьчи дачуза…»

( « Он потер обеими руками уши, словно они у него замерзли, и, стараясь не обращать внимания на пение, принялся читать задачу дальше…»)

                  а) чтение всего предложения, так как написано;

                      б)  чтение (правильное) по словам;

                      в) чтение всего предложения.

  -Откуда это предложение?

  -Проверим по учебнику.

7.Проверка д.з.

 -Что было задано на дом?

 Инсценировка. Чтение без слов автора. Слова Феди и тексты песен из телевизора.

 -В чистоговорке   говорится «не решается задача». Почему?

 - Так какую задачу, по мнению писателя, должен был решить Федя?

 - Каким тебе представляется Федя?  (на доске карточки: трудолюбивый, волевой, ленивый, невнимательный, рассеянный, усидчивый, настойчивый, терпеливый)

 -Почему?

 -Какие качества необходимо воспитывать в себе?

 -Каких качеств не хватало Феде?

 -Вспомните нашу пословицу, подходит ли она к этому произведению? Как?

8. А теперь давайте проверим, как внимательно вы прочитали рассказ Н.Н.Носова «Федина задача».

 Игра на внимание (слова закрыты).

               Доска:        кафтан

                                  титулярный  советник

                                  генеральская дочь

                                  утомительно

                                  в море полуденном

                                  шляпа  

                       (слова открываются на 3 секунды)

-Какие слова запомнили? (Затем слова открываются и проверяются.)

Работа над словами.

                                  кафтан - верхняя одежда

                                  титулярный советник – высокий служебный чин в дореволюционной России

                                  генеральская дочь  - дочь генерала

                                  утомительно – скучно, нудно

                                  в море полуденном – южный  - полдневный

                                  шляпа – головной убор

-Какое слово лишнее? Почему? В названии какого произведения Н.Н.Носова есть это слово?

-Назовите произведения. (На доске висят иллюстрации к рассказам Н.Н.Носова и одна лишняя).

-Какая иллюстрация лишняя?

-К какому  произведению она?

-Кто автор этого произведения?

-Что объединяет все остальные иллюстрации?    

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с отрывком из нового произведения Н.Н.Носова.

Послушайте загадку: « Поверчу волшебный круг, и меня услышит друг».  (Телефон)

9. Игра. Собрать  из кусочков мозаики телефон (соревнования по рядам).

-Что такое телефон?

-Для чего он нужен?

На доску вывешиваются фотография и карточка (Александр Белл 1876г.)

-Ребята, как вы думаете, какое отношение к нашему уроку имеет  это имя?

-Александр Белл – изобрел  телефон в 1876г.

10. –Прочитайте фрагмент стихотворения А. Л. Барто «Почему  телефон занят».

 Доска: Придут домой ученики –

                            И начинаются звонки,

                            Звонки без передышки.

                            А кто звонит? Ученики,

                            Такие же мальчишки.

                            - Андрей, что задано, скажи?

                            Ах, повторяем падежи?

                            Все снова, по порядку?

                            Ну ладно, трубку подержи,

                            Я поищу тетрадку…

Выразительное чтение. Работа в парах.

-Поработайте самостоятельно в парах. Подготовьтесь к выразительному  чтению по ролям.

- Так почему же телефон был все время занят?

-О каких учениках идет речь в этом  стихотворении?

-Ребята, а какие правила пользования телефоном вы знаете и помните?

-Почему нельзя подолгу разговаривать по телефону?

11.Знакомство с рассказом «Телефон».

-Прочитайте название рассказа Н. Носова. Вы прекрасно знаете, что его рассказы наполнены юмором, доброжелательным отношением к своим героям.  Рассмотрите в учебнике иллюстрацию к рассказу.

-Кто изображен? Что делают ребята?

-Как вы думаете, о чем этот рассказ? (Предположения детей.)

-Ознакомьтесь с рассказом самостоятельно. ( Самостоятельное чтение рассказа).

-Понравился вам рассказ? Чем?

-Какое настроение у вас вызвал этот рассказ?

-Над чем вы смеялись, когда читали этот рассказ?

- Умеете ли вы сами разговаривать по телефону?

-С чего вы начинаете разговор?

На  доске анаграммы  слов.  Давайте составим слова – правила, которые необходимо помнить при общении по телефону.

                                           - вежливость

                                           - краткость (почему)

                                           - необходимость   (только необходимая информация )    

                                           - содержательность

12.Физкультминутка.

                              Вытянули шеи. У кого длиннее?

                               У кого длиннее руки?

                               У кого длиннее нос?

                               Руки в стороны разводим и на месте тихо ходим.

                              Поднимаем руки вверх, станем сразу  выше всех.
                             А  теперь все  улыбнулись  и к работе вновь вернулись.

13. Работа над текстом.

                           а) прочитайте, как у ребят появился телефон. (Читают начало текста.)

                           б) подготовьте чтение диалога ребят;

                           в)  выразительное чтение диалога.

-Как вы думаете, зачем Н.Н.Носов написал этот рассказ, чтобы повеселить читателя или с другой целью?

-Почему рассказ «Телефон» вызывает смех?

-Кого высмеивает автор?

- А вот чем закончилась эта веселая история, вы узнаете, если прочитаете рассказ до конца.

14. Итог.

                       -Что понравилось вам больше  всего?

                       -Что было самым интересным?

                       -Какое настроение было у вас на уроке? Почему?

           -У вас на партах лежат листочки, нарисуйте себя и свое настроение.

(Дети  рисуют. Затем  они показывают свои рисунки и комментируют:  « Это я и мое настроение…)

                        - Чему научил вас сегодняшний урок?

                        -О чем заставил вас задуматься  это рассказ?

-Хотели ли вы быть похожими на этих ребят во время разговора по телефону? Почему?

- В начале урока мы с вами составили пословицу. Прочитайте ее. Подходит ли она к нашему сегодняшнему произведению?

-Как?

-Можно ли мальчиков назвать терпеливыми и трудолюбивыми? Почему?

-Но какая хорошая черта есть у мальчиков? (Любознательность, им все очень интересно, как все устроено, откуда берется электричество.)

-Так какие качества необходимо воспитывать  мальчикам в себе?

            -Какая главная мысль этого произведения?

        -Для чего Н.Н.Носов его написал?    

            -Какой вывод вы сделали для себя?

-Как ты общаешься с друзьями?

            -Так что же такое телефон и для чего он нужен?

15.Д.з. – Чтение рассказа по ролям, повторить правила пользования телефоном.



Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В. БИАНКИ «МУЗЫКАНТ»

2класс программа «Школа  России».

1. Орг. момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Чистоговорка:         Ук –ук-ук, ук –ук- ук

                                  В лесу звонкий слышен звук

                                  Ул-ул-ул,ул-ул-ул

                                  Медведь щепку потянул.

4. Работа над пословицей. Грамоте учиться всегда пригодится.                

а) составить предложение;

                б) прочитать;

                в) что получилось?

                д) о чем эта пословица?

                е) прочитайте так  !?.

 ж) постановка логического ударения;

з) упражнение «Буратино».

Какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке?

Как вы понимаете его название, кто такие братья наши меньшие?

Сегодня мы поговорим на эту тему и познакомимся с новым произведением, но прежде мы проверим выполнение домашнего задания.

6. Проверка д.з.        

-Что было задано на дом?

--Биография Б. Житкова

7. Игра на внимание. (анаграмма)

-А теперь, ребята, давайте проверим, насколько внимательно вы прочитали рассказ.

А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала..

прочитать словами, как есть

потом всё предложение, а потом поиск предложения в тексте

Игра «Большие  и маленькие». « О братьях наших меньших».        

- Назовите детёнышей животных, которых я буду называть.

У кошки – котёнок

У собаки – щенок        

У зайчихи – зайчонок

У утки – утёнок

У овечки – ягнёнок

У  тюленя – белёк

у курицы – цыплёнок

у ежихи – ежонок

у коровы – телёнок

у свиньи – поросёнок

у лисы лисёнок

у рыбы – малёк

у страуса – страусёнок

у голубки – птенец

Физкультминутка. ( по периметру класса)

Ребус (Бианки)        

Откройте учебники на стр.142  и прочитайте название рассказа, с которым мы будем знакомиться сегодня на уроке.

Назовите автора

Сформулируйте тему сегодняшнего урока

О братьях наших меньших.

Что мы будем делать сегодня на уроке?

-Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с разделом «О братьях наших меньших».        

-Мы познакомимся с новым произведением из этого раздела.

- мы будем говорить об авторе этого произведения.

_ Ребята, а какие цели вы поставите перед собой?

С его биографией        

Прочитать рассказ

Продолжить работу над выразительным чтением

Работать над произведением

Ребята, название рассказа вы прочитали, рассмотрите иллюстрацию на стр. 144

Что вы видите?

Как вы думаете, что делает медведь?

Заинтересован медведь в своём занятии?

Вспомните,  как  рассказ называется,  и предположите, о чём он?

Ну что ж, проверим наши предположения.

Что необходимо сделать, чтобы проверить наши предположения?

 Пришло время ознакомиться с рассказом.

Прежде чем начнём читать, узнаем значение некоторых слов.

Посмотрите внимательно на доску, значение каких слов вам известно?

(дети объясняют значение некоторых известных им слов)

Завалинка, доволен, осторожно, подкрался, медвежатник

Значение каких слов у вас вызвало затруднение?

Найдите эти слова в тексте.

Что заметили? (они выделены)

Что это значит? (что значение этих слов мы можем найти в конце учебника)

Выясняются значения оставшихся слов.

(первичное чтение)

Беседа по прочитанному.        

 Как вы думаете, эта история вымышленная или она могла произойти?

Какой это текст? – повествование

Почему? – в нём рассказывается история, которая произошла

Ребята , а подтвердились ли ваши предположения?

Что вас удивило в этом рассказе?

Цели?

Как вы думаете любил  ли старик музыку?

Прочитайте строки, которые показывают , что старик действительно очень любил музыку.

Сравните как старик и медведь слушали музыку. (по группам)

 а как поступили бы вы на месте медвежатника? (по группам)

Работа над сюжетом рассказа (сюжет – это последовательность развития действия, ход события) ( если характеристика сюжета будет не полной, то прочитать в справочнике)

Сюжет состоит из следующих частей: перечисляются все части сюжета, затем по группам даётся задание в конвертах по частям сюжета.

--Вскройте конверты и прочитайте, работа над какой частью сюжета вам досталась.

ЗАДАНИЕ: составьте вопросы по каждой части сюжета или подготовить краткий пересказ

Вступление (место, время действия)

Начало действия (завязка)

Кульминация (самый напряжённый момент)

        Конец действия (развязка)

Цели?

Физкультминутка.( капитаны)

Итог. Какой рассказ мы читали?

О чём он?

Кто автор?

Что вам особенно понравилось в рассказе?

Какое правило при общении с природой мы должны помнить и соблюдать?

( Не навреди!)

В чистоговорке говорится:        ук –ук-ук, ук –ук- ук

                        В лесу звонкий слышен звук

                        Ул-ул-ул,ул-ул-ул

                        Медведь щепку потянул.

О ком идёт речь, кто догадался?

К какому произведению составлена чистоговорка?

Прочитайте пословицу, записанную на доске.

Любить природу – это наблюдать и помогать ей

О чём эта пословица?

Подходит ли она к теме нашего урока?

-Над чем она тебя заставила задуматься?

-Можно ли сказать, что этот рассказ современный? Почему?

Какова главная мысль рассказа?

Чему научил вас рассказ?

Ваше отношение к поступку ребят.

Поняли ли они свой поступок? Стало стыдно.

О чём хотел нам рассказать автор?

Цели?

-Понравился  ли вам урок?        

-Что особенно понравилось?

Кто доволен своей работой?

Кому было легко договариваться в группе?        

/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения 1 класс ( « Школа России») по теме « Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы»

Конспект урока-обобщения  в 1 классе по разделу «Сказки, загадки, небылицы».Групповая работа, прием   драматизации - делают урок необычным и запоминающимся. Данный конспект урока будет ...

Материалы к урокам литературного чтения 4 класс (Школа России)

Данная презентация содержит материалы к первым урокам литературного чтения для 4 класса к учебнику Л.Ф.Климановой,В.Г.Горецкого. Это речевые разминки, рефлексия, игровой и информационный материал....

Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" А.Блок, «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»+ презентация

Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями А.Блока «Ветхая избушка»,с его жизнью и творчеством;обучать правильному чтению стихов.Планируемые результаты:·...

Конспекты уроков литературные чтение 3 класс "Школа России" "Листопадничек" Соколов-Микитов

Цели урока: познакомить с отрывком  произведения И. Сокова-Микитова «Листопадничек» и ознакомить с жизнью и творчеством писателя; совершенствовать навык осознанного выразительного чтения вслух, п...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...

Конспект урока литературного чтения (4 класс «Школа России») Урок познания мира добра и зла.

Конспект разработан для проведения урока литературного чтения по стихотворению Сергея Есенина "Лебёдушка"....