Творческий урок литературного чтения во 2 классе по теме: "По дорогам сказок Г.Х.Андерсена"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Бухарь Ольга Витальевна

Разработка урока литературного чтения во 2 классе в форме творческого урока-сказки направлена на знания сказок Андерсена. В материале использованы викторины, игры, конкурсы, творческая проектная работа, тесты. Предлагается для учителей и учеников начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок литературного чтения54.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок  литературного чтения во 2 классе  по теме:

«По дороге сказок Г.Х. Андерсена»

Цели: познакомить учащихся с творчеством Г. Х. Андерсена, викторины, конкурсы по сказкам Г.Х. Андерсена; учить сравнивать, обобщать, анализировать поступки героев; отрабатывать навык выразительного чтения и  читать по ролям; развивать внимание, самостоятельность, творческий навык, речь, память, воображение; находить выход в проблемной ситуации; работать в группах, парах, провести конкурс художников по сказкам Андерсена; воспитывать интерес к устному народному творчеству, любовь к чтению, к природе, к жизни.

Оборудование: АРМ,  презентация к сказкам Андерсена, система голосования, портреты писателей,  плакаты, карандаши, краски, кисточки, книги и аудиокниги со сказками Г.Х. Андерсена, карточки, предметы.

Форма урока: творческий  урок – сказка.

Эпиграф урока:

« Все мы в сказку попадём, новых здесь друзей найдём».        

                                                    Ход урока.

  1. Организация класса.

         Звенит звонок, начинаем творческий урок.

         2 класс, 2 класс приглашает в сказку Вас!

2. Актуализация знаний учащихся(система голосования)

1). Тесты по сказке братьев Гримм «Маленькие человечки».

-как отплатил маленьким человечкам за добро сапожник?

а) дал денег;

б) сшил одежду и сапожки;

в) угостил сладостями.

-какая пословица подходит к сказке?

а) «Труд украшает человека»;

б)  «Маленькое дело лучше большого безделья»;

в) «За добро добром платят».

-когда  появлялись маленькие человечки?

а) утром;

б) вечером;

в) ночью.

2). Выставка рисунков по сказкам  братьев Гримм.

3). Выборочное чтение.

-какую песенку пели человечки?

-прочитай отрывок  про сапожника.

3. Создание проблемой ситуации.

1) «Пословица рассыпалась»

Урок, сказка, да, намёк, добрым, ложь, молодцам, в ней.

«Сказка – ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок».

2). Игра «Как понимаешь?»

3). Игра «Догадайся» (тема и цель урока)(ответы детей)

4.Вывод темы и цели урока учениками.

Урок литературного чтения мы проведём в форме творческого урока –игры по теме: «По дороге сказок Г. Х. Андерсена»  

5. Активизация учащихся.

1). Презентация «Г.Х. Андерсен»

Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805году в семье прачки

сапожника. Мальчик с детства любил петь, читать стихи, мечтал стать актёром. Первые сказки он услышал от отца. Ганс переделывал сказки по-своему, украшая их. Он был единственным ребёнком в семье. Мальчик занимался только тем, о чём всегда мечтал и фантазировал. Его никогда не наказывали. В юные годы он и чинил башмаки, и был певцом, и ходил в школу танцев. В 14 лет пробовал писать пьесы для театра. Учась в гимназии, писал стихи. Став студентом, писал романы. Андерсен любил путешествовать. Всемирную известность сказочника получил в 1835 году после издания трёх сборников «Сказки, рассказанные для детей» Постепенно сказки стали занимать основное место в творчестве датского писателя.   Всего он написал 170 сказок. В России интерес к творчеству сказочника возник при его жизни. Он говорил, как я рад, что мои произведения читаются в великой России.  «Моя жизнь – это прекрасная сказка, богатая событиями и благословениями». День рождения Андерсена объявлен Международным днём детской книги. Учреждена Международная премия Г. Х. Андерсена за создание лучшей книги для детей.

2). Викторина по сказкам Г. Х. Андерсена.

-Шёл солдат домой с войны: ранец за спиной, сабля на боку.

По дороге встретилась ему ведьма.

                                         («Огниво»).

-Наконец скорлупки затрещали, и из них начали показываться

клювики, а затем пушистые головки новорождённых утят.

«Пи-пи, пи,- заголосили они, озираясь вокруг…

                                    («Гадкий утёнок»).

-Эти герои :

*были отличной парочкой, оба молоды…и оба одинаково хрупки

*считали звёзды, сидя на краю печной трубы, очень устали…

*оба из фарфора, любили друг друга, пока не разбились.

                                       («Пастушка и Трубочист»).

-Этот герой:

*совершил небывалый круиз, включающий в себя пребывание

в желудке у рыбы;

*во всех жизненных испытаниях держался стойко, как и полагается настоящему солдату: ружьё на плече, голова прямо, грудь вперёд.

                           («Стойкий оловянный солдатик»).

-Весь день он сидел и что-то мастерил, и вот к вечеру смастерил

волшебный горшочек. Горшочек был весь увешан бубенчиками

и когда в нём, что-нибудь варили, то бубенчики вызванивали

старинную песенку.

                                       («Свинопас»).

-В самый разгар веселья на площади появились большие белые

сани. Тот, кто сидел в них, весь утонул в белой меховой шубе

и белой меховой шапке Сани дважды объехали площадь, а

мальчик живо прицепил к ним свои салазки и покатил.

                                     («Снежная королева»).

-Жаба поставила скорлупку с девочкой на лист кувшинки,

который был дальше всех то берега, чтобы девочка не смогла

убежать.

                                   («Дюймовочка»).

-И тут послышался шум мощных крыльев, и на воду села стая

огромных белоснежных птиц. Это были лебеди.

                                  («Гадкий утёнок»).

-Кораблик занесло под высокий мост. Тут из-под моста выскочила большущая крыса. « Стой! Ты кто такой?-

зашипела она.

              («Стойкий оловянный солдатик»).

-Как грустно!- вздохнула принцесса. –Ну придётся вам окружить

нас, чтобы никто не увидел.

                                          («Свинопас»).

-И тут девочка увидела маленького человечка, который сидел

в чашечке цветка. За плечами у него дрожали лёгкие крылышки.

                                            («Дюймовочка»).

-Принцесса сидела на спине у собаки и спала. Она была чудо

Как хороша; всякий сразу бы увидел, что это настоящая

принцесса…

                                             («Огниво»).

-Эта героиня:

*хороша собой, стала первой красавицей при дворе, но

оставалась немой;

*обладала плавной, скользящей походкой – ни одна танцовщица не могла сравниться с ней, но никто не знал, ступала она как

по  лезвию ножа;

*мечтала обрести бессмертную душу, как у людей, но обратилась в морскую пену.

                                             («Русалочка»).

-Ну это мы разузнаем!- подумала старая королева, но ничего не

сказала, а пошла в опочивальню.

                                   («Принцесса на горошине»).

3)Выставка книг и аудиокниг.

Ребята, это далеко не все сказки, которые написал сказочник. В творчестве Андерсена есть такие сказки: «Соловей», «Ангел», «Штопальная игла», «Оле-Лукойле», « Ель», «Старый дом», «Калоши счастья», « Улитка и розовый куст», «Большой Клаус и маленький Клаус», «Тётушка зубная боль». Эти и другие произведения вы сможете прочитать в книгах и прослушать аудиокниги.

6. Музыкальная физминутка.

Встаньте, дети, встаньте в круг!

Я твой друг и ты мой друг,

Самый лучший друг!

             Без друзей нам скучно тут.

Все мы в сказку попадём,

Новых здесь друзей найдём!

7. Знакомство со сказкой Андерсена «Пятеро из одного стручка».

1). Проблемные вопросы: -какую сказку напомнила эта сказка?

- какая история произошла с горошинами?

2). Чтение 1 части комбинированно.

3) Работа в группах.

2 часть-1группа; 3часть- 2 группа.

4) Работа с толковым словарём:

Бечёвка – …; блаженствовала-…; кровельный жёлоб-…

5). Рассказы детей по прочитанным частям.

6). Чтение по ролям отрывков по выбору.

7). Игра  в парах «Вопрос-ответ».

8. Работа в  печатной тетради .

1). Коллективная работа.

2).Самостоятельная работа.

3). Взаимопроверка.

9. Физкультминутка.

Слушай, сказочный народ, собираемся на сход.

Поскорее в строй  вставайте и зарядку начинайте.

10. Творческая проектная  работа.

1). Конкурс художников по теме: «По дороге сказок Андерсена».

1группа – «Принцесса на горошине»

2 группа – «Пятеро из одного стручка»

3 группа – « Гадкий утёнок»

4 группа – «Снежная королева»

2) Защита проектов и оценивание.

11. Игровая деятельность по сказкам Г.Х. Андерсена.

1) Игра «Дополни словечко»

Есть одна игра для вас, я прочту, вы отгадайте,

Хором дружно отвечайте.

-«Гадкий …(утёнок).

-«Снежная …(королева).

- «Принцесса на …(горошине).

- «Дикие …(лебеди).

-«Оле-…(Лукойле).

-«Стойкий оловянный…(солдатик).

2). Игра «Найди лишнюю фамилию».

Братья Гримм, Шарль Перро, Агния Барто, Ганс Андерсен.

3).Игра «Выбери».(фамилия и портрет)

А.С. Пушкин,  Г.Х. Андерсен, А.Н. Толстой, В. П. Катаев.

4). Конкурс – игра «Из каких сказок вещи?»

-санки-«Снежная королева»;

-зонтик- «Оле – Лукойле»;

-скорлупа грецкого ореха-«Стойкий оловянный солдатик».

-горошина- «Принцесса на горошине», «Пятеро из одного

стручка».

5). Игра «Отгадай кроссворд».

- как звали мальчика из сказки «Снежная королева»? (Кай).

- как называется сказка о храбром солдате? («Огниво»).

- в кого превратился утёнок? (Лебедь).

- кто съел стойкого оловянного солдатика? (Рыба).

- какой предмет помог королеве выяснить, настоящая ли

перед ней принцесса? (Горошина).

- как звали сестру 11принцев из сказки «Дикие лебеди»?(Элиза)

- какое имя дал принц эльфов Дюймовочке? (Майя).

- кем на самом деле был человек, который пас свиней в

сказке «Свинопас»? (Принц).

12. Обобщающая беседа.

-с какими сказками  вы познакомились? Кто её автор?

-как называется такая сказка?(авторская).

- какой нравственный урок  преподнёс нам Андерсен?

(задуматься о смысле жизни, уметь понимать, прощать, помогать

другим людям; не жить только для себя; стараться быть всегда

добрым, благородным, иметь друзей).

13. Подведение итогов урока.

1)- в чём затруднились на уроке?- что узнали новое? что понравилось?

2)- рефлексия

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)

материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

презентация к уроку литературного чтения 3 класс "М.М. Пришвин "Дорога к другу"

презентация к уроку литературного чтения 3 класс "М.М. Пришвин "Дорога к другу"  УМК Планета знаний...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....

Урок литературного чтения 3 класс, по теме «Обобщающий урок по разделу «Люби живое».

Урок литературного чтения 3 класс,  по теме «Обобщающий урок по разделу «Люби живое».  По учебнику Л.Ф. Климановой УМК «Школа России»учитель начальных классов Л...