урок литературного чтения "Влияние доброго поступка на героев произведений" 3 класс система Занкова
план-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме

Серпан Людмила Владимировна

на примере изученного материала проследить за влиянием доброго поступка на  эволюцию развития образов героев рассказов В.П. Железникова, Ю.Я. Яковлева 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc83 КБ
Office presentation icon obobshchenie_po_teme.ppt110 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

Тема: Влияние доброго поступка.

Тип урока: исследовательский

Время проведения: 11марта 2014 г.

Участники: ученики 3 класса «Б»

Учитель: Серпан Людмила Владимировна

Цель:  на примере изученного материала проследить за влиянием доброго поступка на  эволюцию развития образов героев рассказов В.П. Железникова, Ю.Я. Яковлева

Планируемый результат обучения, в том числе формирование  УУД: анализ художественного произведения через характеристику персонажа и его поступка: умения определять тему и идею произведения;  воспитывать ответственность за свои поступки.

Личностные  УУД: формирование нравственных убеждениях через развитие чувства сопереживания героям, оценивание поступков героев, осознание своей нравственной позиции ( «А как бы поступил я в данной ситуации?»)

Регулятивные УУД: менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.

Коммуникативные УУД: формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; развитие  способности сохранять доброжелательное отношение друг другу;  контролировать действия партнёра.

Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;  находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык

Ресурсы: «Литературное чтение» 3 класс 2 часть, В.А. Лазарева,  мультимедийное оборудование, презентации учителя,  словарь настроений, модель героев (темная и светлая)

                                                 Ход урока

1. Оргмомент.        (СЛАЙД 1)

Мотивация        :  

- Сегодня урок мне хотелось бы начать с таких слов:   (СЛАЙД 2)

               «  Человек есть тайна.

                   Её надо разгадать…»

Ф.М.Достоевский

- Как вы думаете, зачем нам надо разгадывать эту тайну  и почему на уроке литературного чтения?

-Да, ребята, каждый человек - тайна. И вы тоже тайна! И не только для окружающих, но и для себя. Бывает, ты и сам не понимаешь, почему вдруг поступил совсем не так, как намеривался и мог поступить.

-Почему? Надо подумать и разобраться. Нелегко человеку – и маленькому, и взрослому – понять, что в нем происходит на самом деле. Ведь каждый на себя словно через улучшающее стёклышко глядит. А как увидеть себя настоящего, не приукрашенного?     Увидеть, чтобы понять.    Понять, чтобы изменить что-то в себе и стать хоть чуточку лучше. Может быть, взглянуть на себя глазами другого человека? Не зря же говорят, что со стороны виднее…

-Как вы считаете, что самое главное в человеке?     (СЛАЙД 3)

Однажды предрассветною порой                                                                            ТРИ  мудреца склонились надо мной,                                                                       И я спросила их, поднявши веки:                                                                            - Что главное, скажите в человеке?                                                                                                    -Конечно, разум- первый мне ответил.

С ним каждый путь и правилен и светел.                                             -Благодарю, что просветил меня.                                                                Я поклонилась, голову склоня.                                                                                              

Второй ответил:  - Воля на пути,                                                                                  Который нужно с гордостью пройти,                                                 Чтобы достойно подойти к концу.                                                          Я поклонилась в пояс мудрецу.                                                          

Да нет, не то, заволновался третий                      

   Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…                                                                                                        

-Что же считал главным в человеке третий мудрец?

(Дети высказывают свои варианты)

- Давайте вернёмся к этому вопросу в конце урока.

2. Актуализация знаний

-Мы закончили работу над темой «Рассказы». С какими произведениями мы познакомились?

-Что объединяет их?(тема, незаконченность)

-Какова тема рассказов?

-Почему все рассказы незакончены?

-Авторы хотели, чтобы мы рассмотрели эти ситуации, поставили себя на место героев, примерили на себя их поступки и нашли выход.

-В каких произведениях главные герои с самого начала являются положительными героями и совершают добрые поступки. ( «Рыцарь» (Саша) В.К.Железникова)

-Где мы наблюдали эволюцию развития главного героя, т.е в начале рассказа мы видели его как отрицательного героя, а в конце он менялся, становился лучше, честнее, добрее. («Полосатая палка» (Мишка) Ю.Я.Яковлева, «Кот-ворюга» К.Паустовского, «Дедушка» (Алеша) С.Г.Георгиева)

-А как развиваются события в рассказах «Три ветки мимозы» В.Железникова и «Как я ловил человечков» Б.Житкова? (В начале мы видим мальчиков внимательных к своим близким (маме и бабушке), а в конце они совершают плохие поступки, огорчая тем самым родных людей)

3. Систематизация и обобщение знаний

1. Определение темы урока

-А теперь вспомните весь наш разговор, героев рассказов и подумайте  какова тема нашего урока?

 -Тема: «Влияние доброго поступка»

-Сейчас мы разделили рассказы на 3 группы по внутреннему миру героев, по их поступкам, возьмём из каждой группы по одному произведению  и проведём исследование, в ходе которого попробуем ответить на вопрос: ”Что такое поступок? Какие бывают поступки ? И как влияют добрые поступки на людей”.

2. Работа по рассказу В.К. Железникова «Три ветки мимозы»

-Начнем работу с рассказа В.К. Железникова  «Три ветки мимозы».

 (СЛАЙД 4)

-Задание 1 группа найдите и прочитайте диалог между мамой и сыном.

-2группа прочитайте диалог между учительницей и Леной

-3группа –монолог Вити по возвращению домой из школы.

Учитель. А теперь, ребята, давайте попробуем открыть бездну рассказа – постараемся найти ответ на вопрос: кто виноват, что мальчику так плохо?

Работа в группах

-Работая над этим рассказом, у нас были разные версии, поэтому я предлагаю сейчас:

1группа – обвинители мамы

(Мы считаем, что виновата мама, потому что….)

2 группа – обвинители учительницы

(Учитель к этому  отнесся….)

3группа – обвинители самого Вити

(Наша группа обвиняет самого Витю, потому что …)        

-А теперь все вместе попробуем разобраться в этих обвинениях, а может быть даже побываем в роли защитников.

Учитель. Обрадовалась ли девочка подарку Вити?

Дети. Да, обрадовалась.

Учитель. Докажите словами автора.

Дети. («Ой, как красиво! Большое спасибо! …Ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные…Это ведь были первые мимозы в её жизни…» с.13,14)

Учитель. Значит, мама заставила сделать доброе дело?

Дети. Да. Мама думала, что подарят все, но никто не подарил. (Дети доказывают словами текста с.13)

Учитель. Виновата ли мама?

Дети. Нет

Учитель. В чем виноват учитель?

 Учитель. А сам Витя? Он видел, что девочка обрадовалась?

Дети. Да.

Учитель. Значит, он совершил хороший поступок?

Дети. Да.

Учитель. А разве это плохо, делать хорошее дело?

Дети. Делать приятное человеку – это всегда хорошо. Но для Вити важно, как к нему отнеслись одноклассники.

 Учитель. Вспомните позицию автора по отношению  к этой маленькой очаровательной девочке. Он ею восхищается. Лена слышит, что их дразнят, но она на это не обращает внимания. Она радуется – ведь это были её первые цветы.

-Мог ли Витя вести себя также как она?

Учитель. Как заканчивается рассказ - прочитайте.

Закончен ли он?

Дети. Рассказ заканчивается необыкновенной радостью девочки.

Учитель. Известны ли вам подобные случаи из жизни? И как герои выходили из этих ситуаций?

-Да этот рассказ незакончен и автор нам самим дает возможность задуматься над его окончанием и закончить его так как нам подскажет наша совесть.

3. Работа над рассказом В.К. Железников «Рыцарь»   (СЛАЙД 5)

-Следующий рассказ «Рыцарь» Владимира Карповича Железникова.

Учитель:

      А)      Рыцарем называли человека, принадлежавшего к военно-дворянскому сословию. Рыцарь должен был иметь боевого коня, дорогое тяжёлое вооружение (меч, щит, латы). С 7 лет мальчиков отдавали учиться к опытным воинам. Чтобы заслужить посвящение в рыцари, молодому человеку надлежало овладеть верховой ездой, фехтованием, владением копьём, плаваньем, охотой, игрой в шашки. Только после успешного испытания ему в торжественной обстановке присваивали почётное звание.  

Б)Рыцарь обязательно должен был обладать смелостью, великодушием, верностью долгу, благородством по отношению к женщине. Так было в Средние века.

-А живут ли рыцари в наше время?

-Какую часть моего рассказа вы взяли бы для определения «рыцарь в наше время»? (Б)

-Кто из героев рассказа В.К. Железникова оказался рыцарем.

-Расскажите кратко эту историю.

         РАССКАЗ ДЕТЕЙ (У Саши была страсть к машинам. Он подошел к гаражу, в котором стояла «Волга».Шофер «Волги», молодой парнишка, возился в моторе машины. Он заметил Сашу. Мальчик поздоровался и шофер попросил Сашу принести ведро воды. Саша еле тащил его. Шофер волновался, что ведро слишком тяжелое, но мальчик только улыбнулся. Шофер пожал мальчику руку и попросил его заходить. Саша считал его своим лучшим другом. Но через несколько дней этот шофер, выезжая из ворот грубо обругал Сашину бабушку, которая стояла у ворот с соседкой, разговаривала и не видела машины. Саша все слышал и не мог поверить, что это его лучший друг так поступил с самым близким и дорогим человеком, его бабушкой. Саша рванулся к шоферу: «Если вы еще раз закричите на мою бабушку, я вас ударю». Шоферу стало не по себе. Он попросил прощения у Саши и его бабушки. Бабушка сначала хотела отругать Сашу, а потом передумала.»

-Почему бабушка передумала ругать внука? Найдите и прочитайте ответ на этот вопрос. (с.39)

-Как повлиял Сашин поступок на шофера, о чем он задумался? Прочитайте . (с.38)

- Как вы думаете, каким человеком станет Саша, когда вырастет?

- Была ли в вашей жизни ситуация, когда вы преодолели себя, свою слабость, нерешительность или еще какое-то чувство? Что вы при этом чувствовали?

В своих произведениях Владимир Карпович Железников придерживается следующих правил:  (СЛАЙД 6)

\\читают дети по одному правилу

“В борьбе всегда надо принимать сторону слабого, если ты не уверен, кто прав. И это будет наименьшим злом”;
“Стыдно - это хорошо, это знаешь ли благородно, это значит, что такого больше не сотворишь”:
“Обдумай все возможные пути к цели, самый но выбирай бесхитростный”.

“В закоулках легко заблудиться” .        

-Какое правило вам понравилось?

-Может быть кто-то из вас возьмет себе на вооружение одно из правил и будет придерживаться его.

 4. Физминутка

5. Продолжение работы

1. Работа  над рассказом Ю. Яковлева «Полосатая палка»  

-Какой рассказ заканчивается словами: «Ещё есть надежда, и  надо спешить. Надо спешить.» (СЛАЙД 7)

-Кто автор этого произведения?

-Что хочет автор сказать этими словами?

-Какую проблему поднимает автор? Откройте начало рассказа и прочитайте (с.25-26)

-Каким был Мишка до того, как в его руки попала полосатая палка?

Давайте охарактеризуем его.

( Слайд 8)

Итак, при первом знакомстве мы видим:

  • наглого
  • равнодушного
  • грубого
  • безответственного мальчика
  • драчуна

задиру

- Очень часто человека характеризуют его поступки. Какие поступки совершает герой? (плохие, возмутительные, гадкие, поступки, которые огорчали всех)

- Задумывался ли он над своими поступками?

- В каких словах это выражено? ( а он стоял в стороне, словно это его не касалось)

- Какие чувства он вызывал у других людей? Выберите из представленных слов.   (СЛАЙД 9)

 * возмущение                                      * восхищение        

  * равнодушие        * неловкость

  * уважение        * радость

  * обиду        * доброжелательность

  * чувство бессилия        * недовольство.

- Молодцы, назвали верно. А вы хотели бы, чтобы по отношению к вам  окружающие испытывали такие же чувства?

Поэтому, ребята, относиться к  людям нужно так, как бы вы хотели, чтобы другие относились к вам, то есть с уважением и доброжелательно.

- Как вы считаете, какой Мишкин поступок самый гадкий?

- Что означает полосатая палка?

 Я предлагаю вам выбрать модель, которой можно обозначить нашего героя в начале рассказа.

(Фигурки человечков: желтый, черный)

- Почему выбрали чёрный цвет?( ответы детей)

 Вывод: Мы видим мальчика, который  совершает плохие поступки, потому что не задумывается над ними.

 2 .Наблюдение над эволюцией характера героя.

  • На протяжении рассказа Мишка остаётся таким же плохим?
  • Попробуем понять, что же повлияло на его сознание, в какой момент Мишка стал меняться, становиться другим, более человечным?

Свои суждения подтверждайте цитатами из текста. (с.31)

  - Им овладели противоречивые чувства. В душе героя как бы боролись два человека: прежний Мишка, разболтанный и упрямый, который не хотел возвращаться к перекрёстку и отдавать палку хозяину, и другой Мишка, который осознал свой нехороший поступок).

- Ю. Яковлев в этом рассказе раскрывает  характер героя не только через его поступки, но и через его чувства, мысли, переживания. (с.34)

- Автор передаёт мысли героя, здесь есть слова: «Безжалостный буравчик сверлил его сознание…

-Что же это за безжалостный буравчик, который сверлил сознание мальчика, заставляя думать о человеке? ( Угрызения совести)

- Значит он не совсем безнадёжный и потерянный для общества человек.)

 -Можем ли мы теперь поставить точку и сказать, что Мишка стал хорошим, если в нём проснулась совесть?

-Значит ли,  что  светлая модель нашла своё место?

-Говорит ли автор, что мальчик стал хорошим?

-Надеется ли он на это? В каких словах он выражает свою мысль?

 

(Слайд 10)

Вернёмся на поляну к мудрецам. Что же ответил третий мудрец?

Невелика моя об этом повесть,

Но главное у человека- совесть.

 

-Что же нужно делать для того, чтобы совесть была спокойна?

(Жить так, чтобы не было стыдно за свои поступки.)

- О чем заставили нас задуматься эти рассказы?  

Эти рассказы заставили заглянуть нас в собственное сердце, в свои мысли, подумать о том, какие мы, какие поступки совершаем, как они влияют на нас.

-Всякое бывает в жизни, можно и оступиться. Но надо уметь найти в себе силы, чтобы сознаться в плохом поступке, исправить свою ошибку. Добрый поступок может изменить не только человека, но и животное…

6. Рефлексия

Метод незаконченного предложения:  (СЛАЙД 11)

  1. Сегодня я узнал…
  2. Мне было интересно…
  3. Теперь я могу…
  4. Мне захотелось…
  5. Я почувствовал, что…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс (система Занкова)

Образовательная программа "Литературное чтение»» составлена на основе авторской программы В.Ю Свиридовой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ (Самара: Корпорация «Федоров» 2009 г  ) в соотве...

Рабочие программы по окружающему миру, математике, литературному чтению и русскому языку для 2 класса. Система Л.В.Занкова

В данном материале представлены рабочие программы с календарно-тематическим планированием, включающим возможные виды деятельности обучающихся на уроке....

презентация к завершающему уроку 3 главы литературного чтения по учебнику Свиридовой 2 класс (Система Занкова)

Данную презентацию можно использовать при завершении главы 3 "Погоня за секретами литературы". Предмет: литературное чтение. Автор учебника: Свиридова. Класс 2 (Система Занкова, с учетом ФГОС)...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Скелет человека" 4 класс. система Занкова

Данный материал может быть использован на этапе закрепления по теме "Скелет человека"....

Урок математики по теме "Элементы объемных фигур" 2 класс. Система Занкова

Цель урока создать условия для расширения теоретических знаний о пространственных фигурах: ввести понятия «многогранник», «грани», «вершина», «рёбра»;Задачи урока:Предметные:обеспечить развитие у школ...

Конспект урока русского языка по теме: «Сложные слова».3 класс. «Система Занкова»

Данный конспект предназначен для учителей. работающих в 3 классе по системе Занкова....

Метапредметные результаты. Интегрированный урок литературного чтения и внеурочной деятельности в 1 классе по системе Л.В.Занкова (2016-2017 уч.г.).

Тема урока по литературному чтению - "Поэзия", по русскому языку - "Ударение в словах". На уроке используются технологии доктора Базарного....