Диалог культур при изучении пословиц в начальной школе
статья по чтению (4 класс) на тему

Исаева Валентина Викторовна

Современная система образования ориентирована на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и действий, представляющих данную картину. Личностно-ориентированный подход в образовании нацелен на формирование социальных компетентностей и соотносится с глобальной, центральной целью любой образовательной системы - формированием и развитием личности в единстве таких ее личностных качеств, как толерантность, гражданственность, ответственность, свобода и др. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диалог культур при изучении пословиц в начальной школе

В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Все это является прямой внутренней угрозой безопасности страны.

Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают и в школу.

Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе приятия чужой культуры и уважения прав других, непохожих на тебя, людей.

Размышляя над проблемой, мы пришли к выводу, что наиболее рациональным и актуальным будет использование русских народных пословиц:

Во-первых, пословицы имеют огромное воспитательное значение;

Во-вторых, они отражают самобытность народа;

В-третьих, пословицы богаты средствами выразительности, их восприятие доступно младшим школьникам.

Проблема принципиальна и современна как для теории, так и для практики. Ее актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена переменами в сфере науки и производства.

Мы считаем, что именно в пословицах (и поговорках) наиболее красочно и ярко отражена культура народа – его ценности, взгляды на мир, образ малой Родины.

Современная система образования ориентирована на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и действий, представляющих данную картину. Личностно-ориентированный подход в образовании нацелен на формирование социальных компетентностей и соотносится с глобальной, центральной целью любой образовательной системы - формированием и развитием личности в единстве таких ее личностных качеств, как толерантность, гражданственность, ответственность, свобода и др.

Литературное развитие младших школьников

Наше время можно охарактеризовать как конфликтное, кризисное. Все чаще мы слышим о кризисе гуманизма, культуры. И действительно, нельзя не согласиться с тем, что либо человечество преодолеет этот кризис, либо не будет самого человечества, так как с уничтожением культуры оно погиб нет.

Культура отдельного человека, как писал А. Моль, зависит и от «памяти мира» - всего, что было создано предшествующими поколениями, и от культуры современного ему общества, и от возможностей самого индивидуума, его интересов и степени его «включенности» в культуру. Рассматривая культуру в разных аспектах - аксиологическом (ценностном), деятельностном и коммуникативном, а человека как объект и субъект культуры", мы неизбежно придем к выводу о том, что главная цель образования - культурное развитие ребенка. Образование, по сути, это и есть воспроизводство в сознании человека основных человеческих ценностей, передача их от поколения к поколению. Только благодаря этому они и сохраняются.

Проблемы литературного образования (ЛО) и литературного развития (ЛР) неотделимы друг от друга.

Если мы принимаем положение о том, что цель любого образования - культурное развитие личности, то становится очевидным, что цель литературного образования - литературное развитие ребенка как компонент его культурного развития. Для успешной работы с детьми необходимо разобраться в этом процессе, его сути, специфике, условиях.

Литературное развитие (ЛР) сегодня трактуется в методике как возрастной и одновременно учебный трехсторонний процесс, включающий:

1) совершенствование читательской деятельности: повышение качества восприятия и, как результат, создание интерпретации художественного про изведения в единстве его формы и содержания; выработка оценки произведения с эстетических позиций и выражение своего отношения к прочитанному как в словесной, так и невербальной форме;

2) развитие литературно-творческих способностей школьников - способности ребенка адекватно выразить себя в слове;

3) повышение уровня культуры ребенка.

ЛР - процесс возрастной, так как по мере развития кругозора, накопления читательского опыта восприятие одного и того же произведения одним и тем же человеком с годами будет углубляться. Но это и учебный процесс: характер обучения обязательно сказывается на ходе ЛР, причем может не только способствовать его развитию, но и из-за неумелых действий учителя затормозить его. Современная методическая наука ищет средства и условия, технологии, способствующие литературному развитию школьников.

Результат процесса ЛР точно определила Н.Д. Молдавская одна из первых исследовательниц этой проблемы: литературное развитие отражает способность ребенка «мыслить словесно-художественными образами».

Литературное развитие школьников как процесс рассматривал В.Г.Маранцман. Он утверждает, что ЛР с некоторым запозданием реализует опыт общего психического развития ребенка. Сдвиги в литературном развитии охватывают все стороны читательского восприятия и более всего заметны в области эмоций при переходе на следующую ступень литературного развития. На этапе начальной школы, по мнению В. Г. Маранцмана, формируются механизмы общения ребенка с культурой, расширяются горизонты его видения (от частного к общему), развиваются его воображение и эмоциональная отзывчивость на про изведения слова. (Рыжкова Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования: учебник для студ. высш. учеб. Заведений/Т.В.Рыжкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 416с., 74)

Диалог культур сегодня

В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Все это является прямой внутренней угрозой безопасности страны.

Межэтнические отношения в современной России являются одной из наиболее важных проблем, решение которой поможет обеспечить устойчивое и поступательное развитие российского общества. Основной задачей при этом является построение гражданского общества, в котором этнические, религиозные и иные культурные различия не играют существенной роли в социальной и политической сфере, а право на культурную самобытность реализуется исключительно в сфере искусства, культуры и образования. (Религиозные и этнические проблемы в школьном образовании: материалы для научно-практического семинара «Проблемы толерантности в петербургской школе» /Сост. Д.В.Дубровский, - Санкт-Петербург, 2007, - 61с.журнал Звезда, 28)

Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают и в школу. Подобная агрессивность должна быть переборота культурой. Настоящая культура не агрессивна.

Очевидно, что важную роль в этом процессе может играть именно система образования. Проблемы межэтнических и межрелигиозных отношений могут затрагиваться на различных предметах гуманитарного цикла.

Ввиду особой сложности и спорности проблем межэтнических отношений в современном мире и России сама по себе проблема этнического должна освещаться в курсах чрезвычайно аккуратно.

Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе приятия чужой культуры и уважения прав других, непохожих на тебя, людей.

В настоящее время молодое поколение воспитывается, в основном, жизненными реалиями. Наблюдается ниспровержение всеобщих человеческих ценностей, заложенных в основе мировых религий и культуры.

Роль пословиц в воспитании и развитии детей

О роли фольклорных произведений в воспитании детей писали Ч.Т.Айтматов, А.А.Апышев, Ч.Валихапов, Т.Н.Волков, В.Даль, Л.Э.Измайлов, Н.Имаева, М.Р.Рахимова, К.Д.Ушинский и другие.

Народная система воспитания строилась на дошедших до нас из седой старины правилах, обычаях, приметах и запретах, сформулированных  в виде пословиц, поговорок. Присловий, скороговорок, прибауток, загадок, поверий. В.И.Даль отмечает: «… пословицы и поговорки – это свод народной опытной премудрости и целомудрия, это вздохи и стоны, плач и рыдания, радости и веселье, горе и утешение в лицах, это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый». (Даль В. Пословицы русского народа/ В.Даль – М. 1957 – 991с., 18)

Н.Джандильдин, исследуя природу национальной психологии и национального воспитания, писал: «Пословицы и поговорки – это жемчужина человеческой мудрости, тысячелетиями отшлифованная, пронесенная народами через сотни поколений. В них в самой лаконичной, отчеканенной форме выражены тончайшие черты душевных свойств народа, особенности его мироощущения, его отношения к различным сторонам жизни и человеческой психики. (Уметов Т.Э. Игры народов Средней Азии и Казахстана/ Т.Э. Уметов. – М: Издательство Московского психолого-социального института; 2006. – 208с. – (Серия «Библиотека педагога-практика»), 153).

Изученность произведений устного народного творчества способствует их широкому применению в учебных заведениях.

Ч.Айтматов отмечает важность использования пословиц и поговорок в учебно-воспитательном процессе: «… в пословицах и поговорках отражён исторический путь трудового кыргызского народа, его житейский опыт, своеобразие взглядов на природу и общество. Использование этого богатства – неотложная задача каждого учителя». На исследовании фольклора строились первые попытки дать определение народной педагогики, и прежде всего ее содержания.

В.И.Водоворов в 1861 году написал статью «Русская народная педагогика», подчеркивая воспитательное значение фольклора.

А.Духнович в работе «Народная педагогика в пользу учёных и учителей» исслудует художественное народное творчество как элемент народной педагогики. (Жирмундинский В.М. Сравнительно-историческое изучение фольклора / В.М.Жирмундинский // Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. – Л., 1979)

Фольклор - это народное творчество, включающее в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: трудолюбии, взаимоотношениях в семье, дружбе, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитывались наши дети в прошлые столетия, воспитываются и сейчас. Знание народного творчества дает человеку знание о русском народе и, в конечном итоге, о самом себе, ведь язык народа - его величайшее богатство. Ни в одной из форм устного народного творчества не проявляется с такой силой ум народа, не отражается так ясно его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах, поговорках и загадках, которые относятся к малым жанрам народного творчества.

Пословицы и поговорки издавна любимы их создателем-народом, они являются неотъемлемой частью живой народной речи. Недаром народ говорит: «Пословица недаром молвится», «Русская пословица ко всему пригодится», «Старых людей пословицы - не мимо дела», «Пословица груба, да правда люба», «От пословицы не уйдешь», «Пословицами на базаре не торгуют, а всем они нужны». Пословицы и поговорки воспитывают в человеке чувство патриотизма, любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, судят о социальных отношениях в обществе, об исторических событиях, о защите Отечества и т.д.

В ходе развития общества рождались новые пословицы и поговорки, из жизни уходили старые употребления, уже не отвечающие нуждам времени: не всегда правда вчерашнего дня принималась сегодня, и завтра сметало многое из того, что сегодня имело подчас силу закона. Многие пословицы и поговорки появились сравнительно недавно, но быстро вошли в число часто употребляемых, поскольку оживляют и мысль, и речь, более кратко, но и более емко и метко характеризуют то или иное событие, явление, ситуацию или человека. Знание пословиц и поговорок обогащает словарный запас, помогает усвоить образный строй языка, развивает память, приобщает к народной мудрости.

С самого своего рождения человек слышит звуки своего будущего родного языка, который знакомит его с окружающим миром, дает представление о мире и обществе, членом которого он стал, о его культуре, системе ценностей, морали, поведении и т.п. Язык отражает для человека окружающий его мир, культуру, созданную человеком, хранит ее для человека, передает от человека к человеку, от родителей к детям, формирует носителей языка. Формирование личности должно идти через овладение родным языком, тысячелетиями накапливающим неисчерпаемые сокровища человеческой мысли и опыта, считал К.Д. Ушинский: «Мы учим русскому народному языку на пословицах, - писал он, - ибо лучшего народного языка, чем тот, который сохранен в пословицах, не знаем».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-ориентированный диалог на уроках литературного чтения в начальной школе

Проблемно-ориентированный диалог на уроках литературного чтения в начальной школеУМК "Гармония" 4 класс Р. Фраерман  «Девочка с камнем»...

Изучение краеведения в начальной школе

Изучение краеведческого материала в начальной школе имеет большое значение. Прийдя в школу, малыши должны многое познать. И познание мира начинается с изучения родного края, края, в котором человек ро...

Изучение логики в начальной школе

Развитое логическое мышление играет огромную роль в жизни не только ребёнка, но и взрослого человека. Решая задачу развития логического мышления в начальной школе, мы помогаем ребёнку преодолева...

«Методика углубленного изучения местоимений в начальной школе»

Все слова в русском языке группируются в определенные лексико-грамматические классы в зависимости от ряда признаков. Эти классы называются частями речи. Учение о частях речи в русской грамматиче...

Изучение словообразования в начальной школе

Словообразование является благодатным материалом для решения задач развития логического мышления учащихся. Основная задача обучения родному языку в начальных классах – научить школьников использовать ...

Работа над пословицами в начальной школе. Народные пословицы в картинках.

Считаю, что работа над пословицами и поговорками должна вестись всю жизнь, должна любого учителя заставлять задуматься над тем, всё ли он делает для того, чтобы принести наибольшую пользу обществу. Ве...

Технологическая карта урока русского языка «Повторение изученного за курс начальной школы» УМК: «Школа России»

Цель урока: обобщение знаний  изученных частей речи, орфограммыПланируемые результаты:Предметные: уметь распознавать части речи;уметь определять морфологические признаки частей речи, обобщат...