М. М. Пришвин «Выскочка» 3 класс
план-конспект урока по чтению по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m._m._prishvin_vyskochka_doc.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: М. М. Пришвин «Выскочка» (на доске).
Цель: знакомство с произведением М.М Пришвина « Выскочка»
Образовательные задачи (предметные результаты):
- Расширить знания детей о творчестве М. М. Пришвина.
- Познакомить с рассказом М.М. Пришвина «Выскочка»
3. Учить определять главную мысль рассказа, находить в тексте описание внешнего вида героев, их переживаний, анализировать поступки и характер героев.
4.Отрабатывать навык беглого выразительного чтения, повышать уровень начитанности.
Развивающие задачи (метапредметные результаты):
1.формировать умение контролировать свои учебные действия в соответствии с поставленными задачами;
2. Развивать память, речь, мышление.
Воспитательные задачи (личностные результаты):
- Воспитывать любовь к природе, Родине.
- Формировать умения осознавать и определять эмоции героев произведения, сочувствовать и сопереживать;
- Развивать умение высказывать свое отношение к происходящему, выражать свои эмоции.
Оборудование:
• Техническая оснащенность: компьютер; проектор.
• Индивидуальные наглядные пособия: карточки для самостоятельной работы.
Ход урока:
I. Оргмомент.
Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Меня зовут О.А., я у вас сегодня проведу урок литературного чтения.
Поприветствуйте наших гостей кивком головы.
Садитесь, сядьте ровно, спинки выпрямите, приготовьтесь слушать.
II. Актуализация знаний. (1,2,3 слайд)
– Ребята, я предлагаю вам прослушать музыкальное произведение. Когда будите слушать, рассмотрите иллюстрации. ( Звучит красивая музыка «Звуки природы», на доске иллюстрации – пейзажи, животные).
НА слайде «Я нашел для себя любимое дело – искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека» М.М. Пришвин.
Учитель: Что за звуки вы услышали?
(Я слышу звуки леса. А я пение птиц и дуновение ветра. Мне послышалось дыхание весны и шелест листьев).
Учитель: Что объединяет музыкальное произведение, иллюстрации и слова, которые вы услышали? (Это слова о природе и о людях)
Верно, ребята. Это звуки природы. Они живут в каждом из нас. Кто-то их слышит более чутко, кто-то менее, кто-то вообще глух к этому. И очень я рада, что вы смогли услышать их.
III. Повторение об авторе.
-Ребята, а работать мы с вами будем в группах. «Солнце», «Вода», «Трава», «Цветы». Все готовы. Молодцы. А следить за временем сегодня буду я.
- Посмотрите внимательно на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке? (рассказ детей о писателе по портрету каждая группа, а затем выступают). (4 слайд)
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: - Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую насыщенную событиями жизнь. Родом он из обедневшей купеческой семьи, проживавшей в Орловской области. Он получил хорошее образование. Работал агрономом, сельским учителем, библиотекарем. Писать начал в 30 лет. Пришвин был влюблен в природу своей родины: в ее красоту, в леса, поля, реки, горы. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.
IV. Тема, цель урока.
-Как вы считаете, кто автор произведения, с которым мы будем знакомиться? (Пришвин).
1. Приём «Дешифратор» (карточка № 1).
- Название произведения М.М. Пришвина, записано в виде набора цифр, каждая из которых обозначает номер буквы в алфавите. Придвиньте карточки под №1 и расшифруйте это название. Работаем группой. (Дети разгадывают название в группах). Молодцы.
- Давайте подумаем, а какие цели (СЛАЙД 5) мы с вами поставим на урок? Обсудите их в группах. Пожалуйста, какая группа готова ответить. (выслушиваю ответы детей).
ИТОГ: Итак, ребята, тема нашего урока М. Пришвин «Выскочка», (ОТКРЫТЬ НА ДОСКЕ) а цель урока (ПРОЧИТАТЬ НА СЛАЙДЕ 6)- Знакомиться с новым произведением. Читать и понимать прочитанное.
Высказывать и доказывать собственное мнение. Уметь работать в группе.
2.Приём «Предложение»
По названию произведения предложите, о ком или о чём пойдёт речь? Молодцы.
Писатель дал своему произведению название «Выскочка». А как вы думаете, кого в народе называют «выскочкой»? (Выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание). Правильно, молодцы.
3.–Ребята, сейчас мы с вами проведём речевую разминку, и вы сможете отгадать, кто будут главными героями произведения.(7 слайд)
Читаем вместе со мной:
уаф – уаф – Франция
уон – уон - Япония
бау – бау - Англия
гау – гау - Вьетнам
гав – гав - Россия (Собака)
- Так, о каком же животном пойдет сегодня речь?
- А читали мы с вами звукоподражательные слова. Так издают звуки лая собаки в разных странах.
4. Работа со скороговоркой по группам. (8 слайд).
- А теперь прочтите скороговорку, которую видите на экране про себя, и поработайте в группе, придвинув белую карточку. Отвечаем все вместе. (Три сороки – тараторки, Тараторили на горке.) ПРОВЕРИТЬ ВСЕ ГРУППЫ.
–Группа «Солнце». Прочитайте так, чтобы все поняли, сколько было сорок?
– Группа «Вода». Выделите голосом, что же делали сороки?
-Группа «Трава». Прочитайте так, чтоб было понятно, где они тараторили?
- Группа «Цветы». Покажите голосом, какие это были сороки?
(На ДОСКЕ)- Ребята, а как вы думаете, кто будет главными героями произведения? (собака, сорока).
IV. Первичное чтение.
(9 СЛАЙД) - Сейчас мы прочитаем произведение и ответим на вопрос: «Почему автор назвал его «Выскочка»?»
- Ребята, кто будет помощником при чтении? Обсудите в группах и предложите. (учитель +уч-ся из каждой группы). Открыли страницу 14четвёртую.
V. Вопросы на первичное восприятие.
1.Прочитайте вопрос на слайде и обсудите в группах. (Почему произведение называется «Выскочка»?) (Потому что одна сорока решила выделиться среди других, так зовут главную героиню).
ДЛЯ ВСЕХ: Учитель: Какой это рассказ, веселый или грустный? (этот рассказ весёлый).
- Ребята, как вы считаете, от чьего имени ведется рассказ? (рассказ ведётся от имени автора).
5. Физминутка
VII. Вторичное чтение.
Учитель: Итак, ребята, а теперь давайте мы прочитаем произведение еще раз. При чтении пользуйтесь карандашом, чтобы отметить яркие и важные события, описание героев, непонятные слова.
Словарная работа.
- Какие слова вам были не понятными при чтении? Обсудите в группах.(обсуждают). СПРОСИТЬ, ИТАК, КАКИЕ ЖЕ СЛОВА ВАМ БЫЛИ НЕПОНЯТНЫ? (одна говорит, а другая может отвечать).
Работа в группах. (карточка № 2) Сами читаете вопрос и говорите ответ.
Придвиньте карточки №2. Прочитайте вопрос и обсудите в группах.
1 гр «Солнце»: - Откуда приехала Вьюшка? Почему ее так назвали?
Лайка приехала с берегов Сибирской реки Бии. Так ее прозвали. Бия - Бьюшка –Вьюшка).
Итак, группа «Солнце», вы готовы? Молодцы.
Учитель: Ребята, почему Бия написана с большой буквы? (Это название реки у нас в Алтайском крае. Протекает она, ребята, в г. Бийске. (Пишется с большой буквы, т.к. обозначает географическое понятие). (10 СЛАЙД)
ГРУППА «Вода», как вы ответили на свой вопрос?
2 гр «Вода»: Что произошло с Вьюшкой? Как она проявила себя в ситуации с сорокой?
3 гр «Трава»: Как вы думаете, на что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке?
4 гр «Цветы»: Какой была Выскочка? Сравните Выскочку в момент схватки и в конце рассказа. (самоуверенная, хитрая, с напором – шарик пёстрый с головой).
- Выборочное чтение в группах.
- Ребята, найдите и зачитайте в рассказе самый напряжённый момент? Обсудите в группах. Чья группа готова отвечать? С. (со слов ..Только бы ещё одно мгновение..). А вы как считаете?
- Найдите и зачитайте эпизод, когда сорока пошла на воровство? ( Выскочка поскакала дуром).
- Что означает выражение «поскакала дуром»? (Бестолковый поступок). Кто готов?
- Как вы понимаете крылатое выражение «в семье не без урода»? (Какой- то ни такой, как все; не все в семье похожи друг на друга, не все одинаковы, кто-то из членов семьи, может резко отличаться от родственников свойствами характера или внешность, чаще в плохую сторону).
Учитель: Какова главная мысль произведения? Обсудите в группах. (НЕ СЧИТАТЬ ДРУГИХ ГЛУПЕЕ СЕБЯ). А как вы считаете?
- Работа со всем классом. (ЕСЛИ БУДЕТ ВРЕМЯ?)
Итак, ребята, какое чувство вызывает бесхвостая сорока? (сострадание).
Что такое сострадание? (жалость, сочувствие к кому – нибудь).
- Как вы думаете, кому показывает сострадание автор? Почему? Обсудите в группах.
(Да, действительно, автору немного жаль сороку, потому что она осталась без хвоста. Сорока поплатилась хвостом за свою глупость).
- Можно ли сравнивать поведение птицы с поведением человека? А в жизни людей такое случается? Пожалуйста, обсудите в группах.
VIII. Закрепление.
А сейчас мы с вами поработаем с таблицей. Придвиньте карточку №3.
1.Работа с таблицей в группах. (карточка № 3)
Название произведения | Жанр | Тема | Герои | Главная мысль |
Пришвин | рассказ | О животных | Сорока, Вьюшка | Не считать других глупее себя |
X. Домашнее задание:
Ребята, а кто из героев вам понравился больше всего? Почему?
Да, про сороку в народе очень много пословиц сложил народ, и я одну из них назову. СОРОКА НА ХВОСТЕ ВЕСТЬ ПРИНЕСЛА. Как вы понимаете?
И наша сорока принесла вам весточку о домашнем задании. (РАЗДАТЬ ПО ГРУППАМ). Как вы поняли д/з? А ваша группа? Группа «Цветы».
XI. Рефлексия: (НА ДОСКЕ)
- Ребята, на парте у вас лежат символы ДВУХ цветов: лучики, капельки, лепестки, листочки. Выберите тот, который остался в вашей душе после сегодняшнего урока.
Если вам понравился урок, вы достигли целей, поставленных в начале урока, прикрепите яркий символ, если было трудно, не интересно – символ другого цвета. Работает каждый в группе. (ДЕТИ САМИ ПРИКРЕПЛЯЮТ К ДОСКЕ). Молодцы, хорошо потрудились на уроке. Посмотрите, какая яркая, радостная картина у нас получилась.
СОЛНЦЕ, ЦВЕТЫ, ТРАВА, ВОДА, БУДЬТЕ С НАМИ ВСЕГДА!
МОЛОДЦЫ. Мне понравилось с вами работать, и я считаю, что вы все сегодня заслужили оценку «5».Спасибо за урок. До свидания. (слайд 11)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М.М.Пришвин "Выскочка"Конспект урока литературного чтения в 4 классе
Работа с текстом на уроках литературного чтенияСегодня ФГОСТ определяет в качестве цели основного общего образования выращивание функционально грамотной личности. Функционально грамотная личност...
Конспект урока чтения 4 класс Тема «М.Пришвин «Выскочка»
Урок разработан по ФГОС...
Урок литературного чтения в 4 классе по произведению М. М. Пришвина "Выскочка"
Разработка открытого урока литературного чтения в 4-м классе по рассказу М. Пришвина "Выскочка". УМК "Школа России"....
разработка урока литературного чтения 4 класс ОС "Школа России" М. Пришвин "Выскочка"
Данная разработка составлена в технологии продуктивного чтения. Используется для подробного анализа произведения....
Конспект урока по литературному чтению. М. М. Пришвин "Выскочка" УМК "Школа России" 4 класс.
Цель урока: Формирование УУД через технологию РКМЧП (учебная стратегия «Пирамида критика» ) у учащихся 4 класс в предметной области литературное чтение по теме: М.М.Пришвин «Выскочка»...
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. М.М.Пришвин "Выскочка".
Знакомство с произведением М.М.Пришвина «Выскочка»....