Певцы земли курганинской...
видеоурок по чтению (4 класс) по теме

Колесникова Юлия Анатольевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pevtsy_kurganinskoy_.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Певцы земли курганинской…

(литературная гостиная для учащихся 4 класс)

Цель урока:

1.Познакомить учащихся  с литературным наследием родного края творчеством поэтов Курганинского района, станицы Родниковской.

2.Показать учащимся красоту родного края и  внутренне богатство земляков, воспевающих свою малую родину.

Оборудование:

1.Поэтический альманах произведений поэтов Курганинского района «Вдохновение».

2.Записи инструментальной музыки,  мультимедийный проектор, портреты  поэтов.

3.Презентация «Певцы земли  курганинской …».

4.Выставка фоторабот учащихся «Тополиный край».

Подготовительная работа:

Учащиеся по группам получают опережающие задания, собирают материалы, готовят презентации  по темам:

1.«Лирическая муза Ольги Альтовской».

2. «Песни о ней не слагать невозможно…». Красота родной земли глазами А.Затямина

3. «Город счастья и любви» Р.Подашевской.

4. «Мои земляки». Творчество В.Плотникова.

5.Лирические герои Н.Поколоды.

Ход занятия.

На экране слайды с работами учащихся (фотографиями любимых мест отдыха жителей станицы Родниковской, города Курганинска, знаменитыми земляками.

Учитель: Бескрайнее море пшеницы… Стройные, словно молодые казаки,  аллеи тополей… Гордая, своенравная Лаба…  Любимая березовая роща… Птичий гомон в кронах прибрежного леса… Веселая песенка родников, давших имя нашей станице…  А главное – это наши земляки, беззаветно влюбленные в родные места,  посвящающие им свои литературные опыты…Это все наша родная станица – Родниковская, наш район – Курганинский. И сегодняшняя встреча в нашей  литературной гостиной посвящена именно им – певцам земли Курганинской.

Предлагаю вам совершить экскурсию, но не обычную, а виртуальную,  по страницам  литературного альманаха «Вдохновение».

- Ребята, что это означает? (Ответы учащихся)

-Верно, наше путешествие будет воображаемым. Но на страницах альманаха мы встретим хорошо знакомые пейзажи, наших земляков, услышим удалые казачьи песни, звон подков по гулкой проселочной дороге,  почувствуем свист ветра в ушах… Постараемся найти ответ на вопрос: «Почему земля курганинская стала поэтической музой наших земляков?»

Каждая группа представляет  свои  работы по теме, полученной заранее, выступление учащихся сопровождается презентацией, отражающей весь собранный материал

1.Группа  по теме «Лирическая муза Ольги Альтовской».

Ученица:

Люблю тебя, Курганинск мой, без спроса.

Безропотно – когда в снегах ты спишь.

И трепетно – проснувшуюся в росах

Твою весну, стекающую с крыш,

Зелёный парк в лазоревой купели,

Умытые сады и купола,

Как празднично, в не – поземному небе

С твоими здесь мои колокола!  

Листвы осенней шепот сокровенный,

И окон взгляд небесно-голубой,

Ветрами туч разорванные вены

В пылающих закатах над Лабой.

Ты мой навеки - в заспанных восходах,

И в ровном ритме завтрашнего дня,

Воспетый сердцем поднебесный город,

Как в дочь свою поверивший в меня.

Эти стихотворные строки принадлежат перу Ольги Альтовской, много лет проработавшей учителем музыки в Курганинской средней школе №2. Ольга Альтовская родилась в г. Новосибирске, в  1982 г окончила музыкальное училище. На Кубани с 1989 г. , стихи начала писать с 1990 года, имеет 2 поэтических сборника.

            Её стихи проникнуты теплом, светом, радостью познания огромного мира.

- Какие картины рисует ваше воображение при чтении стихотворных строк О.Альтовской? Почему?

-Представьте, что вы у мольберта и хотите написать то, что навеяли вам эти стихи, какую цветовую палитру вы выберете? Почему?

2.Группа  по теме «Песни о ней не слагать невозможно…». Красота родной земли глазами А.Затямина.

Ученица: Переворачиваю страницу альманаха и невольно замираю, вслушиваюсь в едва уловимые звуки, все более и более нарастающие из дымчатой дали…

Звучат записи песен  на стихи А.Затямина в исполнении образцового ансамбля казачьей песни «Зори над Лабой» Курганинского культурно-досугового центра

Александр Затямин родился 1940 году в станице Курганной. В 1966г закончил Краснодарское педагогическое училище, работал хормейстером во вновь созданном ансамбле казачьей песни «Зори над Лабой». Песни Александра Затямина особенно любимы нашими земляками.

Ученик:

Станицу – городом назвали:

Курганинск – это город мой,

Дома, заводы, вырастали

Своею гордой красотой.

Нет ничего милей и краше,

Чем видеть город свой родной!

Курганинск наш, ты гордость наша,

Нам с детства сердцу дорогой!

Объехал всю Россию нашу,

Таёжный край, леса, моря…,

Но нет нигде милей и краше-

Курганинск – родина моя.

3.Группа «Город счастья и любви» Р.Подашевской.

Рита Подошевская  родилась 1961 году в семье юриста. Окончила художественное училище в г. Ленинграде. Уехала на север по комсомольской путёвке,  с 1997г живёт в г. Курганинске, любит музыку и поэзию, горы и цветы. Ее Кубань, ее родной город – «город счастья и любви».

Ученица:

Люблю тебя, мой хлебный край,

За спелый колос на полях,

За ароматный каравай,

В твоих мазолистых руках.

И есть в краю моём родном

Прекрасный город у Лабы,

Его Курганинском зовём,

Он город счастья и любви.

Цветов весенних аромат,

Курганинск, мой ты город-сад,

И даже в самый летний зной

Ты так прекрасен, город мой.

Встречаю утренний рассвет,

Ах, как звонят колокола,

Желаю жить тебе без бед,

Желаю счастья и тепла.

И сколько б лет не утекла,

Моя душа всегда с тобой,

От красоты твоей светло,

Курганинск мой – любимый мой!

-Расскажите, воспоминания о каких любимых вами местах возникают под воздействием этих стихотворных строк? Почему?

-Могли бы вы сами поведать об этом в стихах?

4.Группа «Мои земляки». Творчество В.Плотникова.

Такая красивая и вольная  кубанская земля не могла не породить красивых, могучих, трудолюбивых людей, с гордостью передающих из поколения в поколение: «Мы с тобой казаки!»

Валерий Плотников родился в 1959 году  в станице Кавказской. По специальности - машинист электровоза, по призванию  - конструктор- самоучка. Стихи пишет с детства, его герои простые кубанские хлеборобы, старики-казаки, вольные казачки, смелые, ловкие воины и труженики…

Ученик:

Справляет нынче юбилей наш город на Лабе…

Курганинцы, курганинцы споют вам о себе.

Куём металл и хлеб растим, а строим как дворцы!

Курганинцы, курганинцы - умельцы и творцы!

На стол предложим раньше всех редис и огурцы,

Курганинцы, курганинцы – в работе молодцы.

И Ставрополь, и сочинцы, и знают нас донцы-

Курганинцы, курганинцы спешат во все концы.

В частях казачьих служим мы, как деды и отцы…

Курганинцы, курганинцы -  лихие храбрецы!

И в спорте копит город наш лавровые венцы….

Курганинцы, курганинцы – атлеты и борцы.

А в праздник вам мы так споём - услышит Армавир.

Курганинцы, курганинцы зовут гостей на пир.  

И обмелела бы Кубань, коль не было б  Лабы…

Курганинцы, курганинцы – России часть судьбы.

5.Лирические герои Н.Поколода. Эта девушка хорошо знакома всем жителям станицы Родниковской, ее портрет можно найти в школе, в которой она училась. А поэтические образы так захватывают душу читателя, что невольно зачарованно всматриваешься внутрь себя, ищешь ответы на волнующие вопросы….

Станице Родниковской посвящается

Где Лабы - реки широки берега,

Там станица моя, и поля, и стога…

Родников её ключевая вода.

Приезжайте, добрые гости, сюда.

Люди труженики здесь мирно живут,

Создают красоту, тепло и уют.

Разноцветье усадеб, деревьев тень.

И тиха здесь ночь, и радостен день.

Родниковская – родина… благодать.

Здесь живёт мой род, отец мой и мать,

И Лабы - реки широки берега…

Процветай, станица, века и века.

 

Я приму твой, отчизна

Я приму твой дар, отчизна,

Я приму святые слёзы.

Больше правды, больше жизни

Я вдохну в твои берёзы,

В твои благостные ветры,

В твои звонкие морозы,

В твои алые рассветы,

И в возделанные лозы.

Напишу людей глаголы –

Пусть шукшинской реют правдой!

Оживают реки, долы…

Государство мира, лада

В век прославит Дух отчизны

Со святыми дорогими…

Больше правды, больше жизни!

В нас – Россия – берегиня.

Этот образ создан замечательной, талантливой девушкой. Наталья Поколода родилась в 1968 году в  станице Родниковской. В 1984 году закончила музыкальную школу по классу фортепиано. Стихи пишет с 16 лет.  Многие стихи Натальи положены на музыку, что еще  более подчеркивает удивительную лиричность ее стихотворных строк.  

Учитель:

 Вот и перевернута последняя страница поэтического альманаха, но грусти нет, ведь это не последняя встреча с творчеством наших замечательных земляков.

-Творчество, какого поэта вам понравилось больше всего? Почему?

Ответы учащихся, обмен мнениями по работам групп и собранному материалу.

лИТЕРАТУРА: вДОХНОВЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ 1998Г Г. кУРГАНИНСК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Певцы Земли Кубанской Творчество И.Вараввы.

У каждого на свете есть, наверно,Любимый уголок земли, такой,Где листья по-особому на вербеСклонились над задумчивой водой.Где небо выше и просторы ширеИ так привольно и легко дышать,Где ко всему в пр...

Эссе на тему "Домик для певцов"

Сочинение на конкурс скворечников...

Конспект урока музыки 3 класс "Певцы русской старины"

Конспект урока музыки в 3 классе по программе «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С. Шмагиной. согласно ФГОС. "Певцы русской старины"...

Презентация к уроку музыки в 3 классе "Певцы русской старины"

Презентация к уроку"Певцы русской старины"...

Познавательное мероприятие "Певцы весны"

Мероприятие нашло большой отклик у детей. К мероприятию прилагается презентация....