Главные вкладки

    Конспект урока музыки 3 класс "Певцы русской старины"
    план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему

    Конспект урока музыки в 3 классе по программе «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С. Шмагиной. согласно ФГОС. "Певцы русской старины"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_muzyki_3_klass_pevtsy_russkoy_stariny-.docx34.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Настрою гусли на старинный лад. Певцы русской старины                  (учитель музыки Палкина Алла Леонидовна)

    Тип урока : открытие новых знаний.

    Содержательная цель: Раскрыть значение народной музыки и музыкальных инструментов в русской истории и фольклоре;

    Деятельностные  цели: создание мини-проекта «Если бы я был композитором…», конструирование нового понятия.

    Развивающие цели: формирование регулятивных УУД ( формирование целевых установок учебной деятельности, самооценка деятельности);формирование личностных УУД ( выражение положительного отношения к процессу познания, восприятие речи как учителя, так и обучающихся, развитие художественного восприятия, реализация творческого потенциала в ходе работы над мини- проектом); формирование коммуникативных УУД ( оформление высказывания, описывание объекта, конструирование понятия).

    Этапы урока

    Виды деятельности обучающихся

    Деятельность учителя

    Формируемые виды УУД

    Познавательные

    Коммуникативные

    Регулятивные

    Организационный

    Вход в кабинет

    Приветствие

    1 СЛАЙД

    Позитивный настрой на урок.

    Учитель: Здравствуйте, ребята, здравствуйте!

    Учитель: Мы вновь встречаемся с вами на уроке музыки. Сегодня за окном прекрасный солнечный день и я надеюсь, что и наш урок будет таким же солнечным и добрым.

    формирование доброжелательности, умения слушать и слышать

    Учебное действие

    Этап усвоения новых знаний и способов действий

    Итог урока:

    Рефлексия.

    Фиксация и выявление места, причины затруднений, выход на проблемный вопрос, самооценивание. В Дневнике урока

    2 СЛАЙД

    (Дети проговаривают варианты ответов с объяснением своей точки зрения, всё фиксируется на доске и быстро подводится итог, что мнения разделились).

    Построение проекта выхода из затруднения.

    Учитель: Я предлагаю вам немножко поиграть. Наша игра называется «ДаНетка».Я буду вам задавать вопросы. Кто согласен, поднимите карточку стороной «ДА»,не согласен- стороной «НЕТ». И напишите в Дневнике урока     Итак, начнём…

    ИГРА «Данетка»

    1.Музыка- это наука.

    2.Музыка- это искусство.

    3.Картины пишет писатель.

    4.Рассказы, поэмы, повести- это творения художника.

    5.Картины пишет художник.

    6.Музыку пишет композитор.

     Учитель: Молодцы! Давайте проверим наши знания. Поставьте себе оценку в дневнике урока

    «5»- у кого не было ни одной ошибки: «4»- у кого одна и больше ошибка ( ставят оценки)

    Учитель: А если я скажу так « КАРТИНЫ ПИШЕТ КОМПОЗИТОР. БУДУ ЛИ Я ПРАВА?»

    Учитель: Наши мнения разделились. Что же нам надо сделать, чтобы найти правильный ответ? В роли кого нам надо сегодня побыть?

    Ученики: Нам надо стать композиторами и попробовать самим написать картину.

    Учитель: Если мы с вами композиторы, чем мы будем писать картину?

    Ученики: Звуками.

    формирование общего представления об искусстве, моделирование различных отношений между объектами

     

    формирование доброжелательности, умения слушать и слышать

    формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

    оценка своих знаний

    Этапы реализации проекта:

    А) Работа в группах  

    Б)Защита

    ( первичное закрепление с проговариванием во внешней речи)

    В) Формулирование темы  и цели урока

    3 СЛАЙД

    Ритмическая игра «Передай другому»

    Просмотр  музыкального фрагмента

    4 СЛАЙД

    Д) Включение новых знаний в систему

    5 СЛАЙД

    Дети имитируют показ игры на гуслях

    6 СЛАЙД

    7 СЛАЙД

    Игра «Руки- ноги» 

    8 СЛАЙД

    9 СЛАЙД

    Возвращаемся к

    Заданию

     1 группы

    10 СЛАЙД

    Учащиеся делают запись в «Дневнике урока».

    11 СЛАЙД

    слушание былины « Что не белая береза»

    вместе проговорить текст былины нараспев

    Возвращаемся к

    Заданию

     2 группы

    12 СЛАЙД

    Повторение определения понятия: опера

    13 СЛАЙД

    Просмотр видеофрагмента из оперы «Садко».

    Беседа по прослушанному произведению

    Учащиеся делают запись в «Дневнике урока».

    14 СЛАЙД

    ИГРА на шумовых инструментах

    Исполнение песни

    «Ах, вы сени».

     «Проверь себя!» и  оценивают урок в «Дневнике» и сдают  свои работы .

    У нас есть  два задания.

    У: Выполните задание согласно указанному  алгоритму.

    1.Внимательно рассмотрите репродукцию. Что на ней изображено?

    2.В таблице подчеркните все слова, которые могут относится к вашему изображению. Обоснуйте свой ответ.

    3.Подумайте, какие звуки можно использовать для характеристики изображения ( высокие, низкие, средние, громкие, тихие, отрывистые, плавные, быстрые, медленные)

    4.Если бы вы были на месте автора, как бы вы назвали своё произведение?

    Объединяемся в группы , согласно цвета карточек

    У: Предоставляю слово для защиты.

    ( По ходу защиты на доске фиксируется название, данное учениками и сама репродукция, которая отображается и в презентации

    Учитель: Посмотрите, сколько интересных слов у нас прозвучало: ГУСЛИ, РУССКАЯ ИСТОРИЯ, БОГАТЫРИ. СТАРИНА  

    Давайте скажем тему нашего урока: Певцы русской старины.  

    Сформулируем ЦЕЛЬ урока.

     

    ФИЗМИНУТКА ритмическая игра

    Ребята, наша страна имеет богатейшую историю. Сегодня на уроке мы переместимся на многие века назад и  встретимся с удивительным древним музыкальным инструментом Руси.  Послушайте музыкальный фрагмент и определите, что это за инструмент.

    Учитель: К нам на урок пришли настоящие гусли  

             

     Учитель:   Кто же такие гусляры?

    Гусляры на Руси занимали особое положение. Эти люди и развлекали князя и народ, и рассказывали истории о днях минувших, и рассуждали о том, как устроен мир

    Считалось, что если гусляр перед исполнением какого-либо важного дела спел песнь, то этому делу обеспечена удача. Без гусляров не обходились похороны князей, богатырей, а свадьба без певца - это вообще не свадьба. Гусляров очень уважали, считали честью для себя их принимать.

      Слово "гусли" происходит от древнеславянского "густы", что значит "гудеть", а так как гудела струна, то она и получила название "гусла". Значит гусли - это гудящие струны.

    Учитель: Давайте покажем  как играли на гуслях в старину? (Показ: клали на колени и проводили пальцами по струнам, извлекая звук..)

    Учитель: Кто же играл на гуслях в древности?

    Во-первых, на них играли скоморохи, которые пели шутливые потешные песенки;

     во-вторых,  на них играли сказители - люди, которые рассказывали былины медленно, протяжно, нараспев.

    Мы погружаемся в нашу российскую историю всё дальше…  Итак, гусляры, они же сказители, исполняли былины.

    Давайте вспомним, а что такое  былина? (Народная песня – сказание, где рассказывается о богатырях – защитниках Родины.)

    Как  называли сказителя-гусляра на Руси, который под звон гуслей исполнял былины? (Баян) 

    В задание 1 группы входило описание картины художника В.М. Васнецова, которая  называется  «Баян».

    Вы , рассматривая картину, сочинили мелодию: ______________

    У: О каких событиях и героях слагались былины?

    У: Одной из самых известных былин о богатырях была  «Былина о Добрыне Никитиче», в которой говорится о прощании Добрыни с матушкой.

    Композитор Н.А. Римский-Корсаков услышал народный напев «Былины о Добрыне Никитиче» и записал его, сделав свою обработку.

    А теперь послушайте эту былину в  сопровождении гуслей.

     Как звучит эта мелодия? Д: (протяжно, широко)

    У: Давайте попробуем вместе проговорить текст былины нараспев, на время превратившись в старинных песенников – гусляров.

    ( учитель вместе с детьми показывает напевы начала былины

    Вы уже неоднократно слушали другие народные песни. Что у них общего с былинами?

    Д: (распев, певучесть, плавность)

    Сели  удобно, спинки выпрямите. Послушайте мелодию былины

    У: Давайте покажем рукой как движется мелодия.

    (пластическое интонирование)

    В задание 2  группы входило описание картины художника

    В.М. Васнецова, которая  называется  «Гусляры».

    Вы , рассматривая картину, сочинили мелодию: ______________

    Учитель:

    Гусли, этот удивительный инструмент, попал даже в оперу. Известный композитор Н.А.Римский-Корсаков, создавая свою оперу, взял за основу былину о Садко.

    Н.А.Римского – Корсакова называют великим сказочником. Большая часть его музыки – это оперы на сказочные сюжеты: «Снегурочка», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Кощей бессмертный».

    Учитель:  Ребята, а что такое опера?

    Ученик: Музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют. Вид театрального искусства, в котором сценическое действие тесно слито с музыкой – вокальной и оркестровой.

    Садко - былинный герой, бесстрашный мореплаватель и талантливый  гусляр, который жил в богатом городе Новгороде.

    Двенадцать лет он по морю плавал, а дани царю морскому не платил. Садко, догадываясь, что морской царь требует дани, бросил в море бочки золота, серебра и жемчуга, но напрасно; тогда решено было, что царь морской требует живой головы; жребий выпал на Садко, который, захватив с собою гусли, велел спустить себя в море на дубовой доске.

    Вот и попал Садко в гости к морскому царю, где повидал заморские чудеса подводного мира и  поразил всех  своей великолепной игрой.

    Давайте с вами заглянем в музыкальный театр и посмотрим фрагмент из оперы Н.А.Римского-Корсакова "Заиграйте, мои гусельки!". Обратите внимание на то, как будет звучать эта музыка.

    Как выглядит Садко в опере?

    Какое настроение у вас вызывает эта музыка? Какая она?

    Скажите, звучали гусли или нет?

    В опере «Садко», как и в любой сказке, много чудес. Садко, и его молодецкие и сердечные, грустные и веселые песни покорили сказочных существ, силы природы, подводное царство и принесли славу великому Новгороду.

    Учитель:

    На гуслях играли не только в древние времена, но и сейчас играют  в оркестре народных инструментов.

    Учитель: Какие музыкальные инструменты, помимо гуслей, входят в состав народного оркестра?

    Ученик: (балалайки, домры, трещотки, баян, ложки, дудочки и др.)

    Учитель: Я предлагаю вам тоже создать ансамбль русских народных инструментов. Для этого я приглашаю  ребят, которые будут участниками ансамбля. А мы все вместе им поможем и споем р.н.п. «Ах, вы сени».

    У:Всё ли получилось у вашего оркестра?

    У: Сегодня на уроке мы соприкоснулись с прошлым нашей Родины.

    О каком музыкальном древнем русском народном  инструменте  сегодня говорили? (О гуслях.)

    С какими образами народных сказителей былин познакомились на уроке? (Баяна и Садко.) 

    овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение  выполнять задания в рабочей тетради;

    формирование умения составлять целое из частей

    применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности;

    выявление общности средств выразительности в народной и профессиональной музыке; овладение логическими действиями сравнения, анализа

    соотнесение  графической записи с музыкальным образом; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания из рабочей тетради.

    расширение представлений о жанрах народной музыки, особенностях их исполнения, тембрах народных инструментов; понимание народного творчества как основы для создания произведений композиторами; выявление общности средств выразительности в народной и профессиональной музыке;

    приобретение элементарных навыков в музыкально- творческой деятельности

    приобщение к сотворчеству, формирование умения слушать и слышать, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, характеризовать и описывать объект

    задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания. формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки

    воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов национального фольклора;

     задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания. формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций.

     воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных образов национального фольклора

    планировать результаты решения поставленной задачи

    формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций.

    оценивать  и осмыслять результаты своей  деятельности; преобразовать практическую задачу в познавательную.

    планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций;

    оценивать  и осмыслять результаты своей  деятельности; преобразовать практическую задачу в познавательную.

    формирование эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока музыки, проведенного в 3 «А» классе на тему «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской»

    Тема: «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской».Цель урока:Познакомить учащихся с русскими народными песнями, их видами, оркестром ...

    План-конспект урока музыки «Настрою гусли на старинный лад…» 3 класс

    Тема урока: «Настрою гусли на старинный лад…»Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знанийЦель: познакомить учащихся со значением гуслей в русском фольклоре; образами народных ск...

    Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»

    Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...

    Конспект урока музыки и пения в 4 классе по теме "Разучивание песни «Журавушка» (музыка Е.Зарицкой, слова А.Вольского), повторение русской народной песни «На горе-то калина». Слушание произведения П.И.Чайковского «Осенняя песня»

    Цели:– продолжить формирование вокально-хоровых навыков; соблюдение ритмического рисунка песни, интонационного строя, ансамблевой слаженности, динамических оттенков;- развивать умение дифференци...

    План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе

    Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...

    Конспект урока по изобразительному искусству Тема урока: «Картина-натюрморт «Русская старина» Неменский 3 класс

    Цели деятельности учителя: формирование знаний о композиции натюрморта, формирование представления о старинных русских предметах обихода; обучение рисованию композиции из сложных элементов Планир...