Главные вкладки

    Работа над пониманием. Элемент урока обучения грамоте в 1 классе по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной (Образовательная система «школа 2100»). Тема: Работа с текстом «Три птичницы» при изучении звуков [ ц ] , [ щ ] и букв «ц» , «щ».
    план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

    Гордеева Варвара Авангардовна

           На основе текста "Три птичницы" проводится   работа над пониманием текста, отрабатываектся умение понимать смысл пословиц, акцентируется внимание на многозначности слов. Также закладываются первые навыки работы в группах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabota_nad_ponimaniem_obucheniya_gramote_v_1_klasse.docx24.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    -1-

    Работа над пониманием.

    Элемент урока обучения грамоте в 1 классе по учебнику

    Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной

    (Образовательная система «школа 2100»).

    Тема: Работа с текстом «Три птичницы» при изучении звуков  [ ц ] , [ щ ] и букв «ц» , «щ».

    Цели и задачи по второй части урока:

    1. Работать над пониманием текста, переносным значением пословиц.
    2. Формировать умение работать в группах.

     

    Ход урока.

    1. Предварительная работа перед чтением текста:            ( ответы детей )

    - Кого вы видите на иллюстрации?                                     - Лису.

         - Где может находиться лиса?                                             -в деревне…

                                                                                                          - в курятнике,

                                                                                                          - на поляне…

         - прочитайте название текста.                                             «Три птичницы.»

         - Кто такие птичницы?                                                - Мальчики и девочки,

                                                                                                   которые ухаживают

                                                                                                   за птицами.

        -  возьмите маленькие листочки, которые

            лежат у вас на парте, и выберете правильное

            толкование выражения «несолоно хлебавши»

         

         ( Ученики получают карточки для

    индивидуальной работы на лучшее понимание

    текста.)

    Подобрать правильное толкование выражения

    « несолоно  хлебавши»

    1. не посолил блюдо,
    2. ушёл ни с чем, ничего не получив,
    3. поел несолёную пищу.

            Каждый ученик выбирает свой вариант ответа,

     но не обсуждает его.

    -2-

    1. Чтение текста « Три птичницы»,

    Три птичницы.

              За деревней  у околицы стоят белые, аккуратные домики. В них живут куры с цыплятами.  Перед каждым домиком корытце. Утром птичницы Настя и Маша приносят ведро пшеницы и зовут своих питомцев: «Цып-цып-цып!» Услышав знакомые голоса, со всех ног мчатся цыплята к корытцам. Мамы-курицы еле-еле за ними поспевают.

            Но вот завтрак окончен, и уже никто никуда не спешит. Важно расхаживает по двору петух с ярким пером в хвосте и посматривает на всех свысока. Хохлатая мамаша медленно шествует к зелёному островку травы, а за ней торопятся четыре жёлтых комочка. Двое других цыплят  нашли гусеницу и делят её: каждый тянет к себе. Забавная картина!

            Птичий двор охраняет щенок Чапа. Привыкли к нему куры и совсем не боятся.  Вечером щенок загоняет кур на насест и засыпает вместе с ними. Уходят домой и птичницы. И тогда… из кустов блестят чёрные глаза и выглядывает рыжий пушистый хвост другой  «птичницы» . Повезёт ли ей на сей раз или снова придётся уйти со двора несолоно  хлебавши.

     3.  Вопросы по содержанию текста:                                

         -  Чем занимались Настя и Маша?                            - Настя и Маша кормили

                                                                                                  птиц.

         -  Как их называют в тексте ?                                     -  птичницы

         -  Какую забавную картину увидел автор?               - как цыплята тянут        

                                                                                                - гусеницу

         -  Кто охраняет птичий двор?                                     - Охраняет двор собака

                                                                                                  Чапа.        

         -  О какой ещё птичнице говорится в рассказе?       -   о лисе .

         - Она тоже ухаживает за курами и цыплятами?       - нет.

         - почему она –«птичница»?                                         - она хочет съесть кур.

         - Теперь можно, глядя на иллюстрацию,

           Определить, где происходит событие?                    - в деревне, на птичьем

                                                                                                   дворе.

         - Какое выражение говорит о том, как ушла лиса?   - ушла «несолоно

                                                                                                    хлебавши»…

             

    1.  Ученики разбиваются на группы для работы над

              карточками и пословицами:

         

          - Как  вы понимаете выражение:

             «ушла несолоно хлебавши?»

             Вы перед текстом выбирали вариант ответа,

            обсудите в группах теперь, какой ответ верный        

    -3-

    После обсуждения выслушиваются ответы детей,

    которые доказывают свою версию.

       ( 1-я команда : « Мы выбрали второе выражение – ушла ни с чем.

                                   так как остальные выражения о еде.

          2-я команда : «Когда читали текст про лису, то ясно стало, что лиса ушла

                                   ни с чем…»

          3-я команда : «Поела несолёную пищу»

         

          4-я команда : «Нет, лиса ничего не ела, она ушла ни с чем.»)

      5.      Для лучшего понимания текста, группам  предлагаются пословицы.

                 -  Какие пословицы подходят к этому рассказу?

    1. Близок локоть, да не укусишь.
    2. Знает кошка, чьё мясо съела.
    3. На чужой каравай рот не разевай.
    4. Сытый голодного не разумеет.

    Для выполнения задания дети должны «проиграть» каждую ситуацию в пословицах, определить правильное толкование.

    Затем каждая группа высказывается и  обоснует свой выбор.

    1. Правильный выбор фиксируется на доске:

    - Близок локоть, да не укусишь.                              – лиса близка к цели,

                                                                                           но не съела цыплят.

                                                                                        - вот он локоть, да не    

                                                                                           достать… ,т.е. лиса

                                                                                           не смогла укусить…

    - На чужой каравай рот не разевай.                        – куры были чужие, а

                                                                                            лиса их хотела

                                                                                            съесть

    - Сытый голодного не разумеет.                             – лиса была голодная,

                                                                                           и хотела есть

                                                                                        - Нет!. Речь не о лисе,

                                                                                           а о псе: он был сыт .

                                                                                           Эта пословица не

                                                                                            подходит.  

    -4-

    - Знает кошка, чьё мясо съела.                                 – Не подходит, лиса

                                                                                            ничего не съела.

    Итак. Какие выбрали пословицы?                             - 1 и 3.

     - Помогли ли пословицы понять текст?

    1. Рефлексия.

       

              - Когда вы индивидуально работали над выражением, у кого совпало мнение с правильным ответом?  ( примерно полкласса )

              - Что помогло в понимании ?                                     ( - пословицы.)

              - но мы до пословиц определили правильное толкование?

                                                                                             ( помог текст.)

    Вывод :

                Было какое-то выражение ...         

        Отдельно оно не помогло вам определить его значение.

        А, когда прочитали текст,  стало понятно, в чём заключается смысл

       

    1. Теперь поработайте индивидуально над словом  «гусеница»:

         

              ( У каждого ученика лист со значением слов:

          «Гусеница» - широкая цепь, надеваемая на колёса трактора, танка.

          «Гусеница» - личинка бабочки.       )

              - Выберете вариант, который вы считаете правильным.

              - Поднимите на пальчиках , какое толкование вы выбрали.

                                                        ( кто-то поднял – 1,

                                                          кто-то – 2,

                                                          кто-то и 1, и 2 )

            - Почему вы выбрали оба варианта?                            - Всё это – гусеница

           - Почему 2 вариант?                                                        - Гусеница превра-

                                                                                                         щается в бабочку.

                                                                                                      - С заглавной буквы.

                                                                                                      - она съедобная.

    - Но почему я решила дать это слово?                                  - У него много зна-

                                                                                                          чений.

    -5-

    - Как же определить всё же значение, нужное нам?

     Посмотрите в текст.                                                              = В тесте есть слово

                                                                                                         «гусеница»

    - В каком значении?                                                               - Личинка бабочки.

    Значит, чтобы определить правильное толкование,

    нам помог…                                                                            - текст.

    Итак,   дано слово  .

        Без текста мы не можем понять его значение.

    Следовательно -

                  Т.

                         

    Именно текст помогает нам глубже понять толкование.

    - Какие  ещё вы знаете слова, которые имеют много значений и

      понять их можно только, прочитав текст?

            - Коса, шишка, роман, лук.

    9. Итог урока.  – Можно ли в дальнейшем  использовать выражения и пословицы?    (да   )

    - Для чего они нам нужны?     ( Для лучшего понимания )

           

           Этот сценарий урока разработан для учащихся 1 класса.

    Единицей содержания  является способность понимания,  которая входит в познавательную деятельность. Для этого необходимо сочетать культурные средства, которые мы хотим передать детям, и предметный материал, на котором они работают. При этом подходе единица содержания имеет двойную природу: в неё входят и те знания, которые должны быть освоены, и те способы и средства понимания, с помощью которых эти знания приобретают смысл для ребёнка – субъективируются.

            Для освоения данного понятия используются текст, пословицы. Ситуация учения-обучения создаётся за счёт задания, провоцирующего разное решение . Сначала дети индивидуально пробуют свои силы, применяя знания. Затем работают в командах,

    -6-

    дискуссируя, выдвигают версии и варианты ответа. Учащиеся включаются в работу по выбору точного толкования выражения. Предлагаются: противоположное по смыслу  высказывание, другое по смыслу и удерживающее смысл. Дети объясняют своё мнение, почему они выбрали то или иное толкование, почему другие считают неверными. Также работа над пословицами и их пониманием дала возможность глубже понять текст.

       

                                           ГБОУ  ЦО № 422 « Перово»,  г. Москва.

                                          Учитель Гордеева В.А.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ

    Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...

    Рабочая программа по литературному чтению к учебнику Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой. 1 класс. ФГОС.

    Данная рабочая программа создана на основе авторскоя программы по литературному чтению к учебнику Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В....

    Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме «Буква Щ и звук [щ] . Закрепление» + презентация.

    Данный материал содержит конспект урока по обучению грамоте + презентация (УМК "Перспективная начальная школа")...

    Урок русского языка в 4 классе по учебнику Р.Н.Бунеева «Русский язык». Роль прилагательных-антонимов в речи.

    Закрепить знания учащихся об имени прилагательном. Выявить и обосновать роль прилагательных-антонимов в речи. Развивать орфографическую зоркость, навыки работы с текстом, мышление, память, умение рабо...

    Конспект урока и презентация к уроку русского языка в 3 классе по учебнику Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой по теме "Понятие о второстепенных членах предложения"

    Представленный урок - очередной в разделе "Главные и второстепенные члены предложения". На уроке использованы современные образовательные технологии: проблемно-диалогическая, ИКТ, технология оценивани...