Сценарная разработка по развитию способности понимания на материале чтения "С.Кирсанов "Чудо"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Пузанова Светлана Александровна

Данная методическая разработка направлена на развитие способности понимания авторского замысла стихотворения "Чудо" С. Кирсанова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudo_kirsanov.docx33.34 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарный замысел занятия, направленного на развитие способности понимания

 у  учащихся 3 класса «А»  на материале чтения

Разработка  С.А. Пузановой,

 учителя начальных классов

 ГБОУ Гимназии № 1532

 Тема:  Семен Кирсанов  «Чудо»

Задачи    Предметные: показать емкость поэтического образа, созданного С.Кирсановым в стихотворении «Чудо»; развивать поэтический слух, учить чувствовать и понимать образный язык поэтической речи.

Метапредметные: восстановить позицию автора, сформировать собственное отношение к описанному событию, понять средства выражения авторской позиции.

Оборудование: презентация, видеоролик «Великолепная работа гончара в 3 поколении в Болгарии»  - http://www.youtube.com/watch?v=yoij9DpLqyw,  запись песни «Чудо» Т. Алешиной,  микрофон, распечатка

Исходное состояние:

 0-неточность в восстановлении элементов,

1-частичное,

2-неполное,

3-полное

Конечное состояние:

Гр.1-и Гр.2- восстановление авторской позиции на основе целостности произведения и проверка своей версии текстом и его особенностями

Гр.3 - постановка задачи на сопоставление  авторской и своей позиции

1. Мобилизационная часть урока.

Начинается урок,
Он пойдет, друзья, вам  впрок.
Постарайтесь все понять.

Ошибок грубых избежать,

И даю вам свой совет:

Думать, читать, сопоставлять.

II. Вводно-мотивационный этап.

Поиграем в ассоциации. Определите, что я держу в руках? (показываю как будто шар)

Попробуйте, описать  каким представляете его?

Как я держу его?

Что нам сейчас помогло так подробно ответить на мои вопросы?

Для людей какой профессии воображение очень важно?

III. Целеполагание

Сегодня мы обратимся к помощи поэта, который покажет нам чудесно, трогательно окружающий нас мир.

А писатели пишут не потому, что им хочется сказать что-нибудь, а потому, что у них есть, что сказать. Попробуем услышать, прочувствовать, понять  замысел автора.

Об авторе из презентации.

Знакомство с текстом  Послушайте стихотворение  Семена Кирсанова (читаю)

Мой родной, мой земной, мой кружащийся шар!
Солнце в жарких руках, наклоняясь  как гончар,

вертит влажную глину, с любовью лепя,
округляя, лаская, рождая тебя.

Керамической печью космических бурь
обжигает бока и наводит глазурь,

наливает в тебя голубые моря,
и где надо,- закат, и где надо,- заря,

И когда ты отделан и весь обожжен,
солнце чудо свое обмывает дождем

и отходит за воздух и за облака
посмотреть на творение издалека.

Ни отнять, ни прибавить такая краса!
До чего ж этот шар гончару удался!

Он, руками лучей сквозь туманы светя,
дарит нам свое чудо: - Бери, мол, дитя!

Дорожи, не разбей: на гончарном кругу
я удачи такой повторить не смогу!

Вам понравилось стихотворение?

Определите незнакомые слова, попробуйте истолковать их

Словарная работа

- А теперь посмотрите, как гончар изготавливает посуду. Он просто делает ее?

- Для того, чтобы посуда стала твердой, ее обжигают в специальных керамических печах. От очень высокой температуры глина становится твердой.

-Какое из объяснений подходит к работе гончара?

- Изделия, которые изготовлены  из глины, имеют серый или коричневый цвет. А вот для того, чтобы они получились очень красивыми, на них наносят специальный стеклообразный сплав.

Какое значение слова «творение» подходит к работе гончара из видеоролика, а какое к работе в произведении? Уточните, прочитав еще раз текст.

Самостоятельное чтение

Выдвижение собственных смысловых версий

Запишите, о чем в  данном  произведении хотел сказать автор?

Обсуждение

Поделитесь своими мыслями.

1-я Что по-вашему автор говорит о гончаре?

- О каком гончаре речь?

К  обсуждению этого образа мы еще вернемся. Это важный образ.

Фиксация  Образ гончара

2-я  - О красоте  земного шара. Подтвердите  текстом.

-С чего взяли, что произведение о красоте?

Какие средства выразительности использует автор? Примеры.

 

К чему эти труды привели?

Все такое как есть, гармоничное, завершенная красота!

А кто это дитя?

- Подумайте, почему Человек и человечество называются в стихотворении так снисходительно и ласково: «дитя»?

Обобщение  Не только об этом в стихотворении, хотя вы правы, здесь есть ощущение красоты. Средства выразительности-средства понимания замысла автора

3-я версия - Что имел в виду автор, говоря  о подарке?

Что это?

Что мы должны делать с этим подарком?

- Найдите в тексте слова, которые говорят о даре.

 

-Объясните, так  кто  преподносит нам подарок?

-А почему именно гончар, а не кузнец, например, ведь он тоже создает красоту?

Обобщение

Вы правы, практически все народы мира в древности на протяжении многих тысячелетий поклонялись Солнцу, считая его Богом. Автор ввел  образ Солнца как гончара, творца, создающего (хрупкую) красоту.

Работа по подбору заголовка

 Итак, мы определили, что автор использует средства выразительности. Какие?

-Подумайте, какой заголовок мог дать своему произведению С. Кирсанов, подчеркивая свою мысль?

Выяснение версии.

Вспомните синонимы  к слову «чудо»

Фиксация  

Чтобы мы смогли выполнить эту работу, нам потребовалось найти особые образы, средства выразительности, т.е. нужен весь текст.

-Учитывая ваши ответы, скажите, как автор относится к земному шару?

Как через это название мы можем определить позицию автора?

В чем боль автора? О чем переживает?

Да, вы правы. Это не случайность.

Семён Исаа́кович Кирса́нов ( Самуил Ицекович Кортчик , псевдоним — Корсемов) - сын портного, русский советский поэт.  5 сентября 1906 родился  в Одессе, Херсонской губернии. Жил долгое время в Москве.  Не стало его в 1972 году.  Кирсанов выпустил 64 книги.  Его творчество многогранно. 

В годы войны работал в газете, воевал, был в окружении, был контужен. Написал поэму, посвящённую  Александру Матросову. После окончания ВОВ  Кирсанов написал  книгу «Весть о мире», где рассказ о радости от победы и боли после  сброса Америкой  атомной бомбы  на  Хиросиму.

 

А как вы относитесь к этим  мыслям автора?

Задумывались ли вы о подобном?

С какой целью написал стихотворение «Чудо»?

Безусловно, автор мастерски  использовал средства выразительности, создал  яркий образ, но сумел  воспользоваться звукописью для полноты своего творения. Найдем строки, подтверждающие эти слова.

 Академик Гаспаров, изучающей творчество Кирсанова, писал, что у стихов этого автора  есть 2 важных  характеристики - «звуковой образ и смысловой». Стихи С..Кирсанова удивляют поэтичность, необычностью рифмы и трогательностью. Не случайно  на  его стихи написаны песни, романсы, сюиты, оратория, опера, симфония.

 Прослушивание отрывка  Послушайте отрывок из песни «Чудо», музыка Татьяны Алешиной

Обобщение   Прием «Открытый микрофон»

Сейчас я хочу передать вам микрофон, представьте, что С.Кирсанов нас может слышать. Обратитесь к нему со своими мыслями о  затронутой теме, о наших  приемах  работы с произведением  

Итог. Работа по схеме: мы видим  две позиции читателя и автора, и связывающий их текст. 

Текст - средство общения с автором, его оформленная позиция касающаяся какого-то вопроса. Способ  - в том, что понимание текста - прорыв сквозь текст к авторскому мировоззрению.

 

Мяч, шар, глобус, яблоко, снежок..

Голубой, разноцветный, хрупкий…

Бережно, нежно, трепетно.

Фантазия, воображение

Для художников, поэтов.

ГОНЧАР, –а, м. Мастер, изготовляющий глиняную посуду, керамику.

КЕРАМИКА, –и, ж.

1. собир. Изделия из обожжённой глины, глиняных смесей. Художественная к.

2. Гончарное искусство. Заниматься керамикой.        прил. керамический, –ая, –ое.

Он старается, делает аккуратно. Он вкладывает душу. Если просто делать, то возможно посуда получится некрасивая.

ГЛАЗУРЬ, –и, ж.

1. Закрепляемый обжигом глянцевитый стеклообразный сплав для покрытия керамических изделий.

2. Густой сахарный сироп для приготовления цукатов, для обливки готовых мучных изделий.

1-е

ТВОРЕНИЕ ,-я, ср.  

1.Действие , извлекающее нечто из небытия.

2.Возникновение мира и любой отдельной вещи из ничего благодаря всемогущему божественному действию,

3. Всякое внесение нового, в частности создание образов в результате творческой фантазии,

4. Произведение, результат творчества.

Выдвигают  версии

0-о работе гончара

1- о красоте  земного шара

2-  о подарке человечеству

3- говорит о необходимости беречь хрупкий мир

Гончар – это солнце

Керамической печью
космических бурь
обжигает бока
и наводит глазурь,

наливает в тебя
голубые моря,
и где надо,- закат,
и где надо,- заря

Сравнения: как гончар, лучи как руки.

Эпитеты: родной шар, жаркие руки, космические бури, голубые моря.

Олицетворения: гончар вертит, округляет,   ласкает, наливает моря, солнце обмывает, отходит посмотреть, дарит чудо

Ни отнять, ни прибавить
такая краса!
До чего ж этот шар
гончару удался!

Дитя – это человек, человечество, каждый из нас.

Потому, что все мы получили «этот мир» уже готовым, созданным до нас и без наших усилий.

Подарок это Земля, мир.

Заботиться

Он, руками лучей
сквозь туманы светя,
дарит нам свое чудо:
- Бери, мол, дитя!

Дорожи, не разбей:
на гончарном кругу
я удачи такой
повторить не смогу!

Гончар, солнце, творец

Подарок – «этот мир» - драгоценный подарок, с точки зрения поэта, который человек должен научиться беречь, не разрушать войнами и конфликтами, варварским отношением к природе и ее богатствам.

Сравнения, олицетворения, эпитеты

Записывают на бланках

Волшебство, магия, редкость, диво, диковинка, феномен, невидаль, миф

Тронут красотой, радуется  подарку, удивлен его необычностью

Беспокоится о том, что эта красота может исчезнуть

Поддерживаем

Да, говорили на др. уроках о положении планеты

Обратить наше внимание на проблему охраны планеты

Сложно заботиться сразу обо всем земном шаре, но можно начинать с самого малого – постараться беречь то, что рядом, что находится в поле зрения

Мы пробовали восстановить позицию автора.

  1. Смогли рассмотреть произведение целиком
  2. Поняли, в чем она (авторская мысль)
  3. Мы поняли и поддержали мысль автора
  4. Оценили красоту
  5. Поставили проблему

сохранения планеты

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЦЕНАРНАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА ПО ЭТИЧЕСКОЙ ГРАММАТИКЕ "В СТРАНЕ ВЕЖЛИВЫХ НАУК" НА ТЕМУ "ПОВЕДЕНИЕ В ГОСТЯХ И ЗА СТОЛОМ"

СЦЕНАРНАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА ПО ЭТИЧЕСКОЙ ГРАММАТИКЕ" В СТРАНЕ ВЕЖЛИВЫХ НАУК" НА ТЕМУ "ПОВЕДЕНИЕ В ГОСТЯХ И ЗА СТОЛОМ" 3 класс...

Сценирование занятия (базовая способность понимания)

Сценирование занятия (2-3 кл)(способность понимания)МУРАВЕЙ И ЖУК...

Развитие способности понимания и коммуникации при работе с текстами в начальных классах

Проблема способностей — одна из  наиболее сложных в психологии и педагогике. Не вызывает сомнения актуальность этой проблемы как в теоретическом, так и практическом отношении. Выявление условий и...

Сценарная разработка конкурсно - игровой программы "Зимушка-зима" для учащихся начальных классов

Внеклассные мероприятия всегда радуют детей. Ученики с большим желанием не только готовятся к ним, но и становятся их участниками. Конкурсно-игровые программы - один из способов мотивации, который пом...

Сценарная разработка Всекубанского классного часа «Олимпийский старт Кубани» для учащихся 2 класса Тема: «Олимпийские и паралимпийские ценности»

Сценарная разработка  Всекубанского классного  часа«Олимпийский старт Кубани» для учащихся 2  классаТема: «Олимпийские и паралимпийские ценности»Тип: Игра-путешествие.Цель:-...

Метапредметное занятие по формирование способности понимания

Роль лекарственных растений в жизни человека....