Сценирование занятия по литературному чтению. (Способность понимания)
методическая разработка по чтению по теме

Пешева Ирина Ивановна

занятие по литературному чтению

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Сценирование занятия  по литературному чтению. (Способность понимания)

ПОЖАР  ВО  ФЛИГЕЛЕ  ИЛИ  ПОДВИГ  ВО  ЛЬДАХ

Мы с Мишкой так заигрались в хоккей, что совсем забыли, на каком мы находимся свете, и когда спросили одного проходящего мимо дяденьку, который час, он нам сказал:

- Ровно два.

Мы с Мишкой прямо за голову схватились. Два часа! Каких-нибудь пять минут поиграли, а уже два часа! Ведь это же ужас! Мы же в школу опоздали! Я подхватил портфель и закричал:

- Бегом давай, Мишка!

И мы полетели, как молнии. Но очень скоро устали и пошли шагом.
      Мишка сказал:
      - Не торопись, теперь уже все равно опоздали.
      Я говорю:
      - Ох, влетит... Родителей вызовут! Ведь без уважительной же причины.
      Мишка говорит:
      - Надо ее придумать. А то на собрании будут обсуждать. Давай выдумаем поскорее!
      Я говорю:
      - Давай скажем, что у нас заболели зубы и что мы ходили их вырывать.
      Но Мишка только фыркнул:
      - У обоих сразу заболели, да? Хором заболели!.. Нет, так не бывает. И потом: если мы их рвали, то где же дырки?
      Я говорю:
- Надо придумать что-нибудь интересное и храброе, чтобы нас еще и похвалили за опоздание, понял?
     Мишка говорит:
     - Это как?
     - Ну, например, выдумаем, что где-нибудь был пожар, а мы, как будто, ребенка из этого пожара вытащили, понял?
      Мишка обрадовался:
      - Ага, понял! Можно про пожар выдумать, а то еще лучше сказать, как будто лед на пруду проломился, и ребенок этот - бух!.. В воду упал! А мы его вытащили... Тоже красиво!
     - Ну да, - говорю я, - правильно! Но пожар все-таки лучше!
     - Ну нет, - говорит Мишка, - именно что лопнувший пруд интереснее!
     И мы с ним еще немножко поспорили, что интересней и храбрей, и не доспорили, а уже пришли к школе.

И вот я тихонько приоткрыл дверь нашего класса, просунул голову, и вижу весь класс, и слышу, как Раиса Ивановна диктует по книжке:
      - "Птенцы пищат..."
Тут Раиса Ивановна подняла глаза и увидела меня. Я сразу сказал:
      - Можно войти, Раиса Ивановна?
      - Ах, это ты, Дениска,  - Что у тебя за вид? Где это ты так извалялся? А? Отвечай толком!
      А я еще ничего не придумал и не могу толком отвечать, а так, говорю что попало, все подряд, только чтобы время протянуть:
      - Я, Раиса Иванна, не один... Вдвоем мы, вместе с Мишкой... Вот оно как. Ого!.. Ну и дела. Так и так! И так далее.
      А Раиса Ивановна:
      - Что-что? Ты успокойся, говори помедленней, а то непонятно! Что случилось? Где вы были? Где Миша?
      А у меня в голове уже началось какое-то завихрение от всех этих приключений, и я ни с того ни с сего брякнул:
      - Там пожар был!
     Раиса Ивановна побледнела и говорит:
      - Где пожар?
      А я:
      - Возле нас. Во дворе. Во флигеле. Дым валит - прямо клубами. А мы идем с Мишкой мимо этого... как его... мимо черного хода! А дверь этого хода кто-то доской снаружи припер. Вот. А мы идем! А оттуда, значит, дым! И кто-то пищит. Задыхается. Ну, мы доску отняли, а там маленькая девочка. Плачет. Задыхается. Ну, мы ее за руки, за ноги - спасли. А тут ее мама прибегает, говорит: "Как ваша фамилия, мальчики? Я про вас в газету благодарность напишу". А мы с Мишкой говорим: "Что вы, какая может быть благодарность за эту пустяковую девчонку! Не стоит благодарности. Мы скромные ребята". Вот. И мы ушли с Мишкой. Можно сесть, Раиса Ивановна?
      Она встала из-за стола и подошла ко мне. Глаза у нее были серьезные и счастливые.
      Она сказала:
      - Как это хорошо! Очень, очень рада, что вы с Мишей такие молодцы! Иди садись. Сядь. Посиди...
      И я видел, что она прямо хочет меня погладить или даже поцеловать. И мне от всего этого не очень-то весело стало. И я пошел потихоньку на свое место, и весь класс смотрел на меня, как будто я и вправду сотворил что-то особенное. И на душе у меня скребли кошки. Но в это время дверь распахнулась, и на пороге показался Мишка. Все повернулись и стали смотреть на него. А Раиса Ивановна обрадовалась.
      - Входи, - сказала она, - входи, Мишук, садись. Сядь. Посиди. Успокойся. Ты ведь, конечно, тоже переволновался.
      - Еще как! - говорит Мишка. - Боялся, что вы заругаетесь.
      - Ну, раз у тебя уважительная причина, - говорит Раиса Ивановна, - ты мог не волноваться. Все-таки вы с Дениской человека спасли. Не каждый день такое бывает.
      Мишка даже рот разинул. Он, видно, совершенно забыл, о чем мы с ним говорили.
      - Ч-ч-человека? - говорит Мишка и даже заикается. - С...с...спасли? А кк...кк...кто спас?
      Тут я понял, что Мишка сейчас все испортит. И я решил ему помочь, чтобы натолкнуть его и чтобы он вспомнил, и так ласковенько ему улыбнулся и говорю:
      - Ничего не поделаешь, Мишка, брось притворяться... Я уже все рассказал!
      И сам в это время делаю ему глаза со значением: что я уже все наврал и чтобы он не подвел! И я ему подмигиваю, уже прямо двумя глазами, и вдруг вижу - он вспомнил! И сразу догадался, что надо делать дальше! Вот наш милый Мишенька глазки опустил, как самый скромный на свете маменькин сынок, и таким противным, приличным голоском говорит.
      - Ну зачем ты это! Ерунда какая...
      И даже покраснел, как настоящий артист. Ай да Мишка! Я прямо не ожидал от него такой прыти. А он сел за парту как ни в чем не бывало и давай тетради раскладывать. И все на него смотрели с уважением, и я тоже. И наверно, этим дело бы и кончилось. Но тут черт все-таки дернул Мишку за язык, он огляделся вокруг и ни с того ни с сего сказал:
      - А он вовсе не тяжелый был. Кило десять - пятнадцать, не больше...
      Раиса Ивановна говорит:
      - Кто? Кто не тяжелый, кило десять - пятнадцать?
      - Да мальчишка этот.
      - Какой мальчишка?
      - Да которого мы из-подо льда вытащили...
      - Ты что-то путаешь, - говорит Раиса Ивановна, - ведь это была девочка! И потом, откуда там лед?
      А Мишка гнет свое:
      - Как - откуда лед? Зима, вот и лед! Все Чистые пруды замерзли. А мы с Дениской идем, слышим - кто-то из проруби кричит. Барахтается и пищит. Карабкается. Бултыхается и хватается руками. Ну, а лед что? Лед, конечно, обламывается! Ну, мы с Дениской подползли, этого мальчишку за руки, за ноги - и на берег. Ну, тут дедушка его прибежал, давай слезы лить...
      Я уже ничего не мог поделать: Мишка врал как по писаному, еще лучше меня. А в классе уже все догадались, что он врет и что я тоже врал, и после каждого Мишкиного слова все покатывались, а я ему делал знаки, чтобы замолчал и перестал врать, потому что он не то врал, что нужно, но куда там! Мишка никаких знаков не замечал и заливался соловьем:
      - Ну, тут дедушка нам говорит: "Сейчас я вам именные часы подарю за этого мальчишку". А мы говорим: "Не надо, мы скромные ребята!"
      Я не выдержал и крикнул:
      - Только это был пожар! Мишка перепутал!
      - Ты что, рехнулся, что ли? Какой может быть в проруби пожар? Это ты все позабыл.

А в классе все падают в обморок от хохота, просто помирают.

Раиса Ивановна говорит:
      - Как не стыдно врать! Какой позор! И я-то их считала хорошими ребятами!.. Продолжаем урок.
      И все сразу перестали на нас смотреть. И в классе было тихо и как-то скучно. И я написал Мишке записку: "Вот видишь, надо было говорить правду!"
      А он прислал ответ: "Ну конечно! Или говорить правду, или получше сговариваться".

Сценирование занятия (3 кл.)

(способность понимания)

Задача: Формировать способность строить полную версию текста.

Исходное состояние: назвать главных героев, характеристика главных героев, сюжет,          

                                      делить на смысловые части.

Конечное состояние (результат): овладение средством соотнесения своей версии с

                                      версией автора.

Технологическая карта

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Комментарии

 Вводный этап знакомство с текстом

Прочитайте текст.

- О чем этот текст?

- Как правильнее спросить: О КОМ или  О ЧЁМ этот текст? (содержание текста)

Определить жанр произведения

Озаглавить (первоначально) 

Читают про себя



- Ответы детей с доказательствами.


- Ответы детей с доказательствами.

Примеры (1. Опоздание мальчиков; 2. Лучше правда или договор?)

О КОМ, потому что герои – мальчики  

РАССКАЗ (о детях)

Пока без заголовка автора

1 этап – порождение первичных смысловых версий детьми

Учить строить версии.

-  Запишите на ваших листках, в чём смысл этого произведения.

-  Кто хочет высказать свою версию устно.











- Отметьте у себя, с чьей версией вы более всего согласны

Каждый ребенок записывает на листе, как он считает, в чём смысл произведения.


Выдвижение версий


- Чтобы говорить одинаково, надо договариваться (Костя)

- Надо вовремя приходить в школу – не опаздывать (Мария)

- Надо говорить правду (Эвелина)

- Не надо перед школой играть во дворе или на катке (Сергей)

- Надо придумывать так, чтобы похвалили (Света)

Умение дать полный ответ на вопрос в чём основная мысль, смысл произведения в отличие от вопросов: что происходит в произведении, о ком произведе-ние, какая тема произведения.

Учитель различает сюжет (содержание) текста от смысловой версии

Учитель оставляет 5 версий для дальнейшего разбора

2 этап – передача средств понимания смысла текста

Соотнесение с текстом произведения, уточнение правомерности смысловой версии  

* Анализ версий, учить соотносить свою версию с частью текста или полным текстом, со смыслом текста.


- Как доказать, чья версия верна. Ведь вопрос был один: в чем смысл текста? А вариантов версий пять.


1. - Отвечает ли версия Марии  на вопрос, в чем смысл произведения?

- Охватывает ли эта версия весь текст или только какую-то часть?



2. Версия Кости.


- Почему автор придумал, чтобы они раздельно вошли в класс?

- Помогли эти версии мальчикам в данной ситуации, в данном произведении? (НЕТ)

3. Версия Сергея.

- Если бы они играли дома, то могли опоздать, заигравшись и позабыв о времени? (ДА)

4. Версия Светы.


- Почему же автор вслед за Денисом отправляет Мишку (не вместе)?

- Подтвердилась в данном произведении версия Светы? (НЕТ)

Доказательства с подтверждением (выборочное чтение части текста)




Ответы детей, их доказательства.

1. Найти в тексте момент и зачитать.

- Только часть, больше не упоминается… (НЕ ПОДХОДИТ)

И 1-ый заголовок тоже не подходит

2. Версия каждого мальчика (зачитать). На какой-то версии они определились?


- Версия Кости тоже не подходит

И 2-ой заголовок тоже


- Версия Сергея не подходит


- учитель похвалила Дениску

- учитель их вместе не похвалила, а, даже наоборот, осудила, выведя на «чистую воду»

- Версия Светы не подходит

Начинаем анализировать от более низкого уровня версий до более высокого.

Можно разделить текст на смысловые кусочки (части)

Учитель соотносит версию с самим текстом.



Заголовок автора – почему так назвал?



3 этап – анализ позиций действующих лиц

- Позиция мальчиков сначала 

и потом

- Позиция учителя

- Позиция детей


- Позиция автора (кем является автор?)



* весёлые, безответственные, озабоченные, задумчивые

* обеспокоенные, боязливые, лживые

* строгая, волнующаяся, разочарованная

* насмехающаяся, осуждающая


- Автор – наблюдатель, 3-е лицо

Учитель различает смысловую версию от характеристик героев произведения.

Выход на содержание текста через выделение «конфликта» произведения (между самими мальчиками, между героями и учителем)

4 этап – порождение вторичных версий понимания текста

5. Версия Эвелины.

- Какие мысли у мальчиков в последней части произведения? Одинаково их мнение?

- Чьего мнения придерживаетесь вы?



* Подбор (выбор из перечисленных) пословицы

Нахождение обобщения разных версий, которые возникли по поводу текста

Овладение средством соотнесения своей версии с полным текстом

- Запишите на листах, как изменилось ваше понимание этого текста, после обсуждения.

- Напишите тогда, что не изменилось

   Подведение итогов.

* Организация рефлексии относительно способа действия детей на занятии

- Какие жизненные ситуации вы можете привести, когда вы или кто-то вели себя так же как мальчики?

- Разное мнение.


- Ответы детей.

- Если бы автор убрал записку Мишки, мнение Дениса было бы верным?

- Версия Эвелины подходит


- Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.









- А если не изменилось?






Дети приводят примеры.

ПРИЁМ варианта неполного произведения (исключение записки Мишки)

Понимание авторской позиции (не путать с своей).  

Анализ заголовка (использование автором юмора)

Учитель

анализирует записи на листочках для выявления прироста

(как повысился уровень понимания текста).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценирование урока литературного чтения

Сценирование урока литературного чтения по сказке "Добрый Клен" ( Ю. Ярмыш) 3 класс...

Сценирование занятия (базовая способность понимания)

Сценирование занятия (2-3 кл)(способность понимания)МУРАВЕЙ И ЖУК...

Развитие способности понимания и коммуникации при работе с текстами в начальных классах

Проблема способностей — одна из  наиболее сложных в психологии и педагогике. Не вызывает сомнения актуальность этой проблемы как в теоретическом, так и практическом отношении. Выявление условий и...

Сценарная разработка по развитию способности понимания на материале чтения "С.Кирсанов "Чудо"

Данная методическая разработка направлена на развитие способности понимания авторского замысла стихотворения "Чудо" С. Кирсанова...

Метапредметное занятие по формирование способности понимания

Роль лекарственных растений в жизни человека....

Технологическая карта урока по литературному чтению "Приёмы понимания прочитанного. Михаил Пришвин "Разговор деревьев" (2 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения М.Пришвина «Разговор деревьев»Зада...

Приёмы понимания смысла художественного текста на уроках литературного чтения в начальных классах

В статье рассматривается опыт, который показывает, что необходимы новые технологии обучения. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знан...