Главные вкладки

    Обобщение по теме "Люблю природу русскую"
    план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

    Данный материал можно использовать на уроке литературного чтения во втором классе по программе "Школа России" К конспекту урока есть презентация.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_po_literaturnomu_chteniyu_vo_2_klasse.docx26.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обобщение по теме: «Люблю природу русскую»

    Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

    Дидактическая цель урока: обобщить знания учащихся по разделу: продолжить развитие навыков выразительного чтения, анализа стихотворения.

    Задачи:

    Предметные: познакомить учащихся с русскими классиками, отличать стихотворения от других произведений.

    Метапредметные

    • познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл стихов; воспитывать добрые моральные качества.
    • коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
    • регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;
    • личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Методы обучения:

    По характеру учебно-познавательной деятельности : проблемно-поисковые.

    По способу организации осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

    По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью источников информации.

    Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

    Средства обучения:

    • Л.Ф Климанова, В.Г. Горецкий. Учебник «Литературное чтение» – М.: Просвещение, 2012 ч.2
    • Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологизмов / С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведов; Рос. Акад. наук. Ин-т русского яз.им. В.Б. Виноградова.-4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1997.

    компьютерная презентация  http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,113882

    • раздаточный материал
    • Сборник «Формирование информационных умений младших школьников». – Санкт-Петербург, 2011г.

    Планируемые результаты: 

    Предметные: ученик получит возможность закрепить полученные знания о произведения и поэтах раздела.

    Метапредметные

    • познавательные: ученик получит возможность учиться воспринимать на слух произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; осознанно читать стихи с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта;
    • коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; вступать в диалог; формулировать собственное мнение, участвовать в коллективном обсуждении,
    • регулятивные: ученик получит возможность ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;
    • личностные: ученик получит возможность формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Ход урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Примечание

    Организационный момент

    Организация и проверка рабочего места, создание положительного эмоционального настроя учащихся

    -Ребята, если бы вам дали такое задание : выберите цветок, который больше всего подходит вашему настроению, обоснуйте свой выбор, какие ассоциации у вас возникли?

    ЖЁЛТЫЙ – настроение солнечное, много энергии; желтый цвет – тепло; пусть будет на уроке  тёплая атмосфера

    ЗЕЛЁНЫЙ – спокойное настроение, цвет пробуждения природы; пусть урок будет живой

    СИНИЙ – цвет воды, капелька знаний; пусть урок будет познавательный

    Что мы будем делать с вами,
    Чтоб природе стать друзьями?
    Чтоб природе другом стать,
    Тайны все её узнать,
    Все загадки разгадать,
    Научиться наблюдать,
    Будем вместе развивать качество-
    внимательность,
    А поможет всё узнать,
    Наша любознательность.

    Проверка готовности рабочего места к уроку.

    Учащиеся высказывают свои ассоциации, соответствующие настроению.

    Этап мотивации, целеполагания и актуализации знаний.

    Организация фронтальной работы.                                                   – Разгадайте кроссворд (Слайд 2)                                                      

    - Мы с вами закончили работать над разделом, каким?

    - Какие произведения мы читали?

      -Сегодня у нас урок обобщения работы по  разделу "Люблю природу русскую! Весна".

    -Давайте поставим себе цели на этот урок, чем мы сегодня должны будем заниматься?

    -Зачем мы учим и разбираем стихотворения поэтов-классиков? Для чего?

    -Давайте заглянем в зеркало природы и послушаем звуки весеннего пробуждения. (Слайды 3-4)

     -Нам нужно выяснить, как поэты описывали приближение весны.

    Учащиеся  разгадывают кроссворд.

    Учащиеся отвечают на вопросы, поставленные учителем.

    Учащиеся определяют тему урока, предполагают  цели урока.

    Учащиеся высказывают свои

    предположения, рассуждают.

    Учитель использует мультимедийный

    комплекс, для показа презентации.

     Звучит музыка. Под музыку в 4 слайде автоматически меняются картинки с изображением весеннего пробуждения.

    Обобщение и систематизация знаний.

    Проверка домашнего задания.

    -Но прежде, проверим выполнение домашнего задания (синквейны о весне).

    -Знаете ли вы, что 21 Марта-День поэзии. ( Слайд 5)

    Организация фронтальной работы.                                                  

    -Назовите фамилии поэтов раздела «Люблю природу русскую» и их произведения. ( Слайд 6).

    -Вспомните, чем стихи отличаются от прозы? ( Слайд 7)

    -В своих стихах Тютчев стремится понять природу, превратить ее в часть внутреннего мира. Этим стремлением внести природу в рамки человеческой души объясняется страсть Тютчева к олицетворениям.

    - Прочитайте, что такое олицетворение (Слайд 8)

    Учащиеся читают свои синквейны о весне.

    Учащиеся высказывают свои мнения.

    Учащиеся читают определение  на слайде8.

    Применение знаний и умений в новой ситуации.

    Организация фронтальной работы.                                                  

    -Прочитайте стихотворение Ф. Тютчева « Весенние воды»

    -Какой литературный прием использует поэт?

    -Найдите и прочитайте  эти строки в стихотворении «Весенние воды»

    (слайд 8)

    -Какое время года охватывает поэт? (Слайд 9)

    -Второе стихотворение Ф.И. Тютчева - это «Зима недаром злится…»

    - С каким настроением надо читать это стихотворение?

     -Прочтите его наизусть.

    -Вы заметили, что поэт пишет о зиме и весне, как о живых существах?

    - О чем это стихотворение?

    -Как названа зима, весна? Почему?

    - Что делает зима, что делает весна? (Слайд10)

    -Злитесь ли вы на ведьму-зиму?

    -А теперь, давайте послушаем еще одно стихотворение о весне, но уже другого поэта А.Н. Плещеева.

    – Как поэт относится к ласточке?      Какие слова подтверждают это?
    - Почему автор дал такое название?

    - Какие приметы весны можно увидеть, а какие услышать?
    - В каких строках это выражено?
    - Найдите и прочитайте их.

    - Является ли ласточка весенней птицей?
    - Что вы знаете о них?

    Физминутка. (Слайд 11)

    -Предлагаю прочитать  еще одно стихотворение о весне. Это стихотворение написал С. Я. Маршак «Снег теперь уже не тот…

    -В этом стихотворении есть такие 2 строчки:

    "На озёрах треснул лёд,

    Будто раскололи..."

    -Как называется это весеннее явление?

    -О каком месяце идет речь?

    -Какие приметы весны показаны в стихотворении?

    Вторичное закрепление.Работа в группах. (Слайд 12)

    -Составьте картинку из разрезанных карточек и подберите к ней  соответствующие строки из произведений раздела «Люблю природу русскую! Весна».

    ( Слайд 12)

    -Задание у 8 группы другое. Восстановите последовательность строк в четверостишье.

    - Как вы думаете, кто автор этих строк?

    Но резвых деток звонкий смех
    Мне говорят - кто больше всех
    Природы любит обновленье!

    И беззаботных птичек пенье


    Проверка. (Слайды 13-16)

    -А теперь давайте с вами немного поиграем и попробуем сочинить стихотворение. ( Слайд 19)

    Солнце весело блестит…

    ....

    Много дел у этой птички

    Опорные слова: с юга, спешит, скворушка, Весна-сестричка, разбудить.

    Учащиеся читают наизусть стихотворение.

     Учащиеся рассуждают, высказывают свои мнения, учатся формулировать выводы на основе полученной информации. Учащиеся учатся выслушивать мнения одноклассников, дополняют, исправляют.                                      

    Учащиеся учатся ставить учебную задачу, планировать свои действия, распределять задания. Учатся договариваться и взаимодействовать между собой.

    Учащиеся читают наизусть стихотворение.

     Учащиеся рассуждают, высказывают свои мнения, учатся формулировать выводы на основе полученной информации.

    Учащиеся читают наизусть стихотворение.

     Учащиеся рассуждают, высказывают свои мнения, учатся формулировать выводы на основе полученной информации. Учащиеся учатся выслушивать мнения одноклассников, дополняют, исправляют.                                        

    Учащиеся читают наизусть стихотворение.

     Учащиеся рассуждают, высказывают свои мнения, учатся формулировать выводы на основе полученной информации. Учащиеся учатся выслушивать мнения одноклассников, дополняют,

    исправляют.

    Учащиеся учатся ставить учебную задачу, планировать свои действия, распределять задания. Учатся договариваться и взаимодействовать между собой.

    Учащиеся учатся ставить учебную задачу, планировать свои действия, распределять задания. Учатся договариваться и взаимодействовать между собой.

      Учащиеся проверяют свои работы.

    Учащиеся самостоятельно составляют четверостишье.

    У каждой группы на столе конвертик с разрезанными картинками.

    На столе конвертик с картинкой и перепутанными строками стихотворения

    Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок.

    Индивидуальная работа.

    Цифровой диктант.(Слайд 18)

    1.Это четверостишье об А. Блоке?

    Он блистал, как сын природы,

    Играя взглядом и умом,

    Блистал, как летом блещут воды,

    Как месяц блещет  над холмом.

    2. Стихотворение «Матери» написала Е.Благинина?

    3. В стихотворении А. Плещеева «Сельская песенка» говорится о прилете ласточки.

    4.И.Бунин написал стихотворение «В бурю».

    5. В стихотворении А.Плещеева «В бурю» мать называет дитя - малюткой.

    6. Стихотворение «В бурю» -это колыбельная песня матери.

    7. Плещеева звали Александром Николаевичем?

    -Как вы думаете, почему в этом разделе есть стихотворения о матери?

    После выполнения заданий самопроверка.

    Учащиеся внимательно слушают вопросы и выполняют задания с помощью  условных обозначений.

    Учащиеся рассуждают, высказывают свои мнения, учатся формулировать выводы на основе полученной информации. Учащиеся учатся выслушивать мнения одноклассников, дополняют,

    исправляют.

    На столе у каждого ученика листочки. На листочках изображены   кружочки для вписывания ответов.

    Подведение итога урока. Рефлексия.

    Организация фронтальной работы.

    - Что объединяет произведения этого раздела?

    О каких авторах мы сегодня вели разговор?

    Какой прием в литературе часто используют поэты?

    - Какое стихотворение вам особенно запомнилось? Почему?

    Организация оценочной деятельности.

    -У вас на столе листочки. Напишите на линиях только слова, относящиеся именно к вашей работоспособности на уроке. (Активно, пассивно,  устал, не устал, лучше, хуже, доволен , не доволен, интересен, скучен, полезен, бесполезен.) Слайд 19

    Домашнее задание. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению раздела «Люблю природу русскую! Весна» ( на выбор).

     Учащиеся рассуждают, высказывают свои мнения, учатся формулировать выводы на основе полученной информации. Учащиеся учатся выслушивать мнения одноклассников, дополняют,

    исправляют.

    Самооценка деятельности на уроке.

    Учащиеся оценивают свою работу на уроке в соответствии с поставленными задачами.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок-КВН по окр. миру "Обобщение по разделу Природа", 2 класс, Школа России

    Класс заранее делится на две команды, готовит творческое домашнее задание. Игра проводится на уроке, время - 40 минут....

    План урока литературного чтения по теме: "Обобщение по разделу великие русские писатели".

    Ребята вновь соприкаснутся с произведениями великих русских писателей. будут совершенствовать навыки выразительного чтения, читать выборочно, работать над лексическими значениями слов....

    обобщение по теме "Природа и мы"

    чтение "Школа России" Климанова...

    «Обобщение по разделу ««Люблю природу русскую». Сезонные изменения в природе.»

    Конспект  урока по литературному чтению во 2 классе по теме "Обобщение по разделу "Люблю природу русскую". Беседа о сезонных изменениях в природе на основе изучения литературных произведений русс...

    Обобщение по чтению "Великие русские писатели" 3 класс

    Эти задания проверят знания детей 3 класса по чтению в конце раздела....