Главные вкладки

    План-конспект урока по чтению (2 класс) на тему:
    «Обобщение по разделу ««Люблю природу русскую». Сезонные изменения в природе.»

    Смарж Елена Юрьевна

    Конспект  урока по литературному чтению во 2 классе по теме "Обобщение по разделу "Люблю природу русскую". Беседа о сезонных изменениях в природе на основе изучения литературных произведений русских авторов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл lyublyu_prirodu_russkuyu.docx23.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    Предмет: литературное чтение

    Класс: 2

    Автор: Смарж Е.Ю.

    Тема урока: «Обобщение по разделу ««Люблю природу русскую». Сезонные изменения в природе.»

    Тип урока: урок-обобщение.

    Цели: обобщить знания учащихся по разделу; продолжить развитие навыков выразительного чтения, анализа стихотворного текста; повторить сезонные изменения в природе.

    Планируемые результаты:

    предметные: обобщить знания учащихся по разделу; учить их работать в группе, в паре, проявлять свои творческие способности; развивать речь, память, мышление; на основе собственных наблюдений и чтения произведений получать реальные знания об изменениях и явлениях природы в различные времена года.

    личностные и метапредметные:

    • Личностные УУД: формирование мотивов достижения и социального признания.
    • Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
    • Коммуникативные УУД: ориентация на позицию других людей, отличной от собственной; уважение иной точки зрения; умение слушать и понимать речь других.
    • Регулятивные УУД: Проговаривание последовательности действий на уроке.

    Оборудование : тексты стихотворений, цветная бумага, ножницы, клей, цветные карандаши, белая бумага; репродукции картин по временам года, запись муз. Чайковского «Времена года»; мультимедийный проектор для презентации к уроку по теме «Люблю природу русскую. Сезонные изменения в природе».

    Литературные произведения:

    1. А.С.Пушкин «Зима, крестьянин торжествуя…», «Вот север, тучи нагоняя…»
    2. В.А.Жуковский «Жаворонок», «Родного неба милый свет».
    3. Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной», «Чародейкою зимою».
    4. А.А.Фет «Ласточки пропали», «Чудная картина».
    5. А.К.Толстой «Колокольчики мои», «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад».
    6. И.Соколов-Микитов «Русский лес».
    7. Учебник «Литературное чтение 2 класс» (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова; Москва, Просвещение.)

    Ход урока.

    1. Организационный момент.
    1. Речевая разминка.

    Учитель

    Давайте представим, как дует лёгкий ветерок, сложим губы трубочкой и слегка подуем. Ветер усиливается, дуем сильнее. Начинается ураган, набрали в лёгкие воздуха побольше, дуем с голосом, вьюга завывает, то сильнее, то тише. Деревья качаются – трясём плечами. Постепенно ветер стихает, дует лёгкий ветерок, а потом и вовсе прекращается.

    1. Постановка темы и цели урока.

    Учитель

    -Как вы думаете, когда может происходить такая смена погоды?

    Дети

    -При смене времён года.

    Какое время года было когда вы дули сильно с голосом? И т.д.

    -Какие времена года вы знаете?

    Учитель

    -Какая тема нашего урока? Кто догадался?

    Дети

    Сезонные изменения в природе.

    Учитель

    -Но у нас урок чтения, а не окружающего мира. Как это связано с литературой?

    Дети

    -Мы будем читать литературные произведения по временам года.

    Учитель

    -Какие цели мы поставим перед собой?

    Дети

    1. Подвести итог работы над разделом.
    2. Вспомнить пройденные произведения        и их авторов.
    3. Продолжить практиковаться  в выразительном чтении.
    4. Проверить свои знания полученные при изучении темы.

    1. Работа по теме урока.

    Учитель

    Звучит музыка П.И.Чайковского  «Времена года». Учитель читает стихотворение Жуковского «Родного неба милый свет».

    Учитель

    Родного неба милый свет, 
    Знакомые потоки, 
    Златые игры первых лет 
    И первых лет уроки, 
    Что вашу прелесть заменит? 
    О родина святая, 
    Какое сердце не дрожит, 
    Тебя благословляя? 

    Учитель

    -Эти строки из стихотворения Жуковского я взяла эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку чтения «Люблю природу русскую»

    -А любить природу – значит любить родину. Я думаю, что у любого из нас так же дрожит сердце, когда мы любуемся картинами природы, природы русской земли. Она никого не оставляет равнодушными. Многие писатели и поэты посвящали ей свои произведения, а также художники, фотографы и композиторы.

    -Сегодня нашу беседу будет сопровождать музыка великого русского композитора, с которым вы уже знакомы… П.И.Чайковский «Времена года».

    Учитель

    -Какое сейчас время года?

    -Какие осенние месяцы вы знаете? Какие изменения в природе произошли осенью? В каком стихотворении это отражено?

    Дети

    Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной»

    Учитель

    -Найдите строки подтверждающие, что это осень. Какое настроение у автора?

    Дети

    -Весёлое, это начало осени.

    Учитель

    -Какие слова подбирает поэт, чтобы как можно ярче, красочнее передать, описать красоту природы в осеннее время. найдите строки и прочитайте.

    -А какая картина подходит этому стихотворению?

    -Еще какие стихотворения об осени вы знаете?

    Дети

    А.К.Толстой «Осень. Обсыпается весь наш белый сад»

    Учитель

    -Какие сезонные изменения показаны в этом стихотворении?

    Дети

    Листопад…

    Учитьель

    -Какое оно по настроению?

    -В каких словах передано грустное настроение?

    Дети

    Обсыпается, бедный, вянущих.

    Учитель

    -Найдите слова более радостные по настроению.

    Дети

    Красуются, кисти ярко красные.

    Учитель

    -Давайте сравним это произведение с текстом И.Соколова-Микитова «Русский лес». Откройте…Найдите строки, созвучные со стихотворением А.Толстого.

    Дети

    Читают  предложения.

    Учитель

    -А еще в каком стихотворении отражено это состояние природы?

    Дети

    А.А.Фет «Ласточки пропали»

    Учитель

    -Да, стало холодно, птицы улетели на юг, вокруг тишина, пустота, грязь. Действительно, лучше снег да вьюгу.

    -Но вот выпал снег, наступила…

    Дети

    -Зима!

    Учитель

    -Какие изменения в природе произошли с наступлением зимы?

    -А как это состояние описывается в стихотворении..

    Дети

    Читают стихотворение А.А.Фета «Чудная картина»

    Учитель

    -Найдите в тексте описание сезонных изменений. В каком стихотворении поэту удалось показать, что зимой все деревья стоят голые и заснеженные?

    Дети

    Ф.И.Тютчев «Чародейкою зимою»

    Учитель

    -Великолепное стихотворение! Какие слова использует автор для показа всей красоты русской природы зимой, красоты русского леса?

    Дети

    Выборочное чтение

    Учитель

    -А какие ещё стихотворения о зиме, из ранее изученных, вы знаете?

    Дети

    А.С.Пушкин «Зима! Крестьянин торжествуя…», «Вот север, тучи нагоняя…»

    Учитель

    -Какой изображена зима в этих стихотворениях?

    Дети

    -Чародейка, Волшебница.

    Учитель

    -Да, поэты часто говорят о природе, как о человеке.

    -Как называется этот приём?

    Дети

    Олицетворение - присвоение свойств одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

    Учитель

    -В каком ещё стихотворении изменения в природе олицетворяются с живыми существами.

    Дети

    Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится»

    Учитель

    -Почему зима злится?

    Дети

    -Прошла её пора, Весна в окно стучится и гонит со двора.

    Учитель

    -Какие изменения в природе происходят весной?

    Дети

    Ответы

    1. Физкультминутка

    Учитель

    -Из курса окружающего мира мы знаем, что природа действительно бывает живая и неживая. Давайте проверим ваши знания в игре. Встаём из-за парт и внимательно слушаем. Если я назову предмет живой природы – вы топаете и хлопаете, а если неживой – то просто стоите.

    Учитель

    Солнце, ветер, птицы, белка, камень, и т.д. (побольше живой природы, чтобы дети подвигались)

    1. Продолжение работы по теме.

    Учитель

    -А как изображён приход весны в других произведениях?

    Дети

    Ф.И.Тютчев «Весенние воды»

    Звучит муз. Чайковского «Апрель»

    Учитель

    -Найдите описание сезонных изменений.

    -Что начинается на реке?  (ледоход)

    -Вы слышали в музыке журчание ручейков?

    -В это время надо быть очень осторожными возле воды…(краткая беседа по безопасности на воде в весенний период).

    -А какие ещё стихи о весне вы знаете?

    Дети

    А.К.Толстой «Колокольчики мои»,

    Жуковский «Жаворонок».

    Учитель

    -Как изменилось небо, как светит, греет солнце?

    Учитель

    (На усмотрение учителя)

    –Давайте немного послушаем как поёт жаворонок.

    Слайд с жаворонком, звучит запись песни полевого жаворонка или лесного.

    1. Рефлексия.

    Учитель

    -Мы услышали много произведений русских поэтов о родной природе. Какой любовью и нежностью проникнуты эти строки. Мы полюбовались картинами родной природы – ведь фотограф, это тоже художник. Мы насладились великолепною музыкой П.И.Чайковского и вспомнили о сезонных изменениях в природе.

    Учитель

    (1 ряд – осень, 2 ряд – зима, 3 ряд – весна)

    -А сейчас мы посмотрим, проверим, как вы усвоили вот эту часть урока. Вам необходимо воссоздать определённое время года. У вас на партах есть листок с изображением ствола дерева. Весь класс дорисовывает на листе то, что считает нужным, так, чтобы получился осенний, зимний или весенний пейзажи. А по два человека от каждого ряда выходят к доске и делают аппликацию по тому же рисунку. А после мы проверим, что у вас получилось. (Возле доски отдельная парта на которой лежат готовые листочки, трава, цветы и плоды из цветной бумаги, 3 солнышка, снегири, ласточки, грачи, бело-голубые «сугробы», облака разных оттенков. Клей.)

    Звучит музыка П.И.Чайковского.

    Учитель

    -Итак, проверяем работы, подводим итоги.

    -Посмотрим, что у вас получилось?

    -Какие строки их стихотворений вам хотелось бы прочесть глядя на свою работу?

    1. Итог урока.

    Учитель

    -Какие цели мы ставили в начале урока, мы их достигли? -Как вы оцените свою работу на уроке?

    Дети

    Ответы

    Учитель

    -Итак : Сегодня на уроке мы повторили прекрасные произведения русских поэтов о природе, понаблюдали за её сезонными изменениями и посмотрели, как это отображено в произведениях русских авторов. Спасибо за урок!



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классеТема: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени».

    Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классе специальной коррекционной школы VIII вида, по теме: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени». В предложенном примерно...

    Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе, по теме: "Сезонные изменения в природе с приходом осени".

    Тема:  Сезонные изменения в природе с приходом осени.Цели:  1.Расширение  представления учащихся о сезонных изменениях в природе с приходом осени....

    Урок литературного чтения во втором классе. "Обобщение по разделу "Люблю природу русскую. Осень".

    Урок по литературному чтению к УМК Л.Ф.Климановой (Школа России). "Обобщение по разделу "Люблю природу русскую.Осень".Презентация к уроку....

    Презентация для занятия по ФРС и ПСУР Тема:«Весенние изменения в природе»;Автоматизация звука: «Ч» в стечении согласных. Слитность речи

    Презентация для занятия по  ФРС и ПСУР Тема:«Весенние изменения в природе»;Автоматизация звука: «Ч» в стечении согласных. Слитность речи...

    Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в классе – комплекте (2-4 классы) 2 класс Тема: «Сезонные изменения в природе осенью»

    Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в классе – комплекте (2-4 классы) 2 класс Тема: «Сезонные изменения в пр...

    Конспект урока литературного чтения «Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна»» (2 класс)

    Цели деятельности учителя: обобщение знаний обучающихся по разделу «Люблю природу русскую. Весна»Планируемые  результатыПредметные:знать произведения и их авторов, данных в разде...