урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Громкова Светлана Николаевна

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе (УМК "Начальная школа XXI века) на тему "Весна в лесу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit-ra._vesna_4_kl.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

Образовательная система: Начальная школа XXI века.

Тема: Н.А.Заболоцкий «Весна в лесу»

Тип урока: овладение новыми знаниями

 Оборудование:

Цели урока: познакомить учащихся со стихотворением; показать на примере произведений необычность поэзии Н.А.Заболоцкого, развивать воображение детей, творческую инициативу; умение рассуждать на основе наблюдений, делать выводы; воспитывать эстетическую культуру, любовь к родной природе, бережное к ней отношение.

Формировать УУД:

  • Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.
  • Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Ход урока:

Этап урока

Действия учителя

Действия

учеников

Планируемые результаты

УУД

Организационный момент

Возможно есть классы и лучше, и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко

Приветствуют гостей и улыбаются друг другу

Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

-уточнить тип урока

Великолепен день весны,

Все половодье спало.

Леса лучом озарены,

Жизнь началась сначала.

Лазурью блещет небосвод,

Долины шумом полны,

И облаков сплыл хоровод, как в синем море челны.

П.Родимов Слайд 1

-Что вы сейчас почувствовали, что зародилось в вашей душе?

-Как вы думаете, куда мы сегодня с вами отправимся?

Рассуждают, отвечают на вопросы

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя(Познавательные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

2. Актуализация  опорных знаний.

Цели:

- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения

-С чего начинается весна?

Закройте глаза, представьте себя апрельским солнечным лучиком. Эти солнечные лучики проникают в каждый уголок леса, выполняют огромную работу.

- Куда вы лучики сейчас попали, какие добрые дела делаете?

- Какими вы представили себе этот солнечный лучик? Слайд 2

Дети отвечают на вопросы.

Растопили снег, разбудили медведя и т.д.

Апрельский луч - добрый, веселый, теплый, задорный.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

 Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.(Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

(Коммуникативные УУД).

 (Личностные УУД)

3.Формулирование темы урока, постановка цели.

 Цели:

-организовать формулирование темы урока учащимися;

-постановка цели урока детьми с помощью учителя.

Мы сейчас выполнили важную работу: лучики помогли весне разбудить природу в лесу. А вот как увидели и описали приход весны поэты. Перед вами листочки со стихотворениями различных поэтов. Ваша задача: прочитать стихотворение, найти в нем лирического героя, представить его образ. Слайд 3, 4, 5

- Какие звуки вы сейчас услышали в лесу? Какие запахи почувствовали? Захотелось ли вам разбудить весну? Какова тема урока? Какие цели мы перед собой поставим?

Групповая работа. Дети в группах читают стихи: «Весна», «Верба», «Медведь проснулся», «Подснежник», «Ландыш»

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Умение определять и формулировать цель на уроке при помощи учителя . (Регулятивные УУД)

4.Работа над новым материалом.

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новые знания в речи;

-организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения.

1.Краткое знакомство с биографией Н.А.Заболотского.

Мы сегодня пройдемся по весеннему лесу вместе с поэтом Н.А.Заболотскими, может быть, откроем для себя что-то новое, увидим природу глазами поэта.    Слайд 6

2. Словарная работа

- Для того, чтобы понять смысл стихотворения, давайте попытаемся объяснить значение некоторых слов: косогор, лаборатория, колбочки, химик, штудирует, причитания, дикарь. Слайд 7

3. Первичное прочтение стихотворения и анализ.

-Вам понравилось стихотворение?

Что вам запомнилось сразу?

Что себе представили?

Захотелось ли вам его перечитать?

4.Перечитайте стихотворение самостоятельно стр. 42-43. Постарайтесь представить те образы, о которых идет речь.

5. Работа над содержанием.

-Какие образы представлены в стихотворении?(На доске слова: грач, глухарь, зайцы, солнечный луч, лирический герой) Слайд 8, 9

-Какой из образов представлен лучше всего?

1.Выступление заранее подготовленного ученика.

Николай Алексеевич Заболотский- певец прекрасного. Он старался увидеть красоту во всём, в самой обыкновенной жизни. Его поэзия распахивает перед нами тайны нашего родства с природой. Сам Николай Алексеевич любил порядок во всем, собранность.

2.Работа с толковым словарём. (Работа в парах)

3.Делятся впечатлениями о прочитанном. Автор сравнивает весенние дни с лабораторией, в которой растения и животные, словно колбочки, в которых кипит солнечная энергия. Весна представляется поэту наполненной сказками, чудесами. Поэтому животные у него поют, играют, занимаются важными делами. 

4.Самостоятельное прочтение стихотворения. (Природа – лаборатория; маленькое растеньице – колбочка живая; грач – химик или врач;  поле – тетрадка; глухарь – невидимый дикарь; зайцы – маленькие ребятки.)

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

5.Закрепление

Цели:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

1.Работа по карточкам

У вас на столах лежат карточки со словами из этого стихотворения, попробуйте объединить их в группы.

 

Почему вы так распределили слова?

Кто стоит за лирическим героем?

- Случайно ли автор использует 1 группу слов в начале стихотворения?

Что автор делает в лесу?

-Какой природа представлена во 2 части?

2.Сделайте вывод: Какой же представляется природа лирическому герою, кому она открывает свои тайны?

3.Определите рифму стихотворения «Весна в лесу» 

4.Повторное чтение по строфам: расстановка пауз, определение тона и темпа, выделение логических ударений. 

- Какие чувства поэта необходимо передать при чтении?

5.  Самостоятельная работа в тетрадях

Групповая работа.

1 группа: лаборатория, колбочки, химик, врач, тетрадка, урок, штудирует.

2 группа: таинственный, дикарь, причитания, старинные, хоровод, сказки, древние, чудеса.

- Автор изучает природу, она для него научная лаборатория для исследования. Он наблюдает за процессами, происходящими в природе.)

-Автор пытается приоткрыть тайны жизни, олицетворяет героев, представляет в виде разумных существ.

Природа открывает свои тайны только тем, кто умеет её изучать, не нарушая порядка в ней, бережно и трепетно относится  к её тайнам. Кто прикоснется к ней, увидит её тайну, её красоту, тот никогда не позволит погубить природу. Будет её защищать.

Перекрёстная 

Дети читают, интонационно выделяя паузы и делая логические ударения.

При чтении необходимо передать чувства поэта: восхищение, удивление, нежность.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Пропедевтика решения задач(ПознавательныеУУД)

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

6.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- С творчеством какого поэта мы сегодня познакомились?

-Что интересного об уроке вы смогли бы рассказать родителям?

-Продолжите мои предложения.    Слайд 10

- У вас на столе лежат солнышки: грустные и веселые. Покажите мне то солнышко, которое соответствует вашему настроению и вашей работе на уроке.

- Поставьте друг другу оценки за урок.

- В одной из своих поэм Н.А.Заболотский писал: Слайд 11

…Что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?

Этот вопрос не давал покоя в течение всей жизни. Ответ на него можно найти в других стихах Н.А.Заболотского. Поговорим о них на следующих уроках.

Николая Алексеевича Заболоцкого.

Делятся впечатлениями об уроке.

Самооценка и взаимооценка с комментированием.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

           

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

7. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Выучить или прочитать выразительно стихотворение. Нарисовать рисунок наиболее понравившегося персонажа стихотворения или картины весны.

Задания по выбору


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...