Конспект урока по литературному чтению "Петька на даче" Л.Н.Андреева
учебно-методический материал по чтению (4 класс) по теме

Хабибуллина Людмила Федаловна

Данный урок проводится в 4 классе по системе Л.В.Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_-_kopiya.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Два мира(мир парикмахерской и мир дачи) в рассказе Л. Андреева

"Петька на даче"

Цель: сравнить два мира: живой, сияющий мир дачи и мёртвый,

затхлый мир парикмахерской.

 Вспомните  название нашего раздела.

Авторская литература: время во власти человека.

Чему он  был посвящен?

Время подвластно писателям и поэтам. Они могут его остановить  и запечатлеть в своих произведениях, возвращая нас  туда, где им было хорошо.

С какими произведениями познакомились?

Дж. Родари"Старинный календарь Планеты Новогодних ёлок"

А.Вознесенский "тихо-тихо", Ф.Тютчев "Весенние воды", Н.Матвеева "В лощинах...", Б.Пастернак "Опять весна".А.Ахматова "Перед весной бывают дни такие"

Откройте  учебник в начале новой главы и внимательно рассмотрите рисунок шмуцтитула. Что вы видите?

Как вы думаете, чему будет посвящена эта глава?

детям

Теперь прочтите название новой главы и соотнесите её с рисунками шмуцтитула. Что нас ожидает?

Совершим путешествие в прошлое

Как можно оказаться в прошлом?

  • Сходить в музей
  • В галерею
  • Прочитать литературу
  • запустить машину времени

Какое слово свяжет обе темы?

И это слово будет ключевым в новом  разделе.

время

Что значит слово" время"?

Мы услышали много разных толкований слова. Но где можно уточнить его значение?

Давайте прочитаем словарное толкование:

слайд

1.Продолжительность, длительность чего-нибудь измеряемая секундами, минутами, часами.

2.Промежуток разной длительности ,в который совершается что-нибудь; последовательная смена часов, дней, лет.  (Хорошо провести время)

3.Пора дня, года. (Вечернее время)

Вспомните, какие существуют  пословицы и поговорки  с этим словом?

Где ещё можно встретиться с этим словом вне толкования словаря?

В решении задач

И так, нам предстоит окунуться в прошлое вместе с героями рассказа "Петька на даче"

Как вы думаете, чему может быть посвящен рассказ вот с такой обложкой?

Рассказ о жизни мальчика

Кто будет главным героем рассказа?

Мальчик Петя

Какие вопросы вы хотели бы задать автору перед прочтением?

  • как он жил?
  • были ли у него друзья?
  • чем возможно занимался?
  • сколько ему лет?
  • кем были  его родители?          

Ну а чтобы правильно понять задумку автора и верно ответить на поставленные вопросы, нам нужно узнать немного о жизни Л.Андреева. Для этого совершим виртуальное путешествие в дом-музей Леонида Андреева открытый в 1991г.

  • наш же рассказ был напечатан в "Журнале для всех" в 1899г.
  • первые публикации издатели просто вернули автору со смехом.

Родился Леонид Николаевич Андреев в г. Орёл в 1871. Перед нами дом, в котором прошли детские годы писателя. 21 августа 1991 года, в день его 120- летнего юбилея,  здесь был открыт музей. Родители с трудом выбились из нищеты, благодаря тому, что отец получил место в банке, купил дом, начал обзаводиться хозяйством. Его уважали за необыкновенную физическую силу и чувство справедливости. Мать была женщиной малообразованной, но наделена даром рассказчика. Она рассказывала детям выдуманные истории,  и отделить быль от небылицы было невозможно. Дар слова Леонид Николаевич почувствовал в себе ещё в гимназии. Он списывал задачки у друзей,  взамен писал за них сочинения, но мечтал не о литературе, а о живописи и  с увлечением занимался рисованием.

Был студентом юридического факультета.

Подскажите, сколько лет прошло со дня первого опубликования рассказа?

113 лет

2.Первое прочтение с.56-59

Так кто же стал главным героем рассказа, подтвердилось наше предположение или нет?

Мальчик Петя

Что Петя  делает в парикмахерской ?

Обучается ремеслу

Какие чувства вызывает образ Петьки? Почему?

жалость

Разве та работа, которую выполняет Петька, является трудной и непосильной?

Он вынужден выполнять одну и ту же работу, которая не связана с освоением парикмахерского дела. Жизнь его бесцветна и однообразна.

Как бы вы описали жизнь мальчика? Какая она? Набросайте прилагательные.

Скучная, серая, однообразная, неинтересная, беспросветная

Подтвердите словами из текста.

Кто работает и живёт с Петькой в парикмахерской?

Какой он ? Опишите его.

Сравните свое описание с описанием автора. Зачитайте.

Кто ближе вам? Почему?

Можно ли Николку назвать отрицательным героем?

Тот кто считает Николку отрицательным героем

Но ведь в каждом человеке есть положительные  качества. Какие качества были у Николки?

Оказывает покровительство Петьке. в Николке нет безразличия к жизни..как у Петьки

Попробуйте представить себя в этой парикмахерской. Опишите её. Какие чувства вы испытываете находясь в ней?

  • зеркало с трещиной
  • грязная простынка
  • подзеркальники, а на них стоят жестяные баночки
  • другое зеркало было кривое и потешное
  • грязная и душная

3 .с.59-68

Как выдумаете, бывал ли Петька на даче?

С какого момента Петька стал ощущать себя по другому?

Уже на вокзале

Как Петька стал осваиваться на новом месте?

Медленно, постепенно проникая в тайны этого мира

Теперь представьте себя на месте Петьки на даче. Какие чувства испытывает сейчас? Опишите.

А какие чувства испытывает сам  Петька? Зачитайте отрывки из текста.

Другое место, куда ему всегда хотелось уйти,-уже найдено

Сделайте вывод.

Совпали ли ваши личные впечатления с впечатлениями Петьки? Почему?

Чем закончилось пребывание Петьки на даче?

Выберите пункты, по которым  вы смогли бы объяснить почему Петьке не хотелось возвращаться.

слайд

4.Нам предстоит очень интересная работа

с синквейном.

Синквейн -слово происходит от слова пять. Стихотворение из пяти строк, которое строится по особым правилам.

слайд

Выберите себе тему синквейна . Это может быть дача или парикмахерская. Используя правила синквейна  раскройте выбранные темы.

Какие особенности жизни в парикмахерской и жизни на даче вы постарались отобразить в своих синквейнах?

Какую концовку рассказа придумали бы вы, если бы были автором этого произведения?

Если не успеют  д.з.мини -сочинение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Литературная гостиная» Сергей Есенин «Пороша»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе можно провести, работая по любой программе....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

План-конспект урока по литературному чтению "Литературные произведения"

На этом уроке учащиеся познакомятся с лирическими произведениям И.А.Бунина "Полевые цветы" и "Детство"...