Урок литературного чтения в 3 классе по теме: К. Бальмонт "Как я пишу стихи". М. Шагал "Автопортрет с семью пальцами".
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Цудинович Ольга Владимировна

На уроке обучающиеся раскрывают поэтические секреты создания художественного образа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_k._balmont.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

Учитель начальных классов: Цудинович Ольга Владимировна

Тема: Глава 9. Лаборатория искусств. Поэтические секреты.

        К. Бальмонт «Как я пишу стихи».

        М. Шагал «Автопортрет с семью пальцами».

Цель:

  1. поставить перед детьми проблему: постараться выяснить, как рождается художественный образ (на материале стихов А. Вознесенского, К. Бальмонта, живописи М. Шагала);

Задачи:

Образовательные:

  • продолжить обучение выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста своих представлений и переживаний;

Развивающие:

  • организация эмоционального читательского восприятия текста и формирование умения воссоздавать картины, нарисованные автором;

Воспитательные:

  • формирование положительной мотивации к литературному чтению;
  • воспитывать умение видеть и замечать прекрасное вокруг нас;

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, программа Power Point. презентация к уроку, учебник «Литературное чтение» (3 класс, автор Н. А. Чуракова).

Ход урока

  1. Организационный момент (психологический тренинг)

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Подарите улыбки друг другу.

- Каждый из нас тоже солнышко, если в сердце теплится улыбка для других. (Слайд № 2. По щелчку мыши).

- Какую улыбку вы хотели бы подарить своему товарищу по парте?

НА ДОСКЕ:        дружеская

                        радостная

                        ласковая

                        улыбка восхищения

                        таинственная

                        улыбка сочувствия

                        улыбка грусти

                        улыбка волнения

                        улыбка удивления

(Слайд № 2. По щелчку мыши).

- Какого цвета она будет?  Почему? (Из цветового сектора дети выбирают улыбки). (Слайд № 2. По щелчку мыши).

- Сколько человек выбрали тёмные цвета?

- Сколько человек выбрали яркие цвета?

II. Упражнение на развитие внимания, воображения.

А. – Сколько раз встречается цифра 7? (12) (работа в парах, взаимопроверка).

(Слайд № 3. По щелчку мыши).

- Само число 7, что вы можете рассказать о нем? Какие пословицы, поговорки знаете? (магическое число)

- Мы с вами вернемся к этому числу чуть позже.

Б. «Рисунок в несколько рук» (фантастическое животное) (Групповая работа). (Слайд № 4. По щелчку мыши).

Задание: Включается музыка. Всем участникам вообразить про себя какой- либо образ, затем на листе бумаги первый участник группы (варианта) изображает отдельный элемент задуманного образа. Второй участник, отталкиваясь обязательно от имеющегося элемента продолжает рисунок, используя работу предшественника для трансформации в свой замысел. Точно также поступает третий и т.п.

Последний придумывает имя образу, который составили.

Коллективная проверка (6 образов).

III. Работа над новым материалом.

А. Работа над названием главы.

- Открыли учебники на 43-й странице. Прочитали название главы.

На доске: ЛАБОРАТОРИЯ ИСКУССТВ. (Слайд № 5. По щелчку мыши).

- Давайте попробуем выяснить смысл данного названия. Что значит слово «лаборатория»? (место, учреждение, где проводятся опыты, наблюдения, эксперименты).

- Почему искусств? Какие виды искусства вы знаете? (Изобразительное искусство, музыка, театр, литература, архитектура, кино).

(Слайд № 5. По щелчку мыши).

- Мы оказались в лаборатории литературного искусства.

- Чем мы будем заниматься в лаборатории?

- Возможно будем наблюдать, как создают художественные произведения, художественные образы поэты, художники, экспериментируя, наблюдая и что у них получается.

- Мы провели эксперимент (изображали под музыку).

Б. Работа над эпиграфом.

- Прочитайте глазами эпиграф Николая Ладыгина к этой главе.

«Ум, роняя норму,

  лих и хил». (Слайд № 5. По щелчку мыши).

- О чём говорят картинки к этому эпиграфу? (дети читают первый абзац)

-Кому трудно ответить на данный вопрос прочитайте первый абзац.

- Читаем первую строчку: сначала слева направо и справа налево.

- Читаем вторую строчку: сначала слева направо и справа налево.

- Ребята, на что обратили внимание? (читается одинаково)

- Вот давайте узнаем у консультанта Шалтай- Болтая, как называется подобный прием? (Слайд № 5. По щелчку мыши).

- Прочитайте вслух. (Палиндром) (Слайд № 5. По щелчку мыши).

(Название приема повторяем все вместе).

1)- Зачем поэту понадобилась такая языковая игра?

2)- Бессмысленны ли эти строчки или в них содержится какой- то смысл?

- Я предлагаю вам сначала ответить на второй вопрос.

- Но чтобы ответить, нужно понять смысл слов: лих и хил.

- Для этого мы обратимся за помощью к Коту Ученому. (стр. 157) 

(Слайд № 5. По щелчку мыши).

(Лих- краткая форма от слова «лихой»- смелый, бесшабашный.

Хил- краткая форма от слова «хилый»- слабый, болезненный).

- У Шалтая- Болтая – «Ронять норму». (Отказываться от общепринятых правил, в некоторых случаях экспериментировать).

Ум, роняя норму,

Лих и хил.       Отказываться от общепринятых правил- экспериментировать

Смелый,         хилый- слабый, болезненный (неудачно)

Бесшабашный

(удачно, похлопали в ладоши)

(Слайд № 5. По щелчку мыши).

- Теперь вернемся к поэтической форме этого высказывания, собственно к палиндрому. Поскольку поэт хочет сказать нам о двоякой природе любого эксперимента (экспериментатор может прозвучать смелым и талантливым, а может прозвучать глупо и смешно), он избирает для этого шуточную, игровую форму палиндрома.

- Возьмите любое слово и прочитайте слева направо, а потом справа- налево.

-Получится ли у вас?

- Поэтому отсюда следует, нужно наблюдать, исследовать, искать.

IV. Физкультминутка для глаз (мордочка ежика).

V. Работа над произведением К. Бальмонта «Как я пишу стихи».

- А можем мы узнать (вы-ведать) хоть какие-нибудь тайны творчества?

- Как, например, у художника и поэта в голове рождается образ?

- Почему они видят не как все?

- Прочитайте, как поэт Андрей Вознесенский делится секретами своего творчества.

- Что он имеет в виду?

-Вот поэт К. Бальмонт в свое время написал даже стихотворение на эту тему, в котором поделился некоторыми подробностями.

(Слайд № 6. По щелчку мыши).

- Подумайте, шутит или всерьез делится секретами поэтического творчества?

1. Первичное восприятие (чтение стихотворения учителем наизусть)

2. Анализ первичного восприятия (ответ на поставленный вопрос)

3. Вторичное восприятие.

4. Анализ (ответы на вопросы)

Вопросы:

  1. Что значит родить поэтическую строку внезапно?

- Представьте, что поэт увидел дерево, которое его поразило. Образ рождается в его душе в результате долгих размышлений или моментально?

(Слайд № 7. По щелчку мыши).

(Учитель показывает картинку с изображением красивого дерева).

- Запишите первые слова, которые пришли вам в голову.

- Какой образ вы увидели?

Таким образом, образ рождается в сознании художника моментально, но эта мгновенность подготовлена долгими размышлениями о жизни, красоте, ее смысле.

  1. О какой стороне творчества говорят такие слова, как «внезапная строка», «встает немедленно», «мелькает», «набегая»?

Творчество для поэта- это прежде всего труд или вдохновение? Это результат размышления над предметом или удивления перед ним?

На доске:        труд                                вдохновение

                размышление                удивление 

 (Слайд № 8. По щелчку мыши).

Таким образом, все это связано не с результатами размышлений о мире, а с внезапно родившимися чувствами. Поэт обозначает ту часть природы творчества, которая связана с нахлынувшими на поэта удивлением перед предметом.

  1. Что значит «строка смеется»?

-Это означает, что рождение этой строки далось поэту играючи, что она возникла легко без размышлений и напряжений.

4. Если поэтом движет не мысль, то что же?

Анализ строчки: «Но я не размышляю над стихом».

- Неужели поэт пишет стихи не думая, не соображая?

- Что же тогда, какой силе он подчиняется, если это не сила мысли?

Таким образом, поэт в этом стихотворении пытается помочь нам представить, что же чувствует любой творец в момент высокого вдохновения: это такой творческий порыв, когда нахлынувшие внезапно образы плотно обступают поэта; когда он едва успевает справится с обрушившимися на него чувством восторга, записывает результаты этого стремительного творческого потока.

Таким образом, Поэт вовсе не отрицает того, что надо думать в процессе творчества, просто его стихотворение посвящено другой стороне творческого процесса, он говорит о том, что настоящая поэзия рождается из удивления перед красотой мира, из потрясения, а не из рассуждений за столом, не из размышлений в рабочем кабинете.

-Поэтом движет мир чувств.

5. Как вы понимаете слова о том, что поэт никогда не сочиняет своих стихов?

-В каком смысле он употребляет слово «сочинять»: писать, выдумывать, придумывать, фантазировать, обманывать?

Таким образом, он не придумывает о чем пишет, все является результатом живых впечатлений от жизни.

- Поэтом движет сила творческого вдохновения.

VI. Физкультминутка

Мы дружно трудились,

Немножко устали:

Быстро все сразу

За партами встали.

Руки поднимем,

Потом разведем,

И очень глубоко всей грудью вздохнем.

И левую ногу поднимем вперед,

И дальше пойдем мы в поход.

VII. Работа в «Картинной галерее».

М. Шагал «Автопортрет с семью пальцами». 

- Ребята, а как у художников рождается образ?

- Почему они видят мир не как все?

- Вам уже знакомы картины М. Шагала? Какие вы помните? («Окно на даче», «Я и моя деревня»). (Слайд № 9. По щелчку мыши).

- А из «Картинной галереи» в первой части учебника?

- Если не помните названий, то может быть, помните сюжеты: что там изображено? («Я и моя деревня», «Синий дом», «Двое на петухе», «Зелёный скрипач», «Прогулка»).

- Есть ли во всех картинах М. Шагала что-нибудь общее: видно ли, что все они- создания и дети одного художника?

- Что именно их объединяет?

- А что вы можете сказать о цветовой гамме, которой, как правило, пользуется художник? (Это яркие, чистые, открытые цвета, это праздничная гамма красок).

- А теперь рассмотрите «Автопортрет». Каким же художник видит себя?

- Где он находится? В каком городе находится мастерская? Кто самый наблюдательный?

- А теперь посмотрите, что же именно художник- лирический герой картины- изображает на своей картине, которая стоит на мольберте- это Париж?

- Какой городок, с вашей точки зрения, изображает художник?

- А какой еще образ волнует художника? (Облако на стене)

- О чем же думает сам художник и его лирический герой, находясь в далёком Париже?

- А видно ли вам, что человек на картине- это художник? Из чего это можно заключить? Как он одет? Какая у него причёска?

- На какой руке у художника семь пальцев и случайно ли, что именно на этой?

Левая рука – связана с чудесным, волшебным миром сказки и творчества.

Это шуточный намек на то, что мир творчества тоже сказочный, подчиняющийся тем же законам.

- Что можно сказать о цветовой гамме в целом?

- Какое же настроение создается с помощью этой гаммы?

(Настроение праздника соседствует с ощущением тревоги, цветовая гамма по-своему драматична).

- Взгляд художника соответствует тому настроению, которое создается цветовой гаммой?

(Лицо напряжено, серьезное, сумрачное).

Лицо- маска- представляет собой контраст света и тени, глаза разные: темный и светлый. Художник- двойственная фигура, одновременно реальный и сказочный персонаж.

- Каково же впечатление от картины в целом? О чем же эта картина?

(О том, кА это волшебно прекрасно и одновременно тяжело и ответственно быть художником; о том, что творчество- это и праздник и драма; о чувствах и привязанностях художника: о его любви к родине).

 VIII. Подведение итога.

- В чем же заключается тайна творчества? (Слайд № 10. По щелчку мыши).

чувства        вдохновение        творчество                цвет

                                                                                                        

удивление

- Поменялся ли ваш цвет настроения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока Разработка урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"

План - конспект урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) по теме "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

урок литературного чтения 4 класс по теме "Мир семьи в произведении Ю.Яковлева "Мама"

Урок литературного чтения в 4 классе по  системе Л.В.Занкова по произведению Ю.Яковлева "Мама"...

технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)

материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...

конспект урока литературное чтение 1 класс по теме Я.Аким "Моя семья" УМК "Школа России"

поможет при воспитании чуткого и бережного отношения к близким, родственникам и друзьям...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....