Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. УМК "Школа 2100" (ФГОС)
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Овчинникова Любовь Григорьевна

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по литературному чтению  (ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx37.61 КБ
Файл kalendarno.docx33.07 КБ

Предварительный просмотр:

                         Пояснительная записка

       Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе утвержденного  приказом  Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009, на основе авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «Чтение и начальное литературное образование» Образовательная система «Школа2100». Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011. - 192с.

Цель уроков чтения в начальной школе — научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

- формирование техники чтения и приемов понимания текста — правильного типа читательской деятельности; одновременно развитие интереса к самому процессу чтения; потребности читать;

- введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;

- приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;

- развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.

Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя начальных     классов. Федеральный уровень

  • Конституция Российской Федерации (ст.43).
  • Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 статьи 9,13,14,15,32 (ред. от 02.02.2011) «Об образовании».
  • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года).
  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.).

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785).
  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).
  • Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373», зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707.
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540).
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. № 1067 г., зарегистрирован в Минюсте РФ 30 января 2013 г. № 26755.

«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год».

  • Приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2009 № 729 (ред. от 13.01.2011) «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.01.2010 № 15987).
  • Приказ Минобрнауки РФ от 13.01.2011 №2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 № 19739).
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 октября 2011 года №МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. № 66 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089».

Особенности построения курса «Литературное чтение».

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета

(извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

5) приобщение к литературе как искусству слова;

6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем.

Первоклассник познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения, действования в нем – через стихи и маленькие рассказы современных детских писателей.

Во 2-м классе мир, который открывают для себя дети, расширяется. Читая произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские сказки, второклассники как бы выходят в «единое духовное про-

странство» и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един. Для этого в учебник специально включены, например, сказки разных народов, имеющие сходные названия, сюжет, главную мысль.

В 3-м классе дети, которые уже знакомы с двумя источниками чтения – фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные сти-

хотворения, поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой».

В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно-исторического и общечеловеческого.

На протяжении всего курса обучающихся сопровождают «сквозные» персонажи. Это помогает сделать чтение мотивированным.

Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность

системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел.

Учебно-методический  комплекс  по программе Р.Н. Бунеева,

 Е.В. Бунеевой.

№ п/п

Название пособия

 Класс

Год издания

Издательство

Автор

 1.

Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование  

    1-4

  2011

М.: Баласс, 2011. - 192с.

Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна.

 2.

Литературное чтение. Учебник, 3-й класс. («В одном счастливом детстве»). В 2-х ч. (ч. 1 – 208 с., ил.; ч. 2 – 160 с., ил.). – Изд. 4-е, перераб.

3      

   2012

М.: Баласс

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

 3.

Тетрадь по литературному чтению. 3-й класс. – Изд. 2-е, перераб.

3        

   2012

М.: Баласс

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

 4

Методические рекомендации для учителя. Уроки литературного чтения во 3-м классе. – Изд. 2-е., перераб.

3        

   2012

М.: Баласс

Бунеева Е.В., Чиндилова О.В., Яковлева М.А.

5

Толковый словарик к учебнику «Литературное чтение». 3-й класс. («В одном счастливом детстве»)

3

2012

М.: Баласс

Шестакова Н.А., Кулюкина Т.В.

В соответствии с учебным планом  школы на 2013-2014  учебный год рабочая программа составлена на136 часов (4 часа в неделю). Авторами программы предусмотрено 138 часов, поэтому  было уменьшено количество часов в следующих разделах:

Раздел 4 «Уроки и переменки» - 1ч.

Раздел 14 «Родная земля» - 1ч.

При этом рабочая программа составлялась:

-  с учётом  особенностей класса;

-  особенностей авторской программы;

- с целью сохранения требований к знаниям , умениям и навыкам учащихся , предполагаемым  федеральными государственными стандартами образования на ступени начального общего образования.

   

Тематическое планирование уроков литературного чтения в 3 классе.

Наименование раздела

По программе

По рабочей программе

Прощание с летом

           6    

         

           6

Летние путешествия и приключения

           19

           

           19

Природа летом

           9

            9

Уроки и переменки

           13

           12

«Глухая пора листопада…»

           8

            8

«И кот ученый свои мне сказки говорил…»

           18

           18

«Поет зима, аукает…»

           12

           12

Животные в нашем доме

           9

            9

Мы с мамой и папой

           12

           12

«Наполним музыкой сердца…»

           9

              9

День смеха

           4

              4

«О весна, без конца и без краю…»

           8

              8

День Победы

           5

              5

Родная земля

           6

              5

Итого

         138

             136

                     Виды и формы контроля.

  1. Текущий.
  • Беседа по вопросам.
  • Составление плана.
  • Озаглавливание частей рассказа.
  • Выборочное чтение.
  • Выразительное чтение.
  • Чтение по ролям.
  • Рассказ по ключевым словам.
  • Рассказ от лица героя.
  • Чтение наизусть.
  • Пересказ текста по частям.
  1. Тематический.
  • Чтение наизусть стихотворений
  • Проверка уровня начитанности
  1. Итоговый
  • Комплексная проверочная работа
  • Проверка техники чтения без учета темпа
  • Проверка уровня начитанности и умения работать с книгами.

            Материалы для текущего и тематического контроля  используются из авторских методических пособий.

Предметная методика

- Технология проблемного диалога (структура параграфов)

- Технология оценивания (правило самооценивания)

- Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом)

- Задания по групповой работе.

Планируемые результаты по предмету «Литературное чтение».

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей;

этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

делить текст на части, составлять простой план;

– самостоятельно формулировать главную мысль текста;

находить в тексте материал для характеристики героя;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

составлять рассказ>характеристику героя;

составлять устные и письменные описания;

– по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ к умениям учащихся по литературному чтению

(программный минимум)

Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение»

воспринимать на слух тексты в

исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, вырази-

тельно читать вслух;

самостоятельно прогнозировать

содержание текста по заглавию,

фамилии автора, иллюстрации,

ключевым словам;

различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

самостоятельно читать про себя

незнакомый текст, проводить сло-

варную работу;

делить текст на части, оставлять

простой план;

самостоятельно формулировать

главную мысль текста;

находить в тексте материал для

характеристики героя;

подробно и выборочно переска-

зывать текст;

составлять рассказ-  характери-

стику героя;

составлять устные и письменные

описания

по ходу чтения представлять картины, устно выражать

(рисовать) то, что

представили;

высказывать и аргументировать

своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему

относить произведения к жанрам

рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

видеть в художественном тексте

сравнения, эпитеты, олицетворения;

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

Оснащение образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением предмета  «Литературное чтение»

     Наименование  объектов и  средств   материально-технического  обеспечения

 

В наличии

Примечания

 1.

        Учебно-методические комплекты (УМК) по литературному чтению (учебники, рабочие тетради, дидактические  материалы)

        Учебно-наглядные  пособия

        Программно-методические   материалы :программы по литературному чтению; методические пособия (рекомендации к проведению уроков литературного чтения).

        Хрестоматии  литературных  произведений .

          Стандарт начального  общего  образования  по образовательной  области «Литературное чтение».

В первую очередь  утвержденные

МОН  РФ

                            Печатные  пособия

  2.

Портреты  русских  и  зарубежных  поэтов и писателей.

   

 комплекты

 

 

      Информационно-коммуникативные   средства

  3.

Мультимедийные  обучающие  программы:

«Уроки Кирилла и Мефодия»,1-4 классы.

Игровые  художественные  компьютерные   программы.

Материал на информационном носителе(флэш-карта)

     

 

в перспективе

        Технические  средства  обучения

  4.

 Классная доска с набором приспособлений для   крепления таблиц.

 Магнитная доска.

 Интерактивная доска.

 Персональный компьютер.

 Мультимедийный проектор.

 Ксерокс.

 Цифровая фотокамера (по возможности)

 

в перспективе

в перспективе



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению (136 часов – 4 часа в неделю)

№ п.п.

                   Тема урока

  Дата

        Характеристика деятельности учащихся

          Раздел 1. Прощание с летом (6ч.)

Аудирование (слушание).

- воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова;

- отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль;

- характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр (рассказ, повесть, сказка, стихотворение, поэма, пьеса);

- передавать последовательность развития сюжета, описывать героев;

- сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и чужие высказывания;

Чтение.

- читать вслух осознанно, правильно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи;

- декламировать стихотворение, отрывки прозы;

- читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы;

- характеризовать текст: предполагать (антиципировать) содержание по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов;

- определять тему, вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую и концептуальную (главную мысль);

- объяснять выбор автором заглавия, его смысл;

- выбирать заголовок произведения из предложенных;

- вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту;

- составлять план  текста;

- выделять ключевые слова текста (фрагмента);

- формулировать главную мысль (выбирать из предложенных формулировок и самостоятельно);

- находить в тексте материал для характеристики героя;

- пересказывать текст подробно и выборочно;

- характеризовать книгу: анализировать  обложку, титульный лист, иллюстрации, оглавление;

- выбирать книги в библиотеке, составлять краткий отзыв о прочитанной книге;

Культура речевого общения.

- участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения;

- высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному;

- конструировать устное монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать материал, логично и последовательно строить текст, отбирать выразительные средства языка;

- создавать (устно) рассказ- характеристику героя, устное описание;

Культура письменной речи.

- определять тему будущего письменного высказывания, тип текста (описание или рассуждение), соответствующие языковые средства;

- создавать письменный текст (описание, отзыв);

- писать сочинение о личных впечатлениях после предварительной  подготовки;

Творческая деятельность.

- инсценировать текст (чтение по ролям, драматизация);

- иллюстрировать текст;

- сочинять сказки, рассказы, стихотворения;

1

Знакомство с учебником. Чтение стихотворения Г. Сапгира «Нарисованное солнце», Ю.Кима «Светлый день».

2

Знакомство с рассказом  В. Драгунского «Англичанин Павля»

3

Развитие умения читать по ролям. В. Драгунский «Англичанин Павля»

4

Знакомство с понятием «сказочная повесть».Главы из повести Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот»

5

Составление плана к прочитанным главам из повести Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот»

6

Работа над выразительным чтением стихотворений   К. Бальмонта «Капля»,  Б. Заходера «Что красивей всего?»

 Раздел 2. Летние путешествия и приключения  (19 ч.)

7

Введение в раздел. Чтение стихотворения Ю.Кима «Отважный охотник»

8

Знакомство с понятием «цитатный план».Главы 1 и 3 из повести С. Голицина «Сорок изыскателей»

9

Развитие умения анализировать произведение. Главы 1 и 3 из повести С. Голицина «Сорок изыскателей»

10

Развитие умения характеризовать героев произведения. Глава 4 из повести С. Голицина «Сорок изыскателей»

11

Отличительные особенности повести. Глава 4 из повести С. Голицина «Сорок изыскателей»

12

Развитие умения анализировать произведение при чтении  глав  из повести И. Дика «В дебрях Кара- Бумбы».

13

Работа над выразительным чтением отрывка  из повести И. Дика «В дебрях Кара- Бумбы»

14

Чтение глав из книги М. Твена «Приключения Тома Сойера»

15

Составление плана к главе 8 из книги М. Твена «Приключения Тома Сойера»

16

Развитие умения читать по ролям.  Глава 13 из книги М. Твена «Приключения Тома Сойера»

17

Внеклассное чтение по разделам 1- 2. Игра становилась жизнью (А. Гайдар «Тимур и его команда»)

18

Знакомство с понятием «рассказ - быль». Б. Емельянов «Игра»

19

Составление цитатного плана. Работа над подробным пересказом произведения      

Б. Емельянова  «Игра»

20

Развитие умения анализировать произведение. Б. Паустовский «Кот- ворюга»

21

Развитие умения  характеризовать героев произведения. Б. Паустовский «Кот - ворюга»

22

Чтение рассказа Б. Паустовского  «Жильцы старого дома»

23

Развитие умения  характеризовать героев произведения. Б. Паустовский «Жильцы старого дома»

24

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделам 1-2

25

Обучающее сочинение по разделу 2

Раздел 3. Природа летом (9 ч.)

26

Введение в раздел.  Работа над выразительным чтением стихотворения С. Есенина «С добрым утром!» (н), Б. Пастернака «За поворотом»

27

Работа над выразительным чтением  фрагмента  из  повести А. П. Чехова  «Степь». Образные средства языка.

28

Образные средства  языка в рассказе М. Пришвина «Золотой луг»

29

Развитие умения вести диалог с автором. Глава  «В купальне» из повести А. Н. Толстого «Детство Никиты»

30

Развитие умения анализировать произведение. Глава «Стрелка барометра» из повести А. Н. Толстого «Детство Никиты»

31

Знакомство с отличительными признаками стихотворения и прозы.  И. Тургенев «Голуби»

32

Работа над выразительным чтением стихотворения И. Бунина  «Розы» (н)

33

Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Бианки «Неслышимка» (работа в тетради)

34

Обобщение по разделу . Проверочная работа по разделу  «Природа  летом»

Раздел 4. Уроки и переменки (12 ч.)

35

Введение в раздел. Чтение фрагмента  из книги Э. Успенского «Школа клоунов»

36

Развитие умения анализировать произведение. Фрагмент из книги Э. Успенского «Школа клоунов»

37

Урок- практикум  по развитию читательских умений. Б. Заходер «Перемена» (работа в тетради) (н)

38

Развитие умения читать по ролям. Главы из книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку»

39

Развитие умения давать характеристику героям произведения. Главы из книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку»

40

Развитие умения читать по ролям стихотворение Б. Заходера  «Вредный кот». Главы 1-4 из повести Л. Гераскиной  «В Стране невыученных уроков»

41

Развитие умения анализировать произведение. Главы 5- 12  из повести Л. Гераскиной  «В Стране невыученных уроков»

42

Развитие умения читать по ролям . Главы 5- 12  из повести Л. Гераскиной  «В Стране невыученных уроков»

43

Развитие умения вести диалог с автором. Стихотворение О. Григорьева «Витамин роста» (н)

44

Чтение стихотворений О. Григорьева  о ребятах «После уроков», «Кто прав?»

45

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу  «Уроки и переменки».

46

Внеклассное чтение по разделу 4. Книги о сверстниках, о школе.

Раздел 5. «Глухая пора листопада…» (8 ч.)

47

Введение в раздел. Знакомство с произведением об осени. (стихотворения А.С. Пушкина «Осень», К. Бальмонта «Осень», Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»)

48

Такая разная осень… (стихотворения А.С. Пушкина «Осень», К. Бальмонта «Осень», Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»). Работа над выразительным чтением стихотворений. (н)

49

Составление плана  и работа над подробным пересказом рассказа  К. Паустовского «Мой дом».

50

Развитие умения вести диалог с автором. Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом» (н)

51

Образные средства языка. Работа над выразительным чтением отрывка из рассказа К.Паустовского  «Прощание с летом». (н)

52

Развитие умения передавать настроение автора. С. Есенин «Нивы сжаты…»

53

Обобщение по разделу 5. Проверочная работа по разделу  «Глухая пора листопада…»

54

Внеклассное чтение. Знакомство с современными детскими журналами.

Раздел 6. «И кот ученый свои мне сказки говорил…»

 (18 ч.)

55

Введение в раздел Развитие умения вести диалог с автором. Стихотворения Г. Сапгира  «Леса- чудеса»,В. Берестова  «Сказка»

56

Виды сказок (повторение). Чтение русской сказки «Кот и лиса»

57

Развитие умения анализировать ключевые слова при чтении сказки «Никита Кожемяка»

58

Развитие умения читать сказку по ролям. Сказка «Как мужик гусей делил»

59

Мир волшебной сказки. Стихотворение Дж. Р.Р. Толкина «Еще не выстыл сонный дом…»

60

Работа над пересказом фрагмента  из арабской сказки  «Синдбад- мореход»

61

Чтение  сказки  Ш. Перро «Ослиная шкура»

62

Развитие умения находить ключевые слова  в сказке Ш. Перро «Ослиная шкура»

63

Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»

64

Развитие умения анализировать произведение. Сказка Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»

65

Уроки сказочной повести. Чтение фрагмента  из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного  города»

66

Составление цитатного плана к фрагменту  из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного  города»

67

Знакомство с пьесой - сказкой для театра. С. Я. Маршак «Сказка про козла»

68

Инсценировка  сказки С. Я. Маршак «Сказка про козла».

69

Обобщение по разделу 6. Чтение стихотворения В. Высоцкого «Песня Кэррола»

70

Проверочная работа по разделу «И кот ученый свои мне сказки говорил…»

71

Внеклассное чтение по разделу 6. Такие разные сказки.

72

Обучающее сочинение по разделу 6.

Раздел 7. «Поет зима, аукает…» (12 ч.)

73

Введение в раздел. Звуки и краски зимы (чтение стихотворений С. Есенина «Поет зима, аукает…», «Пороша»)

74

Работа над выразительным чтением стихотворений  К. Бальмонта «Снежинка»,

И. Бродского «Вечером» (н)

75

В ожидании новогоднего чуда. Чтение стихотворения Ю. Мориц «Настоящий секрет»

76

В ожидании новогоднего чуда. Чтение стихотворения А. Барто «В защиту Деда Мороза»

77

Урок-практикум по развитию читательских умений .

В. Драгунский  «Кот в сапогах» (работа в тетради)

78

Работа над выразительным чтением стихотворения  Б. Пастернака «Снег идет». Способы заучивания стихотворения. (н)

79

Развитие умения вести диалог с автором. Стихотворения  А. Башлачева «Рождественская», Д. Самойлова «Город зимний» (н)

80

Чтение рассказа В. Бианки «По следам»

81

Составление цитатного плана к рассказу В. Бианки «По следам»

82

Обобщение по разделу 7. Проверочная работа по разделу «Поет зима, аукает…»

83

Обучающее сочинение по разделу 7.

84

Внеклассное чтение по разделу 7.Звуки и краски зимы.

Раздел 8. Животные в нашем доме (9 ч.)

85

Введение в раздел. Чтение стихотворений  В. Берестова  «Прощание с другом», Г. Сапгира «Морская собака» (н)

86

Развитие читательских умений:  составление  рассказа по предложению. Чтение рассказа Д. Мамина- Сибиряка  «Медведко»

87

Развитие умения давать характеристику героям произведения. Д. Мамин- Сибиряк  «Медведко»

88

Глава «Ханг и Чанг» из книги Ю. Коринца «Там, вдали, за рекой»

89

Чтение рассказа В. Драгунского  «Дымка и Антон»

90

Развитие умения вести диалог с автором. Ю. Коваль «Капитан Клюквин»

91

Работа над выразительным чтением отрывка из рассказа Ю. Коваль  «Капитан Клюквин»

92

Сравнение стихотворений Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони» (н)

93

Обобщение по разделу 8. Проверочная работа по разделу «Животные в нашем доме»

Раздел 9. Мы с мамой и папой (12 ч.)

94

Введение в раздел. Работа над выразительным чтением  стихотворений Э. Успенского «Все в порядке», «Если был бы я девчонкой» (н)

95

Работа над выразительным чтением по ролям рассказа  В. Драгунского  «….Бы»

96

Ю. Коринец .  Глава «Подарки под подушкой » из книги «Там, вдали, за рекой». Сравнение стихотворений А. Барто «Разговор с дочкой», «Перед сном» (н)

97

Развитие умения вести диалог с автором. И. Дик «Красные яблоки»

98

Составление сравнительной характеристики героев. И. Дик «Красные яблоки»

99

Развитие умения вести диалог с автором. В. Драгунский «Девочка на шаре»

100

Работа над выразительным чтением отрывка из рассказа В. Драгунского  «Девочка на шаре»

101

Деление текста на части и составление плана к произведению С. Я. Маршака «Хороший день» (н)

102

Развитие читательских умений: составление рассказа по предложению. Чтение рассказа  В. Драгунского  «Тайное становится явным»

103

Знакомство с понятием «эпиграф». В. Драгунский «Тайное становится явным»

104

Творческая работа- сочинение о своей семье

105

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «Мы с мамой и папой»

Раздел 10. «Наполним музыкой сердца…» (9 ч.)

106

Введение в раздел. Чтение стихотворения О. Мандельштама «Рояль», И. Тургенева «Певцы» (фрагмент)

107

Развитие умения вести диалог с автором.  К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

108

Составление плана к рассказу К. Паустовского  «Корзина с еловыми шишками»

109

Работа над пересказом отрывков - описаний по ключевым словам. К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

110

Чтение фрагмента из книги Г. Цыферова «Тайна запечного сверчка»

111

Развитие умения анализировать произведение. Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка»

112

Чтение рассказа  В. Драгунского   «Независимый Горбушка»

113

Работа над выразительным чтением отрывков из рассказа В. Драгунского  «Независимый Горбушка»

114

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «наполним музыкой сердца…»

Раздел 11. День смеха (4 ч.)

115

Введение в раздел. Чтение стихотворений Г. Сапгира «Смеянцы», «Людоед и принцесса, или все наоборот» (н)

116

Развитие умения анализировать произведение. В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»

117

Работа над пересказом по плану и опорным словам. В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»

118

Чтение веселых стихотворений. Двустишия О. Григорьева, стихотворение Ю. Мориц «Малиновая кошка» (н)

Раздел 12. «О весна, без конца и без краю…» (8 ч.)

119

Введение в раздел. Чтение и анализ стихотворений А. Макаревича «Снег…» , Ф. Тютчева «Еще земли печален вид…»  (н)

120

Работа над выразительным чтением стихотворения  А. Блока «Ветер принес издалека…»

121

 Чтение стихотворений В. Маяковского «Тучкины штучки», О. Мандельштама «Калоша», С. Черного «Зеленые стихи»

122

Сравнительный анализ стихотворений. В. Маяковского , А. Блока, С. Черного. Стихотворение С. Черного «Зеленые стихи»

123

Проверка уровня развития читательских умений. А. Толстой, глава «Весна»  из повести «Детство Никиты» (работа в тетради)

124

Картины весны. Б. Окуджава «Весна»

125

Обобщение по разделам 11-12

126

Проверочная работа по разделам «День смеха», «О весна, без конца и без краю…»

Раздел 13. День Победы (5 ч.)

127

Введение в раздел. Работа над выразительным чтением стихотворения А. Ахматовой  «Памяти друга» (н)

128

Развитие умения читать по ролям. В. Драгунский «Арбузный переулок»

129

Работа над выразительным чтением отрывков из рассказа В. Драгунского «Арбузный переулок»

130

Чтение стихотворений о войне (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя…», Б. Окуджава «Король», А. Твардовский «Я знаю, никакой вины моей…»)

131

Внеклассное чтение по разделу 13. Стихи и рассказы  о войне.

Раздел 14. Родная земля (5 ч.)

132

Введение в раздел. Развитие умения вести диалог с автором. К. Паустовский  «Бескорыстие» (н)

133

Работа над подробным пересказом  в произведении В. Бахревского ,

Г. Цыферова. Фрагмент из книги «Ты, Россия моя». Б. Окуджава «Песенка об Арбате»

134

Урок итогового контроля

135

Чтение сказки С. Козлова, Г. Цыферова «Где живет солнце?»

136

Внеклассное чтение по разделу 14. Произведения о родной земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса ОС "Школа 2100" ( ФГОС )

Рабочая программа для 2 класса по литературному чтению ОС "Школа 2100" (ФГОС)...

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. УМК "Школа 2100". ФГОС.

Данное перспективно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы по литературному чтению, Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Порониной (М., «Баласс», 2012), рекомендованной Минист...

Рабочая программа по технологии 1 класс "Школа 2100" ФГОС

Программа с тематическим планированием...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по математике 3 класс Школа 2100 ФГОС

Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта...