Прграмма по литературному чтению 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

Воробьёва Елена Ивановна

Программа "Литературное чтение" разработана по программе Л.В.Занкова для 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_liter.chtenie.docx58.31 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

1 класс

Свиридова В.Ю.

Пояснительная записка к предмету

 Школьные предметы художественного цикла отличаются от других предметов своими целями, средствами и методами их преподавания. Главная цель этого предмета - развитие эстетического сознания, то есть создание у школьника такого образа действительности, который соотнесен с идеалами прекрасного.

Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней жизни человека, обогатить духовно, нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове. В связи с этим система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования:

- развитие личности школьника, его творческих способностей;

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;

- воспитание духовности, нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Одним из приоритетных направлений стандартов второго поколения выступает формирование нравственного сознания школьников, личностное освоение ими духовно-нравственных ценностей человечества, носителем которых являются культура и искусство. Прикосновение к литературе и искусству способствует развитию духовно-нравственных представлений, формированию эстетических понятий, становлению личности ребенка. Формирование нравственного сознания начинающего читателя происходит преимущественно через приобщение его к миру духовно-нравственных и эстетических ценностей, эмоциональное принятие и осознание этих ценностей, содержащихся в художественных произведениях, а главное - через возрастание общей гуманистической и эстетической культуры личности. Итогом работы по курсу литературного чтения может стать воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру (к окружающим людям, природе, животным), живущей «по законам красоты» (Л.Н. Толстой).

В процессе общения с художественной литературой и искусством ученики знакомятся с общечеловеческими ценностями, с системой духовно-нравственных представлений человека, учатся соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами.

Изучение произведений классиков отечественной детской литературы приобщает учащихся к культурному наследию народов России, приучает размышлять об истории своей Родины, сегодняшнем дне и будущем страны. Так постепенно будет формироваться гражданская идентичность, чувство гордости за свою Родину, ее народ и историю.

Нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся происходит в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу, в ходе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста.

Цель предмета «Литературное чтение» - воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности. Начальное образование как самоценный и значимый этап в развитии человека закладывает основы для реализации этой цели.

Грамотный читатель владеет техникой чтения, знает, что читать, ориентируется в широком мире литературы (ему присуще «жанровое ожидание», у него имеется общее представление о творческом почерке разных писателей и поэтов), и знает, как читать (обладает умением адекватно понять произведение), опираясь на представления о художественных приемах, на вкус, развитые эстетические чувства.

Достижению этой цели способствует организованное в процессе обучения осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.

В основе данного курса лежит единый методологический подход - изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики - художественной образности.

Эстетическое осмысление действительности посредством художественного образа - это то общее, что характеризует разные виды искусства: литературу, живопись, музыку, скульптуру, архитектуру, театр, кино. Чтобы разобраться в эстетической стороне действительности, ребенок должен соприкоснуться с разными видами искусства. Общность всех видов искусства - в способности художника воображать, фантазировать, создавать не понятия, а образы. Ведется постепенное осознание существенных признаков понятия «художественный образ», формируется общее представление об этом понятии как определяющем для понимания особенностей литературного творчества: в произведении явления действительности предстают перед читателем пропущенными через призму восприятия художника, картина мира насыщена его чувствами и отношением к изображаемому. Школьник учится полноценно воспринимать художественную литературу как особый вид искусства.

Важно, чтобы ученик начальной школы эмоционально отзывался на прочитанное, пробовал высказать свою точку зрения и при этом учился уважать мнение собеседника. Общение с литературой поможет ему осознать себя и как читателя, и как человека, расширит культурный кругозор, мотивирует его обращение к художественным произведениям в дальнейшей жизни.

В процессе изучения курса литературного чтения ученик приобретет первичные умения работы с текстами разного вида и содержания, с учебной и научно-популярной литературой, будет учиться находить и использовать информацию для практической работы. В результате школьник получит возможность осознать значимость систематического чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим учебным предметам.

Задачами предмета литературного чтения, построенного на сформулированных выше основах и ориентированного на требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, являются:

1) расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, духовно-нравственных и эстетических ценностях, формирование понятий о добре и зле;

2) развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры, как средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; расширение представления детей о российской истории и культуре;

3) создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе ознакомления с литературоведческими понятиями и их практического использования;

4) воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению; осознание значимости чтения для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении, в том числе для успешности обучения по всем учебным предметам;

5) развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (аудирование, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывания по поводу текста), анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества (устное и письменное высказывания на свободную тему).

Поясним, как отбор и структурирование содержания курса литературного чтения и организация работы с этим содержанием способствуют решению поставленных задач.

Преподавание литературного чтения опирается на стихийное творческое начало, присущее ребенку до школы. Как правило, дошкольник является слушателем и синкретическим творцом одновременно в изобразительной, музыкальной, игровой деятельности. Курс литературного чтения продолжает, но целенаправленно, воспитание слушателя, читателя и творца. При этом происходит обогащение читательского опыта и литературного кругозора, формируется осознанная потребность в чтении. Курс предполагает развитие способности самостоятельно воспринимать литературу, а также развитие культуры эмоций.

Решение этих задач предполагает постоянное расширение читательского кругозора. Перед учеником должна развернуться широкая картина видов и жанров литературы, произведений разного эмоционального наполнения, разнообразие сюжетов, характеров и отношений героев, а также многообразие художественных средств создания образа.

Приобщение детей к искусству литературы требует особой методики, не разрушающей процесс восприятия и понимания художественного произведения. Важно работать с текстом деликатно, не прямолинейно, не «в лоб», а бережно поддерживая ростки эмоционального отношения к прочитанному. Совместное наслаждение от литературных открытий, удовольствие от проникновения в глубинный смысл произведения поможет «заразить» ученика интересом к чтению.

Работа с текстом, содержание которой отражено в программе, предусматривает:

1) принципиальную целостность художественного образа, важность, «неслучайность», незаменимость каждого художественного элемента; целостное эмоциональное впечатление, оказываемое произведением при восприятии;

2) возможность личностного восприятия, «индивидуального» прочтения художественного образа; возможность различной аналитической интерпретации деталей художественного произведения;

3) необходимость сочетания понятийного отношения к прочитанному (различать явления литературы) и эмоционального (сопереживать); при этом ведущую роль играют чувства как основа интереса к чтению (наслаждение красотой слова и удовольствие ученика от своего растущего умения понимать ее).

Читательская компетентность, культура восприятия литературы основывается на понимании образной природы художественного текста и включает владение языком словесных образов, ориентирование в системе основных литературоведческих понятий. Курс нацеливает не на заучивание терминов, а на уяснение с их помощью специфики литературы. Литературоведческими понятиями учащиеся пользуются практически, как инструментами, помогающими понять художественный смысл произведения.

Общая характеристика предмета

Реализация данной программы, разработанной в соответствии с новыми образовательными стандартами, носит системно- деятельностный характер, направлена на формирование не только предметных, но и личностных, метапредметных, а именно регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.

В сфере личностных УУД создаются условия для того, чтобы в соответствии с требованиями ФГОС «искусство и литература осознавались как значимая сфера жизни, нравственный и эстетический ориентир». Произведения подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками идею красоты, ценности и хрупкости мира, чтобы воспитать ценностное отношение к природе, окружающей среде, к культуре и искусству. Важно научить воспринимать прекрасное: и в природе, и в сфере человеческих чувств, и в пространстве культурных ценностей, и в истории Отечества. Тексты, вопросы, задания к прочитанному показывают школьнику, как важно стать человеком: научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир - мир природы, людей и искусства, мир чувств.

Содержание курса «Литературное чтение» создает особые условия для развития познавательных УУД, поскольку школьники овладевают основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, учатся выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстовых). При этом в процессе деятельности учащиеся осваивают широкий спектр логических действий, операций, приемов решения учебных задач, учатся воспринимать и анализировать не только тексты, но и вне текстовые компоненты, использовать знаково-символические средства и модели. Большое внимание уделяется овладению навыками работы с информацией - как в учебнике (дополнительные элементы учебника, приложения и пр.), так и вне его содержания - в справочной литературе. Школьники учатся использовать ресурсы библиотек, осуществлять поиск информации в сети Интернет; записывать, фиксировать ее с помощью инструментов ИКТ. Движение в освоении этих навыков идет в сторону расширения сферы интересов детей.

Вырабатывается умение учащихся ориентироваться в большом текстовом массиве, этому служит ряд специальных заданий, выполняя которые школьники вынуждены находить информацию, постоянно возвращаться к уже прочитанным текстам с новыми задачами и на новых основаниях. Эти возвраты к уже прочитанному имеют несколько целей: с одной стороны, это прием, позволяющий школьникам удерживать и пополнять поле литературных текстов. С другой стороны, этот прием помогает формировать умение работать с учебником, книгой (умение найти нужное место в уже прочитанной книге, умение листать и бегло просматривать уже изученный текст). При этом развивается умение сравнивать: школьники постоянно ставятся перед задачей сопоставления художественных произведений разных времен и народов, произведений разных авторов на одну тему, произведений одного автора на разные темы, разрешая возникающие эстетические и нравственные коллизии, тем самым продвигаясь в литературном развитии и в общем развитии в целом.

В сфере предметных учебных действий особое внимание уделяется различным видам речевой и читательской деятельности, таким как аудирование (слушание), чтение вслух и чтение про себя, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменного общения). Прививается понимание разного типа информации в научном (понятие) и художественном тексте (образ). От общего представления о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных - через их сравнение ученик-читатель продвигается к умению по-разному работать с художественными, научно-популярными, учебными и другими текстами. Формируется библиографическая культура учащихся.

На уроках литературного чтения задачи развития речи и обучение детей навыку чтения имеют предметный и метапредметные уровни и решаются комплексно: работа над техникой и выразительностью чтения связана воедино со смысловым анализом текста, творческой речевой деятельностью ученика.

Навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения вырабатывается при размышлении над особенностями текста в процессе его слушания и перечитывания с различными целями.

Вопросы и задания составлены таким образом, что ученик несколько раз перечитывает текст произведения, решая познавательную задачу: перечитай с определенной интонацией, в разном темпе, найди завязку и развязку истории. Литературный анализ текста помогает углубить понимание его смысла, позволяет понять, так ли мы его читаем, почему мы читаем именно так, а не иначе. Подбор текстов разного вида, жанра, стиля позволяет применять разные словесные и несловесные средства чтения: модуляцию речи, паузы, логическое ударение, тембр и темп чтения, мимику, жесты. Вопросы и задания к текстам направлены на мотивацию перечитывания: прочитай с разной интонацией, в разном темпе, меняя места пауз и логических ударений, с различной громкостью, с разным настроением - все эти задания помогают подобрать наиболее точную манеру чтения соответственно особенностям текста.

Отрабатывается выразительное осмысленное чтение целыми словами с осознанным выбором интонации; практикуется чтение по ролям, чтение наизусть, драматизация произведений; развивается навык устного и письменного высказывания по образцу, с опорой на картинку и в свободной форме. Наблюдение за художественными особенностями текста связывает понимание литературы с навыком осознанного чтения. Дети читают, выражая то, что открыли и поняли в произведении.

Курс направлен также на воспитание умения осуществлять творческую деятельность, решать творческие задачи, импровизировать, инсценировать, разыгрывать воображаемые ситуации. Творческая речевая деятельность детей может выражаться в устном и письменном высказывании на свободную тему (сочинение), в выражении собственного отношения к прочитанному (пропедевтика работы в жанре отзыва), в формулировке основного смысла прочитанного (пропедевтика работы в жанре аннотации). При решении задачи развития речевой деятельности собственное литературное творчество детей (сочинение сказок, стихов, рассказов) занимает особое место как один из наиболее эффективных способов проникновения в тайны художественного образа и развития воображения.

На уроках литературного чтения уделяется внимание воспитанию чувства юмора как показателя развития интеллекта, а также коммуникативной компетентности ученика. Чувство юмора уберегает читателя от однозначной и категоричной оценки литературного произведения, прививает осознание того, что возможны и другие мнения. Оно присуще и самому тону учебников (принципиально неакадемичный стиль, теплое обращение к юному читателю, подбадривание его в сложных ситуациях; игра, вовлекающая школьника в деятельность исследователя), размывает жесткую дистанцию, которая существует между учителем и учеником, уравнивает их в позиции читателя, создает атмосферу творческой свободы.

Воплощению авторской концепции курса способствует ряд структурных элементов учебника: «Лента времени» и «Словарь» (с 1 класса), страницы режима дня (1 класс), «Твой год» (2 класс), «Картинная галерея» (3 и 4 классы).

В курсе «Литературное чтение» актуализируются межпредметные связи с такими курсами, как «Русский язык», «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство». Так, программа 1 класса предполагает плавный переход от «Азбуки» к учебному предмету «Литературное чтение». Интеграция с русским языком прослеживается как на уровне усвоения общих понятий, так и на уровне понимания смысла текста, его анализа, собственного сочинения. Знакомясь с разделом «Картинная галерея», школьники обращаются к обсуждаемым эстетическим и этическим проблемам на материале изобразительного искусства. Учащиеся получают представление о связи литературы с музыкой (например, в главе учебника для 2 класса «Завязка, тайны искусства...»). Это делает все обсуждаемые проблемы общими для всей художественной культуры.

В учебниках с 1 по 4 класс заложена единая логика развития мысли и познания.

На уроках литературного чтения в 1 классе продолжается работа по развитию навыка чтения, начатая в азбучный период. Учащиеся приобщаются к работе с книгой, овладевают умением понимать содержание прочитанного и работать с текстами разного типа. Основное внимание уделяется формированию интуитивного понимания специфики художественного образа на основе практического сравнения литературы художественной и научной. На материале произведений трех основных жанров (рассказ, сказка, стихотворение) учащиеся знакомятся с простейшими средствами выражения авторского отношения к изображаемому.

Во 2 классе программа предусматривает дальнейшее формирование отношения к литературе как к искусству, включение литературы в ряд других видов искусства на основе практического сравнения произведений литературы, живописи, музыки. Углубляется работа над выявлением позиции автора, «вычитыванием» авторской оценки изображаемого. На протяжении второго года обучения происходит дальнейшее накопление читательского опыта, продолжается развитие техники чтения на основе смысловой работы с текстом.

Курс 3 класса продолжает работу по воспитанию внимательного отношения учащихся к художественному слову. Читаются произведения, передающие целую гамму разнообразных, тонких чувств и ощущений, доступных детям. Сравниваются произведения разных авторов на одну тему, произведения одного автора на разные темы. Расширяется читательский кругозор младших школьников и круг проблем, освещаемых литературными произведениями. Дается представление о жанре басни. Читательский багаж пополняется за счет мифологии и фольклора разных народов. Особенностью работы в 3 классе является формирование начального представления об общих корнях и путях развития литературы разных народов, об истории становления некоторых жанров фольклора и литературы и об их специфике.

Работа в 4 классе, сохраняя единые принципы и задачи изучения литературы как искусства, поднимает учеников на новую ступеньку общего и эстетического развития. Анализируется поэтика произведений более сложных по своему художественному содержанию, к тому же более объемных (повесть). Ведется работа с былиной. Происходит знакомство с драмой. Углубляются представления об отличии фольклора от авторской литературы. Выявление позиции автора, вычитывание авторской оценки изображаемого, авторской точки зрения завершает представление об особенностях авторской литературы. Делаются посильные обобщения об особенностях творчества писателей разных веков, о тематике, героях, художественной манере. Закладываются основы изучения литературного процесса. «Сталкивая» художественные произведения разных времен и народов, разрешая возникающие коллизии, школьники продвигаются в литературном развитии и общем развитии в целом.

Место предмета «Литературное чтение» в учебном плане

На предмет «Литературное чтение» базисным учебным планом начального общего образования выделяется 371 ч. В 1 классе  на обучение грамоте 66 ч (22 недели), литературное чтение- 33 часа (3 часа в неделю,10 учебных недель). Во 2-3 классах - 102 часа(3 час в неделю 34 рабочие недели.) В 4 классе – 68 часов (2 часа в неделю).

Описание ценностных ориентиров содержания

учебного предмета 

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного  отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы по литературному чтению

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы: 

– положительное отношение к уроку литературного чтения;

– эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм;

– способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений;

– первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность), отраженных в литературных текстах;

– восприятие семейных традиций, в т.ч. в семейном чтении;

– чувство любви к природе родного края;

– основы для развития творческого воображения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– интереса к чтению; мотивации обращения к книге;

– основы для эмоционального переживания художественного текста;

– способности выражать свои эмоции в выразительном чтении;

– понимания смысла нравственного урока произведения; способности испытывать высшие нравственные чувства – гордость, стыд, вина;

– умения оценивать поведение героев произведения с точки зрения

морали и этики под руководством учителя;

– стремления к взаимопониманию детей и взрослых;

– позитивной самооценки;

– ориентации на здоровый образ жизни;

– стремления к успешности в учебной деятельности.

регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

– принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

– принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;

– принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей.

 Обучающийся получит возможность научиться:

– ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;

– понимать фактическое содержание текста;

– выделять события, видеть их последовательность в произведении;

– выделять в тексте основные части;

– выполнять несложные логические действия (сравнение, сопоставление);

– работать с учебником,

ориентироваться в нем с помощью значков;

– пользоваться словарными пояснениями учебника.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– понимать цель и смысл выполняемых заданий;

– понимать важность планирования своей деятельности;

– выполнять учебные действия на основе алгоритма действий;

– осуществлять первоначальный контроль своих действий;

– участвовать в оценке результатов деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

– выделять и формулировать познавательную цель;

– структурировать знания;

– группировать тексты по заданному основанию;

– различать малые фольклорные жанры: пословицы, загадки, скороговорки, считалки;

– работать с информацией, осуществлять поиск информации в учебных текстах.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– использовать доступные речевые средства

для передачи своего впечатления;

– воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;

– понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников;

– принимать участие в обсуждении прочитанного содержания.

Обучающийся получит возможность научиться:

– задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения;

– проявлять интерес к общению на уроке;

– уважать мнение собеседников;

– преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;

– следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности;

– входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:

– читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя (в индивидуальном темпе);

– читать наизусть стихотворения разных авторов по собственному выбору;

– понимать содержание прочитанного;

– пересказывать содержание произведений, прочитанных в классе, по вопросам учителя;

– эмоционально реагировать на события произведения при слушании и чтении;

– находить и придумывать рифмы;

– определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц);

– отличать монолог от диалога;

– уметь работать со всеми элементами книги (обложка, содержание, форзац);

– отвечать на вопросы по содержанию текста;

– пересказывать небольшие по объему тексты;

– оценивать литературного героя произведения по его поступкам.

             Обучающийся получит возможность научиться:

– выделять смысловые части текста, сопоставлять их содержание;

– определять главную мысль литературного произведения;

– соотносить иллюстративный материал и

основное содержание литературного произведения;

– строить высказывание по образцу;

– формулировать несложные выводы;

– читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в них основные части;

– находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения

чувств героя;

– осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии

с особенностями текста;

– понимать изобразительную природу художественного текста, «рисующие» слова, «картинный» план.

Круг детского чтения

Обучающийся научится:

– определять автора и название книги;

– называть авторов и заглавия произведений, прочитанных в классе;

– понимать и использовать понятия «обложка книги», «содержание», «абзац»;

– ориентироваться в книге (автор, название, иллюстрации);

– ориентироваться в главах учебника, находить разделы «Твой день», «Проверь себя»; ориентироваться в заданиях учебника по значкам («Вопросы и задания», «Творческое задание», «Прочитай в хрестоматии», «Инсценируй», «Поиск информации. Исследование»);

– понимать назначение библиотеки.

Обучающийся получит возможность научиться:

1 класс

– ориентироваться в мире детской литературы на примере народной и авторской сказки, стихотворения;

– определять заинтересовавший круг текстов и произведений;

– делать сообщение о понравившейся книге;

– ориентироваться в профессиях, связанных с книгами;

– использовать информацию о происхождении книги в устных и письменных сообщениях;

– рассказывать о прочитанной книге и своей домашней библиотеке

Литературоведческая пропедевтика

Обучающийся научится:

домашней библиотеке.

– отличать стихотворный текст от прозаического;

– отличать художественный текст от научного; сопоставлять небольшие по объему тексты: художественный и научный;

– представлять разнообразие малых жанров фольклора (колыбельная, потешка, закличка,

прибаутка, небылица, побасенка, загадка, считалка, поговорка, пословица, скороговорка);

Обучающийся получит возможность научиться:

– различать понятия «художественная литература» и «научная литература»;

– отличать фольклорный текст от литературного;

– различать произведения малых фольклорных жанров;

– находить элементы сюжета (завязка, кульминация, развязка); домысливать элементы сюжета;

– находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, сравнение, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слова, звукопись, рифма);

– видеть рифму и чувствовать ритм стихотворения и звукопись.

Творческая деятельность учащихся

Обучающийся научится:

– откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок;

– подбирать иллюстрации к литературному произведению;

– создавать рисунки-иллюстрации к произведениям;

– выражать эмоции и настроение в процессе чтения. 

Обучающийся получит возможность научиться:

1 класс

– воспринимать эмоциональное содержание художественных текстов;

– выделять доминанту характера животных –героев народных сказок и передавать ее в чтении;

– выражать чувства, передавать настроение в стихотворении;

– инсценировать несложные произведения.

Содержание программы

1 класс (33 часов)

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие  на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий.

Чтение вслух. Чтение про себя. Формирование навыков чтения на основе аналитико-синтетического звукобуквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм при предварительном

(в случае необходимости) подчеркивании случаев расхождения произношения и написания слов. Создание мотивации перечитывания: с разной целью, разными интонациями, в разном темпе и разном настроении, с различной громкостью. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру текстов). Умение находить в тексте необходимую информацию.

Говорение (культура речевого общения). Письмо (культура письменной речи). Диалогическое общение: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Освоение норм речевого этикета.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Передача впечатлений из повседневной жизни в рассказе (описание). Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. Особенности письменной речи: оформление, соответствие содержания заголовку. Мини-сочинения на заданную тему.

Работа с разными видами текста. Общее \представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее

названию и оформлению. Умение работать разными видами информации.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение его с содержанием. Знакомство с общими особенностями учебного и научно-популярного текста. Определение главной мысли текста.

Библиографическая культура. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Первое знакомство с книгой. Название произведения (заголовок). Автор в литературном произведении (поэт, писатель). Определение примерного содержания книги по заглавию, автору и иллюстрациям. Общее представление о стихотворной и прозаической речи. Начальные навыки ориентирования в книге по заглавию, оглавлению, иллюстрациям. Литература вокруг нас. Широкий мир книг и чтения. Книга учебная, художественная, справочная. Создание условий для выхода младших школьников за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотеки к работе на уроках.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его соотношения с содержанием. Знакомство с общими отличиями литературного текста от фольклорного. Фольклор разных народов. Анализ поступков персонажей (с помощью учителя). Характеристика героя произведения. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героев и события. Понимание эмоционального и нравственного содержания прочитанного. Сравнение разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Воспроизведение текста (по вопросам учителя) или эпизода. Рассказ по иллюстрациям, пересказ. Определение главной мысли текста, озаглавливание, деление текста на части.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Чтение и литература. Что такое литература. Бытовой текст (вывеска, этикетка, записка) и литература. Литература художественная и научная. Что делает писатель, а что ученый (сравнение на основе наблюдения за текстами в книге для чтения, в учебниках по математике и естествознанию, в словарях и энциклопедиях).

Стихи и проза. Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении в литературе. Практическое ознакомление с рифмой. Название произведения (заголовок), автор (поэт, писатель), персонажи (действующие лица), герои (главные действующие лица)  Понятие о монологе и диалоге в литературе.

Литература и устное народное творчество (фольклор). Устное народное творчество и литература. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора в народном произведении. Устная передача, вариативность текста, работа собирателей фольклора, литературная обработка. Обзорное знакомство с малыми фольклорными жанрами:

колыбельная песня, потешка, прибаутка, побасенка, небылица, считалка, загадка, пословица, поговорка, скороговорка, частушка.

Практическое назначение малых жанров фольклора, определяющее особенности их

формы. Практическое освоение жанра загадки. Знакомство с жанром кумулятивной

сказки (сказки-цепочки).

Жанр художественного произведения. Общее представление о жанрах: сказка, рассказ, стихотворение. Практическое различение.

Рассказ. Герой или система героев (главные и второстепенные персонажи). Сравнительный анализ героев. Сравнение позиции автора и его героя. Нахождение средств выражения авторской оценки изображаемого. Смысл заглавия.

Стихотворение. Особенности поэтического взгляда на мир. Практическое ознакомление с ритмом и рифмой. Нахождение рифмующихся слов. Проговаривание ритма.

Сочинение рифмовок. Подбор рифм, сочинение стихов по заданным рифмам.

Сказка. Постоянная композиция сказки. Традиционные герои русских народных сказок. Постоянные эпитеты для характеристики героев, событий, природы. Виды сказок

(о животных, волшебные, бытовые ). Что делает сказкой сказку без волшебства. Волшебные предметы. Особенности чтения и рассказывания сказок. Сочинение сказок

в соответствии с начальными представлениями о законах жанра.

Средства художественной выразительности (способы выражения авторского отношения к изображаемому ). Название произведения. Система героев (главные действующие лица). Второстепенные персонажи. Характеристика героев. Портрет. Речь. Понятие о монологе и диалоге в литературе. Сюжет. Наблюдение за развитием сюжета:

завязка, кульминация, развязка событий. Обнаружение приемов выразительности

в процессе анализа текста. Первичные представления о сравнении как основополагающем приеме. Практическое освоение понятий (без обязательного употребления терминов):

эпитет, олицетворение, антитеза (противопоставление, контраст), повтор, звукопись.

Подбор синонимов, антонимов к словам из текста. Наблюдение за изменением смысла высказывания. Использование в устной речи образных выражений из текста. Умение самостоятельно подбирать точные сравнения для характеристики предметов и явлений. Сочинение загадок.

Сюжет. Наблюдение за развитием сюжета: завязка, кульминация, развязка. Эмоциональное восприятие событий произведения. Эмоциональная передача событий. Домысливание текста. Придумывание интересной завязки, развязки.

Герой и его характер. Характеристика персонажей, оценка их поступков. Подбор слов-определений для характеристики героев. Построение доказательного высказывания. Применение выразительных средств при передаче своего отношения к персонажам. Рассказывание от первого и третьего лица о литературном герое.

Эмоциональный тон произведения. Понимание общего характера произведения, его

тональности. Сочинение противоположных по эмоциональному настрою частей текста.

Соответствие эмоционального отклика читателя замыслу писателя (поэта). Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть, при рассказе о нем: использование голоса (нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударении ) и несловесных средств (мимики, движений, жестов). Определение общего характера произведения, его тональности. Определение шуточного ( юмористического), торжественного (героического) характера произведения, задумчивый (лирический) тон произведения.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Чтение по ролям. Инсценирование произведения со свободным использованием текста. Игра в театр. Устное словесное рисование с опорой на картину, по иллюстрации к произведению или на основе личного опыта. Знакомство с различными способами

работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно_

следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий).

Круг чтения первого года обучения

Малые жанры фольклора

Потешки, побасенки, считалки, скороговорки, частушки, поговорки, пословицы, загадки.

Русские народные сказки

«Репка», «Терем мышки»*, «Курочка ряба», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Волк и козлята», «Маша и медведь», «Лисичка-сестричка и волк»*, «Кот и лиса», «Гуси-лебеди»*, «Лиса и козел»*, «Лиса и журавль»*, «Зимовье зверей»*.

Зарубежные народные и авторские сказки

«Красная Шапочка», «Три поросенка»,братья Гримм «Бременские музыканты»,

Ш. Перро «Золушка, или Хрустальная туфелька»*, Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине»*.

Русские писатели и поэты

А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, Ф. Туманский*, А.К. Толстой, С. Есенин,

К. Бальмонт, И. Бунин. Л. Толстой «Азбука», «Косточка», «Лгун»,«Отец и сыновья», «Мальчик играл...»*, «Два товарища»*, «Орел»*, «Пожарные собаки»*; К. Ушинский «Утренние лучи», «Лиса Патрикеевна»; М. Горький «Воробьишко».

Современная русская и зарубежная литература

К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто, Д. Хармс, С. Михалков, Б. Заходер, В. Берестов, И. Токмакова*, Е. Благинина*,( * Звездочкой обозначены произведения, помещенные в хрестоматии.) Э. Мошковская*, Ю. Мориц, Р. Сеф, Е. Серова, И. Пивоварова, М. Бородицкая*, В. Орлов, В. Лунин, С. Махотин, М. Яснов, А. Усачев*, Н. Орлова, С. Пшеничных, Тим Собакин*, Н. Ламм, П. Барто*, Л. Фадеева, Н. Друк; Г. Виеру, З. Зелк*, Дж. Чиар_ди*, Ян Бжехва*. М. Цветаева, В. Инбер, М. Исаковский*, Н. Рыленков, Н. Рубцов, Л. Друскин, К. Некрасова*; П. Неруда, японские трехстишия. Е. Чарушин «Волчишко», «Томка испугался»; Н. Сладков «Свиристели», «Деревья»*, «Певица»*, «В конце таинственного следа...»*, «Медвежья горка»*; М. Пришвин «Золотой луг», «Лисичкин хлеб»*; Г. Снегирев «Про пингвинов»*; В. Панова «Сережа» (отрывок); Ф. Кривин «Муравей»*, «Ночь»*, «Любовь»*; Н. Носов «Затейники»; В. Драгунский «Друг детства», «Тайное всегда становится явным», «Он живой и светится…»*; Ю. Коваль «Воробьиное озеро», «Алый»*; Э. Успенский «Про Веру и Анфису»; Г. Остер «Задачи», «Это я ползу» (отрывок), «Середина сосиски», «Хорошо спрятанная котлета», «Одни неприятности»*, «Эхо»*, «Где лучше бояться»*; Е. Чеповецкий  «Непоседа, Мякиш и Нетак» (отрывок); И. Пивоварова «Секретики», «Сочинение»*. Дж. Родари «Приключения Чиполлино» (отрывок), «Откуда берутся день и ночь?»; А. Милн «Винни Пух и все_все_все» (отрывок); Д. Биссет «Под ковром», «Шшшшш!»*,«Блэки и Реджи»*.

ВАРИАНТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ1

1 класс (33 часа)

Глава 1. Книги – твои друзья (4 часа)

Что такое книга. Книга в нашей жизни. С. Морозов, С. Маршак. Стихотворения. «Что ты любишь делать с книгами?» (авт.текст). Кто в книгах живет. Герои, созданные фантазией и воображением писателя. «Под ковром» (по Д. Биссету). Особенности поэтического текста. Работа с понятиями «рифма», «поэзия», «проза». Д. Хармс «Я проснусь…», К. Чуковский «Мойдодыр» (отрывок). «Когда ты берешь книгу…» (авт. текст). Связь книги с самыми разными сторонами человеческой жизни. Разница между читателем, слушателем, зрителем. История рождения книги. Лента времени. Ориентация в структуре книги. «Как устроена книга…» (авт. текст), В. Берестов «Читалочка», «Я купил билет в библиотеку…» (авт. текст). Фантазия и воображение в фольклорных и авторских текстах. Проверь себя. «Твой день. Здоровье в порядке- спасибо зарядке». В. Лунин «Я видела чудо». Проверь себя.

Глава 2. Путешествие в мир Литературы(4 часа)

Чтение и литература. Разница бытового чтения и художественной литературы. Задачи Г. Остера. Г. Остер «Я ползу». Автор, герой, персонаж. Малые жанры фольклора: загадка, скороговорка, считалка, пословица, поговорка. Б. Заходер «Пошел Сережа в первый класс...», Г. Виеру «Сколько звезд на ясном небе…», скороговорки, загадки народные и авторские. Литературный герой, его имя, характер. А. Милн «Винни Пух и все_все_все», К. Чуковский «Барабек», Угадайте-ка, Е. Чеповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак», С. Махотин «Плохая привычка». Различение научного и художественного текстов. Художественное и научное описание. Проверь себя.

Глава 3. Долина рассказов: тайна за тайной (4 часа)

Формирование первичных представлений о рассказе как о литературном жанре. Персонажи рассказа и главный герой. Л. Толстой «Косточка». Понятие о сюжете рассказа: завязка, кульминация, развязка. Автор и его герой. Г. Остер «Середина сосиски», «Хорошо спрятанная котлета», Е. Чарушин «Томка испугался». Различение фольклора и авторской литературы. Малые жанры фольклора. Средства выражения авторского отношения к герою. Отличие авторской позиции от позиции героя. Прибаутка. Побасенка. Н. Ламм «Червяк», Н. Рубцов «Воробей», М. Горький «Воробьишко».  Художественное описание. Средства выражения авторского отношения к описываемому. Ю. Коваль «Воробьиное озеро», В. Лунин «Стеклышко», И. Пивоварова «Секретики». Средства выражения авторского отношения к герою. Отличие позиции автора от позиции героя. Проверь себя. А. Барто «Я одна ничья сестра…», В. Орлов «Кто кого обидел первый…», В. Берестов «Гляжу с высоты…», Л. Фадеева «Мне понравилось стоять».

Глава 4. Сады поэзии: из чего растут стихи (6 часов)

Поэзия как особый взгляд на мир. Поэтические тайны: шуточная и взрослая. И. Пивоварова «Тайна», Л. Друскин «Беру я вещи в руки осторожно…». Выявление характера героя рассказа. В. Драгунский «Друг детства». Определение эмоционального настроя стихотворения. Поэтические сюрпризы. М. Яснов «Горести_печалести», А. Барто «Вот так защитник», «Мишка», «Думают ли звери», Б. Заходер «Я, на все махнув рукой…», Е. Серова «Надо к пятнице Егорке…». Признаки художественного текста. Олицетворение как художественный прием. В. Инбер «Оттепель, оттепель…», Н. Орлова «Дерево_жираф», Л. Друскин «Там ива, опираясь на костыль…». Прием олицетворения в сказке. Дж. Родари «Приключения Чиполлино». Загадки. Прием олицетворения в авторской поэзии. А. Пушкин «Унылая пора!..», К. Бальмонт «Осень». Прием сравнения в загадке. Загадки. Е. Серова «Если мы растем на ели…», Р. Сеф «На свете все на все похоже…». Характер литературного героя. Трудности существовании. В. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты). Проверь себя.

Глава 5. Сказочные дорожки: твой путеводитель (6 часов)

Сказки народные и авторские. Русские народные сказки, законы сказок. Л. Друскин «Какие незнакомые предметы!». М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…». Авторские задания. Сказки о животных. «Лисичка_сестричка и волк», «Кот и лиса» (русские народные сказки). Сказки о животных. Обобщение читательского опыта. Возможен выход в библиотеку или работа с выставкой книг.  Особенности народных текстов в сравнении с авторскими. Потешка и авторское стихотворение. Звукопись в авторском стихотворении. Скороговорка. Пословицы. Сказочная область на карте Литературы. Повести Э. Успенского. Э. Успенский «Про Веру и Анфису» (отрывок). Поэтические приемы в стихотворении. И. Бунин «Листопад».  Законы волшебной сказки. «Гуси_лебеди» (русская народная сказка). Народные и авторские сказки. Сказки разных народов. «Красная Шапочка» в пересказе Ш.Перро.  Сравнение авторского и народного текстов. Авторское стихотворение и частушка. Проверь себя.

Глава 6. Открытия в литературе и фантазия в науке (9часов)

Характер героя в поэзии и в фольклоре. В. Берестов «Заяц_барабанщик», Н. Ламм «Заячья любовь». Автор -герой - читатель. Е. Чарушин «Волчишко», К. Ушинский «Лиса Патрикеевна». Различение художественного (сказочного) и научного текста. Научно-популярная литература. К. Ушинский «Утренние лучи», С. Пшеничных «Рассветает», «Прощание», Дж. Родари «Откуда берутся день и ночь?», В. Берестов «Ботаника», Н. Ламм «Зеленый репейник с собою возьму…». Поэзия в рассказе и стихотворениях. М. Пришвин «Золотой луг», В. Торчинский «Непослушный одуванчик», А. Пушкин «Цветок», А.К. Толстой «Колокольчики мои…». Ненаучное объяснение явлений. Ложь и фантазия. В. Берестов «Весенняя сказка», С. Пшеничных «И летом и зимою», П. Неруда «Книга вопросов», тексты из «Азбуки» Л. Толстого. Характер героя в юмористическом рассказе и стихотворении. В. Драгунский «Тайное всегда становится явным», Р. Сеф «Если ты ужасно гордый…». Фантазия в авторском произведении. Н. Носов «Затейники», Н. Друк «Сказка». Изобразительные возможности поэтического произведения. Ю. Мориц «Это- да! Это- нет!», Н. Рыленков «Все богатства русского пейзажа…» Проверь себя. Что читать летом.

Материально-техническое обеспечение предмета

Библиотечный фонд

Количество

Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 1 кл.  Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

«Учебная литература». Хрестоматия по литературному чтению. 1кл. / Автор-составитель В.Ю. Свиридова. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».

Свиридова В.Ю. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение». 1кл.- Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».

29

29

1

Печатные пособия

Наглядные пособия по литературному чтению

Таблица №1. Малые жанры фольклора

Таблица №2 Народные сказки

Таблица №3 Литературные сказки

Таблица №4 Ск4азки писателей России

Таблица №5 Сказки зарубежных писателей

Таблица №6 Самуил Яковлевич Маршак

Таблица №7 Корней Иванович Чуковский

Таблица №8 Владимир Григорьевич Сутеев

Таблица №9 Евгений  Иванович Чарушин

Таблица №10 Виталий Валентинович Бианки

Таблица №11 Агния Львовна Барто

Таблица №12 Книга о детях

Таблица №13 Читаем о животных

Таблица №14 Читаем о родной природе

Таблица №15 О Родине и родной природе

15

Технические средства обучения

классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц; 

экспозиционный экран;

 персональный компьютер;

 мультимедийный проектор;

Специфическое сопровождение

иллюстрации к литературным произведениям;

портреты писателей;

 репродукции произведений живописи;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая прграмма по литературному чтению 3 класс. программа "Начальная школа XXI век" Под ред. Н. Виноградовой.

В материале помещена рабочая программа по литературному чтению (3 класс)...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...

Пояснительная записка к рабочей прграмме по литературному чтению УМК "Планета знаний" 4 класс ФГОС

Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению УМК "Планета знаний" 4 класс ФГОС...

Рабочая прграмма по литературному чтению 1 класс УМК "Перспектива"

Цель рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС:развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстам...

Предмет: литературное чтение Класс: 1 класс УМК: «Школа России» Тема урока: «Мягкий и твёрдый согласные звуки [ф’], [ф ] буквы Ф, ф(эф)».

               Данный урок   разработан в ТДМ.     В начале урока была проведена подготовка обучающихся к работе, был озвуч...