Музыка весны в стихах Ф.И.Тютчева.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Ступина Татьяна Михайловна

Бинарный урок литературного чтения и музыки во 2 классе , проведённый одновременно учителем начальных классов Ступиной Т.М.и учителем музыки Кожевниковой М.А. Девиз урока : "Поэзии и музыки союз"!

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

         Бинарный урок по литературному чтению и музыке

                             Стихи Ф.Тютчева о весне

                             Поэзии и музыки союз!

                                  12 марта 2013 год

                                        2 «б» класс

                           ГБОУ СОШ № 8 «Музыка»

               Учитель начальных классов: Ступина Т.М.

                     Учитель музыки: Кожевникова М.А.

                            Формируемые универсальные учебные действия:

                                               личностные результаты:

  • развитие мотивации учебной деятельности, интереса к новому;
  • развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

                                           метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД
  • - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;
  • - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
  • познавательные УУД
  • - строить рассуждения;
  • - обобщать, делать выводы.
  • коммуникативные УУД
  • -строить понятные для партнёра высказывания;
  • - владеть диалогической формой речи.
  • ввести учащихся в мир образного языка искусства, показать взаимосвязь уроков литературного чтения и музыки;
  • показать многомерность и гармоничность окружающего мира, силу слова;
  • помочь учащимся почувствовать музыку природы, внутренним зрением увидеть природу в музыке.
  • .Способствовать развитию у учащихся умения видеть образы в литературе и музыке.

                                Характеристика деятельности учащихся:

  • познакомиться  с произведением классической литературы о зиме;
  • учиться  выразительно читать стихи;
  • видеть красоту зимней природы вокруг, в стихах, на  картинах;
  • воспитывать любовь к природе;
  • активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения,
  • раскрыть авторское  отношение к природе,
  • способствовать развитию воображения, связной речи,  художественного литературного вкуса, навыков формулирования выводов, умения   анализировать;
  • воспитывать чувство прекрасного , интерес к слову.
  • оценивать свои достижения и достижения товарищей

               При конструировании современного урока всё чаще используются нетрадиционные формы и методы обучения. Одной из нетрадиционных форм обучения являются бинарные уроки. Слово "бинарный" происходит от латинского слова"bis". Бинарный урок ведут одновременно два учителя по какой - то теме. Поэтому важно совместное тщательное планирование урока. Немаловажную роль играет и психологическая совместимость учителей, ведущих бинарный урок. Такие уроки требуют большой подготовки, поэтому их не нужно проводить часто. Бинарные уроки - одна из форм реализации межпредметных связей, чаще всего проводятся на этапе творческого применения знаний.

              Сущность бинарных уроков заключается в том, что создается многогранная связь между отдельными дисциплинами школьного учебного процесса. Обращаясь к бинарности, как целостному восприятию учебного материала мы увидели ряд преимуществ:
              1. Окружающий мир познается учащимися в многообразии и единстве, так предметы школьного цикла не дают представления о целостном явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
            2. Форма проведения бинарного урока увлекательна и нестандартна. Использование различных видов деятельности на уроке дает возможность учащимся поддерживать внимание на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающем эффекте обучения. Бинарные уроки повышают потенциал ребят, побуждают их к активному познанию мира, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Данные уроки способствуют развитию речи, формируют умения сравнивать, обобщать и делать выводы.
           3. Бинарные уроки дают возможность самореализовываться в творческом процессе учителю, способствуют раскрытию талантов учеников.

           Бинарный урок основывается на межпредметных связях, интеграции предметов, предполагает использование сплава из различных педагогических технологий. Является важным этапом в формировании мировоззрения учащихся, развитии их мышления. Ведут его два или несколько специалистов-предметников. Я.А. Каменский сформулировал так называемое золотое правило успешного освоения материала: "Пусть предметы сразу схватываются несколькими чувствами, зарисовываются, чтобы запечатлеваться через зрение и действие руки... всеми средствами нужно воспламенять жажду знаний и пылкое усердие к учению". Бинарные уроки являются одной из форм реализации этого "золотого правила". Также в настоящее время большое внимание уделяется задачам формирования коммуникативной компетенции учащихся.

                                     

                                    Порядок подготовки бинарных уроков:
        1-й этап. Проводится анализ учебного материала двух и более дисциплин, с целью определения общей темы, которая будет основой такого урока.

       2- й этап. Совместное тщательное планирование педагогами хода урока, в котором четко будет определена роль каждого из них. Необходимо знать, что такой урок должен состоять из дополняющих друг друга, но не дублирующих частей из разных предметов. Хорошо, если будут разработаны задания, которые дадут учащимся возможность, используя изученный материал на двух и более предметах, творчески применить знания, навыки и умения, решить доступные им проблемы на основе взаимодействия, увидеть результаты своего труда и в итоге получить от занятия радость и удовлетворение.
     3- й этап. Подведение итогов. Оценивание и оформление результатов деятельности учащихся.

                         Бинарный урок помогает в решении следующих задач: 

  • развивает сотрудничество педагогов, способствует сплочению педагогического коллектива;
  • расширяется кругозор у учащихся и педагогов;
  • интегрирует знания из разных областей;
  • способствует формированию у учащихся убеждения в связности предметов, в целостности мира;
  • служит средством повышения мотивации к изучению предметов, т. к. создает условия для практического применения знаний;
  • развивает у обучающихся навыки самообразования, потому что подготовку к уроку учащиеся частично могут осуществлять самостоятельно и во внеурочное время;
  • развивает аналитические способности и изобретательность;
  • обладает огромным воспитательным потенциалом;
  • позволяет учащимся принимать решения в творческих ситуациях.

                 Трудности при планировании бинарного урока:

  1. Теоретически недостаточно хорошо разработана технология проведения бинарного урока. Педагогам часто приходится действовать наобум, учиться на собственных ошибках.
  2. Требует длительной подготовки (поэтому их невозможно проводить часто), полной психологической и методической совместимости педагогов.
  3. Сложно урегулировать организационные моменты - подстроиться под расписание учебного заведения, решить вопрос об оплате труда педагогов.
  4. Нет четкости в вопросе, по какому предмету выставлять оценку, полученную учащимся на этом занятии.

1.Постановка темы урока

Всё,  что  сегодня  услышим,

Пусть  мимо  вас  не  пройдёт.

Будем  добрее  друг  к  другу.

Счастье,  удача  вас  ждёт.

Будет  урок  необычным,

Его  мы  вдвоём  проведём.

Будьте  внимательны,  дети,

Работать  скорее  начнём!

- Сегодня у нас необычный урок. Проведем его мы вместе с учителем музыки Кожевниковой М.А.

- А почему мы решили так сделать , вы скажите чуть позже.

- Прочтите эпиграф к нашему уроку:

Поэзии и музыки союз!

Для наших душ союз вдвойне священный!

                                У.Шекспир

-Наши поэты и композиторы разными средствами могут нарисовать одну и ту же картину природы. Только поэт это делает словом , стихотворной строкой , а композитор – музыкой. Сегодня на уроке мы будем говорить о природе и словом , и звучанием муз. Музыка с помощью средств выразительности помогает создать более полный образ  , созданный поэтом.

2.Постановка целей и задач урока.

- А о каком образе мы сегодня будем говорить , вы узнаете , отгадав загадку:

Если речка голубая пробудилась ото сна

И бежит в полях , сверкая ,-

Значит , к нам пришла (весна)!

Если снег везде растаял , и трава в лесу видна ,

И поет пичужек стая –

Значит , к нам пришла (весна)!

Если солнце разрумянит наши щеки докрасна ,

Нам еще приятней станет –

Значит , к нам пришла (весна)!

-Что слышите в слове весна? (радость , обновление , очищение , возрождение…)

-Как называли на Руси весну?(красна девица)

-Сегодня на уроке хочу вам предложить понаблюдать , как видит весну известный русский поэт Федор Иванович Тютчев.

3.Слово о поэте.

-Тютчев был романтиком. Свой романтизм он вкладывал в изображение природы. Природа у Тютчева изменчива , динамична. Она не знает покоя , насыщена звуками , красками , запахами. Особенно его привлекали переходные моменты . Природа в его стихах одухотворена , словно живое существо , она дышит , радуется .

4.Знакомство со стихотворением «Зима недаром злится»

-И сейчас вы все это услышите.

-Давайте закроем глаза и внимательно послушаем.

Прослушивание аудиозаписи стихотворения Ф.Тютчева «Зима недаром злится» в исполнении О.Табакова

Tyutchev_Fedor-chitaet_Oleg_Tabakov_-_Zima_nedarom_zlitsya(download-song.ru).mp3

5.Анализ стихотворения

- Какие картины увидели , слушая это стихотворение?

-Хочет ли Зима уходить? Какое у нее настроение? (карточка со словом злится)

-Возможно ли ей еще остаться?

-Каким словом Тютчев назвал приход Весны? (стучится и гонит)

-В 3 строфе найдите слова , передающие настроение Зимы и Весны.(карточки со словами: хлопочет , ворчит , хохочет , шумит)

-Какими словами автор показал , что Зима просто так не сдастся? (взбесилась , пустила снегом ,убегает)

-А что же Весна? (умылася в снегу , румяней стала)

-В  чьем образе Зима?Весна? (ведьма злая , прекрасное дитя)

-Какой прием использовал Тютчев? (олицетворение)

На доске две картины: Зима и Весна.

Дети прикрепляют карточку со словом к подходящему образу Зимы или Весны.

Зима:                                       Весна

злится                                      стучится

хлопочет                                 гонит

ворчит                                     хохочет

взбесилась                             шумит

убегает                                    умылася в снегу

пустила снегом                     румяней стала

ведьма злая                           прекрасное дитя

-Докажите , что вся природа на стороне Весны.

-Какой прием использует автор? (противопоставление)

-На чьей стороне автор?

-Возможно ли Зиме остаться? Почему?

6.Весна в музыке. Выступления детей.

- Когда кончаются слова, начинается музыка. С наступлением каждого времени года у нас появляются новые чувства и настроения. Сегодня мы поговорим о том , как чувствуют весну в своих произведениях великие композиторы и музыканты: Бах , Гайдн и Бетховен. Многие из них написали музыкальные циклы «Времена года». Всем известна музыка Вивальди ,где чередой звучит и осень , и зима , и лето ,и ,конечно , весна. В музыке Вивальди нет названий месяцев ,но есть в каждом времени года 3 части ,где мы слышим и перезвон капели, и весенний ветер ,  и шумный птичий гам. Вивальди передавал признаки весны звучанием скрипок , флейт и других инструментов , различными музыкальными приемами ,разнообразным ритмом и темпом. Он к каждой части музыкального произведения писал стихи. Прежде чем играть , музыкант мог прочитать пожелания композитора , чтобы лучше понять и исполнить произведение. «Времена года» Вивальди – это 12 скрипичных концертов , каждому концерту соответствовал сонет , своего рода это была литературная программа ,автором стихов являлся сам Вивальди. Весна: 1 часть Пришла весна 2 часть Спящий петух 3 часть Деревенский танец.

- А теперь послушаем , как тема весны звучит в музыке. Ребята подготовили для нас исполнение произведений на различных музыкальных инструментах.

-А в знаменитом и всеми любимом произведении П.И.Чайковский не только обозначил месяцы для каждой пьесы цикла ,но и дал название «Подснежник» , «Песня жаворонка» , «Белые ночи» ,а еще и нашел поэтический эпиграф: «Какое волшебство наша весна своей внезапностью , своей роскошной силой! Как я люблю , когда по улицам потекут потоки тающего снега , и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее! С какой любовью приветствуешь первую зеленую травку! Как радуешься прилету грачей , жаворонков и других заморских гостей!»

 Поэтические эпиграфы к каждой пьесе цикла «Времена года» принадлежат перу лучших русских поэтов : Пушкин , Вяземский , Майков , Фет , Плещеев , Кольцов , Жуковский , Некрасов , Толстой.

Исполнители:

Тихонова Ксения Моцарт «Майская песенка»

Ефимова Диана «Цыплятки»

Пименова Полина «Ручеек»

Демина Василиса

(Дети исполняют муз.произведения и анализируют их)

7. Знакомство с романсом Рахманинова на стихи Ф.Тютчева «Весенние воды»

-Народная мудрость гласит , что в природе 3 весны : март - весна света , апрель – весна воды , а май – весна цвета.

Март – весна света.

                   Апрель- весна воды.

                                                                           

       Май – весна цвета.

- Многие замечательные стихи наших русских поэтов были положены на музыку. Так родились незабываемые романсы. Сегодня мы познакомимся с романсом Рахманинова на стихи Тютчева «Весенние воды».

-С.В.Рахманиновым написано более 80 романсов , большинство из них на стихи поэтов-лириков 19-20 веков. В романсах Рахманинова образы природы помогают воплотить бурные и страстные чувства. Это романсы виртуозного характера , их отличает широта формы , сочность красок ,блеск и сложность фортепианного изложения. В таком стиле был написан романс «Весенние воды». Время написания романса одно из самых счастливых периодов жизни композитора. Он только что блестяще окончил консерваторию. Сам Чайковский на экзамене поставил своему «музыкальному внуку» пятерку с тремя плюсами! Очевидно настроение того периода жизни отражено в музыке Рахманинова.  Это музыкальная картина русской весны , поэма торжественных радостных чувств . В вокальной партии господствуют призывные мелодические обороты. Блестящая концентрирующая партия фортепиано очень содержательна и играет чрезвычайно важную роль. Уже вступительная фраза воссоздает атмосферу весны , рождая образ весенних потоков. Эта фраза развивается на протяжении всего романса.

-А теперь послушайте романс Рахманинова на стихи Тютчева и скажите , какую весну изобразил композитор.

рахманинов романс весенние воды mp3 музыка бесплатно.htm

Обсуждение.

8.Исполнение песни.

9.Итог урока.

-Давайте обратимся к эпиграфу урока. Почему же союз музыки и поэзии неразделим?

На доске :

«Я русский человек , и русская природа любезна мне и я ее пою.» В.Гусев

       

-Эти слова принадлежат поэту Виктору Гусеву ,  их целиком  можно отнести к русским поэтам  и композиторам , которые изображали яркие картины русской природы.

10.Рефлексия

-А теперь  раскрасьте свою нотку так , какое настроение от этого урока   и поместите на нотный стан

                                                                                                   

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Образы зимы и весны в стихотворении Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»

Цель урока:- раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения; продолжить работу над содержанием понятий «лирический герой», «образ»;- учить выразительному чтению стихов, формировать навыки анал...

Презентация к уроку на тему олицетворение и контраст в стихах Ф. И. Тютчева «Зима не даром злится»

Презентация к уроку литературного чтения УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс...

Урок литературного чтения " Стихи Ф.И.Тютчева"

Презентация знакомит с жизнью и творчеством поэта.В презентацию включены упражнения для подготовки речевого аппарата....

План-конспект урока "Образы Зимы и Весны в стихотворении Ф,И, Тютчева "Зима недаром злится"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Образы Зимы и Весны в стихотворении Ф.И. Тютчева "Зима недаром злится". Цель урока показать пример особого взгляда на природу с точки зрения поэта Ф.И....

Конспект урока по литературному чтению на тему: «Стихи Ф.И. Тютчева о весне» 2 класс

Конспект урока по литературному чтению.Тема: "Стихи Ф.И. Тютчева о весне"  Цели деятельности учителя: познакомить учащихся  со стихотворениями Ф. Тютчева о весне; учить анализировать пр...

Урок литературного чтения в малокомплектной школе по теме : 4 класс: «С. А. Клычков. «Весна в лесу» 2 класс: «Стихи Ф.И.Тютчева о весне».

Технологическая карта  однотемного урока по литературному чтению во 2 и 4 классах малокомплектной школы  по теме "Стихи о весне". УМК "Школа России" в соответствие с треб...

Конспект урока по литературному чтению «Стихи Ф.И. Тютчева о весне»

Конспект урока по литературному чтению «Стихи Ф.И. Тютчева о весне»...