Конспект урока по литературному чтению «Стихи Ф.И. Тютчева о весне»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению «Стихи Ф.И. Тютчева о весне»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit._cht.docx129.16 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Бубнова Е.Н.

Предмет: литературное чтение

Класс:  2 Г

Тип урока: урок «открытия новых знаний»

Учебно-методический комплекс:  «Школа России»

Тема

«Стихи Ф.И. Тютчева о весне»

Цель

Познакомить учащихся со стихотворениями Ф.И. Тютчева о весне, показать целостность поэтического образа, обратить внимание детей на специфику выражения языка поэзии

Задачи

  • учить анализировать поэтические произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроения
  • формирование у детей навыков осознанного чтения;
  • формирование навыков работы над поэтическим произведением: разбор поэтических приемов,
  • расширение лексических знаний о слове;
  • расширить знания об окружающем мире;
  • воспитание чувства прекрасного на примерах произведений поэтов и художников.

Формируемые УУД

Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение; развивать интерес к  учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

Прогнозировать результат решения практической  учебной задачи, оценивать её по критериям.  Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины,  намечать путь  исправления.

Познавательные:  ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем), развитие умений использовать при  вычислениях черновик, находить рациональные пути решения.

Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль  и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения. Продолжать учиться работать в парах и группе.

Планируемый результат

Предметные:  учащиеся получат возможность научиться анализировать лирическое стихотворение.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий;  формирование положительного отношения к предмету математики, проверять задание и вносить корректировку.

Метапредметные:  

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок..

Коммуникативные УУД:Строить монологическое высказывание, используя математические термины, учиться  оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД:Определять взаимосвязь между действиями умножения и деления и обосновывать своё мнение; уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Средства обучения:

Учебник: «Литературное чтение» 2 класс (авторы Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А.), проектор, мультимедийная доска,презентация, листы с заданиями для учащихся

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

1. Самоопределение к деятельности

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Начинаем наш урок.

Эмоциональный настрой.

-Ребята, давайте послушаем прекрасную музыку

-Музыка Чайковский Времена года Весна и картинки о весне.(слайд 2-7)

- Какие чувства появились у вас в душе?

- Поделитесь своим мнением о весне.

Здороваются с гостями.

Настраиваются на урок

Предполагают.

Отвечают.

Биографии поэта Рассказ ученика

Работа в парах.

Выполняют задание на карточке.

Предполагают.

Отвечают.

Работа в группах.

Проверка.

Повторяют движения под музыку

Отвечают.

Выразительное чтение

Самостоятельная работа

Предметные:  учащиеся получат возможность научиться анализировать лирическое стихотворение.

Формируемые УУД        Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение; развивать интерес к  учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

Прогнозировать результат решения практической  учебной задачи, оценивать её по критериям.  Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины,  намечать путь  исправления.

Познавательные:  ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем), развитие умений использовать при  вычислениях черновик, находить рациональные пути решения.

Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль  и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения. Продолжать учиться работать в парах и группе.

2.

Актуализация знаний

3. Постановка учебной задачи, определение темы и целей урока.

4.

Знакомство с биографией писателя.

5.

 Работа со стихотворением.

6.

Физминутка

7. Рефлексия

8. Запись домашнего задания

- Послушайте стихотворение:

То мороз, то лужи голубые,

То метель, то солнечные дни.

На пригорках пятна снеговые

Прячутся от солнышка в тени.

Над землёй- гусиная цепочка,

На земле — проснулся ручеёк,

И зиме показывает  почка

Озорной, зелёный язычок.

- Какому времени года посвящено стихотворение? 

- Почему урок начался с этого стихотворения? (Мы будем говорить о Весне)

- Скажите, пожалуйста, произведения какого раздела мы начали изучать на прошлом уроке? («Люблю природу русскую. Весна!»)

- Какие именно произведения изучаются в этом разделе?

- Скажите, а как стихотворения называются ещё? (поэзия) А как называются писатели, которые пишут стихотворения? (поэты)

-Каких поэтов вы знаете?

- Как вы думаете, какая тема урока?

- Многие поэты посвятили весне свои произведения. Я хочу познакомить вас с произведением замечательного русского поэта Ф.И. Тютчева, который является нашим земляком. (Тема урока: Стихи Ф.И. Тютчева о родной природе.)

СЛАЙД 2 - 8 (включить фото) Сначала музыка, потом фото. По 10 сек. считать

- Федор Иванович Тютчев  родился 5 декабря 1803 года в старинной дворянской семье, в имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. ( Лера)

- Ф.И. Тютчев начальное образование получал дома. Он изучал поэзию Древнего Рима и латынь. Затем он учился в университете Москвы на отделении словесности. ( Артем)

-Стихи Тютчев начал писать еще подростком. Поэт написал около 400 стихотворений.  Самая любимая его тема  - Тема природы.

- Умер  в Царском Селе, похоронен в Петербурге. В настоящее время в селении Овстуг расположен музей – усадьба его имени

- Мы были с вам на экскурсии в усадьбе Ф,И, Тютчева , поделитесь своими воспоминаниями, что вам больше всего запомнилось?

Работа с текстом

- Сегодня работаем на стр. 110-111 учебника. Здесь представлены 2 стихотворения о весне. Давайте более подробно остановимся на первом поэтическом  произведении.

ПРОСЛУШИВАНИЕ  АУДИОЗАПИСИ (слайд 14)

- Ребята, понравилось ли вам это стихотворение? Чем?

- А для того, чтобы нам лучше понять стихотворение, выясним значение трудных слов. Но вот беда значения слов поменялись местами. Ваша задача – соединить слово и его значение в паре.

Карточка. СЛАЙД. 15

хлопочет           звон церковных колоколов вособых  торжественных случаях                                                                              

взбесилась            вопреки

                              против

наперекор             очень сильно разозлилась

трезвон                 еще больше

пуще                     заниматься чем-то очень усердно

Проверим. СЛАЙД 16

-А теперь прочитайте стихотворение сами, в слух.

(Милана, Софья, Даша, Карина, Полина)

- Какие картины природы описаны автором?(встреча зимы и весны, пение жаворонков)

- Какие образы создает поэт? (Зимы и весны)

- Как названа зима? (Ведьма злая)

- А весна? (Прекрасное дитя)

 - Кто помнит, как называется такой поэтический приём, когда предметы изображаются, как живые существа (олицетворение).СЛАЙД 17 прочитать

Чтение учеников ( Лиза, Диана, Артем З., Артем П., Дима)

- Сейчас при повторном чтении, попробуйте записать слова, которые обозначают действия Зимы   и Весны.

Весна                         Зима

 Хохочет                        хлопочет

Шумит                           ворчит

Умылася                       взбесилась

Румяней стала              пустила снежок

- Слова какой части речи вы написали.

- Автор использует глаголы, противоположные по настроению, по отношению к герою).

- Как вы думаете, почему для описания весны автор использует ласковые, добрые слова, а для описания Зимы  наоборот.Как Тютчев относится к Зиме, Весне?

Такое яркое противопоставление  - называется контрастом. Для чего  Тютчев в этом стихотворении  использовал данный прием – контраст для того, чтобы показать противоборство, противостояние добра и зла, новизны и прошлого.

Психофизиологическая разминка «СОЛНЫШКО»

- Ребята, весна победит зиму?

- Когда весна вступает в свои права?

- Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним произведением нашего земляка стихотворением «Весенние воды»

  1. - Прочитайте стихотворение самостоятельно
  2. – Как вы понимаете название стихотворения?
  3. – Откуда берутся ручьи?
  4. – Какие слова вам были непонятны?

- Читаем в слух по 4 строчки ( Алена, Костя, Ваня)

- Понравилось ли вам это стихотворение? Чем?

 - О каком периоде весны в них говорится? (ранняя весна)

 - Что значит  «гласят»?

Ребята, а сейчас мы прочитаем это стихотворение хором по рядам. Начиная с 1 ряда и по 4 строчки.

Итогом урока будет ваша самостоятельная работа

- Заполните пропуски. СЛАЙД 17

ФИ_______________________

Я прочитал стихотворение ____________________ .

В этом стихотворении автор показал ____________.

 Поэт сумел передать______________ настроение.

 Это стихотворение  вызывает во мне ______чувство, потому что __________________________ .

Мне понравилось (не понравилось) это стихотворение тем, что___________________________.

- Ребята, о каком поэте мы с вами сегодня разговаривали?

- С какими стихотворениями познакомились?

- В нашем классе есть выставка книг Ф.И. Тютчева, если кто –то захочет то на переменке можете подойти и посмотреть, а почитать такие книги можно в библиотеке.

- Как поэт относится к своей Родине?

- Как вы относитесь к Родине?

Молодцы! Я с вами довольна. Вы сегодня все хорошо поработали.

- Оцените свою работу. У вас на столах лежат солнышки с разными смайликами, кто доволен своей работой приклейте солнышки с улыбкой, кто не очень, солнышко без улыбки, а кто совсем недоволен огорченное солнышко.

- Сегодня за урок вы получаете оценки… кому на что обратить внимание.

- ДЗ На выбор – выучить или выразительно прочитать понравившееся стихотворение Ф.И. Тютчева.

- Посмотрите за наше окошко


хлопочет                                                                                      

взбесилась            

наперекор

трезвон

пуще                    

звон церковных колоколов в особых  торжественных случаях    

против

очень сильно разозлилась

еще больше

занимается чем-то очень усердно

хлопочет                                                                                      

взбесилась            

наперекор

трезвон

пуще                    

звон церковных колоколов в особых  торжественных случаях    

против

очень сильно разозлилась

еще больше

занимается чем-то очень усердно

хлопочет                                                                                      

взбесилась            

наперекор

трезвон

пуще                    

звон церковных колоколов в особых  торжественных случаях    

против

очень сильно разозлилась

еще больше

занимается чем-то очень усердно

хлопочет                                                                                      

взбесилась            

наперекор

трезвон

пуще                    

звон церковных колоколов в особых  торжественных случаях    

против

очень сильно разозлилась

еще больше

занимается чем-то очень усердно

хлопочет                                                                                      

взбесилась            

наперекор

трезвон

пуще                    

звон церковных колоколов в особых  торжественных случаях    

против

очень сильно разозлилась

еще больше

занимается чем-то очень усердно

хлопочет                                                                                      

взбесилась            

наперекор

трезвон

пуще                    

звон церковных колоколов в особых  торжественных случаях    

против

очень сильно разозлилась

еще больше

занимается чем-то очень усердно

Запишите слова, обозначающие действия Зимы и Весны

ЗИМА

ВЕСНА

ЗИМА

ВЕСНА

ЗИМА

ВЕСНА

ЗИМА

ВЕСНА


ФИ______________________________________

Я прочитал стихотворение ________________________ .

В этом стихотворении автор показал _________________.

 Поэт сумел передать___________________ настроение.

 Это стихотворение  вызывает во мне ____________чувство, потому что __________________________ .

Мне понравилось (не понравилось) это стихотворение тем, что____________________________________________.

ФИ______________________________________

Я прочитал стихотворение ____________________ .

В этом стихотворении автор показал _________________.

 Поэт сумел передать__________________ настроение.

 Это стихотворение  вызывает во мне _____________чувство, потому что __________________________ .

Мне понравилось (не понравилось) это стихотворение тем, что____________________________________________.

ФИ_____________________________________

Я прочитал стихотворение ____________________ .

В этом стихотворении автор показал _________________.

 Поэт сумел передать__________________ настроение.

 Это стихотворение  вызывает во мне _____________чувство, потому что __________________________ .

Мне понравилось (не понравилось) это стихотворение тем, что____________________________________________.

ФИ______________________________________

Я прочитал стихотворение ____________________ .

В этом стихотворении автор показал _________________.

 Поэт сумел передать__________________ настроение.

 Это стихотворение  вызывает во мне _____________чувство, потому что __________________________ .

Мне понравилось (не понравилось) это стихотворение тем, что____________________________________________.


C:\Users\Еф\Pictures\94292168_clip_image014_thumb1.jpg

Стихи

Фёдора Ивановича Тютчева

о весне


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению. «Стихи русских поэтов о зиме».

Конспект урока по внеклассному чтению для учащихся 3 класса....

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Люблю природу русскую. Весна".

Конспект урока на тему: "Люблю природу русскую. Весна."...

Конспект урока по литературному чтению Стихи А. Плещеева "О весне" 2 класс

Конспект урока по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс Стихи А. Плещеева "О весне"...

Конспект урока по литературному чтению "Стихи Э.Успенского"

Тема: «Стихи Э.Успенского» Цели деятельности учителя: продолжение работы с произведениями Э.Успенского; развитие и совершенствование навыков выразительного беглого чтения, умение став...

Конспект урока по литературному чтению "Стихи Успенского"

Тема: «Стихи Э.Успенского (продолжение)» Цели деятельности учителя: продолжение работы с произведениями Э.Успенского; развитие и совершенствование навыков выразительного беглого чтени...