Урок обучения грамоте. Звуки д-д, буквы Д,д.
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Открытый урок в 1 классе  с участием детей из детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_s_uchastiem_detey_iz_detskogo_sada.docx34.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №16

           

Урок обучения грамоте: «Звуки [д], [д’].         Буквы д, Д»

Учитель высшей  квалификационной категории

Путилина Светлана Александровна

г.Балаково

2013г.

УМК «Перспективная начальная школа»        

«Звуки [д], [д’]. Буквы д, Д»

Обучение грамоте. Урок чтения вместе с дошкольниками, 1 класс

Цели урока:

Научить выделять и дифференцировать в звучащей речи звуки [д] [д’], обозначать их буквой «Д, д».

Задачи урока:

Научить приёму практического определения звонкости-глухости изучаемых звуков. Упражнять учеников в чтении слогов, слов, текстов.

Продолжить развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения. На примере сравнения минимальных пар слов (дом - дым) формировать у учащихся понимание смыслоразличительной функции фонем.

Воспитывать культуру учебного труда.

Формирование УУД:

Личностные УУД: самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц  ему уже известны, а какие нет.

Познавательные УУД (логические): анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.

Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков: формирование понятия «буква – знак для звука» посредством сопоставления разных знаково-символических обозначений звуков в двухъярусных схемах-моделях слов; формирование понятия «смыслоразличительная роль звука» через анализ пар слов на цветном фоне; установление причинно-следственных связей: между использованием в именах собственных прописных букв и выводом о том, что это особое средство обозначения имен, названий стран, городов, рек, кличек животных; между разным звучанием мягкого-твердого согласного и использованием разных букв для гласного звука. ·  

Личностные УУД: смыслообразование .

Познавательные УУД (информационные: поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ и оценка информации).

Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в парах).

Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности: планировать свою деятельность (вначале урока), оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте (на этапах урока), анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины (итог урока).

Пропедевтика: подбор к словам-признакам подходящих по смыслу слов-предметов (словосочетание).

Методы и приёмы организации деятельности учащихся: анализ одно- и двухъярусных моделей, звукопроизносительная деятельность; конструирование букв Д, д; беседа на основе иллюстраций учебника, чтение слогов, слов; чтение  текстов; поиск нужных слов и их сравнение.

Учебные пособия для ученика: учебник по обучению грамоте «Азбука», графические модели слов, звуковые фишки для обозначения звуков [д], [д’], шаблоны печатных букв, зеркальца, индивидуальные карточки с иллюстрированным и текстовым материалом.

1.Организационный момент.

-Добрый день, дорогие дошкольники! Мы рады видеть гостей в нашем классе. Давайте улыбнёмся друг другу. Я надеюсь,что урок принесёт нам радость общения друг с другом.

Девиз урока:

Мы-умные, мы-дружные,

Мы-внимательные , мы-старательные.

Мы в первом классе учимся,

Всё у нас получится.

Введение сказочного героя-кота учёного.

-Кот учёный приглашает нас в сказочное путешествие в тридевятое царство.

-А кто из героев мультфильма, тоже ученик- первоклассник, оказался в тридевятом царстве?

-Давайте возьмём Вовку в сказочное путешествие.

2.Актуализация знаний.

-Кого первым повстречал Вовка?

-Почему Царь рассердился на Вовку и даже хотел его казнить?

-Давайте покажем как мы уже научились работать по азбуке.

 Первоклассники самостоятельно отыскивают урок в учебнике (разворот на с.  46-47), объясняют, почему они считают, что это именно сегодняшний урок. (Первоначальные навыки работы с книгой – листание). Дети очень хорошо помнят условные обозначения учебника (значки, марки). Ориентируясь на эти значки, они легко сообщают план урока, определяют объём предстоящей работы, говорят о том, какие знания они могут приобрести на этом уроке. Обязательное условие, которого требует учитель – это развёрнутые ответы.

-Доволен Царь вашей работой, молодцы.

3.Работа над новым материалом.

-Путешествуя с Вовкой по тридевятому царству, мы повстречали Золотую рыбку. В сказках всегда рыбка исполняет желания, а мы давайте сами выполним её пожелания.

Работа с предметными картинками: произнесение слов, определение их лексического значения. Сравнение моделей слов с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.

-Назовите предмет:

 Спелая, душистая

Желто-золотистая

На бахче в корзине

Лежит большая… (дыня)

-Расскажите, что вы знаете о дыне.

-Прочитайте звуковую модель этого слова, называя каждый звук.

-Назовите только первый звук.

-Прочитайте звуковую модель следующего слова, называя каждый звук.

-Назовите только первый звук.

-Поставьте пальчик в левый верхний угол страницы. Проговорим ещё раз, с какими звуками мы работаем.

-Назовите эти звуки.

-Проверьте, действительно ли звуки - ртосмыкатели?/Дети произносят звуки и смотрят в зеркальце: зубы сомкнуты, язычок прикрывает щель между зубов. Делают вывод: «Да, ртосмыкатели»./

-Проверьте, действительно ли они звонкие?/Приём: Дети прикладывают ладонь к горлу и произносят звуки. Вывод: «Да, звонкие, потому что слышим звон»./

-Произнесите оба звука. Чем они отличаются?/Дети произносят. Вывод: [д] - твёрдый, [д’] - мягкий./

Правило соотношения звуков и буквы. Обозначение звуков на письме буквой Д,д. Знакомство с буквой: работа с конвертом- конструирование печатных букв Д,д.

-Для того чтобы на письме обозначить звуки [д] [д’],есть буква Д,д- большая и малая. Найдите её в Алфавите,с.127 учебника. А дошкольники найдут букву на плакате.

-Назовите «соседей» буквы «д».

-Сравните большую и малую буквы.

-Что обозначает марка «Конверт»?/Ученики конструируют буквы «Д,д» на индивидуальных полотнах, а дошкольники на доске./

-Золотая рыбка благодарит вас за хорошую работу и приглашает на музыкальную физминутку.

4.Первичное закрепление.

-А теперь мы с вами оказались на слёте Василис Премудрых по обмену премудростями. Спрашивают нас они:

-На что похожа буква «д»?

Нам построить дом нетрудно                                        

Для озёрных лебедей:

В тростнике шалаш уютный

Притаился буквой «д».

Д-это домик аккуратный,

С высокой крышею двускатной.

-Чему хотели научить Вовку Василисы?

Первое задание Василис для детей./ Дошкольники находят в сказочной библиотеке , спрятанные гномиками пять домиков, а ученики сравнивают звуковую и буквенную формы слов «дом» и «дым» на основе двухуровневой модели, читают слова по слогам и орфоэпически ,выстраивают звуковые схемы слов на индивидуальных полотнах./

5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-А как назывались дома на Руси?

-Из чего строили избы?

-А что использовали для изготовления брёвен?

-О каком дереве эта загадка?

Я из крошки-бочки вылез, корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч, не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок - ничего, что плод мой мелок.

-На какую букву начинается слово «дуб»?

-Какой звук обозначает?

Второе задание Василис./Ученики находят в кроне дуба среди букв названия деревьев, а дошкольники  восстанавливают последовательность построения домика для поросят./ Самопроверка по эталону.

-Ещё одну загадку приготовили для вас Василисы:

Плотник острым долотом строит дом с одним окном:

«Я по дереву стучу, червяка добыть хочу!»

-На какую букву начинается слово «дятел»?

-Какой звук обозначает?

Третье задание Василис./Ученики читают скороговорки и стихи про дятла, выбрав  по уровню сложности одну из карточек, строят на индивидуальных полотнах модель выделенного предложения, а с дошкольниками проводится игра «Весёлые буквы»./

Игра «Весёлые буквы»:

-С помощью какого музыкального инструмента, вырезанного из древесины, пастушки созывали коровушек?/Дудочка/

Играла дудочка на все лады, пела, напевала,

Оказалась у воды - и букву потеряла.

-Какое слово получилось?/Удочка/

-Какое слово спряталось в слове «удочка»?/Дочка/

-На какую букву начинается слово «дочка»?

-Какой звук обозначает?

Проверка самостоятельной работы учеников.

-Прочитайте скороговорку, стихотворение про дятла, которое вам понравилось./Чтение по выбору./

-Почему дятла называют «лесным доктором»?/Чтение учеником текста про жука- короеда./  

-Какая модель предложения у вас получилась? Покажите.

-Василисы благодарят вас за хорошую работу.

6.Включение нового знания в систему знаний.

-На пути повстречался нам столб с таинственным ларцом. Чтобы открыть этот ларец, надо подобрать ключ./Один из ключей имеет свою последовательность чередования большой и малой букв. Это ключ с буквами  «Д,д»/.

 -И появляются  из ларца два Молодца, одинаковых с лица. Они приготовили для вас загадки. Если слово начинается на звук [д], то поднимают руки вверх- мальчики, а если сна звук [д’], то- девочки.

Ёжик вырос в десять раз- получился…(дикобраз)

Вот какой забавный случай: поселилась в ванной туча.

Дождик льётся с потолка мне на спину и бока.

До чего ж приятно это! Дождик тёплый, подогретый.

На полу не видно луж, догадались, это…(душ)

Вновь играя и шаля перед носом корабля,

Над водой мелькают спины. Мчатся шустрые…(дельфины)

У меня знакомых тьма, не могу их счесть сама,

Потому что кто пройдёт, тот и ручку мне пожмёт.

Людям рада я, поверь, я приветливая…(дверь)

-А благодаря кому Вовка наконец-то понял, чтобы чего-нибудь добиться, нужно этому учиться?

Задание Печки./ Ученики работают по карточкам, четверо- в уголке преобразований,дошкольники- по группам:1.Определить с какого дерева листок. 2.Выбрать домашних птиц. 3.Кто где живёт?/

-Заканчивается наше путешествие по тридевятому царству. Давайте послушаем ребят, которые работали в уголке преобразований.

-Какое предложение они получили, восстановив буквы. /Как хорошо уметь читать!/

-А вы согласны, дошколята?

-А какое пожелание получилось?/Пусть вам всегда везёт!/

 7.Рефлексия учебной деятельности на уроке. / Ученики находят на картинке со сказочными героями шесть букв «д» и закрашивают буквы красным цветом, если с заданиями справлялись, синим- если испытывали затруднения. С дошкольниками подводится итог урока./

Ученикам предлагается задание на дом учёного кота: Составить пословицу по буквам неразорванных звеньев цепи на дубе (по желанию), а дошкольникам- листочки с играми , обучающими  письму буквы «д».

-А закончить урок мне хочется тоже словами на букву «д»:

Говорим мы все при встрече: «Добрый день»  иль «Добрый вечер»!

А сейчас мы на прощанье говорим вам: «В добрый час» и «До свидания»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте " Звуки с, сь. Буквы Сс.

Урок - путешествие .Знакомство  со  звуками  с,  сь  и  буквами  Сс.УМК  Перспективная  начальная  школа.К  уроку  прилагается  презент...

урок обучения грамоте " Звуки с, сь. Буквы Сс.

Урок - путешествие .Знакомство  со  звуками  с,  сь  и  буквами  Сс.УМК  Перспективная  начальная  школа.К  уроку  прилагается  презент...

Урок обучения грамоте: «Звук [ц] и буква Ц.»

Знакомство с новым звуком, 1 класс, обучение грамоте по "Гармонии"...

Методическая разработка урока обучения грамоте "Звуки в, в\'. Буква В".

Урок обучение грамоте "Звуки в, в\'. Буква В", программа "Школа 2100"....

Урок обучения грамоте. Звуки д, д. Буквы Д,д.

Образовательная система: «Школа 2100».Учебник: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Моя любимая Азбука»Тип урока: урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте.На урок...

Урок обучения грамоте "Звуки [ б], [б ] , буква б.

Урок обучения грамоте по УМК "Школа 2100"...

Урок обучения грамоте "Звуки [д] [д \'], буквы Д,д"

Урок построен на основе деятельностного подхода в обучении....