первый урок азбуки
план-конспект занятия по чтению (1 класс) на тему

Ощепкова Светлана Васильевна

создать хорошее настроение,привить любовь к предмету

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Называевская СОШ №1»

Урок обучения грамоте в 1 классе

Подготовила:

учитель начальных классов Ощепкова С.В.

Урок №1. Подготовительный период.

Тема: Знакомство с учебником. Первичное представление о тексте.

Цели: настроить учащихся на эмоциональную работу, познакомить с первым учебником, дать первично представление о тексте.
Оборудование: компьютер, мультимедиа экран, проектор, учебники «Азбука», дидактический материал.

Ход урока:

1. Орг.момент.

Урок начинается с приветствия учителя, что создаёт эмоциональный настрой, способствует вхождению в урок.
(На экране 1 слайд «Здравствуй, школа!», звучит музыка
«Школьная полька»)
Здравствуйте, мальчишки и девчонки! Сегодня мы рады всех вас приветствовать в нашем уютном доме! Какие вы все красивые, нарядные!
Сегодня у вас очень торжественный день: вы все простились с детским садом, но это не значит, что вы простились с детством.
Праздник мы сейчас продолжим,
Чудо–игры здесь устроим.

2. Рефлексия 
Повернитесь все друг к другу,
И пожмите руки другу.
Руки вверх все поднимите,
И вверху пошевелите.
Крикнем весело: "Ура!"
Игры начинать пора!
Вы друг другу помогайте,
На вопросы отвечайте:
«Только ДА, и только НЕТ!»-
Дружно дайте мне ответ.
Если НЕТ вы говорите,
То ногами постучите,
Если говорите ДА,
В ладоши хлопайте тогда.
Для начала мы соберем БООЛЬШОЙ рюкзак, который пригодится в школе.
(дети должны отвечать "Да" (хлопать) или "Нет" (топать))
На дно кладем кулек конфет? (ДА)
А милицейский пистолет? (НЕТ)
Туда положим винегрет? (НЕТ)
А может быть, улыбок свет? (ДА)
Положим спелый апельсин? (ДА)
А продуктовый магазин? (НЕТ)
Цветов корзину для друзей? (ДА)
А разноцветных кренделей? (ДА)
Салат положим в сумку? (НЕТ)
Кладем улыбку и успех? (ДА)
Задорный детский звонкий смех? (ДА)
- Игра активизирует работу класса. Учащиеся учатся работать в коллективе. Учатся слушать учителя, выполнять определённые действия и дружно отвечать, слушая друг друга.

3. Игровой момент
А знаете, кто к нам в гости спешит?
Сейчас я вам покажу их на волшебном экране. (На экране 2 слайд: телеграмма.)
Но что такое? Здесь телеграмма: их заколдовала Баба Яга. А снимет она волшебные чары только в том случае, если ученики 1 «Б» класса выполнят её задания.
Ну, что поможем героям? (ДА!)
- Дети с удовольствием отправляются на помощь. Учащиеся учатся преодолевать трудности, выполняя задания. Воспитывается чувство ответственности, взаимопомощи.

1 задание.
Что это за сказки?

Надоело ему лежать – он и покатился с окна на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку – и покатился по дорожке. (Колобок) (3 слайд)

Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше. (Малыш и Карлсон) (4 слайд)

Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя) (5 слайд)

Уверенный в себе, хоть неумейка,
И от природы он большой зазнайка,
А ну-ка угадать его сумей-ка,
Известен всем под именем … (Незнайка) (6 слайд)

Молодцы! Чары разрушены. Встречайте гостей!

4. Сообщение темы

Незнайка просит отгадать загадку:

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга) (7 слайд)

Сегодня мы познакомимся с первой учебной книгой — «Азбукой» (8 слайд)
5. Знакомство с первой учебной книгой.

1) Беседа по иллюстрации обложки «Азбуки».

Давайте рассмотрим обложку нашего учебника.
Какое время года нарисовал художник? (Лето. Начало осени.) По-

чему вы так думаете? (Трава и кусты зеленые, цветут цветы, на небе

радуга.)

Да, это конец лета. Скоро наступит осень. Какие признаки

осени вы заметили? (Журавли улетают. Девочка с книгой. Она хочет

учиться в первом классе.)

Что делает мальчик? Опишите его щенка. (Шерсть у Дружка гладкая, белая с черными пятнами. Ушки черненькие, а хвостик у него загнут колечком. Дружок веселый. Он любит

бегать и играть.)

Что же означает слово «азбука»? В старые времена первая буква алфавита называлась не «а», а «аз», вторая — не «бэ», а «буки». соединим названия первых букв (аз + бук) — получится слово «азбука».

В «Азбуке» вы познакомитесь со всеми звуками русского языка, научитесь выделять их из слов и правильно произносить, обозначать звуки буквами и читать слоги, слова, предложения и целые тексты.

2) Беседа по иллюстрации титульного листа.

Посмотрите, кто нарисован. Дайте имена детям и клички животным. Составьте о них рассказ. Озаглавьте эту иллюстрацию.

3) Знакомство с моделями единиц русского языка и их условными обозначениями.

Вот полоска. Мы будем обозначать ею любую вашу мысль о ком-то

или о чем-то, произнесенную вами вслух (устное высказывание). Возьмите в правую руку полоску и покажите мне.

Домик, в котором «живут» наши мысли-высказывания (предложение)

Вот «крыша», слева — «стена» как начало дома, внизу

«пол», а справа — конец дома, где расположен «замочек» (точка).

Выскажем свою мысль о нашей книге. («Азбука» — наша первая книга.)

Возьмем полоску и поселим ее в дом. Это предложение.

В доме «живут и дружат» предложения. Все предложения в тексте выражают какую-то одну общую для них мысль, которая «живет» в самом верхнем предложении «под крышей». Около этого предложения точка не стоит. Это заголовок всего текста. Покажите его.

Прямоугольники — это значимые слова, они что-то обозначают, например предметы (дерево, стол, парта), признаки предметов (высокое дерево, деревянный стол) или действия  (идет, бежит, плывет).

Треугольниками обозначены слова-помощники, которые служат для  связи слов в предложении.

Вот модель предложения. Подумайте, подходит ли к этой модели предложение: «Дети играют в парке».

Проверьте. Теперь скажите, подходит ли к этой модели предложение: «В парке играют дети»? Почему? Выложите на парте с помощью шаблонов это предложение.

- Учащиеся учатся слушать и слышать учителя, думать, поднимать руку,  давать ответ полным предложением, составлять модель предложения с помощью дидактического материала.
6. Физминутка «Путешествие по волшебному лесу»
(На 9 слайде появляется Сказочный лес)
Гости приглашают нас в путешествие по сказочному лесу.
- Налево посмотрим – увидим красавиц лесных!
- Направо посмотрим – берёзы стоят!
- Вперёд повернём голову – пред нами кустарник растёт!
- Голову поднимем вверх – солнце светит, птицы летают!
- А теперь опустимся вниз (Дети садятся за парты)
- И посмотрим: «Сколько вокруг цветов!»
Физминутка позволяет сменить деятельность, отдохнуть, расслабиться и учит ориентироваться в окружающем мире.

7. Пальчиковая гимнастика 
Руки поднимаем вверх.
Хлопнули в ладоши!
(сжали кулачки)
Набухай скорей, бутон!
Распускайся наш цветок!
Мы живём в родном краю
Всех я вас приветствую!
- Ведётся работа над координацией движений, работаем над развитием мелкой моторики.

8. Речевая разминка 
(На 10 слайде изображены грибы)
Порадуйте гостей - продолжите предложение:
- Грибы растут в… (в лесу). Составьте модель предложения.
- Грибы бываю съедобные и… (несъедобные)
- Белый гриб какой?  А мухомор?
Ведётся работа над развитием коммуникативных навыков, умением работать по определённой теме.
(На 11 слайде изображены апельсины)
Объясните Незнайке, апельсины – это овощи, фрукты или ягоды. Почему?
- Выявляются знания учащихся, умения дать обоснованный ответ.

8.Итог урока

С какой первой учебной книгой вы сегодня познакомились?

Вы должны  одеть в обложку все свои учебники, положить закладки и бережно к ним относиться.

Что мы составляли с помощью моделей?
Я надеюсь, что в нашей школе, начиная с сегодняшнего дня, начнут зажигаться новые звёздочки, а если звёзды зажигаются, значит, это кому-то нужно! (На 12 слайде зажигаются звёзды.)



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуй, школа!

Слайд 2

телеграмма Нас заколдовала Баба Яга.

Слайд 3

Надоело ему лежать – он и покатился с окна на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку – и покатился по дорожке.

Слайд 4

Толстяк живет на крыше, Летает он всех выше.

Слайд 5

Возле леса, на опушке, Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки?

Слайд 6

Уверенный в себе, хоть неумейка, И от природы он большой зазнайка, А ну-ка угадать его сумей-ка, Известен всем под именем …

Слайд 7

Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает.

Слайд 9

сказочный лес


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы "Первые страницы Азбуки жизни"

Все чаще и чаще можно услышать мнение педагогов о дефиците доброты у школьников. К сожалению, забывается и главная миссия человека на земле – быть человеком. Неслучайно все отчетливее проявляет себя т...

Алфавит. Первый букварь, азбука.

Знакомство с первыми печатными русскими учебными книгами, сравнить современную русскую азбуку с азбукой наших предков, знакомство с текстами старых букварей, учимся понимать смысл пословиц, развивать ...

Открытый урок в первом классе "Азбука"

Конспект урока в 1 классе по УМК "Гармония".Тема: "Звук [ц] и его обозначение буквой Ц"...

Сценарий "Первой Российской Азбуке 436 лет" для учеников 1 класса.

Сценарий развлекательно - познавательной програмы "Первой Российской Азбуке 436 лет"...

Конспект урока Азбука – первая учебная книга.

Регулятивные:принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.Познавательные:общеуче...