Уголок учителя
план-конспект занятия по чтению (4 класс) по теме

Егорова Юлия Валентиновна

Презентации, кроссворды, викторины, тесты, сценарии, разработки уроков, выполненные автором сайта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока внеклассного чтения ( 4  класс)

Учитель: Савенкова Г. С.

Методист: Токарева Н.Н.

Тема: Произведения Нины Куратовой о детях.

Задачи:

Расширение читательского кругозора:

-систематизировать знания о рассказах Нины Куратовой

- познакомить с главами из повести «Давайте знакомиться и дружить».

- познакомить с  биографией писательницы.

Обучение ориентировке в книге:  

- углубить знания учащихся о структуре книги,  

- формировать  умение  рассказывать о книге, ориентируясь на ее элементы

- ввести понятие «аннотация», титульный лист.

- формировать умение определять содержание книги по иллюстрациям и аннотации.

Литературное образование:

- совершенствование умения отвечать на вопросы по текстам, прочитанным самостоятельно, характеризовать героя, составлять вопросы по тексту, иллюстрировать текст.

1. организационный момент.

Здравствуйте, ребята! «Нет лучше фрегата, чем книга

                                           Домчит до любых берегов».

                                                                         Эмили Дикенсон

Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке?

А как вы думаете, нужно ли человеку много читать? А зачем?

2. работа с выставкой. 

Да, ребята, читать книги – это очень полезное занятие. В нашем мире так много умных, хороших, интересных книг. Кажется, ни одна  не похожа на другую. Но между разными книгами много общего, потому что, существуют правила, по которым строятся книги.

Давайте вспомним, что вы знаете о строении книг. Кто мне скажет, из чего состоит книга?

Д:   корешок, переплет, страницы  

Какие элементы книги вы знаете?

Д: обложка, титульный лист, иллюстрации, содержание

Ребята, посмотрите на выставку. Посмотрите на обложки книг.

… назови, пожалуйста, книги, которые представлены на выставке.

Д:  Нина Куратова « Давайте знакомиться и дружить»,  Нина Куратова « Мишук быдмо лунысь луно», Елена Габова  « Тайкина тайна»,  Елена Габова «Никто не видел Рыжего»,   Елена Козлова «Синее стеклышко»

Обратите внимание на обложку. О ком эти книги?

О детях. Как определили?  

Д: по иллюстрациям на  обложке, по заглавиям

А как вы думаете, как еще, не читая книгу, можно определить, о ком или о чем эта книга?

Д: можно полистать книгу, обратить внимание на иллюстрации и заглавие

Ребята, а как вы думаете,  как узнать, какие жанры представлены в данных книгах?

Д: нужно посмотреть титульный лист, полистать книгу – по содержанию книги, в конце книги указан жанр.

… выйди к доске и  скажи, какие жанры представлены в данных книгах.

  Ребята, а как вы думаете, есть ли  в нашей выставке особенная книга? Расскажите,  что в ней особенного?

 Д: да. Книга написана на коми языке.

Совершенно верно, книга написана на коми языке,  и её могут прочитать те, кто знает коми язык.  

Что объединяет все эти книги?

Д: тема, есть рассказы во всех книгах

А что еще?

Обратите внимание на авторов книг: Елена Габова, Елена Козлова, Нина Куратова. Авторы – коми – писательлницы.

Ребята, а определите тему нашего урока

Д:  рассказы о детях

А вспомните,  книгу какого автора вы читали к уроку?

Уточните тему урока.

3. Обсуждение произведений Нины Куратовой.

Чьи произведения мы сегодня будем читать? Поднимите руку, те, дети, у которых на парте лежит книга Нины Куратовой.

Данная книга: книга-сборник или книга-произведение?

Как это можно узнать?

Д: по содержанию, титульному листу

 Ребята, а что ещё можно по титульному листу дополнительно узнать о книге?

Д: перевела с языка коми Валентина Путилина, издательство: Москва «Детская литература» 1984г., на иллюстрациях мы видим девочку, которая идет на рыбалку, собаку, пионеров)

Есть ли в книге аннотация? Где расположена аннотация?

На оборотной стороне титульного листа. Откроем, прочитаем.

Что узнали об авторе, книге по аннотации?

Итак, ребята, давайте, подведем итог, посмотрев на обложку книги, что можно узнать? А открыв титульный лист. А если мне нужно найти тот или иной рассказ, повесть, я должна куда заглянуть?

 рассказ об авторе.

 Молодцы ребята, а сейчас я приглашаю  к доске, первую группу ребят, которые готовили биографию Нины Куратовой.  

Молодцы, ребята, итак, коми писательница Нина Куратова родилась 80 лет назад. И по сей день, эта писательница проживает в Сыктывкаре. И вы даже лично знакомы с ней. Писать рассказы Нина Куратова начала еще в школьные годы, в них она размышляла о своих наблюдениях, рассказывала о себе и о жизни своих ровесников. Некоторые рассказы она сочинила для своих внуков.  Пишет Нина Куратова на родном коми языке. Ее книги изданы не только в нашей республике, но и в Москве и даже в Болгарии. В 1984 году издательство «Детская литература» выпустило книгу «Давайте знакомиться и дружить». Это пока самый большой сборник писательницы.

Обсуждение прочитанных рассказов.

 Итак, ребята, мы уже с вами знакомы с рассказами Нины Куратовой. И, ребята нарисовали рисунки к этим рассказам. Давайте посмотрим, что у них получилось.  

Девочки представьте свои рисунки. Расскажите нам,  какой момент и из какого рассказа изображен на рисунке?

… почему выбрала изобразить именно этот момент?

Ребята, а как зовут героиню рассказов? Нинтур

 Какие смешные истории приключились с девочкой.  А кто нам расскажет о героине. К доске приглашаются ребята, которые составили рассказ о героине.  

Молодцы, ребята, так как вы считаете, хитрая ли Нинтур? А почему вы так думаете? Подтвердите свое мнение примерами из текста.

 Ребята, а кто запомнил, какой рассказ заканчивается словами «вот она какая добрая. А я и не знал».

Молодцы, ребята, а сейчас давайте проверим, внимательно ли вы читали и слушали рассказы Ниной Куратовой, что запомнили? И помогут мне в этом дети, которые составили кроссворд. Посмотрим, кто больше жетонов получит, отгадывая кроссворд.

Молодцы какие, справились с заданием, а сможете ли ответить на вопросы, которые подготовили девочки?  (вопросы)

Итак, ребята, всем большое спасибо за вашу работу, все сегодня за урок получают 5. А сейчас встаньте, те дети, которые заработали… жетонов. Эти ребята получают за урок вторую 5.

4.  Знакомство с новым произведением автора.

Кроме рассказов, Нина Куратова написала замечательную повесть «Давайте знакомиться и дружить».  

Эта повесть   опубликована тоже в этой книге.  

Каждый из вас должен был прочитать 2 главы из этой повести. Откройте книги по внеклассному чтению.  

Кто зачитает название первой части.

Как зовут мальчиков, героев повести «Давайте знакомиться и дружить», о которых все говорили: «друзья – водой не разольёшь»

Почему они называют себя однофамильцами? Они однофамильцы, хотя один — Синицын, а другой — Пыстин. Если перевести на коми язык, Синицын будет Пыстин. И наоборот, Пыстин по-русски будет Синицын.

Что вы узнали о Юре и Жене из этой главы?

Как мальчишки познакомились?

Почему они дружат?

Похожи ли они?

Чем заканчивается 1 глава?

Ребята, последняя часть повести называется «Встреча  с Дедом Морозом»

Как вы думаете, почему именно так названа эта глава?

Ребята, вы прочитали две главы  повести  « Давай дружить», а кто хочет зачитать самые «веселые» отрывки.

А возникло ли у вас желание прочитать повесть целиком? Почему?

6. Рекомендации.

Да, ребята, это очень интересная повесть, в кие только истории не попадают юра и Женя, каких только открытий не делают для себя! Даже волшебный цветок находят в лесу.

Но об этом вы  сможете прочитать в других главах повести.

7. Обобщение.

Итак,  ребята, давайте подведем итог:

Что вы узнали нового на уроке? – посмотрите на выставку.

А у кого возникло желание еще больше узнать о Нине Куратовой?

А понравилось ли вам читать рассказы этой писательницы?  

Поднимите руки, кому захотелось прочитать всю повесть Нины Куратовой.

Молодцы ребята, всем спасибо за работу, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный уголок "Мы разные, но мы вместе"

Для учителей, оформляющих классный уголок. Взято с разных сайтов в помощь заинтересованным классным руководителям....

Отрядный уголок "Апельсин"

Оформление отрядного уголка...

Классный час "Милый сердцу уголок"

материалы для проведения классного часа...

Классный уголок 1 класса "Пчелки"

Классный уголок "Пчелки"  1"а" класса. Девиз класса: "Хоть пчелка не велика, но велики ее дела"...

Сердцу милый уголок. Урок литературного чтения. 4 класс

На уроке используется технология оптимального чтения ....

Уголок учителя

Презентации, кроссворды, викторины, тесты, сценарии, разработки уроков, выполненные автором сайта....

ФОТО УГОЛКОВ "Уголок безопасности","Уголок пришкольного лагеря"

Оформление  уголков для ЛДП  "Уголок безопасности",  Уголок пришкольного лагеря "Тополёк"...