Классный час "Милый сердцу уголок"
классный час (4 класс) по теме

Александрикова Галина Григорьевна

материалы для проведения классного часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_milyy_serdcu_ugolok.doc49.5 КБ
Файл podsnezhnik_na_konkurs.rar572.01 КБ
Файл pozhar.rar721.89 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

Задачи: 1. Показать неповторимую красоту малой родины.

               2.Учить бережно относиться к природе.

               3. Показать где конкретно ученики могут принести пользу природе.

                                   Ход занятия

 Тема нашего классного часа «Милый сердцу уголок» и начать его я хочу стихотворением Э. Михайлова

2. Стихотворение Э. Михайлова

У каждого листочка,

У каждого ручья

Есть главное на свете-

Есть родина своя.

Для ивушки плакучей

Нет реченьки милей,

Для беленькой берёзки

Опушки нет родней.

Есть ветки у листочка,

Овражек у ручья…

У каждого на свете

Есть Родина своя.

А там, где мы родились,

Где радостно живём,

Края свои родные…

Все: Мы Родиной зовём

Учитель:

- Кто из вас знает, как обычно называют то место, где вы родились и живёте?

(малая Родина).

А что больше всего привлекает вас, радует ваш взор, поднимает настроение на вашей малой родине?

(Лес, цветы, река, природа, …..)

Учитель:

Когда говорят о малой родине, я, прежде всего, представляю именно природу, её неповторимую красоту, пение птиц, или сказочный зимний наряд. Даже сердце замирает от восторга.

3. Встало ясно солнышко,

Улыбнулось сладко,

В голубое озеро

Глянуло украдкой.

Заглянуло солнышко

 И в моё окошко,

Постучалась веточкой

Тонкая берёзка,

Золотое солнышко

В озере умылось,

Белая берёзка

Вся росой покрылась.

На зелёных листиках

Капельки сверкают,

Ах, какой красивою

Родина бывает!

- Ребята, и я хочу пригласить вас сегодня в гости на свою малую родину, туда, где я живу уже много лет, Она также очень красива!

4. (показ фильма, обратить внимание на последние слайды, это Николаевка)

Учитель: 

-Ребята, скажите, какие чувства вы испытывали при просмотре фильма? О чём вы думали? (если ребята затрудняются сказать, предложить отметить те, которые записаны на карточках)

Карточки:

Радость, восторг, восхищение, грусть, гордость, сожаление

-Почему вы испытываете именно эти чувства?

(ответы детей)

Я просила вас обратить внимание на последние кадры фильма, это ваша родная Николаевка. Берёзовая аллея просто сказочно красива!

Я думаю, что у каждого из вас есть здесь свой любимый уголок, о котором вы хотели бы нам рассказать.

( чтение мини - сочинений)

5.Учитель:

Особенно красивы наши леса!

У леса открытая душа, он прекрасен и щедр, его гостеприимству нет предела. Он хорош ещё и тем, что в нём как бы умываешься, становишься чище душою, хочешь сделать что-то большое и очень нужное людям,  родному краю .

Люблю дорожкою лесною,

    Не зная сам куда брести;

    Двойной глубокой колеёю

    Идёшь, и нет конца пути… А.Майков

- Ребята, а вы любите бывать на природе?

-Чем вы любите там заниматься?  

(дети отвечают)

- Я предлагаю вам перечень занятий на природе, которые записаны на карточке.

- Отметьте, пожалуйста, то, чем вы любите  заниматься, придя в лес.

(дети отмечают, а затем называют то, что отметили).

  1. Рисовать, фотографировать.
  2. Любоваться природой, её красотой.
  3. Собирать цветы.
  4. Слушать звуки, шумы, пение птиц.
  5. Собирать ягоды, грибы.
  6. Сидеть у костра.
  7. Расчищать от мусора родники и берега рек.

- Ребята, среди перечня занятий есть те, которые вызывают почему-то тревогу. Кто из вас может их назвать?

- А кто из вас любит сидеть у костра?

-Чем страшен костёр в лесу?

       ( Если не могут, то обращаемся к фильму.)

6.Показ фильма (о пожаре)На фоне фильма.

Особенно страшен для леса пожар. Случайно брошенная спичка, незалитый костёр - и пошёл гулять по лесу огонь. И нет больше той красоты, какую мы увидели в фильме. Нет больше прекрасного милого уголка, которым можно было любоваться каждый день. Страшные картины предстают перед нами: в огне гибнет всё живое, и животные и растения.

     Я хочу рассказать вам одну историю о пожаре, которую поведал лесник:

«Я возвращался из города, как вдруг заметил над лесом столб дыма. Горела вырубка. По краю пожарища бегали люди. Они ветками и лопатами сбивали пламя. Это лесники не пускали пожар в высокий лес. Я побежал за помощью. Я привёз воду и мы долго ходили с  ведрами, заливали тлеющие пни. Уже поздно вечером в посёлке мы узнали, что вырубку подожгли наши поселковые ребята. Они играли, жгли траву вдоль дороги. Ветром огонь перебросило на вырубку. Школьники испугались и убежали.

На следующий день я снова пришёл на вырубку. Прошёл пожарищем.. Вдруг услышал тихий плач. Это был ёжик. Пожар застал его врасплох. Колючки на правом боку были опалены и спеклись жёсткой коркой.

Ёжик лежал, привалившись боком к влажной кромке. От глаз его, вниз по щекам протянулись две влажные  темные полоски. Ёжик плакал.

Я снял кепку, нарвал в неё сырого мха и положил несчастного в сырую постель. После того, как ветеринар промыл и смазал пахучей мазью обожжённый бок, ежу полегчало. Он перестал стонать и только изредка громко вздыхал.  Дома я устроил ему моховое гнёздышко. Жена принесла в блюдце молока, и мы пытались накормить его через пипетку. Есть ёжик не стал. Он лежал, прикрыв глаза, и нос у него был горячий и сухой. К вечеру пошёл дождь. И мы вынесли больного на веранду. Под шелест капель Ёжик заснул. Я сидел около него, слушал дождь, смотрел, как он дышит, и был уверен, что дело пойдёт на поправку. Утром зверёк лежал в той же позе, и нос его был совсем холодным. Мне он показался даже ледяным. Я завернул ежа в платок и пошёл в школу. Там рассказал школьникам о пожаре и показал им мёртвого ежа.

Ребята молчали. Да и что было говорить, они, конечно же понимали какую страшную беду накликали на лес.

-Что произошло в лесу?

- Кто и как принёс страшную беду в лес?

- Как лесник спасал лес?

- Удалось ли спасти ежа?

- Поняли ли ребята свою ошибку?

- Ребята, а какой вывод вы сделали для себя

- Я сказала, что в перечне занятий есть два занятия, которые вызывают тревогу. Одно вы назвали, а какое второе?

(если они затрудняются, то не жду, а читаю сказку).

7. Я хочу рассказать вам ещё одну историю. В моём классе учился мальчик Дигаев Коля. Он любил сочинять разные истории, сказки. которые были весёлыми, добрыми, интересными, мы всегда с удовольствием слушали их. Но однажды весной он принёс сказку, которая не вызвала у ребят ни смеха, ни радости. Они просто молчали, прослушав её. Почему? Может быть, вы сможете ответить на этот вопрос. Вот его сказка.

                   

                        Голубые глаза весны

Проснулись однажды лесные жители и ахнули. Такая кругом красота! Кажется, что само небо опрокинулось на землю. Вся их любимая полянка покрыта нежными, голубыми цветами. А как дунет ветерок, они начинают звенеть, словно серебряные колокольчики.

- Что это?- изумился бельчонок.

- А это - голубые глаза весны! – ответила его мама.

- Как  это?

Очень просто! Весна долго спала под снежным одеялом. Но пригрело солнышко, она проснулась и открыла свои прекрасные глаза.

-Ура! – закричал бельчонок.

-Весна проснулась!

И все звери начали прыгать и веселиться среди подснежников.

-Осторожнее, не пораньте цветы!- крикнула им белка.

-Ого! Вот это красота! – раздался вдруг голос мальчика. Он протянул руку и сорвал нежный хрупкий цветок.

Мне больно! – крикнул подснежник. Но мальчик не слышал его. Он наклонился и сорвал ещё один цветок, затем ещё один и так, пока полянка совсем опустела.

Бельчонок с ужасом наблюдал за мальчиком.

- Что ли Весна теперь совсем слепая?! – горько заплакал бельчонок..

- Не плачь, малыш, сказала мама бельчонку и, обняв, увела его с поляны в лес.

А на этой поляне больше никогда так и не появились прекрасные подснежники.

- Как вы думаете, почему молчали ребята?

(Им жалко было цветы, бельчонка, сказка была не смешная, а грустная….)

- Давайте предположим, что мог сделать мальчик с цветами?

(бросить, подарить кому-нибудь…)

-Вы правы, он принёс цветы домой и поставил их в вазу. Это было очень красиво!

-Так, может быть, прав был мальчик, когда рвал цветы?

-А как бы вы поступили?

(ответы детей)

    - А теперь представьте, что все девочки и мальчики, живущие на нашей планете, решили нарвать себе букет цветов. Сколько цветов исчезнет с лица Земли?! Но цветы ведь быстро вянут, через несколько дней надо собирать новый букет. И так каждый год.

Какой станет наша планета?

(чёрный слайд)

- А почему на лесной полянке так больше никогда и не выросли цветы?

(потому, что цветы не успели отцвести и дать семена)

-Ребята, а вы хотели бы помочь бельчонку, чтобы он вновь мог радоваться голубым глазам весны?

Что для этого надо сделать?

Я предлагаю вам отправиться на полянку, где созрели семена подснежников,

Показ слайдов с семенами

 Посмотрите внимательно на семена, закройте глаза, возьмите семечко, положите его в землю, полейте водой, вот уже появился маленький зелёный расточек, открывайте глаза

-Кроме того, что вы знаете о подснежниках?

(они занесены в красную книгу).

Нам посчастливилось жить в таком удивительно красивом краю.

-От кого же зависит: будет ли наш милый сердцу уголок так же прекрасен и дальше?

(только от нас самих)

Поэт Е. Шкловский, обращаясь к человеку от имени природы, писал:

Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он как живой.

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги».

В тревоге рощи и леса.

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

«Ты береги нас береги»

Грустит глубокая река,

Свои, теряя берега.

 И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги»

Остановил олень свой бег:

«Будь человеком, человек».

В тебя мы верим, помоги,

Ты береги нас береги».

Смотрю на глобус-шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «Не солгу,

Я сберегу вас, сберегу…»

- Вот и подошёл к концу наш классный час, и мне бы хотелось узнать: испытываете ли вы какие-либо чувства, возможно, вы сделали для себя какие-то выводы. Поэтому я прошу вас закончить эти предложения.

- Мне понравилось…

- Мне запомнилось…

- Мне хотелось….

- Теперь я буду…

- Я понял (а)…

Мне тоже было очень приятно работать с вами, огромное вам спасибо, и на память о нашей встрече я хочу подарить вам буклеты.

Написать самоанализ классного часа.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Милый сердцу уголок - моя малая родина"

Классный час по краеведению (3 класс)...

Проектно-исследовательская работа "Милый сердцу уголок -Николаевка моя"

В работе собраны материалы о просхождение родного посёлка,история названия первых улиц,реки,станции "Ключики",а также людях оставивших след на Николаевской земле. Собран богатый материал о героях-земл...

Классный час «Милый сердцу уголок - моя малая родина» 3 класс

Цель: познакомить  с понятием « моя малая родина».Задачи:способствовать формированию у учащихся понимания значения выражения «малая родина»; воспитывать  чувства уважения, гордости, пат...

"Родимый сердцу уголок"(информационное обозрение)

Презентация использовалась на открытом мероприятии для начальных классов.Посвящена дню образования села. Форма проведения: информационное обозрение. В презентации использованы личные фотографии и архи...

Классный час "Милый сердцу уголок"

Данный материал рассказывает о городе Малоярославце. Этот материал подготовлен ко дню Знаний....

Милый сердцу уголок

Цели: расширение и углубление знаний учащихся об истории родного края;            воспитание чувства любви и гордости за свою малую родину.Задачи...

Милый сердцу уголок.

Творческие работы учащихся начальных классов о природе родного края....