Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса по программе "Перспектива"
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Нечепаева Светлана Анатольевна

Рабочая программа разработана с учётом методических рекомендаций авторов учебника "Литературное чтение" в 2-х частях  Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, М.В.Бойкиной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Прогимназия № 2

«Рекомендована

к  утверждению»

решением педагогического

совета

Протокол № __

от «__» ________ 2014 г. Секретарь педагогического совета МБОУ Прогимназия №2

________  /Калинина И. В./

«Утверждаю»

Приказ № __-о

от «___» ________ 2014 г.

Директор

МБОУ  Прогимназия № 2

_______/Н.Н.Булгакова/

М.П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Литературное чтение»

для 4 класса «Б»

на 2014-2015 учебный год

Разработчик:

_Нечепаева Светлана Анатольевна, учитель начальных классов,

руководитель профессионального творческого объединения

учителей начальных классов

Коминтерновского района городского округа город Воронеж

г. Воронеж

2014 год

Пояснительная записка

Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, — изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.

Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.

Предмет «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусства слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию — важное средства самообразования.

Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.

 Отмеченные особенности предмета определяют основные цели обучения литературному чтению:

  • развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;
  • приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
  • обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
  • введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

Общая характеристика курса

Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте и идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями. Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому, при анализе художественного произведения, работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом.

Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства.

Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.

Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:

  • Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.
  • Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.
  • Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность.
  • Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.

Первый раздел программы «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.

Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения: от громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя, которое как умственное действие протекает во внутреннем плане. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приёмов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя. В программе указаны ориентировочные нормы скорости чтения, от которой зависит понимание прочитанного текста и, как следствие, успеваемость ребёнка по всем другим предметам в начальной и средней школе. Учащиеся, окончившие начальную школу, должны читать не менее 70—80 слов в минуту. Такая скорость позволит им чувствовать себя уверенно и комфортно, поможет извлекать смысловую информацию при самостоятельном чтении и работе с учебными текстами.

Содержание курса включает формирование умения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность её анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы.

Развитие умения говорить (высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? как и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать своё высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника.

Большое внимание в программе уделяется развитию умения писать. На уроках литературного чтения учащиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать изложения и небольшие сочинения (описание, рассуждение, повествование) на основе прочитанных текстов.

Программа обеспечивает развитие выразительности устной и письменной речи, совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Следующий раздел «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность». Программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умения кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами), а также решение различных коммуникативно-речевых задач. Содержание данного раздела направлено на освоение различных видов текстов (текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование), формирование умения соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, научно-познавательные и художественные тексты, определять их роль в процессе общения. Учащиеся будут наблюдать, как изменяются цели общения при создании художественного и познавательного текстов (с помощью учителя).

Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность» нацелен на развитие художественно-эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы. Дети будут учиться различать способы изображения мира в художественных и познавательных тестах (с помощью учителя), понимать различия в познании мира с помощью научно-понятийного и художественно-образного мышления, осмысливать особенности художественного и научно-познавательного произведения, создавать собственные тексты.

Программа предусматривает знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства.

Учащиеся научатся понимать и ценить художественное произведение, отличать его от произведений научно-познавательного содержания. Они узнают, что художественное произведение — это произведение словесного искусства и что его автор, раскрывая через художественно-образную форму всё богатство окружающего мира и человеческих отношений, стремится приобщить читателя к своим духовно-нравственным и эстетическим ценностям, пробудить в человеке чувство прекрасного, красоты и гармонии.

В содержание литературного чтения включён элементарный анализ художественного произведения, который строится по принципу «синтез—анализ—синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая его начало и конец, главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественно-эстетическую оценку.

При анализе литературного произведения на первый план выдвигается художественный образ, воплощённый в слове (без термина). Слово в художественном тексте становится объектом внимания юного читателя на всех этапах чтения. При анализе художественного текста слово как средство художественной выразительности (эпитеты, сравнения и др.) рассматривается не само по себе, не изолированно, а в образной системе всего произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но даже и нейтральные слова и выражения.

Программа определяет для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить его.

 В содержание литературного чтения включены доступные детям элементарные представления о теме и проблематике художественного произведения, его нравственно-эстетических ценностях, словесно-художественной форме и построении (композиции) произведения.

 Программой предусмотрено анализ произведения на разных уровнях: уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровень автора (отношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл прочитанного). Это помогает сохранять целостный взгляд на произведение и не терять его основную линию. Многоступенчатый путь анализа произведения, своеобразное восхождение читателя на вершину так называемой смысловой пирамиды, открывает новые горизонты понимания словесного искусства, обогащает учащихся интеллектуально, нравственно и эстетически. В процессе такого анализа, который связан с многократным обращением к тексту, дети, проникая в тайны художественного творчества, осмысливают морально-нравственные ценности (дружба, уважение, забота о других, доброжелательность), получают радость и удовольствие от чтения, учатся выражать своё отношение к героям через выразительное чтение.

В содержание программы включено развитие умений, связанных с наблюдением за миром природы и поведением животных. Введение в содержание литературного чтения такого материала определяется тем, что характер и полнота восприятия младшим школьником литературного произведения зависят не только от его умения воссоздавать словесные образы,  в соответствии с авторским замыслом, но и от накопленного им опыта восприятия окружающего мира. Такой опыт помогает ребёнку полнее и ярче воссоздавать содержание художественных текстов при чтении.

В содержание курса с целью развития и стимулирования творческой активности учащихся вводятся приёмы театральной драматизации произведений. Они обеспечивают более глубокое понимание сюжетных линий произведения, поступков героев (их мотивы), смысла прочитанного, развивают чувства сопереживания и отзывчивости.

Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков (художественные и научно-познавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда детской литературы (сказки, былины, песенки, пословицы, загадки и пр.). Художественно-эстетическая направленность содержания литературного чтения позволяет учащимся накопить опыт художественно-эстетического восприятия и понимания художественных произведений.

Тематические разделы программы отражают разнообразие интересов детей младшего школьного возраста. Их содержание не только стимулирует развитие познавательных интересов, но и привлекает внимание учащихся к различным сторонам жизни: взаимоотношениям детей со сверстниками и взрослыми, приключениям, природе, истории и культуре разных национальностей нашей Родины, а также даёт возможность сравнивать произведения на одну тему разных авторов. Разнообразие тематики обогащает социально-нравственный опыт, расширяет познавательные интересы ребёнка, развивает читательскую самостоятельность, формирует культуру чтения.

Произведения, включённые в круг детского чтения, имеют большое значение для нравственно-эстетического воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников.

Круг детского чтения от класса к классу расширяется и углубляется по мере развития читательских способностей детей, их знаний об окружающем мире. Постепенно формируется библиографическая культура учащихся.

Курс литературного чтения благодаря художественно-эстетической и нравственно-мировоззренческой направленности значительно расширяет границы читательской компетентности. У учащихся формируется готовность эффективно использовать знания, читательские умения и навыки для реализации учебных целей и решения конкретных жизненных ситуаций, расширяются границы коммуникативно-речевого общения, совершенствуется читательская культура (умение глубоко проникать в смысл читаемого, выбирать книгу для чтения, постоянная потребность в чтении художественной литературы). Культура чтения сказывается на нравственно-духовном и эстетическом развитии личности младшего школьника.

Таким образом, реализация содержания курса «Литературное чтение» обеспечит развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, введение детей в мир художественной литературы, воспитание читательской компетентности и культуры чтения.

Место курса в учебном плане

Курс рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения  отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель), во 2—4 классах — по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Описание ценностных ориентиров  содержания учебного предмета:

1.Формирование основ гражданской идентичности личности, включая

  • чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • осознание ответственности человека за благосостояние общества;
  • восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
  • отказ от деления на «своих» и «чужих»;
  • уважение истории и культуры каждого народа.

2.Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.

  • доброжелательность, доверие и  внимание к людям,
  • готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;  

3.Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.

  • принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств  - стыда, вины, совести  - как регуляторов морального поведения;
  • формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

4.Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

  • развитие широких познавательных интересов, инициативы  и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

5.Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

  • формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;
  • готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;
  • критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;
  • готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;
  • целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
  • готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
  • умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности  личности и общества в пределах своих возможностей.          

           В концепции УМК «Перспектива» ценностные ориентиры формирования УУД определяются вышеперечисленными требованиями ФГОС и  общим представлением о современном выпускнике начальной школы.  

     Это человек:

  • Любознательный,  интересующийся, активно познающий мир
  • Владеющий основами умения учиться.
  • Любящий родной край и свою страну.
  • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества
  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.
  • Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера,
  • Умеющий высказать свое мнение.
  • Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Результаты изучения курса

Личностные результаты

  1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
  2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
  4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
  5. Формирование эстетических чувств
  6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
  8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

  1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
  2. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
  3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
  4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
  5. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.
  6. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
  7. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные результаты

  1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
  2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
  3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
  4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.
  5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.
  6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
  7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
  8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Содержание курса

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.
Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.

Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.

Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.

Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы).

Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг: книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).

Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.

Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.

Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения.

Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.

Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.

Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок).

Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России.

Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру.

Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.

Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана.

Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.

Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале, затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.

Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.

Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.

Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение» и «Читалочка-обучалочка», предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где проводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения.

Литературоведческая  пропедевтика  (практическое освоение)

Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений (с помощью учителя).

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя).

Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев).

Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Жанровое разнообразие произведений. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.

Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность

Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).

Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Сопоставление произведений словесно-художественного, музыкального, изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки и стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове (с помощью учителя).

Литература, рекомендованная для учителя:

  1. Бойкина М.В. Диагностические работы по литературному чтению. — СПб., 2005г.
  2. Климанова Л.Ф, Бойкина М.В. Методическое пособие для учителя «Уроки чтения». М., 2009 год.
  3. Нормативно-правовой документ. Контроль и оценка результатов обучения. — М., 1998год
  4. Оморокова М.И.Основы обучения чтению младших школьников. — М., 2005 год
  5. Оморокова М.И. Чтение в начальных классах. — М., 2003 год.
  6. «Перспектива»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2009 год
  7. Чуракова Н.А. Волшебный мир картины. — М., 2002 год

Рекомендованная литература для учащихся:

  1. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. учебник «Литературное чтение» часть 1. М., «Просвещение», 2009 год.
  2. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. учебник «Литературное чтение» часть 2. М., «Просвещение», 2009 год.

Тематическое планирование 132 часа, 4 часа в неделю

№ п/п

Дата

Тема урока

Основные УУД учащихся

Первая четверть (36 часов)

1.

01.09

День знаний

Книга в мировой культуре (9 часов)

2

04.09

Вводный урок по содержанию раздела.

Рассуждать о роли книги в мировой культуре.

Читать вслух и про себя.

Группировать высказывания по темам.

Участвовать в работе группы; отбирать необходимую информацию для подготовки сообщений

Составлять рассказы на тему; свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами.

3

05.09

Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни»

4

06.09

Из повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор.

5

08.09

Наизусть (отрывок). М.Горький. О книгах. Рассказ о своей домашней библиотеке.

6

11.09

История книги. Подготовка сообщения на тему.

7

12.09

Удивительная находка. Пересказ текста.

8

13.09

Экскурсия в библиотеку.

9

15.09

Подготовка сообщений о старинных и современных книгах.

10

18.09

Входная контрольная работа (проверка тех. чтения)

Истоки литературного творчества (20 часов)

11

19.09

Вводный урок по содержанию раздела.

Различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида: притчи, былины, мифы.

Объяснять смысл пословиц и поговорок разных народов мира. Обсуждать в группе высказывания из Ветхого Завета.

Читать вслух и про себя.

Выявлять особенности былинного и сказочного текста, притч, мифов.

Сравнивать поэтический и прозаический тексты былин.

Определять тему выставки книг. Группировать книги по подтемам.

Составлять сказку по аналогии с данной сказкой

Участвовать в работе группы.

Инсценировать произведение.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Работать со словарями необходимой направленности.

12

20.09

Пословицы разных народов. Сочинение на тему

13

22.09

Библия-главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых (из Ветхого Завета).

14

25.09

Притча о сеятеле (из Нового Завета). Смысл притчи.

15

26.09

Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл притчи.

16

27.09

Наизусть (отрывок) Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине. В. Васнецов. Гусляры.

17

29.09

Исцеление  Ильи Муромца. Былина. Сравнение былины со сказочным текстом.

18

02.10

Ильины три поездочки.  Сравнение поэтического и прозаического текстов былины.

19

03.10

Устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок».

20

04.10

Славянский миф. Особенности мифа.

21

06.10

Пересказ. Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологический словарь Е. Мелетинского.

22

09.10

Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества.

23

10.10

Самостоятельное чтение. Сказки о животных.

24

11.10

Тайская народная сказка. Болтливая птичка. Создание сказки по аналогии.

25

13.10

Немецкая народная сказка. Три бабочки. Подготовка к спектаклю.

26

16.10

Семейное чтение. Царь и кузнец. Притча.

27

17.10

Пересказ. Семейное чтение. Шрамы на сердце. Притча.

28

18.10

Наш театр. Подготовка сценария к сказке о лисе.

29

20.10

Маленькие и большие секреты страны Литературии.  Обобщении по разделу.

30

23.10

Контрольная работа.

О родине, о подвигах, о славе (15 часов)

31

24.10

Вводный урок по содержанию раздела.

Связывать тему и содержание.

Определять смысл понятий: поступок, подвиг. Рассуждать по этой теме, доказывая свою точку зрения.

32

25.10

К.Ушинский. Отечество. В.Песков. Отечество. Сравнение текстов о Родине.

33

27.10

Наизусть. Н.Языков. Мой друг! Что может быть милей…А. Рылов. Пейзаж с рекой. С. Романовский. Русь. Сравнение произведений художественной литературы и живописи.

Подбирать  близкие слова-синонимы. Сравнивать произведения литературы и живописи.

34

30.10

Александр Невский. Подготовка сообщения о святом Александре Невском. В. Серов. Ледовое побоище. Н.Кончаловская. Слово о побоище ледовом.

Читать вслух и про себя. Рассуждать о содержании текстов о Родине.

35

31.10

Дмитрий Донской. Куликовская битва. Подготовка сообщения о Дмитрии Донском.

Уметь создать своё тематическое сообщение по источникам.

36

01.11

Историческая песня. Ф. Глинка. Солдатская песнь.

Называть особенности исторической песни.

Вторая четверть (28 часов)

37

10.11

Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Р. Рождественский. Реквием.

Определять ритм стихотворения. Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения.

38

13.11

А. Приставкин. Портрет отца. В. Костецкий. Возвращение.

Читать вслух и про себя.

39

14.11

Наизусть. Е. Благинина. Папе на фронт. В. Лактионов. Письмо с фронта. Сравнение произведения живописи и литературы.

Рассказывать о картине, об изображённом на ней событии.

40

15.11

Мы идём в библиотеку. Историческая литература для детей.

Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам.

41

17.11

Самостоятельное чтение. С. Фурин. Чтобы солнышко светило. В. Орлов. Разноцветная планета.

Выполнять творческий пересказ.

42

20.11

Ф. Семяновский. Фронтовое детство. Фотография-источник получения информации.

Находить нужную книгу по тематическому каталогу.

43

21.11

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Участвовать в работе групп, договариваться друг с другом.

44

22.11

Творческий проект на тему «Нам не нужна война»

Самопроверка и самооценка достижений.

45

24.11

Творческий проект на тему «Нам не нужна война». Защита.

Распределять время выступления и цель.

Жить по совести, любя друг друга (16 часов)

46

27.11

 Вводный урок по содержанию раздела.

Объяснять смысл понятий: ответственность, совесть.

47

28.11

 А. Толстой. Детство Никиты. Смысл рассказа.

Читать вслух и про себя. Рассуждать о том, какие качества мы ценим в людях.

48

29.11

А. Толстой. Детство Никиты. Герои рассказа.

49

12.01

Наизусть. И. Суриков. Детство. Сравнение прозаического и поэтического текстов на тему.

Характеризовать героев рассказа по их качествам.  Сравнивать жанры произведений.

50

01.12

А.Гайдар. Тимур и его команда. Смысл рассказа.

Рассуждать о ценностных качествах человека.

51

04.12

А.Гайдар. Тимур и его команда. Создание текста по аналогии.

Составлять текст по аналогии с данным.

52

05.12

М. Зощенко. Самое главное. Смысл рассказа.

53

06.12

И. Пивоварова. Смеялись мы-хи-хи… Соотнесение содержания текста с пословицей.

Соотносить содержание текста и пословицу.

54

08.12

Н. Носов. Дневник Коли Синицына.

Определить тему и название выставки книг. Составлять тематический список книг.

55

11.12

 Наизусть. Мы идём в библиотеку. Создание выставки «Писатели и поэты -детям»

56

12.12

Самостоятельное чтение. Н.Носов. Метро.  Особенности юмористического текста.

Выявлять особенности юмористического текста.

57

13.12

Семейное чтение. В. Драгунский. …бы. Смысл рассказа.

Обсуждать в группе: ответственность, взаимопонимание, любовь, сопереживание.

58

15.12

Наш театр. Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома. Инсценирование.

Распределять роли. Инсценировать произведение.

59

18.12

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

Различать литературные жанры произведений: стихотворение, рассказ, сказка.

60

19.12

Контрольная работа.

Самооценка работы.

Литературная сказка (26 часов)

61

20.12

Вводный урок по содержанию раздела.

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут изучаться.

Определять тему и название выставки книг.

Писать отзыв на книгу. Представлять книгу в группе; давать ей оценку.

Выявлять особенности литературной сказки.

Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки.

Сравнивать сказки разных писателей.

Выявлять особенности поэтического текста сказки.

Сочинять сказку по аналогии с авторской сказкой.

Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро.

Участвовать в работе групп, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение

Составлять каталог на определённую тему.

Составлять аннотацию к книге.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

62

22.12

Собиратели русских народных сказок: А.Афанасьев, В. Даль, К. Ушинский, Л. Толстой, А. Толстой.

63

26.12

Вильгельм и Якоб Гримм - собиратели немецких народных сказок.

64

27.12

Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Особенности зарубежной литературной сказки.

Третья четверть (38 часов)

65

12.01

Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Герои литературной сказки.

66

15.01

Шарль Перро-собиратель народных сюжетов. Сказки.

67

16.01

Шарль Перро. Мальчик с пальчик. Особенности зарубежного сюжета. Герои сказки.

68

17.01

Шарль Перро. Мальчик с пальчик. Герои сказки.

69

19.01

Шарль Перро. Спящая красавица. Представление книги.

70

22.01

Сказки Г.-Х. Андерсена.

71

23.01

Г.-Х.Андерсен. Дикие лебеди. Сравнение с русской литературной сказкой.

72

24.01

Г.-Х.Андерсен. Дикие лебеди. Герои сказки.

73

26.01

Наизусть (отрывок) Отзыв на книгу Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди»

74

29.01

Г.-Х.Андерсен. Пятеро из одного стручка. Смысл сказки.

75

30.01

Г.-Х.Андерсен. Пятеро из одного стручка. Судьба героев сказки.

76

31.01

Г.-Х.Андерсен. Чайник. Смысл сказки.

77

02.02

Создание сказки по аналогии.

78

05.02

Мы идём в библиотеку. Сказки зарубежных писателей.

79

06.02

Самостоятельное чтение. И.Токмакова. Сказочка о счастье.

80

07.02

Семейное чтение. С. Аксаков. Аленький цветочек.

81

09.02

Особенности литературной сказки.

82

12.02

С. Аксаков. Аленький цветочек. Ш.Перро. Красавица и Чудовище. Сравнение сказок.

83

13.02

 Наш театр. Э. Хогарт. Мафин печёт пирог. Инсценирование.

84

14.02

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Составление каталога на тему.

85

16.02

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Составление аннотации.

86

19.02

Контрольная работа.

Великие русские писатели (37 ч)

87

20.02

Вводный урок по содержанию раздела.

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут изучаться.

Объяснять конкретный смысл понятий: средства художественной выразительности - метафора, олицетворение, эпитет, сравнение

Называть изученные произведения А.с. Пушкина. Читать наизусть понравившиеся произведения. Называть и характеризовать волшебных помощников в сказке.

Составлять собственный текст «Что для меня значат  сказки А.С. Пушкина».

Сравнивать сюжет народной и сюжет литературной сказки.. Сравнивать литературные сказки.

Сравнивать сказки разных писателей.

Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки

Называть и характеризовать волшебные предметы в сказке.

Выбирать стихи для выразительного чтения.

Находить в тексте средства художественной выразительности: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора.

Читать вслух и про себя.

Сравнивать произведения живописи и литературы.

Составлять рассказ по картине

Выбирать из статьи информацию, необходимую для подготовки сообщения по теме.

Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи.

Выявлять особенности исторической песни.

Читать по ролям.

Задавать самостоятельно вопросы к тексту; давать оценку вопросов.

Сравнивать произведения живописи и литературы.

Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом.

Пересказывать тексты подробно и кратко.

Распределять роли. Инсценировать произведение.

Готовить экскурсию по материалам содержания раздела.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

88

21.02

Великие русские писатели. А.С. Пушкин. Стихотворения и сказки.

89

26.02

К. Паустовский. Сказки А.С. Пушкина. Подготовка сообщения на основе статьи.

90

27.02

Устное сочинение на тему «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина».

91

28.02

А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Сравнение с народной сказкой.

92

02.03

Наизусть. А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Особенность литературной сказки.

93

05.03

А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Герои сказки.

94

06.03

А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Волшебные предметы в сказке.

95

07.03

А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Волшебные помощники в сказке.

96

12.03

А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.  В. Жуковский. Спящая красавица. Сравнение литературных сказок.

97

13.03

Наизусть. А.С. Пушкин. Осень. Е. Волков. Октябрь. Сравнение произведения живописи и литературы.

98

14.03

А. С. Пушкин. Гонимы вешними лучами… Средства художественной выразительности для создания образа весны.

99

16.03

Ф. И. Тютчев. Ещё земли печален вид… А. Куинджи. Ранняя весна. Сравнение произведений  живописи и литературы.  

100

19.03

И.Козлов. Вечерний звон. И. Левитан. Вечерний звон. Сравнение произведений живописи и литературы.

101

20.03

Сочинение по картине И. Левитана. Вечерний звон.

102

21.03

М. Лермонтов. Рождение стихов. Подготовка сообщения о М. Лермонтове.

Четвёртая четверть (30 часов)

103

02.04

Наизусть. М. Лермонтов. Горные вершины. Гёте. Перевод  В.Брюсова. Сравнение текстов.

104

03.04

М. Лермонтов. Тифлис. Дары Терека. Сравнение произведений живописи и литературы.  

105

04.04

М. Лермонтов. Крестовая гора. Утёс. Сравнение произведений живописи и литературы.  

106

06.04

М. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Особенности исторической песни.

107

09.04

Наизусть (отрывок) М. Лермонтов. Бородино. Особенности художественного и исторического текстов.

108

10.04

Л. Толстой. Подготовка сообщения о Л. Толстом.

109

11.04

Л.Толстой. Маman (Из повести «Детство»). Герои рассказа.  

110

13.04

Л. Толстой. Ивины. Герои рассказа.  

111

16.04

И. Никитин. Средства художественной выразительности для создания картины.

112

17.04

И. Никитин. Когда закат прощальными лучами…И. Левитан. Тишина. Сравнение произведения живописи и литературы.

113

18.04

И. Никитин. Гаснет вечер, даль синеет… Подготовка вопросов к стихотворению.

114

20.04

И. Бунин. Ещё холодно и сыро.

115

23.04

Н. Некрасов. Мороз, Красный нос. Сравнение со сказочным текстом.

116

24.04

Проект. Мы идём в музей. Подготовка к экскурсии.

117

25.04

Самостоятельное чтение. Л. Толстой. Был русский князь Олег.

118

27.04

Наизусть. Басни Л.Толстого.

119

30.04

Семейное чтение. Л. Толстой. Петя Ростов.

120

07.05

 Л. Толстой. Петя Ростов. Пересказ.

121

08.05

Наш театр. И. Крылов. Ворона и Лисица. Инсценирование.

122

14.05

Контрольная работа по теме.

Литература как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения (8 часов)

123

15.05

Литература как искусство слова.

Содержание данного раздела ориентировано на самостоятельную работу учащихся  с последующим самоконтролем и проверкой  со стороны учителя.

124

16.05

Ритм и рифма. Повторение.

125

18.05

Стихотворение и стихотворение в прозе. Сходства и различия.

126

21.05

Наизусть. И. Тургенев. Голуби.

127

22.05

Художественная литература. Обобщение.

128

23.05

А. Пушкин. Деревня

129

25.05

Комплексная контрольная работа

130

28.05

Наизусть. С. Есенин. Пороша. Поет зима – аукает.

Резерв учебного времени (2 часа)

131

29.05

Итоговая контрольная работа

Читать вслух и про себя.

Сравнивать произведения, делать выводы, анализировать.

132

30.05

Работа над ошибками. С. Чёрный. Воробей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.

Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...

рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма....

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Школа России...

рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс

рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...