РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению для учащихся 2 класса
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по литературному чтению для общеобразовательных школ (Программа Федерального Государственного  Образовательного  стандарта (II)  начального общего образования, Примерной программы общего образования и авторской программы «Литературное чтение»В.Ю.Свиридовой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_chteniyu.docx76.51 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

на заседании  МС

МОУ «Брусничная СОШ»

Протокол № ___

от «___» _________2013 г.

Председатель МС________

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_________Довженко Л.А.

______________2013 г.

«Утверждено»

Директор

МОУ «Брусничная СОШ»

______________________

Сидорова Е.Н. ______________2013 г

           РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  литературному чтению

для учащихся 2 класса

Составила учитель  Белореченская Виктория Владимировна

II квалификационная категория

Рабочая программа составлена на основе

примерной государственной программы по  

литературному чтению для общеобразовательных школ (Программа Федерального Государственного  Образовательного  стандарта (II)  начального общего образования, Примерной программы общего образования и авторской программы «Литературное чтение»В.Ю.Свиридовой).

2013/2014 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:

  1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
  3. Учебный план МОУ «Брусничная СОШ» на 2013/2014 учебный год.
  4. Примерная (авторская) программа по литературному чтению В.Ю. Свиридовой, Издательство «Учебная литература», 2010.

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л.В. Занкова. Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Литературное чтение» 2 класс, автор В. Ю. Свиридова, 2012 г., а также пособия для учителя «Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение», Н.А.Чуракова, 2010 г.

Главная цель курса – осознание учащимися особенностей художественного восприятия и выражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.

Задачи обучения литературному чтению:

  • расширение представлений детей об окружающем мире, внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;
  • развитие речевых умений школьников, интереса к чтению и потребности в нем;
  • воспитание культуры восприятия художественной литературы разных жанров и видов; обогащение мира чувств, эмоций детей;
  • формирование навыков чтения на основе аналитико-синтетического, звуко-буквенного метода;
  • формирование словесно-понятийного аппарата для выражения образного мировосприятия, практического освоения приемов художественной выразительности.

Принципы отбора содержания связаны с возрастными особенностями развития учащихся.

Система учебных занятий призвана способствовать усилению мотивации к учебе, воспитанию гражданственности, толерантности.

Настоящая рабочая программа учитывает систему обучения класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на общее развитие учащихся.

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по литературному чтению и с учетом системы обучения класса реализуется программа базисного уровня.

С учетом системы обучения выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.

На ступени начальной школы задачи учебных занятий определены как формирование умений сравнивать, различать, сопереживать.

На уроках учащиеся могут овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая детские энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

При развивающем обучении стимулируются активные формы познания: наблюдение, обсуждение разных мнений, учебный диалог.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся оценивать свои мысли и действия «со стороны», определять свое знание и незнание.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков.

Содержание авторской программы и логика изложения программного материала в учебнике «Литературное чтение» полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Содержание тем учебного курса

«Литературное чтение»

Литература - вид искусства.

Другие виды искусства: живопись, музыка. Отличие искусства от науки. Отличие литературы от других видов искусства. Отличие художественного текста от научного (наличие сюжета развития действия  в художественном тексте; выражение авторского отношения к описываемым событиям в художественном

тексте; использование художественных приемов для создания образа в художественном тексте).

Народное творчество.

Загадки. Волшебная сказка (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»). Особенности построения волшебной сказки. Противостояние земного и волшебного мира. Некоторые черты древнего восприятия мира, отражающиеся в волшебной сказке (возможность превращения человека в животное, растение, явление природы).

Бытовая сказка («Мужик и медведь»). Самые древние герои бытовой сказки (люди и животные). Самые древние сюжеты бытовых сказок (проясняют причины конфликта или дружбы между человеком и животным). Смысл бытовой сказки, действующими лицами которой является человек и зверь: показать преимущество человека (зверь сильнее физически, но человек умнее и хитрее, поэтому и побеждает).

Сказки о животных. Сказка о животных, где автор (Р. Киплинг) использует самые древние сюжеты (объясняющие происхождение животных и особенности их внешнего вида). Сказка о животных, где автор (Д. Мамин-Сибиряк) использует сюжет народной сказки о животных, но награждает животных разнообразным эмоциональным миром и проявляет авторское отношение к происходящему. Сказка о животных, где автор (В. Бианки) использует законы построения древней сказки и одновременно свои научные знания в области биологии. Сказка о животных, где автор (С. Козлов) использует сюжет народной сказки и древнюю композицию, но посвящает сказку внутреннему миру своего героя. Сказка о животных, где автор (Л. Муур, Л. Петрушевская), используя композицию волшебной сказки, ставит и решает современные нравственные проблемы (ценности живого общения и хорошего отношения друг к другу).

Авторская литература.

Волшебная сказка в стихах и ее связь с народной сказкой (А. Пушкин). Использование сюжетов народных сказок (о рыбаке и его жене; о мертвой царевне). Использование композиционных особенностей народной сказки (троекратные повторы, цепочка событий), использование особого ритма, характерного для народного творчества (повтор речевых конструкций и слов), использование сюжетных линий, характерных для народных волшебных сказок. Два мира: земной и волшебный; волшебный помощник, волшебный цвет и волшебное число. Неповторимая красота авторского языка.

Волшебная сказка зарубежных писателей (Ш. Перро). Использования сюжета и композиционных особенностей народной волшебной сказки. Два мира: земной и волшебный; волшебный помощник и волшебное число. Единые законы разворачивания сюжета в волшебных сказках. Типичность завязки, кульминации развязки. Бродячие сюжеты в сказках народов мира. Сложность и распространенность авторского языка.

Волшебная сказочная повесть (отрывки: А. Толстой, Л. Лагин, О. Пройслер). Сосуществование двух жанров: волшебной сказки и рассказа.

Жанр рассказа (Л. Толстой, А. Гайдар, К. Паустовский, Л. Пантелеев, Н. Носов, В. Драгунский). Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем; возможность вымысла. Нравственная коллизия, определяющая смысл рассказа. Роль названия и композиции рассказа в выражении его смысла. Герои рас  сказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе: способы выражения отношения к героям.

Поэзия. Представление о поэтическом восприятии мира как о восприятии, помогающем обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений. Способность поэзии создавать фантастические и юмористические образы. Способность поэзии выражать самые важные переживания: красоты окружающего мира, дружбы, любви. Представление о том, что для Поэта природа _ живая: обнаружение в стихотворении образов4олицетворений. Представление о важности в создании художественного образа таких поэтических приемов, как сравнение, звукопись, контраст, гипербола, эпитет (называем его «определением»). Использование авторской поэзией жанровых и композиционных особенностей народной поэзии: скороговорки (Е. Благинина), считалки (Ю. Тувим), колыбельной и  потешки (Саша Черный), кумулятивной сказки (Д. Хармс), народной песни (И. Суриков); создание сказочной картины мира средствами поэзии (А. Пушкин, К. Бальмонт, И. Суриков). Практическое освоение простейших видов художественных приемов: сравнения, гиперболы (называем ее преувеличением), контраста, олицетворения. Представление о том, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в поэтических текстах, но и в прозе (С. Козлов).

Лента времени.

Продолжение работы с лентой времени. Помещение на ленту времени имен писателей и поэтов; произведений фольклора и авторской литературы.

Литература вокруг нас.

Создание условий для выхода младших школьников за рамки Учебника: привлечение текстов Хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотеки к работе на уроках. Знакомство с детскими журналами и другими периодическими изданиями, словарями и справочниками.

Навыки чтения и слушания.

Дальнейшее развитие навыков слушания на основе целенаправленного восприятия элементов формы и содержания литературного произведения. Развитие навыков чтения и говорения на основе эмоциональной передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту. Дальнейшее формирование навыков свободного высказывания в устной и письменной форме.

Учебно-тематический план:

В учебно-тематический план внесены изменения.  В связи с переходом на 5-дневную неделю обучения сокращены часы со 136 часов до 118. (Первое полугодие – 4 часа в неделю, второе – 3 часа.)

раздел

Количество часов

1.

Вступление, или детективное начало…

10

2.

Завязка, тайны искусства…

15

3.

Погоня за секретами литературы…

23

4.

Новые загадки следствия…

14

5.

Кульминация! Вершина изображения…

4

6.

Вперед по дороге открытий…

24

7.

Развязка. Распутанные тайны…

28

итого

118

 

Требования к уровню подготовки учащихся к концу 2 года обучения

Иметь общее представление:

  • об отличии искусства от, науки;
  • о сходстве и различии литературы и других видов искусства (музыка, живопись, скульптура);
  • о глубине и разнообразии внутреннего мира человека, отражённого в литературе разных времён и народов;
  • о наличии художественного вымысла в произведении;
  • о традиционных выразительных средствах фольклора;
  • о многообразии художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому;
  • о разнообразии мира литературы.

Знать:

  • наизусть 8 - 10 стихотворений разных авторов по выбору ученика;
  • имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы, 2-3 современных писателей (поэтов);
  • названия основных произведений любимого автора.

Уметь:

  • читать, целыми словами вслух и про себя; темп чтения 50 - 60 слов в минуту;
  • эмоционально воспринимать произведения разных жанров и видов;
  • оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки;
  • понимать средства авторской оценки героя (имя, портрет, речь героя);
  • узнавать простейшие виды тропов (сравнение, эпитет, гипербола, литота, олицетворение, звукопись, цветопись);
  • пользоваться выразительными средствами произведения при рассказе о героях и событиях;
  • находить неточные и составные рифмы;
  • сочинять устный и письменный отзыв о прочитанном, передавая собственное отношение к изображаемому;
  • ориентироваться в публичной библиотеке на уровне элементарных навыков.

Развитие творческих способностей. К концу второго класса учащиеся должны:

  • пользоваться основными средствами интонационной выразительности при чтении вслух произведений разной эмоциональной направленности;
  • участвовать в конкурсах чтецов;
  • составлять устные и письменные высказывания на определенную тему.

Владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смыслопоисковой и компетенцией личностного саморазвития.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  • самостоятельно читать книги;
  • высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
  • самостоятельно выбирать и определять содержание книги по ее элементам;
  • работать с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).

Учебно-методическое обеспечение

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD «Азбука от Кирилла и Мефодия», CD «Детский энциклопедический словарь».

Для реализации программного содержания используются:

  • Сборник программ для начальной школы. Система Л.В. Занкова./ Автор - составитель Н.В. Нечаева. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010.
  • Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 2 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
  • Хрестоматия по литературному чтению для 2 кл./ Автор - составитель В.Ю. Свиридова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
  • Свиридова В.Ю. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение» для 2 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
  • Демонстрационный материал, подготовленный учителем (памятки, схемы, опорные слова  и понятия для лучшего усвоения изучаемого материала).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Сборник программ для начальной школы (Система Занкова Л.В.) Издательство «Учебная литература» 2010 год.
  • Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 2 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
  • Литературное чтение. 2 класс: поурочные планы по учебнику В.Ю. Свиридовой/ авт.-сост. Г.Н. Демященкова. - Волгоград: Учитель, 2010.
  • Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст: практикум для учащихся:1-4 классы. - М.: ВАКО, 2007.


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по литературному чтению

 

Класс  2

Учитель  Белореченская Виктория Владимировна

Количество часов

Всего  118час; в неделю   4час.- первое полугодие, 3 час. – второе полугодие.

Плановых контрольных уроков -   2 ч.

Планирование составлено на основе программы по литературному чтению для общеобразовательных учреждений под руководством В. Ю.Свиридовой.

название, автор, издательство, год издания: Учебник «Литературное чтение»

В.Ю.Свиридова. Издательство «Учебная литература», 2011

            Дополнительная литература

№ п/п

Дата проведения

Тема раздела,

 Урока

Кол-во отводимых часов

Цели к разделу, теме: обучающие, развивающие, воспитательные

Понятия, терминология, номенклатура

Виды уроков по теме

Оборудование, необходимая литература

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Идея любви как воплощение интереса к окружающему миру. В. Драгунский «Что я люблю»

1

Познакомить с учебником, учить определять отношение автора к герою; совершенствовать навык чтения по ролям; проверить навыки работы с книгой.

Детектив, книга, читатель

вводный

Учебник, портрет писателя

2

Характер лирического героя  И. Токмакова «Мне грустно…»

1

Учить с помощью интонации передавать чувства автора; учить выразительному чтению; развивать речевые и творческие способности.

поэт

комбинированный

Учебник, портрет писателя

3

Характер лирического героя. В. Драгунский «Что любит Мишка»

1

Выявить серьезный смысл в смешных рассказах В.Драгунского; познакомить с термином «герой-рассказчик»; прививать интерес и любовь к художественному слову.

герой-рассказчик

комбинированный

Учебник, сборник рассказов «Денискины рассказы»

4

Контраст как художественный прием в поэзии.
Б. Заходер «О границах поэтического творчества»

1

Формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, особом переживании мира; развивать исследовательские навыки.

Контраст

комбинированный

Учебник, портрет писателя, презентация

5

Годовой круг: взгляд поэта и взгляд исследователя. Д. Кедрин «Скинуло кафтан зеленый лето…»

1

Продолжить работу над понятием «рифма», формировать способность воспринимать красоту родной природы.

рифма

комбинированный

Учебник, загадки

6

Общее начало разных видов искусства: литературы, живописи и музыки.
А. Пушкин «Тиха украинская ночь…», А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре», Л. Бетховен
«Лунная соната», Ф. Шопен «Ноктюрн»

1

Развивать навык выразительного чтения лирического произведения; развивать образное мышление, воображение.

Искусство, живопись, музыка

комбинированный

Учебник, портрет писателя, А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре», Л. Бетховен
«Лунная соната», Ф. Шопен «Ноктюрн»

7

Cравнительный анализ научного и художественного текстов. Энциклопедическая статья.
М. Пришвин «Осеннее утро», В. Друк «Роман»

1

Формировать умение осмысленного чтения, воспитывать любовь к литературе.

Анализ, средства выразительности

комбинированный

Учебник, портрет писателя

8

Художественный образ в поэзии и живописи.
И. Пивоварова «Картина», В. Поленов
«Московский дворик»

1

Продолжить линию сравнительного анализа языка разных видов искусств: поэзии, живописи.

Художественный образ

комбинированный

Учебник, В. Поленов
«Московский дворик»

9

Художественный образ в поэзии. Д. Кедрин «Осенняя песня». Первые опыты письменных
сочинений. Сочинение на тему «Осенний пара-
шютист»

1

Учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, сопереживать, сочувствовать ему; развивать художественный вкус.

сочинение

комбинированный

Учебник

10

Олицетворение как поэтический прием.
М. Лермонтов «Утес»

1

Познакомить детей с творчеством поэта, учить видеть скрытый смысл стихотворения.

Олицетворение

комбинированный

Учебник, портрет писателя

11

Олицетворение как поэтический и живописный прием. Н. Мушкудиани «Что его беспокоит»

1

Познакомить уч-ся с возможностью автора нарисовать не существующего в реальной жизни героя, а читателя – вообразить этот образ.

комбинированный

Учебник

12

Как смотрят на мир поэт и исследователь.
Произведения устного народного творчества.
И. Пивоварова «Как я считал»

1

Продолжить знакомство с малыми фольклорными жанрами; развивать исследовательские навыки.

исследователь

комбинированный

Учебник

13

Нравственная идея произведения.
Г. П. Корнилова «Про бабочку»

1

Приобщить уч-ся к миру литературы посредством расширения его читательского опыта; воспитывать нравственные качества.

нравственность

комбинированный

Учебник,

14

Различение текстов со сходной тематикой, принадлежащих к разным жанрам. Г. П. Корнилова «Вертолет»; Н. Орлова «Самолет», К. Арон,
С. Сахарнов «Воздушный богатырь»

1

Формировать умение различать тексты, относящиеся к разным жанрам, но на одну тематику.

жанр

комбинированный

Учебник,

15

Осенняя страница. С. Есенин «Нивы сжаты,
рощи голы…»

1

Учить воспринимать содержание лирического произведения, его настроение.

эпиграф

комбинированный

Учебник, портрет писателя

16

Восприятие художественного образа, созданного на языке разных видов искусств (музыки, поэзии, живописи). М. Мусоргский «Танец невылупившихся птенцов», И. Пивоварова «Песня зарянки»,
М. Чюрлёнис «Соната звезд»

1

Учить сравнительному анализу языка разных видов искусства.

фестиваль

комбинированный

Учебник, Мусоргский «Танец невылупившихся птенцов»,

17

Секреты загадок

1

Формировать историческое сознание; продолжить работу, направленную на освоение художественных приемов.

сравнение

комбинированный

Учебник

18

Поэтический взгляд на мир в текстах разных
жанров: лирическом стихотворении, авторской сказке. С. Козлов «Ёжик в тумане»

1

Показать мудрость и многогранность сказок Козлова; развивать умение работать с текстом.

Авторская  сказка

комбинированный

Учебник, портрет писателя, мультфильм

19

Поэтический взгляд на мир в текстах разных
жанров: лирическом стихотворении, авторской сказке. С. Козлов «Красота», М. Цветаева «Одна половинка окна»

1

Показать мудрость и многогранность сказок Козлова; развивать умение работать с текстом.

комбинированный

Учебник,

20

Художественный образ в поэтическом тексте. Японские трёхстишия Басё и Тиё

1

Прививать представление о поэзии как об особом взгляде на мир.

хокку

комбинированный

Учебник,

21

Художественный образ в поэтическом тексте. Эллен Нийт «Сказка о каменном короле»
(«Каменный замок на камне чернел…»)

1

Формировать умения осмысленного и выразительного чтения; прививать представления о поэзии как об особом взгляде на мир.

Художественный образ

комбинированный

Учебник,

22

Литературный праздник. Ироническое отношение автора к герою. К. Чуковский «Федотка»

11

Расширить знания уч-ся о писателе Чуковском; воспитывать чувство юмора, нравственность.

ирония

комбинированный

Учебник, портрет писателя

23

Ироническое отношение автора к герою.
С. Михалков «Про мимозу»

1

Расширить знания уч-ся о писателе Михалкове; воспитывать чувство юмора

комбинированный

Учебник, портрет писателя

24

Нравственная коллизия в рассказе Л. Н. Толстого «Прыжок»

1

Учить анализировать поступки героев, пробудить в детях сопереживание герою рассказа, развивать внимание к тексту.

Нравственная коллизия

комбинированный

Учебник, портрет писателя

25

Нравственная коллизия в рассказе Л. Н. Толстого «Прыжок»

1

Учить анализировать поступки героев, пробудить в детях сопереживание герою рассказа, развивать внимание к тексту.

комбинированный

Учебник,

26

Эмоциональная окраска текста С. Михалкова
«Бараны»

1

Познакомить детей со стихотворением Михалкова, развивать умение сравнивать и наблюдать.

Эмоциональная окраска

комбинированный

Учебник, портрет писателя

27

Аллитерация (звукопись). Д. Биссет «Приключения дядюшки Тик-Так»

1

Раскрыть значение звукописи в построении художественного образа.

Аллитерация

комбинированный

Учебник,

28

Как смотрят на мир поэт и художник. И. Суриков «В ночном» (отрывок), М. Врубель «К ночи»

1

Формировать умение осмысленного и выразительного чтения.

Лирический герой

комбинированный

Учебник, портрет писателя

М. Врубель «К ночи»

29

Сказочный образ мира во вступлении к поэме
А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»

1

Показать красоту пушкинской поэзии; помочь детям обнаружить связь пушкинской сказки и русской народной.

поэма

комбинированный

Учебник, портрет писателя

30

Авторская сказка. Ш. Перро «Кот в сапогах»

1

Приобщать детей к миру литературы; формировать первичные представления о жанровой специфике сказки.

Авторская сказка

комбинированный

Учебник, портрет писателя

31

Русские сказки о животных: сравнительный
анализ

1

Формировать умения осмысленного и выразительного чтения.

комбинированный

Учебник,

32

Русская и европейская сказки: сравнительный
анализ

1

Формировать умения осмысленного и выразительного чтения.

Зарубежные сказки

комбинированный

Учебник,

33

Специфика сказочного жанра в поэтической
сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

Познакомить со сказкой Пушкина, помочь почувствовать красоту и выразительность сказки.

Специфика, устаревшие слова

комбинированный

Учебник, портрет писателя

34

Специфика сказочного жанра в поэтической
сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

Познакомить со сказкой Пушкина, помочь почувствовать красоту и выразительность сказки.

комбинированный

Учебник, портрет писателя

35

Урок читательской самостоятельности. Братья Гримм «Сказка о рыбаке и его жене»

1

Находить черты сходства в авторской и народной сказках.

сюжет

комбинированный

Учебник, портрет писателя

36

Красота и выразительность пушкинского стиха.
А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета…»

1

Формировать умение понимать настроение лирического героя; воспитывать любовь к поэзии.

Выразительность

комбинированный

Учебник, портрет писателя

37

Годовой круг

1

Развивать исследовательские навыки, творческие способности.

времена года

комбинированный

Учебник,

38

Сравнительный анализ авторской сказки и научно-популярных текстов о животных. Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка»

1

Продолжить развивать исследовательские навыки, учить анализировать сказку.

комбинированный

Учебник,

39

Научно-популярные тексты о животных. И. Акимушкин «Обезьяньи носы», «Броненосцы»

1

Формировать первичные исследовательские навыки, развивать умение отличать научно-популярный текст от художественного.

Научно-популярные тексты

комбинированный

Учебник,

40

Может ли художник быть ученым: сложный авторский взгляд на мир. В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»

1

Помочь учащимся понять сложную природу дара писателя, совмещение в одном лице художника слова и ученого-знатока природы.

ученый

комбинированный

Учебник, портрет писателя

41

Может ли художник быть ученым: сложный авторский взгляд на мир. В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»

1

Помочь учащимся понять сложную природу дара писателя, совмещение в одном лице художника слова и ученого-знатока природы.

комбинированный

Учебник, портрет писателя

42

Шуточный или юмористический художественный образ в стихотворениях Тима Собакина
и Юнны Мориц

1

Познакомить учащихся с возможностью автора нарисовать образ, не существующий в реальной жизни героя, а читателя - вообразить этот  фантастический образ

юмор

комбинированный

Учебник,

43

Разная природа вымысла.
Б. Заходер «Моя Вообразилия»

1

Продолжить знакомство с возможностью автора нарисовать образ, не существующий в реальной жизни героя, а читателя - вообразить этот  фантастический образ

вымысел

комбинированный

Учебник, портрет писателя

44

Разная природа вымысла. Фантазия и неправда: это одно и то же? Н. Носов «Фантазеры»

1

Обозначить грань между веселой беззлобной выдумкой и ложью в корыстных целях, дать представление о том, что фантазировать так, чтобы это было интересно окружающим, - совсем не просто.

Фантазия

комбинированный

Учебник, портрет писателя

45

Природа необычного, фантастического в лите-
ратурном тексте. Ф. Галас «Мир наоборот»,
В. Шленский «Другу»

1

Научить понимать различие между фантазией и неправдой, между умыслом и вымыслом, воспитывать чувство юмора как эстетическое чувство.

фантастика

комбинированный

Учебник,

46

Природа необычного, фантастического в лите-
ратурном тексте. П. Ершов «Конёк-
Горбунок»

1

Формировать умение осмысленного и выразительного чтения, закладывать первичные представления о жанровой специфике сказки.

комбинированный

Учебник, портрет писателя

47

Природа необычного, фантастического в лите-
ратурном тексте. К. Бальмонт «У чудищ»

1

Формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, особом переживании мира.

комбинированный

Учебник, портрет писателя

48

Выявление жанровой специфики и эмоциональной тональности сказки «Сестрица Аленушка
и братец Иванушка»

1

Обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках, их особенностях, продолжать формировать интерес детей к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения, формировать умение составлять художественное описание.

эмоциональная тональность

комбинированный

Учебник,

49

Выявление жанровой специфики и эмоциональной тональности сказки «Сестрица Аленушка
и братец Иванушка»

1

Обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках, их особенностях, продолжать формировать интерес детей к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения, формировать умение составлять художественное описание.

комбинированный

Учебник,

50

Три типа сказок: волшебные, сказки о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик
и
Медведь»

1

Совершенствовать представления о жанровой специфике сказки, выявить разницу между волшебной сказкой, бытовой и о животных.

Три типа сказок: волшебные, сказки о животных, бытовые.

комбинированный

Учебник,

51

Конференция «Новый год шагает по планете».
И. Пивоварова «Вкусные ботинки»

1

Развивать сценические способности детей, расширять знания детей о традициях Нового года, воспитывать уважение к сложившимся традициям.

Конференция

комбинированный

Учебник,

52

Происхождение сказки из мифа. В. Даль «Старик-годовик»

1

Развивать фантазию и воображение, учить составлять связный рассказ, познакомить с творчеством В.И. Даля, совершенствовать умение проникать в глубину содержания произведения.

миф

комбинированный

Учебник, портрет писателя

53

Происхождение сказки из мифа. Русская народная сказка «Снегурочка»

1

Познакомить учащихся с произведением устного народного творчества – сказкой, показывать целостность художественного образа, его общую природу в разных видах искусства.

комбинированный

Учебник,

54

Устный журнал «Цветы из мифов и легенд».
Т. Белозеров «Подснежники»

1

Прививать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, особом переживании мира, формировать умения осмысленного и выразительного чтения.

журнал

комбинированный

Учебник,

55

От сказки народной к авторской. Русская народная сказка «Морозко», В. Одоевский «Мороз
Иванович»

1

Закрепить понимание детьми особенностей русских народных сказок, научить различать народную и авторскую сказки.

комбинированный

Учебник, портрет писателя

56

Обращение к особенностям сказочного жанра
в авторской поэзии. И. Суриков «Детство»

1

Формировать у детей целостное представление о художественном произведении, учить составлять план.

комбинированный

Учебник, портрет писателя

57

Обращение к особенностям сказочного жанра
в авторской поэзии. Д. Хармс «Как Володя быстро под гору летел»

1

Учить находить в авторской поэзии связи с композиционными закономерностями кумулятивной сказки.

комбинированный

Учебник, портрет писателя

58

Специфика авторской сказки (ее отличие от на-
родной). Л. Лагин «Старик Хоттабыч»

1

Познакомиться с повестью Л.Лагина, формировать навык чтения по ролям.

комбинированный

Учебник, портрет писателя

59

Специфика авторской сказки (ее отличие от на-
родной). О. Пройслер «Маленький Водяной»

1

Познакомить с произведением Пройслера, воспитывать интерес к чтению.

комбинированный

Учебник,

60

Специфика авторской сказки (ее отличие от на-
родной). О. Пройслер «Маленькая Баба Яга»

1

Познакомить с произведением Пройслера, воспитывать интерес к чтению.

комбинированный

Учебник,

61

Обобщающий урок. Особый взгляд на мир.
Л. Друскин «Я сплю»

1

Обобщить знания учащихся по пройденным темам.

обобщающий

Учебник,

62

Контрольная работа за I полугодие

1

Проверить знания учащихся по пройденным темам.

контрольный

тесты

63

Поэтические тексты: авторские и народные
(на примере загадок, стихотворений Е. Благининой и С. Есенина «Зима»)

1

Познакомить с авторскими и народными поэтическими текстами – загадкой и скороговоркой.

комбинированный

Учебник, портрет писателя

64

Специфика работы с жанром рассказа (на при-
мере рассказа Н. Носова «Мишкина каша»)

1

Познакомить с творчеством Н. Носова, учить отвечать на вопросы по прочитанному.

комбинированный

Учебник, портрет писателя

65

Работа над жанром рассказа (на примере произ-
ведения Н. Носова «Заплатка»)

1

Познакомить с произведением Н.Носова «Заплатка»,

учить отвечать на вопросы по содержанию.

комбинированный

Учебник, портрет писателя

66

Поэзия как особое переживание мира: что нужно, чтобы стать поэтом (на примере произведений: Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи»,
Ф. Тютчев «Весна», Н. Рыленков «После дождя», Р. Сеф «Странное дело»)

1

Познакомить с понятием рифма, учить подбирать рифмы к словам.

Поэзия

комбинированный

Учебник, портрет писателя

67

Поэзия как особое переживание мира: что нужно, чтобы стать поэтом (на примере произведений: Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи»,
Ф. Тютчев «Весна», Н. Рыленков «После дождя», Р. Сеф «Странное дело»)

1

Продолжить знакомство с понятием рифма, учить подбирать рифмы к словам.

рифма

комбинированный

Учебник, портрет писателя

68

Связь авторской поэзии с фольклором (на при-
мере стихотворения Ю. Тувима «Овощи»)

1

Формировать представления о связи авторской поэзии с фольклором.

фольклор

комбинированный

Учебник,

69

Кульминационные моменты в рассказе
Л. Н. Толстого «Акула»

1

Продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого, учить находить опорные слова для пересказа, которые помогают описать эмоциональное состояние героя, его поступки.

Кульминация

комбинированный

Учебник, портрет писателя

70

Л. Н. Толстой «Лев и собачка»

1

Раскрыть трагический смысл рассказа, пробудить чувство любви, доброты, верности, воспитывать чувство сострадания. Сочувствия, сопереживания.

комбинированный

Учебник, портрет писателя

71

Авторская сказка и ее связь с сюжетом и струк-
турой сказки народной (на примере сказки
Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго
Зайца», русской народной сказки «Кот и Лиса»)

1

Формировать умение осмысленного и выразительного чтения, воспитывать внимательное отношение к слову.

 сюжет и струк-
тура сказки

комбинированный

Учебник, портрет писателя

72

Авторская сказка и ее связь с сюжетом и струк-
турой сказки народной (на примере сказки
Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго
Зайца», русской народной сказки «Кот и Лиса»)

1

Формировать умение осмысленного и выразительного чтения, воспитывать внимательное отношение к слову.

комбинированный

Учебник, портрет писателя

73

Авторская поэзия: обращение к фольклору
(на примере поэзии Саши Черного «Колыбельная» (отрывок), Агнии Барто «Старший брат…»
и малых жанров фольклора)

1

На примере стихотворений С. Черного «Колыбельная» и А. Барто «Старший брат сестру баюкал…» выявить связь авторской поэзии с малыми жанрами фольклора.

Авторская поэзия

комбинированный

Учебник, портрет писателя

74

Шуточный рассказ: серьезная проблема.
О. Кургузов «День рождения вверх ногами»,
Д. Родари «Сакала-пакала»

1

Развивать представление, как авторы используют в творчестве малые жанры фольклора, продолжить знакомство с колыбельными песнями.

Шуточный рассказ

комбинированный

Учебник,

75

Шуточный рассказ: серьезная проблема.
О. Кургузов «День рождения вверх ногами»,
Д. Родари «Сакала-пакала»

1

Учить анализировать текст, определять его характер и природу юмора.

комбинированный

Учебник,

76

Шуточный рассказ: серьезная проблема.
Д. Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь»

1

Познакомить с произведением Д. Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь», Учить анализировать текст, определять его характер и природу юмора.

комбинированный

Учебник,

77

Н. Носов «Живая шляпа»

1

Совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать умение эмоционально воспринимать текст, анализировать характер и поступки героев.

комбинированный

Учебник, портрет писателя

78

Законы малых жанров: потешки, сказка «У страха глаза велики», загадки

1

Продолжить знакомство с устным народным творчеством, познакомить с жанром потешки.

потешки, сказка

комбинированный

Учебник,

79

Законы малых жанров: потешки, сказка «У страха глаза велики», загадки

1

Познакомить с русской народной сказкой «У страха глаза велики», формировать умения осмысленного и выразительного чтения.

комбинированный

Учебник,

80

Специфика авторской сказки С. Козлова «Черный омут»

1

Познакомить с авторской сказкой, развивать исследовательские навыки.

комбинированный

Учебник,

81

Сравнительный анализ авторской и народной сказки (на примере сказки С. Козлова «Черный омут» и русской народной сказки «У страха глаза велики»)

1

Продолжить обучать сравнительному анализу авторских и народных произведений

комбинированный

Учебник,

82

Мир глазами сказочного героя или животного
(на примере стихотворений С. Козлова «В небе
туча хмурится», Р. Сефа «Муравей», Н. Лама
«Зебра», С. Черного «Песня мухи»)

1

Формировать нравственную позицию человека по отношению к миру животных через поэтические произведения.

комбинированный

Учебник,

83

Специфика авторской сказки в ее отличии
от народной (на примере сказки Л. Петрушевской «Кот, который умел петь»)

1

Учить анализировать произведение и находить черты народной сказки, развивать кругозор.

комбинированный

Учебник,

84

Авторская сказка и черты народной сказки
в ней (на примере сказок А. Толстого «Золотой ключик…», Л. Толстого «Липунюшка»)

1

Формировать умение выстраивать цепь событий в произведении большого объема.

комбинированный

Учебник, портрет писателя

85

Авторская сказка и черты народной сказки
в ней (на примере сказок А. Толстого «Золотой ключик…», Л. Толстого «Липунюшка»)

1

Учить анализировать авторскую сказку и находить в ней черты народной, формировать умения осмысленного и выразительного чтения.

комбинированный

Учебник, портрет писателя

86

Авторская сказка и черты народной сказки
в ней (на примере сказок Ш. Перро «Мальчик-
с-пальчик», братья Гримм «Храбрый портной»,
Х. Андерсена «Огниво»)

1

Учить анализировать авторскую сказку и находить в ней черты народной, формировать умения осмысленного и выразительного чтения.

комбинированный

Учебник, портрет писателя

87

Авторская сказка и черты народной сказки
в ней (на примере сказок Ш. Перро «Мальчик-
с-пальчик», братья Гримм «Храбрый портной»,
Х. Андерсена «Огниво»)

1

Учить анализировать авторскую сказку и находить в ней черты народной, формировать умения осмысленного и выразительного чтения.

комбинированный

Учебник, портрет писателя

88

Нравственные проблемы в сказке Л. Муура
«Крошка Енот» и народной сказке «Айога»

1

Раскрыть нравственное содержание сказки, развивать умение осмысливать художественную идею произведения.

Нравственность

комбинированный

Учебник, мультфильм

89

Нравственные проблемы в сказке Л. Муура
«Крошка Енот» и народной сказке «Айога»

1

Раскрыть нравственное содержание сказки, развивать воображение, образную память.

комбинированный

Учебник, мультфильм

90

Сходство мировосприятия ребенка и поэта
(на примере произведений П. Неруды,
К. Чуковского)

1

Показать сходство мировосприятия ребенка и поэта, прививать представление о поэзии как об особом взгляде на мир.

мировосприятие

комбинированный

Учебник

91

Закон смешного в поэзии и прозе (на примере
произведений Э. Успенского «Разгром», В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок», «Заколдованная буква»)

1

Познакомить с произведением Э. Успенского, развивать навыки выразительного, правильного осознанного чтения.

комбинированный

Учебник, портрет писателя

92

Закон смешного в поэзии и прозе (на примере
произведений Э. Успенского «Разгром», В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок», «Заколдованная буква»)

1

Расширять литературоведческие понятия и словарный запас.

комбинированный

Учебник, портрет писателя

93

Различение научного и художественного текстов (на примере произведений Г. Сапгира «Чудак математик», Дж. Родари «Для чего нужны слезы?», «Отчего идет дождь»)

1

Закреплять навыки различия художественного и научного текстов.

комбинированный

Учебник,

94

Различение научного и художественного текстов (на примере произведений Г. Сапгира «Чудак математик», Дж. Родари «Для чего нужны слезы?», «Отчего идет дождь»)

1

Формировать понятие научной и художественной литературы, их различия

комбинированный

Учебник,

95

Природа «необычного» в литературе (на примере стихотворений Б. Заходера «Приятная встреча», Дж. Родари «Рапуны»; русской народной небылицы и произведения братья Гримм; Дж. Родари «Вопросы наизнанку»)

1

Познакомить учащихся с поэтическим взглядом – фантазией, рассмотреть образы, созданные Б. Заходером.

небылицы

комбинированный

Учебник, портрет писателя

96

Природа «необычного» в литературе (на примере стихотворений Б. Заходера «Приятная встреча», Дж. Родари «Рапуны»; русской народной небылицы и произведения братья Гримм; Дж. Родари «Вопросы наизнанку»)

1

Учить распознавать жанровую принадлежность текста и обнаруживать в одном тексте приметы фольклорных жанров.

комбинированный

Учебник, портрет писателя

97

Законы фольклорных жанров (докучная сказка
и загадки)

1

Познакомить с особенностями докучных сказок, обнаружить сюжетно-композиционные особенности жанра докучной сказки.

докучная сказка
и загадки

комбинированный

Учебник,

98

Проявление сказочной логики в народной сказке (на примере русской сказки «Мороз, Солнце
и Ветер»)

1

Познакомить с русской народной сказкой «Мороз, Солнце и Ветер», выявить черты сказочной логики.

логика

комбинированный

Учебник,

99

Проявление сказочной логики в авторской
поэзии (на примере «Колыбельной песни»
А. Майкова)

1

Формировать навык выразительного чтения, способствовать развитию эстетических, нравственных качеств у детей.

комбинированный

Учебник,

100

Сравнительный анализ языка разных видов искусства: литературы, живописи и музыки
(на примере произведений М. Исаковского
«Ветер», А. Пушкина «Ветер, ветер! Ты могуч!...»,
А. Рылова «Зеленый шум», И. Левитана «Свежий ветер. Волга», П. Чайковского «Времена года»)

1

Создать положительную мотивацию на уроке, обогатить словарный запас, формировать навыки поискового чтения, развивать умения анализировать, сравнивать.

литература, живопись и музыка

комбинированный

Учебник, И. Левитан «Свежий ветер. Волга», П. Чайковский «Времена года»)

101

Сравнительный анализ языка разных видов искусства: литературы, живописи и музыки
(на примере произведений М. Исаковского
«Ветер», А. Пушкина «Ветер, ветер! Ты могуч!...»,
А. Рылова «Зеленый шум», И. Левитана «Свежий ветер. Волга», П. Чайковского «Времена года»)

1

Учить сравнительному анализу языка разных видов искусства, формировать чувство причастности к отечественной культуре.

комбинированный

Учебник, И. Левитан «Свежий ветер. Волга», П. Чайковский «Времена года»)

102

Поэтический образ и средства его создания
(на примере стихотворений Р. Сефа «Слезы»,
С. Черного «Плакса»)

1

Познакомить с понятием «поэтический образ» и средствами его создания.

поэтический образ

комбинированный

Учебник

103

Сравнение поэтического и живописного образа (на примере стихотворения С. Маршака «О мальчиках и девочках» и картины И. Репина)

1

Продолжить формировать умение находить природу юмора в поэтическом произведении и анализировать произведение живописи.

комбинированный

Учебник, портрет писателя картины И. Репина

104

Работа с жанром рассказа: формирование чувства причастности к отечественной культуре. Рассказ К. Паустовского «Растрепанный воробей»

1

Определить жанр произведения, развивать исследовательские навыки.

рассказ

комбинированный

Учебник, портрет писателя

105

Работа с жанром рассказа: формирование чувства причастности к отечественной культуре. Рассказ К. Паустовского «Растрепанный воробей»

1

Рассмотреть сюжетные линии произведения, развивать исследовательские навыки.

комбинированный

Учебник, портрет писателя

106

Работа с жанром рассказа: формирование гражданского сознания школьников (на примере
рассказа А. Гайдара «Чук и Гек»)

1

Познакомить с некоторыми страницами биографии писателя, развивать кругозор, речь, мышление, память.

гражданское сознание

комбинированный

Учебник, портрет писателя

107

Работа с жанром рассказа: формирование гражданского сознания школьников (на примере
рассказа А. Гайдара «Чук и Гек»)

1

Продолжить знакомство с произведением А. Гайдара «Чук и Гек», формировать нравственную позицию учащихся по отношению к семье и Родине.

комбинированный

Учебник, портрет писателя

108

Особенности авторской сказки, основанной
на народном сюжете (на примере сказки
Ш. Перро «Спящая красавица»)

1

Познакомить со сказкой Ш. Перро «Спящая красавица», показать особенности авторской сказки, созданной на основе народного сюжета.

народный сюжет

комбинированный

Учебник, портрет писателя

109

Особенности авторской сказки, основанной
на народном сюжете (на примере сказки
Ш. Перро «Спящая красавица»)

1

Познакомить со сказкой Ш. Перро «Спящая красавица», показать особенности авторской сказки, созданной на основе народного сюжета.

комбинированный

Учебник, портрет писателя

110

Специфика сказочного жанра в поэтической
сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

1

Познакомить со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

комбинированный

Учебник, портрет писателя

111

Специфика сказочного жанра в поэтической
сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

1

Учить анализировать поступки героев.

комбинированный

Учебник, портрет писателя

112

Открываем тайны стихотворения (на примере
стихотворения Б. Заходера «Что такое стихи»)

1

Формировать представление о поэзии как особом взгляде на мир.

комбинированный

Учебник, портрет писателя

113

Исследуем характеры мальчиков и девочек
(на примере произведений Л. Пантелеева
«Честное слово»)

1

Познакомить с творчеством Л. Пантелеева, учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль, формировать представление о честности, отзывчивости, смелости.

характер

комбинированный

Учебник, портрет писателя

114

Исследуем характеры мальчиков и девочек
(на примере произведений Л. Пантелеева
«Честное слово»)

1

Познакомить с творчеством Л. Пантелеева, учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль, формировать представление о честности, отзывчивости, смелости.

комбинированный

Учебник, портрет писателя

115

Исследуем характеры мальчиков и девочек
(на примере произведений В. Катаева «Цветик-
семицветик», Б. Заходера «Бочонок-собачонок», О. Григорьева «Былина»

1

Развивать умение понимать художественную идею произведения и раскрыть основную мысль текста.

комбинированный

Учебник, портрет писателя

116

Исследуем характеры мальчиков и девочек
(на примере произведений В. Катаева «Цветик-
семицветик», Б. Заходера «Бочонок-собачонок», О. Григорьева «Былина»

1

Познакомить с произведением Б. Заходера «Бочонок-собачонок».

комбинированный

Учебник, портрет писателя

117

Контрольная работа за  II полугодие

1

Проверить, насколько усвоен материал по литературному чтению каждым учеником.

контрольный

тесты

118

Итоговый урок: что читать летом

1

Дать детям возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.

комбинированный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению для учащихся 4 класса с нарушенным слухом

Рабочая программа  учебного предмета «Чтение» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида....

Рабочая программа по чтению для учащихся 2 класса

Рабочая программа для учащихся школы слабослышащих и позднооглохших...

Рабочая программа по чтению для учащихся 2 класса

Рабочая программа для учашищхся школы слабослышащих и позднооглохших...

Рабочая программа политературному чтению 3 класс УМК "Школа 2100" с требованиями по ФГОС

Действительно качественная программа по предмету. Количество часов соответствует реальным учебным неделям. Программа прошла проверку во время аттестации школы....

Рабочая программа по чтению для учащихся 4 класса со сложной структурой дефекта школы 8 вида.

Рабочая программа по чтению  для учащихся с умеренной интеллектуальной недостаточностью....

Рабочая программа по чтению для учащихся 4 класса специальной коррекционной школы VIII вида по учебнику С.Ю.Ильиной

В пояснительной записке к рабочей программе даны общие сведения об особенностях организации уроков чтения в 4 классе спеиальной коррекционной школы VIII вида по учебнику С.Ю.Ильиной. ...

Рабочая программа литературного чтения в 3 классе, где обучаются учащиеся с ОВЗ, УМК "Планета знаний".

Рабочая программа литературного чтения в 3 классе, где обучаются учащиеся с ОВЗ, УМК "Планета знаний"....