Литературное чтение 2 класс. В.Осеева."Волшебное слово"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Видякина Марина Владимировна

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyi_urok.docx28.68 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Мирнинская СОШ

Открытый урок :

В.Осеева «Волшебное слово»

2 класс

Составила :Видякина М.В.

2013-2014уч год

Тема: В.А.Осеева «Волшебное слово»

Тип урока: изучение новой темы  (работа с художественным текстом.)

Цель: знакомство с рассказом В.Осеевой «Волшебное слово»

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные: осознавать значимость чтения для личного развития, ориентироваться в тексте произведения, находить нужные эпизоды, воспроизводить события, описываемые в рассказе по необходимости, находить доказательства в тексте, уметь характеризовать героев произведения, освоение социокультурной категории «доброта», «вежливость»

Метапредметные УУД:

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её и принимать, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; оценивать свою работу на уроке с помощью «таблицы успеха по этапам»;

Познавательные :выделять необходимые эпизоды из текста по просьбе учителя и анализировать характеры и чувства героев; обобщать изученный материал по вопросам;

Коммуникативные :отвечать на вопросы учителя по содержанию рассказа, обсуждать ответы на вопросы, не конфликтуя, участвовать в диалогах, доказывать свою точку зрения.

Личностные: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Здоровьесберегающие  – сохранять здоровье детей путем оптимального учебного труда и активного отдыха, создание комфортной и доверительной атмосферы в классе, осуществление психологической  поддержки каждого ученика.

Эпиграф к  уроку: Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

Оборудование:

  • учебник «Литературное чтение» 2 класс
  • рассказ В. Осеевой «Волшебное слово»;
  • портрет писателя;
  • выставка книг В. Осеевой;
  • презентация к уроку (для учащихся);
  • мультимедийный проектор;
  • иллюстрации к рассказу «Волшебное слово».
  • документ камера

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Приёмы:

  • выразительное чтение ;
  • обращение к личному опыту учащихся;
  • прогнозирование по названию;
  • кластер;
  • синквейн;
  • бортовой журнал;
  • использование «толстых» и «тонких» вопросов.

Девиз урока: (Записано на доске)

Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

Ход урока

I. Организационный момент

-У нас сегодня на уроке присутствуют гости , скажем  им доброе утро

II. Психологический настрой

Слайд.

Дети читают хором:

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем вместе мы трудиться,
Чтобы весело учиться.

– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

– Что вы почувствовали?

– Какое у вас настроение?

III. Проверка домашнего задания        Выставка книг     Портрет писателя

 Ребята, что вы готовили к уроку дома? (выразительное чтение отрывков из рассказов В. Осеевой).          Рисунки  к прочитанным рассказам

Слайды. «Просто старушка», «На катке», «Сыновья», «Хорошее», «Кто всех глупее», «Обидчики».

Дети показывают рисунки  (Документ камера)

– Что объединяет все эти рассказы? (Они   поучительные.    Рассказы   учат уважать людей,  заботиться, приходить на помощь.)

IV. Изучение нового материала

Мы сегодня  познакомимся  ещё с одним рассказом Валентины  Осеевой

А о чём пойдёт речь мы узнаем разгадав  синквейн

1. Стадия вызова

Предлагается синквейн без первой строчки

Слайд.

  1. ----------- (уважение)
  2. воспитанный, внимательный, вежливый
  3. помогает, заботится, радует
  4. Он доброжелателен к окружающим.
  5. Человек.

Вопрос:

 Определите первое слово синквейна. Качество человека  (Дети говорят свои предположения. Выбирается  ключевое слово «уважение»)

 О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (Об уважении, вежливости во взаимоотношениях между людьми).

– Как человек может показать, что он уважает другого?

– Дети, как вы понимаете слова «уважение», «вежливость»?        

  Заполняется бортовой журнал. (каждый записывает)

Что мы знаем об уважении?

Уважение

Я знаю

Я узнал

Говорить вежливые слова
     Радовать
     Помогать
     Дарить добро
Быть неравнодушным
     Любить

 

-Сегодня мы познакомимся с  рассказом

Слайд. В. Осеева «Волшебное слово».

Прогнозирование. – О чем может быть рассказ с таким названием?

Дети говорят свои предложения.

– Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный?

-Прежде чем мы будем читать  подготовим глаза

Физминутка для глаз «Солнечные зайчики»

Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд  направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!

2. Стадия осмысления

Чтение  рассказа учителем   

   Словарная работа  ( На доске ) Дети следят за чтением

Слайд.  Иллюстрации к рассказу.

Вопросы по осмыслению текста:

– Как выглядел мальчик, когда он встретился со стариком? (Расстроенным)

– Какое у него было настроение?

Выборочное чтение. Работа с текстом  

 Выделите и прочитайте отрывки, в которых говорится об отношении Павлика к сестре, брату, бабушке.

– Как Павлик вёл себя при общении с сестрой? (Раздраженно).

– С бабушкой? (Он обижался на неё).

– С братом? (Был назойлив и злился на него).

Заполнение кластера.

– Давайте вспомним, каким был Павлик до встречи со стариком и заполним синие ячейки.

.Вопросы по осмыслению:

 О чем Павлик узнал от старика? (Он узнал о «волшебном слове»).

Слайд «Волшебное слово»

 Как изменяется герой под влиянием мудрого совета старика?

– Какие изменения произошли в отношениях Павлика с родными?

– Какое волшебное слово говорил Павлик?

Слайд «Пожалуйста»

 Как можно по-другому назвать слово «пожалуйста». (Вежливое слово)

Физкультминутка «Вежливые слова»

– Какие ещё вежливые слова вы знаете?

Дети выходят в круг и передавая сердечко говорят вежливое слово.

Слайд: пожалуйста, спасибо, будьте добры, извините, доброго пути, добрый день.

Работа в группах.

 Ребята, сейчас мы с вами поработаем в группах. Какие правила общения в группе нужно соблюдать? (умение слушать другого, высказывать своё мнение, быть уважительным).

1 Задание:

Выразительное чтение    (Войти в образ)

1 группа  Разговор Павлика со стариком (  кепка борода  шляпа трость )

2 группа  Разговор Павлика с сестрой  (кепка бант)

3 группа Разговор Павлика с бабушкой  (кепка платок)

4 группа Разговор Павлика с братом (кепка кепка)

2 Задание

Подобрать пословицу которая подходит к рассказу

.  Друзья познаются в беде.

   Вежливости открываются все двери

   Крепкую дружбу и водой не разольешь.

   Где труд, там и радость.

Работа в парах. Запишите антонимы:

  • Зло –
  • Грусть –
  • Ненависть –
  • Капризный –
  • Грубость–

– Какие слова вы выберите для характеристики Павлика?

Заполнение кластера.  Слайд

V. Стадия рефлексии

Вопросы:

– Как вы думаете, как автор относится к своему герою?

– Считаете ли вы, что слова могут изменить отношения между людьми?

–– Какие добрые дела вы сделали, или хотели бы сделать?

– Что ещё необходимо в общении между людьми? (Люди должны быть терпимыми друг к другу.  (Толерантность) Находить компромисс.

-Давайте посмотрим в словаре значение этих слов.  

Заполняется бортовой журнал.

Уважение

Я знаю

Я узнал

Говорить вежливые слова
     Радовать
     Помогать
     Дарить добро
Быть неравнодушным
     Любить

компромисс
толерантность

 

VI Домашнее задание : Составить план пересказ

VII. Итог урока.

Чтение на доске:

Относись к людям так,
Как бы ты хотел,
Чтоб относились к тебе.

– Могут ли эти слова быть итогом нашей работы на уроке?

Стихотворение « Вежливость»

Дети проявляют своё отношение к происходящему на уроке с помощью лучиков

На память об уроке гостям дарим сердечки .

– Спасибо за урок!

\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению.С.В.Михалков "Волшебное слово"

Не было ни одной разработки по данной теме. Хочу помочь учителям моими наработками....

Конспект урока по литературному чтению "В.А. Осеева Волшебное слово».

Конспект урока сопровождается презентацией для интерактивной доски "Волшебное слово"....

Конспект урока по литературному чтению Тема:  В. Осеева «Волшебное слово» .

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом В. Осеевой; учить делить текст на части, составлять план, пересказывать по нему; помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа; на...

Конспект урока по литературному чтению Тема:  В. Осеева «Волшебное слово». Пересказ.

Цели деятельности учителя: учить делить текст на части, составлять план, пересказывать по нему; помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа; научить детей давать нравственную самооценку по...

Конспект урока по литературному чтению "В.А. Осеева «Волшебное слово»."

Конспект урока  "В.А. Осеева «Волшебное слово»." 2 класс (Школа России)...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «Волшебное слово» В.А.Осеевой УМК «Школа России» Урок 2

Конспект урока по литературному чтению«Волшебное слово» В.А.Осеевой  УМК «Школа России» Урок 2. Цель урока : обучение анализу текста...