Конспект обобщающего урока по теме "Произведения А.С.Пушкина" 3 класс.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Медведева Марина Александровна

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе включает в себя биграфию поэта, строчки из стихов Пушкина, тврческе задание. УМК "Шкла России". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok_po_teme.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок

по литературному чтению

тема:

«Произведения А.С. Пушкина»

(3 класс)

УМК «Школа России».

 

МОУ СОШ №15

г. Заволжье

 учитель Медведева М.А.

Заволжье - 2013


Обобщающий урок по теме:

«произведения А.С. Пушкина»

(3 класс)

Цель урока: Обобщить знания детей о творчестве А.С Пушкина.

Задачи урока:

  1. Познакомить детей с новыми страницами биографии А.С. Пушкина.
  2. Ознакомить учащихся с основными темами в творчестве поэта.
  3. Воспитывать у детей чувство гордости, патриотизм.
  4. Воспитывать у детей любовь к природе, прекрасному.

Оборудование для урока:

  1. Репродукции с изображением Пушкина, его семьи.
  2. Газета «За страницами учебника».
  3. Магнитофон.
  4. Костюмы.
  5. Рисунки детей.
  6. Книжки – малышки.

План урока:

Введение………….

3 мин.

Биография………...

7 мин.

Стихи……………...

15 мин.

Осень………………

6 мин.

Зима……………….

4 мин.

Няне……………….

2 мин.

Романс…………….

3 мин.

Сказки……………..

9 мин.

Инсценировка…….

3 мин.

Восстанови сказку..

3 мин.

Узнай по рисунку...

3 мин.

Газета……………..

1 мин.

Итог урока………...

1 мин.

Домашнее задание..

1 мин.


Обобщающий урок по теме «произведения А.С. Пушкина»

На доске: портрет, эпиграф:

«Это был не только великий русский поэт своего времени, но и великий поэт всех народов и всех веков…»

В.Г. Белинский

«И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал…»

А.С. Пушкин

Ход урока.

  • Сегодня на уроке мы с вами снова вернемся к произведениям  Пушкина, еще раз перечитаем уже известные нам стихи, познакомимся с новыми произведениями.
  • Учитель читает эпиграф - так про Пушкина говорил другой русский писатель  Белинский.
  • Учитель читает второй эпиграф – обсуждение его:
  1. Что значит буду любезен народу?
  2. Как вы понимаете слова: «Чувства добрые я лирой пробуждал».
  3. Что такое лира?
  4. Что хотел сказать этой фразой поэт?
  • Прежде всего, давайте объединим наши знания о Пушкине, как о человеке в одно целое:
  1. В каком веке жил поэт? (19 век)
  2. Какую одежду носили горожане того времени? (узкие брюки, сюртук, цилиндр, тросточки)
  3. Как внешне выглядел Пушкин? (смуглый, кучерявый, черный, прямой нос, бакенбарды, карие глаза)
  • А теперь представьте такую картину: идет по дороге Пушкин и размышляет о своей жизни, как и с кем он живет, дружит, чем занимается.
  • Выступление ребенка (биография А.С. Пушкина) с показом иллюстраций.
  • А.С. Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье (отец был майор в отставке) в день праздника Вознесения. Будущего поэта крестили 8 июня в честь святителя Александра, патриарха Константинопольского, в церкви Богоявления (ныне это патриарший собор). Отец Пушкина Серей Львович и мать Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, были дальними родственниками – троюродные брат и сестра. Пылкие страсти, руководившие предками как по отцовской, так и по материнской линии, оказали свое влияние и на Пушкина. Семья (кроме Александра, были еще дети Ольга и Лев) принадлежала к самой образованной части московского общества. В их доме (правда собственного дома родители Пушкина не имели, снимали квартиры) собирались поэты, художники, музыканты. Общая галломания, господствовавшая в обществе, французской воспитание в семье с французами гувернерами (к счастью, их удачно уравновешивала бабушка поэта Мария Алексеевна и знаменитая няня Арина Родионовна), доступ к прекрасным библиотекам отца, дядя Пушкина и дальних родственников Бутурлиных – формировали ум и детскую душу Пушкина. Свои первые в жизни стихи поэт написал по-французски. Его прозвище в Лицее было «француз». В 12 лет, получив начатки домашнего воспитания (довольно беспорядочного), Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся 19 октября 1811 г. учебное заведение – Царскосельский Лицей под Петербургом. В 1815 г. Пушкин с триумфом прочел на экзамене свое стихотворение «Воспитание в Царском Селе» в присутствии знаменитого поэта Г.Р. Державина. ДО 1831 г. Пушкин попеременно живет то в Москве, то в Петербурге. Дважды после ссылки он побывал в Михайловском, навещал тверских друзей. В мае 1829 г. он посватался в Москве к юной красавице Наталии Николаевне Гончаровой. 18 февраля 1831 в церкви Вознесения Господня состоялось венчание с Н.Н. Гончаровой. Первые месяцы семейной жизни он провел с женой в Москве. В мае 1831 г. молодые Пушкины переехали в Царское Село – место счастливых лицейских воспоминаний поэта. Здесь написана «Сказка о царе Салтане», 5 октября – «Письмо Онегина к Татьяне». В июле 1831 г. Пушкин получил разрешение пользоваться государственными архивами для написания «Истории Петра Великого». До середины октября 1831 г. и уже до конца жизни Пушкин с семьей живет в Петербурге. В 1832 г. рождается дочь Мария, 1833 г. – сын Александр, 1835 г. – Григорий,1836 г. – Наталия. В 1834 г. в Петербурге появился усыновленный голландским посланником Геккером и записанный в русскую гвардию француз барон Дантес. Он влюбился в жену Пушкина и стал за ней усиленно ухаживать, что подало повод многочисленным врагам поэта для оскорбительных толков и сплетен. 27 января 1837 г., в 5-м часу вечера, на Черной речке в Петербурге состоялась роковая дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен в живот. Прожив 2 дня в страшных мучениях, Пушкин скончался 29 января 1837 г. в квартире, которую он снимал в доме Волконской на набережной Мойки. Умирал Пушкин так же мужественно как жил. Позвав жену и детей, он перекрестил их и благословил. Простился с друзьями. «Кончена жизнь. Тяжело дышать, давит», - были его последние слова. Отпевание его совершилось в церкви Спаса на Конюшенной площади, и в полночь 3 февраля гроб с телом поэта отправился в Псковскую губернию в сопровождении единственного друга поэта А.И. Тургенева и жандармского капитана. 6 февраля после литургии в Святогорском Успенском монастыре монастырский клир во главе с архимандритом Геннадием совершили последнюю панихиду и в присутствии двух барышень из Тригорского похоронили Пушкина у алтарной стены собора. Смерть поэта стала началом его бессмертной славы на земле.
  • Как видите, Пушкин был умным, образованным и очень начитанным, а главное очень одаренным человеком. Нам с вами он пока больше известен как поэт. Александр Сергеевич очень любил русскую природу, очень много стихов он посвятил родным просторам. У него, как и любого человека было свое любимое время года.
  • Какое время года нравится вам? Почему?
  • Пушкин очень любил осень, именно это время года  вдохновляло его на новые произведения, а почему? Давайте попробуем разобраться вместе.
  • Пушкин так писал про осень: «Октябрь, уж наступил…»
  • Кто знает стихи Пушкина про осень? (стих «Уж небо осенью дышало…»)
  • Это начало, середина или конец осени? Докажи.
  • Из какого произведения эти строки.
  • А что еще Пушкин писал про осень? (стих «Опрятней модного паркета…»)
  • Какой месяц описан в этом стихотворении? Докажи.
  • Из какого произведения эти стихи? В этом маленьком отрывке можно проследить отношения автора к другим временам года: весна – краса природы, лето – знойное

Ох лето красное,

Любил бы я тебя

Когда б не зной

Да пыль,

Да комары,

Да мошки…

  • Посмотрите, Пушкин и в том и в другом отрывке говорит о том, что осень – это скучная пора, почему же он так любил именно осень? (красиво, ярко, пестро, спокойно, больше времени для работы, нет балов, развлечений)
  • Именно осень – была очень продуктивным временем года в плане творчества. Сам Пушкин писал об этом так (стих «Осень»)
  • Очень плавно переходила в зиму, но Пушкина это не огорчало. Кто знает стихи о зиме? (стих «В тот год осенняя погода стояла долго на дворе…)
  • Какие строчки подтверждают, что наступила зима?
  • Из какого произведения этот отрывок?
  • Как поэт передает красоту зимней природы? (деревья в серебре)
  • В каком еще стихотворении Пушкин очень красиво описывает зимнюю природу? (стих «Зимнее утро»).
  • Какие развлечения дворян описаны в этом стихотворении (катание на тройках).
  • Ребята, а кто был первым слушателем и критиком многих стихов Пушкина? Кому он обязательно прочитывал новое стихотворение? (няня, показ портрета).
  • И вот одно из своих зимних стихотворений поэт посвятил своей няне (стих «Зимний вечер»).
  • Как вы думаете, Пушкин любил свою няню? Докажите.
  • А вы знаете, что стихотворение было положено на музыку и получился романс. Сейчас мы его послушаем. Звучит романс в исполнении Погудина.
  • Удивительно, но многие стихи Пушкина очень мелодичны, поэтому они стали романсами.
  • Но Пушкин писал не только стихи о природе, у него есть стихи, поэмы о любви – с ними мы познакомимся чуть позже, а также сказки. Чем отличаются сказки Пушкина от сказок других писателей, от русских народных сказок (Стихотворные).
  • Вот сейчас мы и посмотрим, как хорошо вы знакомы со сказками Пушкина.
  • Ребята приготовили для всех небольшой сюрприз. Это инсценировка отрывка из сказки Пушкина, а вот что это за сказка, вам и предстоит угадать? ( Сказка о царе Салтане…).
  • Как полностью называется сказка?
  • Еще одним заданием будет  восстановить последовательность другой сказки и угадать, что это за сказка.  («Сказка о мертвой царевне…», детям выдаются иллюстрации к сказке.)
  • Домашним заданием для вас было сделать иллюстрацию к полюбившейся сказе Пушкина, а ребята должны угадать и правильно назвать сказку. (дети по очереди выходят и показывают рисунки)
  • Проверяем задание у доски.
  • Я хочу обратить ваше внимание на газету, которая называется «За страницами учебника». Здесь очень много занимательного материала, который связан с жизнью Пушкина.
  • Итак, мы с вами вспомнили сегодня стихи, сказки А. Пушкина. Поэт прожил не долгую жизнь, всего 37 лет, но сколько наследия он оставил своим потомкам – нам с вами. Итак, Пушкин идет по дороге с тросточкой в руке, размышляя о своей жизни. А вот скажите, пожалуйста, каким был Пушкин по характеру.
  • Что нового вы открыли для себя сегодня на этом уроке?

Домашнее задание: сделать книжку – малышку по произведениям Пушкина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект обобщающего урока: «Здоровье и безопасность» во 2-м классе с презентацией выполненной в POWERPOINTпо предмету “Окружающий мир», по программе «Школа России»

Конспект обобщающего урока: «Здоровье и безопасность» во 2-м классе с презентацией выполненной в  POWERPOINTпо предмету “Окружающий мир», по программе «Школа России»   Полный конспект ...

Конспект обобщающего урока английского языка в 4 классе по теме: "Жизнь в городе и селе".

Конспект урока английского языка в начальной школе по теме: "Жизнь в городе и селе"....

Конспект обобщающего урока литературного чтения в 4 классе "Страна детства"

Урок построен в соотвествии с технологией модерации и активных методов обучения. В основе урока лежит исследовательская работа четвероклассников....

Конспект обобщающего урока русского языка на тему "Имя прилагательное" для 3 класса.

Конспект обобщающего урока русского языка на тему "Имя прилагательное" для 3 класса. Презентация....

Конспект обобщающего урока литературного чтения в 3 классе "Великие русские писатели"

Основная цель урока - обобщение сведений учащихся о писателях, изученных в разделе; совершенствование  навыков выразительного чтения  стихотворений, басен; продолжение работы над разви...

Конспект урока по литературному чтению "Филипок. Обобщающий урок по разделу- русские писатели" (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению "Филипок. Обобщающий урок по разделу- русские писатели" (2 класс)...