Урок литературного чтения по теме "Донской фольклор"
презентация к уроку по чтению (3 класс) на тему

Осетрова Ирина Владимировна

Урок внеклассного чтения для ознакомления с особенностями донского фольклора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения по теме: «Донской фольклор».

1.Организационная часть:

Я спешу сказать вам:«Здравствуйте!»

Чтоб пожелать Вам здоровья доброго.

Я спешу сказать Вам:«Благости!»

Чтоб пожелать Вам счастья нового.

Я спешу сказать Вам:»Радости!»

Удач, успехов и везения!

И всем, сидящим в этом классе

Прекраснейшего настроения!

- Ребята! Сегодня у нас урок «Праздник Донского фольклора». И на этом празднике у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их .

2.Вступительное слово учителя.

-Край Донской- жемчужина России. Неоглядные равнины, холмистые края, бескрайние степи чаруют своей первозданной красотой.(Слайды)

«Степь родная! Горький ветер, оседающий на гривах косячных маток и жеребцов. Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездовым следом конского копыта, курганы в мудром молчании, берегущие зарытую казачью славу. Низко кланяюсь и по - сыновьи целую твою прекрасную землю, донская, казачьей нержавеющей кровью политая степь!» Так говорил великий русский писатель Михаил Александрович Шолохов.

-А знаете ли вы, ребята, кто такие казаки?

Откуда они появились?

-Никто точно не знает, откуда пошло слово «казак».Большинство учёных считает, что оно тюрского происхождения и означает»вольный человек».Первое появление слова « казак»  в документах относится к 1444 году

Давным  –давно вдоль берега реки Дон стали селиться беглые крепостные люди, которые работали на помещиков от зари до зари, но не могли прокормить свои семьи. Поэтому они бежали в степи, где было много  дичи, селились на островах, где в реке была рыба. Так с 16 века в грамотах употреблялось название земля донских казаков, а в 18 веке на карте появляется Земля  Войска Донского.

-Край Донской, край поэтических преданий, край песенный и сказочный, земля сильных ,  гордых и в тоже время очень добрых и открытых людей.

-Ребята, а какими чертами характера обладали казаки?

(честность, храбрость, уважение к старшим)

-Обо всём этом, а также об обычаях , привычках, жизненном укладе казаков мы узнаём из произведений устного народного творчества.

-Что такое устное народное творчество?

А какие виды устного народного творчества  известны вам?

Кто является творцом этих произведений?

3. Основная часть.

-Сегодня на уроке мы поговорим о некоторых видах устного народного творчества донских казаков. В разных жанрах народного слова отразились представления народа о счастье и горе, о нормах поведения в обществе, о героизме и любви к своей Родине.

_ К нашему уроку мы готовились долго .Каждый из вас собирал загадки, пословицы , поговорки и старинные казачьи слова. Вам помогали ваши родители, бабушки и дедушки., вы пользовались различной литературой, интернетом. Затем вы поделились на 4 группы.

Каждая группа приготовила свою страницу, разработала содержание и форму подачи.

-Итак, начинаем !

Слово предоставляется 1 группе.                    

(Ученица   представляет свою группу)

Наша группа работала с пословицами поговорками. Пословицы и поговорки- древнейшие жанры народного творчества. Они известны во всём мире.

Не обошли они и донской край. Казаки были наблюдательными                        людьми и на основе своих наблюдений составляли приметы, пословицы и поговорки, каждая из которых является маленькой жемчужиной мудрости народов Дона. Не зря говорят, что «На Дону пословица не от безделья молвится». Собранные нами пословицы и поговорки мы разделили на несколько тем и оформили в виде «раскладушки».

Я отобрала пословицы на тему:»Одна у казака родная мать, одна у него и Родина» Вот некоторые из них.

Казак скорей умрёт, чем с родной земли уйдёт.

Казакам мила родная сторона.

Казаком родиться- Всегда пригодиться.

Родимая сторонушка- матушка, а чужая- мачеха

.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Слава предков не ржавеет.

2 ученик:Казаки были трудолюбивые люди, поэтому у них было много пословиц и поговорок о труде и трудолюбии. На страницу «Дерево сильно корнями, а человек –трудом» я разместил следующие пословицы и поговорки.( читает 3-4 ) Донская земля  дармоедов не кормит.

От безделья не бывает у казака веселья.

Казак – донец и швец, и жнец, и на дуде игрец, и хоре молодец.

Кто ленится, тот не ценится.

Дерево смотри в плодах, а казака в делах.

Землю красит солнце, а человека труд.

Счастье не в воздухе вьётся, а трудом достаётся.

Казак без труда, что земля без воды.

Не красна изба углами – красна пирогами.

В гостях хорошо,     а дома лучше.

Где родился,     там и пригодился.

Нет ничего краше,    чем Родина наша.

Не нужен и клад,     коли в семье лад.

Каждый кулик    своё болото хвалит.

Чем богаты,   тем и рады.

Сначала подумай,    потом говори.

Жизнь прожить,    не дорогу перейти.

Нет друга ищи ,   а нашёл – береги.

Кто рано встаёт,    тому Бог даёт.

Маленькое дело,   лучше большого безделья.

Землю красит солнце,   а человека труд.

Без труда не вынешь    и рыбку из пруда.

3 ученик :Большую роль в жизни казака играл конь. Конь помогал казаку на службе, в боевых действиях, в хозяйстве. Не зря говорили:»Казак без коня- сирота».На эту страницу я поместил следующие пословицы и поговорки(Зачитывает 3-4)

Казак сам голодает, а коня накормит.  

 Казак без   коня, что солдат без ружья  .

Казаку конь- отец родной и товарищ дрогой.

Казак голоден, а конь его сыт.

Казак с конём и днём, и ночью.

Казак без седла, черкес без кинжала.

Не гони коня кнутом, а гони коня овсом.

Добр конь да копыта отряхивает..

4 ученик(Седов Ж.) Я отбирал пословицы и поговорки на тему:»Счастье не ищут, а делают.»Казаки обладали многими качествами: смелостью, добротой, терпением. Вот некоторые пословицы об этом.(читает 3-4)

Учитель:

-Я предлагаю вам игру:»Собери пословицу».

(В конверте 4 пословицы, разделённые на 2 части. Их надо найти и соединить.)

Слово предоставляется 2 группе.

Наша группа собирала загадки родного края и оформила их в виде «Чуда дерева.»

1 уч.(Любибогова П.)С древнейших времён люди думали, что и дерево, и рыба, и птица- все понимают человеческий язык. И собираясь на охоту или рыбную ловлю, они старались вслух не произносить тех слов, которые связаны с успехом предстоящего дела. А для того, чтобы зверя обмануть и друг друга понимать, придумали «загадочную речь». Вот загадки из той тайной речи и родились.

2 уч(Лёвин А.).Сначала эта речь служила для того, чтобы помочь молодым людям тайный язык выучить. Бывало, зимним вечером, когда переделаны все дела по хозяйству, собирались и стар и мал в какой- нибудь избе. И  старики начинали молодым людям мудрёные вопросы задавать. Попробуйте и вы ответить на некоторые из них.

(Каждый из группы говорит: Я загадаю вам загадки о…..)

(Приложение 2)

ФИЗМИНУТКА

ИГРА: «А МЫ ПРОСО СЕЯЛИ…»

Слово предоставляется 3 группе.

Ученица(Каймакова Я.) Донской говор принято считать диалектом русского языка. Как необычно красиво звучала  речь казаков! А какими интересными словами  она была наполнена! Знаете ли вы , что значит- гуторить? а банить? Что такое завеска ? Мы изучили собранные вами слова и оформили их в виде презентаций.

Презентация 1 : Казачий курень.(Каймакова Я.)

Я приглашаю вас в казачий курень. Входим  в светлую горницу. Посередине  большой стол,  накрытый настольником. У стены стоит лавка. На лавке цибарка с корцом и подойник. На стене красиво вышитый рушник и ружо.  У печи- рогач. Ходили казаки в шароварах, а казачки носили панёвы .На ногах носили чирики и карпетки. Много интересного встречаем в казачьем курене.

Презентация 2: Пойду в огород..(Картушина И.)

А теперь пройдёмте на леваду. Здесь у нас растут тыкла и бураки. Выросли большие вилки и крупные памадоры. А в саду богатый урожай яблок и  дулёнки. Около плетня распустился азовский светок. Но иногда на леваде можно встретить сербучку. Вот каков он, казачий огород!

Презентация 3:На скотном дворе.(Липовская З.)

Я приглашаю вас на скотный двор. У казаков всегда было много скотины. Это и крупные животные- бугаи  и  мелкие- ягноки. Были у них на базах и кузята. А по двору важно ходил кочет. Клуша  охраняет своих курят от врагов. Интересно наблюдать за всей живностью, не хочется уходить со двора.

Презентация 4:Животный мир Донского края.(Любибогов В.)

Я приглашаю вас в лес, где мы увидим животных Донского края. Вот красавец елень. А это бурый ведьмедь. Хитрая лиска поглядывает на нас. А вот злой бирюк скалит зубы. Быстро скачет маленький жид. Это гулюшка, а это серая карга. У лесного озера встречаем лягу .А в воде    плавают чикамасы и верши.  В лесу много павуков. Как богат животный мир Донского края.(Диск)

Слово 4 группе.

Ученик 1(Коротков И,) В фольклоре казаков известны все жанры сказок: волшебные, бытовые, докучные, о животных, небылицы, анекдоты, и каждый жанр прекрасен по своему .Наши предки были талантливыми сочинителями  и весёлыми рассказчиками. Они любили посмеяться  друг над другом.

Например: Мы с тобой шли? Шли. Кожух нашли? Нашли. Я тебе его дал? Дал. Ты его взял? Взял. Где же он? Что? Ну мы с тобой шли?.....

Ученик 2(Ткаченко А.)В сказках казаки отражали свои мечты о свободной жизни, передавали любовь к родному краю, победе над злом, справедливости.  Мы приготовили инсценировку донского сказа : «Что на свете всего милее.»

Учитель.

-А нашим гостям мы хотим представить ещё один жанр народного фольклора- частушки. В старину они именовались припевками и страданиями. Исполнялись всегда на людях, в праздники. В них отражались быт и нравы казаков, их отношения, крестьянский календарь.

( Исполняются частушки)

1.Кукарекает петух,

Ссорятся индюшки.

Мы сейчас вам пропоём

Новые частушки.

2.Я частушку запеваю

Первую, начальную.

Я хочу развеселить

Публику печальную.

3.Не хотела я плясать

Стояла и стеснялася.

Но гармошка заиграла

Я не удержалася.

4.Здесь народу очень много

Здесь народу сто один.

И из этого народа

Мне понравился один.

5.Мой милёнок по деревне

Ходит улыбается.

Оказалось зубы вставил

Рот не закрывается.

6.По деревне я шла

И Ванюшу видела.

Под кустом сидел и плакал

Курица обидела.

7.Говорят я боевая

Боевой остануся.

Ох, и горе тому будет

 Кому я достануся.

8.Мы подружки боевые,

Боевые только две.

Мы нигде не подкачаем,

Ни в работе , ни в  гульбе.

9.Мне не надо пуд гороху

Мне одну горошинку.

Мне не надо двух корявых,

Мне одну хорошеньку.

10.Если б не было воды,

Не было б и кружки.

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки.

11. Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги.

Оглянулася назад:

Сапоги мои лежат.

12.Разрешите станцевать,

Разрешите топнуть.

Неужели в вашем доме

Полвицы лопнут?

13.Мы частушки вам пропели

Хорошо ли , плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Что вы нам похлопали!

4. Заключение.

А)Рефлексия:

Какие жанры Донского фольклора мы теперь с вами знаем?

А зачем нам их надо изучать?

Из поколения в поколение передаётся народная мудрость, народное поэтическое слово, и эта преемственность может прерваться, если мы с вами разучимся петь, плясать, играть, мечтать о будущем, ценить прошлое.

Интерес к фольклору- одно из проявлений интереса к своей истории, к жизни народа в разные времена, к его думам, надеждам, мечтам, к его языку и поэзии. Во все времена человек выражал себя в труде и в творчестве. И то и другое также необходимо, хлеб, воздух, общение.

 Так любите свою природу, свой край, свой народ, родину. Изучайте всё то, что оставлено нам в наследство предками.

Б) Итог урока.

Ребята! У вас на партах  лежат  плоды и цветы трёх цветов: красные, желтые и синие. Если вам понравился урок -вы  берёте красный плод или цветок, если вам было скучно-жёлтый, если не понравился- синий . Давайте украсим наше дерево.

Праздник Донского

фольклора

Урок литературного чтения

Учитель :Осетрова И.В

2011 год.

                     ого чтения

Цели:

1.Познакомить детей с историей возникновения загадок, поговорок, пословиц.

2.Расширить представления детей о малых жанрах Донского фольклора.

3.Прививать интерес к изучению устного народного творчества Донского края.

4. Развивать познавательную активность, речь, мышление учащихся.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Казачий курень

Слайд 2

горница горница

Слайд 3

настольник

Слайд 4

лавка лавка

Слайд 5

цибарка

Слайд 6

корец

Слайд 7

подойник

Слайд 8

рушник

Слайд 9

ружо

Слайд 10

рогач

Слайд 11

шаровары

Слайд 12

панёва

Слайд 13

чирики

Слайд 14

карпетки


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Праздник Донского фольклора урок литературного чтения Подготовила и провела учитель начальных классов Б-Поповской СОШ Осетровой Ириной Владимировной.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

На скотном дворе… Презентация выполнена ученицей 3 класса Липовской Златой .

Слайд 2

скотина 26.04.2011 2

Слайд 3

бугай 26.04.2011 3

Слайд 4

ягнок 26.04.2011 4

Слайд 5

кузята 26.04.2011 5

Слайд 6

кочет 26.04.2011 6

Слайд 7

клуша с курятами 26.04.2011 7


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Животный мир Донского края

Слайд 2

елень елень 21.04.2011 2

Слайд 3

ведьмедь 21.04.2011 3

Слайд 4

лиска 21.04.2011 4

Слайд 5

бирюк 21.04.2011 5

Слайд 6

жид 21.04.2011 6

Слайд 7

гулюшка 21.04.2011 7

Слайд 8

карга 21.04.2011 8

Слайд 9

ляга 21.04.2011 9

Слайд 10

чикамас 21.04.2011 10

Слайд 11

верш 21.04.2011 11

Слайд 12

павук 21.04.2011 12

Слайд 13

……. Презентацию выполнил ученик 3 класса Буерак -Поповской СОШ Любибогова Вячеслава. 21.04.2011 13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора на уроках литературного чтения

Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его д...

Использование произведений поморского фольклора на уроках литературного чтения

Данная работа представляет собой обобщение опыта по использованию произведений поморского фольклора на уроках литературного чтения по программе "Школа России". Начиная с первого класса  учащиеся ...

урок по литературному чтению " Малые жанры фольклора"

Учитель создаёт условия для ознакомления с устным народным творчеством( потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки)Ученики выделяют особенности каждого жанра, формируют ответы на поставленные во...

Конспект урока литературного чтения "Литературное слушание. Произведения фольклора. Заклички-веснянки." (Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: Литературное слушание. Произведения фольклора. Заклички-веснянки.Цели деятельности учителя: формирование знаний о произведениях фольклора; развитие знаний об особенностях устного народного творч...

Технологическая карта урока литературного чтения "Сходство русского фольклора с английским. Английская народная песня «Перчатки»" ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Сходство русского фольклора с английским. Английская народная песня «Перчатки»» Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование читательс...