Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе на тему: "Гласные и согласные"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Васенина Екатерина Владимировна

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе по программе

«Перспектива» на тему "Гласные и согласные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glasnye_i_soglasnye.doc838 КБ

Предварительный просмотр:

                

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе по программе

«Перспектива»

                

                Задачи: познакомить с особенностями произнесения гласных и

согласных звуков; учить распознавать гласные и согласные звуки; формировать                 исследовательские навыки в области слова; развивать фонематический слух,

умение устанавливать звуковой состав слова.

        Формирование УУД: распознавать гласные и согласные звуки; обозначать

 гласные и согласные звуки в нужной цветочной гамме; строить звуковые

модели простых слов; понимать устройство слова, его значение и звучание.

        ХОД УРОКА

  1.  Организационный момент
  2. Эмоционально-волевая регуляция

Упражнение «Самое –самое»

(Уч-ся стоят по кругу и, передавая мяч друг другу, дополняют высказывание:

 «Для меня самое ценное в жизни – это…» Когда мяч доходит до учителя,

он подводит детей к мысли о том, что ответы были разными, потому что

каждый человек единственный и неповторимый, каждый человек

представляет собой ценность.)

        Каждый из вас, ребята, для меня дорог, потому что вы друг друга

дополняете.

  1. Развитие речевого аппарата
  1. Артикуляционная разминка

(Вытянутыми трубочкой губами двигать вправо, влево, вращать по кругу)

  1. Дыхательная гимнастика

Упражнение «Теплый воздух»

(Вдох через нос, поднести руки ко рту, медленно выдохнуть через

открытый рот. Упражнение повторять 5-6 раз подряд, непрерывно

ощущая на руках тепло выдыхаемого воздуха)

  1. Работа над дикцией

Чио-чио, фью-фью-фью!

Чик-чирик, чью-чью-чью!

  1. Мотивационно-целевой этап

Упражнение «Приятное слово»

(К доске по желанию выходят пять уч-ся. Учитель просит каждого из

 них произнести какое-то приятное слово. Затем уч-ль обращается к

классу)

- Что заметили? Одинаковые или разные слова произнесли ваши

товарищи? (Разные)

- Что помогло вам понять, что это разные слова? (Звучат по-разному)

- А как вы думаете, почему все слова звучат по-разному?

- Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Узнать, почему все

слова звучат по-разному)

  1. Работа по теме урока
  • Рассмотрите рисунок на стр 46 «Азбуки». Что на нем изображено?

( Гуси погнались за мальчиком)

- Кого зовет мальчик, к кому он бежит? (К маме)

- Вспомните свою маму, улыбнитесь и спокойным тоном произнесите

это родное слово.

- А теперь понаблюдайте за моими губами.

(Уч-ль четко произносит ма - ма)

Что вы заметили? (Губы смыкаются и открываются)

- Какие звуки вы слышите при этом? ([м], [а], [м], [а].)

- Звуки, при произношении которых воздух изо рта выходит свободно,

не встречает преград, принято называть гласными.

- Какой звук в слове МАМА вы назовете гласным? (Звук [а])

- Звук [м] согласный. Как вы думаете, какие звуки называются

согласными? (Звуки, при произношении которых воздух изо рта не

выходит свободно, а встречает преграду)

- Что мешает выходу воздуха изо рта? (Губы)

- Но голосовые связки работают, и поэтому согласный звук мы все

равно слышим.

- Какие органы ротовой полости могут еще мешать выходу воздуха

изо рта? (Зубы, губы)

- Вы только что стали исследователями. Благодаря исследованию

родного слово МАМА вы получили новое задание. Воспроизведите

этот вывод.

(Уч-ся повторяют вывод о том, какие звуки называются гласными, а

какие – согласными)

- Гласные и согласные звуки договорились обозначать схематично:

гласные – красным кружком, согласные – синим, разделенным

пополам.

- Мама, сама не подозревая, помогла вам сейчас. Поговорим о других

членах вашей семьи. Нам поможет разобраться волшебное

родословное древо, изображенное на стр 47.

- Кто находится ближе к корням? (Бабушка и дедушка)

- Почему их четверо? (С маминой и с папиной стороны)

- Кто находится выше? (Мама и папа)

- А кто еще выше? (Дети, т.е мы)

- Назовите своих родных по имени и отчеству.

(Если кто-то из учащихся не знает имени и отчества кого-то из членов

своей семьи, посоветовать им восполнить дома этот пробел.)

- Обратите внимание на портреты. Они подписаны снизу с помощью звуковых схем. Попробуйте назвать слова. Эти рисунки звуков

смогут зазвучать с помощью вашего речевого аппарата. (Мама, папа,

сын).

(Следует отдельно поработать над каждым словом и каждым звуком. Определить гласные и согласные звуки. Например, в слове ПАПА

звук  [п] согласный, т.к. при его произношении воздух встречает

преграду).

  1. Физкультминутка

  1. Продолжение работы по теме урока

- Рассмотрите рисунок на стр 48

- Куда приехала девочка? (К дедушке на дачу)

- Какой была встреча дедушки с внучкой? (Радостной, нежной)

- Как вы об этом догадались? (Руки готовы к объятиям)

- Что можно почувствовать, глядя на рисунок? (Спокойствие)

- Почему? Спокойные кошки мурлычут, журавли никого не боятся,

дедушка радостный, а значит, счастливый и т.д.)

(Учитель читает текст под рисунком. Далее анализ слов и их звукового состава).

Алгоритм анализа:

  1. Прочитать слово (Кот)
  2. Определить значение слова (Домашнее животное)

  1. Охарактеризовать звуки в словах (гласные и согласные)

(Первый звук [к], при произношении воздух встречает во рту преграду, значит, это согласный звук. И т.д.

- Попробуйте произнесите каждое слово без третьего звука.

Что получилось?

- Учитель читает стихотворение на стр 49

- Рассмотрите схемы под стихотворение. Как они называются?

(Модели предложений)

- Сколько слов должно быть в первом предложении? (Два)

- Во втором? (Три)

- О чем говорит жирная вертикальная черта? (Предупреждает о

начале предложения)

- Составьте по рисунку предложения, подходящие к данным схемам

(Куст, трава, луна, ква, кар)

- Как вы догадались, что за схемами прячутся именно такие слова?

(Учитель читает загадку, уч-ся отгадывают)

- Кого же увидела Аня у дедушки? (Кошку)

- По каким признакам вы догадались, что это кошка?

  1. Рефлексивно-оценочный этап

- Какие звуки называются гласными?

- Какие согласными?

- Оцените свою работу на уроке.

- Кому нужна помощь учителя?

  1. Подведение итогов урока

- Какое задание сегодня было на уроке самым интересным?

- Кого из одноклассников вы хотели бы похвалить за работу на уроке?

                

                                        Инфодосье


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка для 2 класса на тему "Гласные и согласные звуки и буквы."

Данный урок помогает закрепить знания детей о гласных звуках и буквах....

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс на тему "Твердые и мягкие согласные"

Конспект урока по обучению грамоте 1 класспо программе «Перспектива» на тему "Твердые и мягкие согласные"...

конспект урока по обучение грамоте 1 класс УМК "Планета Знаний" «Буквы Ч, ч, обозначающие мягкий согласный звук [ч,]"

конспект урока по обучению грамоте УМК "Планета Знаний" тема:"Буквы Ч.ч, обозначающие  мягкий согласный звук [ч,]....

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс. "Парные согласные Д-Т".

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс. "Парные согласные Д-Т"....