Урок обучения грамоте. Буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г’]
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Измайлова Равиля Фатеховна

Познакомить учащихся с новыми звуками [г], [г’] и буквами Г, г, обозначающие эти звуки на письме; формировать навыки чтения; совершенствовать навыки слого- звукового и звуко – буквенного анализа слов; способствовать развитию мышления, речи, фонематического слуха, способности воспринимать и понимать прочитанное; воспитывать интерес к учению и чтению.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_gramote.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1 класс Тема: «Буквы Г,г

Урок обучения грамоте
1класс
Тема:  «Буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г’]».

Цели: продолжить изучение букв русского алфавита; познакомить учащихся с новыми звуками [г], [г’] и буквами Г, г, обозначающие эти звуки на письме; формировать навыки чтения; совершенствовать навыки слого- звукового и звуко – буквенного анализа слов; способствовать развитию мышления, речи, фонематического слуха, способности воспринимать и понимать прочитанное; воспитывать интерес к учению и чтению.
             Учебные материалы: рисунок гнома, гуся, гитары; план исследования звука, звуковые схемы; образцы печатных и письменных букв Г, г; кораблик; гласные буквы; цветные карандаши; учебник «Азбука»; лента букв; тетрадь для печатания; иллюстрации «На что похожа буква Г».
                                                      
                                                      Ход урока:
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок.                                На уроке не дремать,
Он позвал нас на урок!                                       Знания быстрей хватать.
Все садитесь тихо, дети,                                    Чтобы не было мороки,
Договариваемся не шуметь,                              Все ли вы готовы к уроку?
Руку красиво поднимать,                                   Тогда, время не тратя даром,
Чётко, ладно отвечать,                                        Мы урок обучения грамоте начинаем.
II. Сообщение темы и целей урока
Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми звуками и буквами, которые их обозначают, будем читать слоги и слова с новыми буквами.
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Для чего мы с вами изучаем буквы?  (дети отвечают)
Прочитайте слова. (на доске запись: [ ]ород, [ ]иря, [ ]риб)
Почему у вас не сразу получилось прочитать слова?
Дети. Знаем не все буквы.
Учитель. Кому из вас хочется научиться читать для того, чтобы прочитать много интересных книг?
IV. Повторение пройденного материала
1.Дыхательная гимнастика.
Учитель. Чтобы всё на уроке прошло хорошо, и вы смогли справиться со всеми заданиями, нужно подготовиться, выполним дыхательную гимнастику.
1упр. Вдыхаем морозную свежесть носом, выдох – ртом (3 – 4 раза).
2упр. Сдуваем снежинки с рукавичек (3 раза).
3упр. Замёрзли руки, согреем их своим дыханием (3 – 4 раза).
Учитель. Молодцы! Вот теперь вы готовы к тому, чтобы выполнить все задания, преодолеть все трудности, которые подготовил для вас наш гость. Кто он, отгадайте.
2.Отгадывание загадки.
Застучало, зашуршало,
Зашумело под столом…
В красной шапке, с бородою,
Скатерть отодвинул…(гном).
На доске появляется рисунок гнома.
Учитель. Молодцы, правильно отгадали загадку. Гном поможет нам познакомиться с новыми звуками и буквами, а также он хочет узнать, умеете ли вы думать, отвечать на вопросы, читать и дружно работать. Давайте покажем гномику, что мы уже знаем и умеем.
3. Индивидуальная работа (у доски работают два человека).
На доске:
ЯРМАРКА - …сл., …б., …зв.                                      ДЯТЕЛ - …сл.,…б., …зв.
Задание: «Обозначить каждый звук схематически, определить количество слогов, букв и звуков в словах».
Учитель. Как определяли количество слогов в слове? Почему в первом слове количество букв меньше, чем количество звуков?
Ещё 2 учащихся работают по индивидуальным карточкам с заданием: «Раскрась цветными карандашами подходящую звуковую модель слова».
4. Фронтальная работа. Работа по ленте букв.
Учитель.  Вспомним изученные буквы. Назовите буквы, обозначающие мягкость согласных звуков.
Когда буквы «я» и «е» обозначают два звука?
Когда буквы «я» и «е» указывают на мягкость согласных звуков? Сколько звуков они обозначают?
Назовите буквы, обозначающие твёрдость согласных звуков.
Назовите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки.
Назовите буквы, обозначающие сонорные или самые звонкие согласные звуки.
Назовите буквы, обозначающие глухие согласные звуки.
Какие буквы обозначают парные по глухости- звонкости звуки?
Молодцы! Правильно называли буквы.

5. Проверка индивидуальной работы у доски.
IV. Изучение нового материала
1.Отгадывание загадки.
Учитель. Гномик приготовил для вас загадку, отгадайте, кто это?
Длинная шея, красные лапки,
Щиплет за пятки, беги без оглядки.
Кто это? Как догадались? Как гогочут гуси?
Произнесём слово отгадку и послушаем его.
Назовите по порядку все звуки в этом слове. Все ли звуки нам знакомы? Какой звук незнаком?
2. Физкультминутка.
Гномик по лесу гулял,                (ходьба на месте)
Колпачок свой потерял.             (наклоны в стороны,
Колпачок был непростым,         вперёд – «ищем пропажу»)
 Со звоночком золотым.             (хлопки в ладоши)
Гному кто точней подскажет,     (прыжки на месте)
Где искать в лесу пропажу?         (ходьба на месте)
3.Исследование звука [г].
  Учитель.  А сейчас наш гость предлагает нам поиграть в исследователей. Мы исследуем звук [г] и охарактеризуем его. Исследовать звук будем по следующему плану, работая в паре. У вас на партах лежит такой план, то, что подходит к характеристике звука, обведите в плане простым карандашом.
На доске план исследования звука:
1.    гласный ? согласный
2.    твёрдый ? мягкий
3.    звонкий ? глухой
4.    парный ? непарный
(В плане слова обозначены схематически)
Учитель.  Что узнали о звуке [г]? Докажите, что он согласный.
Как произносится: твёрдо или мягко?
Участвует ли голос в произношении? (звук произносится и с голосом, и с шумом)
Что ещё узнали? Дайте полную характеристику звуку [г]. Составим звуковую модель к слову «гусь». (один ученик работает у доски)
Проверьте, такая ли у вас модель получилась? Сколько слогов в слове «гусь»? Почему?
Молодцы! Умеете составлять звуковую схему слова.
Гномик принёс на урок музыкальный инструмент (рисунок гитары).
Как он называется?
Произнесите название музыкального инструмента 3 раза и поймайте первый звук.
Какой звук услышали? Исследуйте его самостоятельно по плану.
Что узнали о звуке [г’]? (Дети дают характеристику новому звуку и обосновывают своё мнение.)
Сравните звуки [г], [г’]. Что общего и чем они различаются?
По какому признаку они парные?
Произнесите звуки громко, а потом шёпотом. Какой вывод можем сделать? (Звуки парные  по глухости- звонкости.) Звуки парные по двум признакам: твёрдости- мягкости и глухости- звонкости.
Подберите слова, в которых встречается звук [г], [г’].
Послушайте стихотворение С. Маршака, постарайтесь запомнить слова со звуками [г], [г’].
Вот гуси с выводком гусят
Галдят, шипят, как змеи.
Грузовику они грозят,
Вытягивая шеи.
Но не страшна грузовику
Гусей горластых стая.
Гудком грозит он гусаку,
Дорогу расчищая.
Какие слова с новыми звуками запомнили?
Молодцы! Все были внимательными и правильно запомнили слова с новыми звуками.
4.Физкультминутка.
5.Знакомство с новыми буквами.
Учитель. На письме звуки [г] и [г’] обозначают буквой «гэ». Это печатные и письменные буквы «гэ».
Почему их по две? На что похожа буква «гэ»?
Гномик подобрал стихи о букве «гэ», послушайте их.
Перед вами буква Г                                                   Букву на плечах носил,
Стоит,  подобно кочерге.                                           На лугу траву косил.

Г – крючок обыкновенный,                                     Г схожа с цаплею по виду
Но в труде помощник верный.                                 И на одной ноге стоит.
Сравните заглавную и строчную печатные буквы Г, г. Что заметили?
6.Конструирование буквы «гэ» и печатание в терадях.
7. Чтение слогов с буквой Г.
Учитель. А сейчас Гномик предлагает нам отправиться на сказочный остров, где живут гласные буквы, на этом кораблике, где капитаном сегодня будет буква Г.
Нового капитана вышли встречать гласные буквы. Назовите их.
Капитан брал с собой каждую гласную букву и катал по очереди. А волны в такт их звучания качали кораблик. Давайте споём эту песенку: га-га-га, го-го-го, гу-гу-гу и т. д.
Какие слоги слияния произносили твёрдо? Какие мягко? Почему?
А теперь гласные буквы захотели побывать в роли капитана, они по очереди катали букву Г, а волны продолжали качать кораблик в такт их звучания: аг-аг-аг, ог-ог-ог, уг- уг-уг и т.д.
Это тоже слоги- слияния? Почему так думаете? Молодцы!
 V. Закрепление нового материала.
1.Работа по учебнику стр. 122.
Учитель.
 Возьмите Азбуку, положите перед собой и откройте там, где у вас закладка.
 В самом верху страницы прочитайте слова жужжащим чтением, вполголоса. А теперь хором по слогам, хором целыми словами.
 Все ли слова были понятны?
Почему первые две слова написаны с заглавной буквы?
Сравните слова «гриб – грибы». Что заметили? Это формы одного и того же слова.
Сравните слова «корзина – корзинка». Что хотите сказать? Такие слова в русском языке называют родственниками. Более подробно об этих словах мы будем говорить на уроках русского языка.
2. Рассматривание иллюстрации.
 Учитель. Гномик предлагает отправиться в город, в котором он живёт. Рассмотрите внимательно иллюстрацию на стр.122-123. Какую сказку вы сразу вспомнили, посмотрев на иллюстрацию?
В форме чего построены дома?
Чем занимаются жители города? Нашему гостю очень захотелось домой. Он с нами прощается. Гномику понравилось, как вы сегодня работали на уроке.
VI. Итог урока
Молодцы, ребята! Наш урок подошёл к концу.
Что нового, интересного узнали на уроке? Чему учились?
Что особенно понравилось?
 В чём испытывали трудности? Как думаете, почему?
 Оцените свою работу на уроке. Вы все, ребята, молодцы! Спасибо всем за урок.
Школьный прозвенел звонок
Завершился наш урок.
Отдохнуть всех непременно
Приглашает …(перемена).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте "Буква е -показатель мягкости согласного звука"

Презентация составлена к уроку обучения грамоте в 1 классе по теме "Буква е - показатель мягкости согласного звука". Данный урок входит в серию уроков по УМК "Школа России" - букварный период. Урок за...

Урок-путешествие по обучению грамоте "Буквы П,п, обозначающие согласные звуки [п], [п’]"

Цели:познакомить с буквами П, п, обозначающими согласные звуки [п]. [п’] ;различать согласные, обозначающие  звонкие и глухие звуки;научить читать слоги и слова с буквами П,п;совершенствовать нав...

Урок по обучению грамоте. «Буквы «Д ,д» обозначающие согласный звук [д, д,].

Тип урока «комбинированный». Данный урок включен в тематическое планирование по обучению грамоте (букварный период). Поэтому для усвоения изучаемого материала есть предпосылки:- учащиеся знают гласные...

Конспект урока обучения грамоте: «Буква я -показатель мягкости согласных звуков».

Конспект урока обучения грамоте: «Буква я -показатель мягкости согласных звуков»....

Технологическая карта урока обучения грамоте "Буквы Ё, ё, обозначающие два звука [й о]". УМК "Школа России" 1 класс

Тип урока: рефлексияЦель урока: углубление знаний у учащихся о букве «ё», обозначающей два звука [й’] и [о ]Задачи урокаДидактические:1. Закрепить знания о согласных и гласных звуках...

Урок обучения грамоте "Буквы Ё, ё, обозначающие два звука [й\'о]"

Данный урок разработан для учителей 1 классов, занимающихся по программе "Школа России"....