Урок обучения грамоте "Буквы Х,х, обозначающие согласные звуки [ x ], [ x' ]"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Нестерова Татьяна Вячеславовна

Урок обучения грамоте УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_1_klass.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте 1 класс

Тема урока: « Буквы Х, х, обозначающие согласные звуки  [х]  , [х’] »

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

- обучающая: изучить букву Х; формировать навык звуко-буквенного анализа слов на основе изучения звуков  [х],  [х’]  и букв Х,х;

- развивающая: развивать грамматически правильную речь, умение создавать связанные высказывания в соответствии с темой и главной мыслью,умение наблюдать, сравнивать, анализировать и синтезировать информацию

- воспитывающая: формировать умение организовать свое рабочее место, воспитывать уважительное отношение к товарищам, умение работать коллективно.

Планируемые результаты:

-дети будут знать какие звуки обозначает буква Х, графическое изображение буквы и способы её написания;

- дети будут уметь выделять звук в слове, различать твердый и мягкий звук.

Информационно-технологические ресурсы: УМК «Школа России», компьютер, мультимедийный видеопроектор, экран, презентация к уроку, карточки для детей с заданиями        

Алгоритм для индивидуальной работы.

Звукобуквенный анализ слова.

1.Прочитай слово.

2.Раздели слово на слоги, определи количество слогов в слове.

3.Определи, сколько в слове букв.

4. Сколько в слове звуков.

Выделение безударных гласных.

1.Прочитай слово.

2. Поставь ударение.

3. подчеркни безударные гласные.

Ход урока:

1.Организационное начало урока.

Задача этапа: формирование у детей эмоционально-положительное отношение к предстоящей деятельности.

Громко прозвенел звонок,

Он позвал нас на урок.

Парта у меня в порядке:

И учебник, и тетрадки.

Я настроился, готов

Слушать следующий урок.

2. Актуализация ранее изученного материала

Задача этапа: выяснить на каком уровне усвоен учебный материал, выявить пробелы в знаниях детей, устранить их.

Двое детей работают самостоятельно по карточкам у доски. Первый выполняет звукобуквенный анализ слова ясная, второй подчеркивает безударные звуки в словах мышонок, малыши.

Учитель с классом проводит игру «Дополни предложение»:

1)Звуки бывают….(гласные и согласные, согласные: твердые и мягкие, звонкие и глухие, гласные: ударные и безударные)

2)Звуки слышим, буквы….(пишем и читаем)

3) В слове столько слогов, сколько …..(гласных)

4) После твёрдых согласных пишутся гласные ….(а,о,у,ы)

5) После мягких согласных пишутся гласные … (е, и, ё, я)

6) Как отличить гласный звук от согласного.

(Все учащиеся проверяют и оценивают работу детей  у доски)

3.Подготовка к восприятию нового материала.

Задача этапа: формирование положительной мотивации и познавательного интереса к изучению нового материала.

У.: Отгадайте загадку.

Некрасивый он пожалуй…

Вместо носа – шланг пожарный.

Уши вроде опахал.

Ростом с башню отмахал.

Кто это?

Д. Слон.

У. Чем слоны отличаются от других животных?

Д. У слонов есть хобот.

У. Сегодня у нас на уроке слон Харитон.(на экране изображение слона) Составьте предложение про него.

(У слона Харитона есть хобот).

С какого звука начинаются слова Харитон и хобот.

Д. Со звука  х.

У. Сможем мы с вами записать наше предложение?

Д. Нет, не сможем. Мы не знаем, как обозначается звук [х].

У. О чем же мы будем говорить на уроке?

Д. О звуке  [х] и букве, с помощью которой он обозначается.

4. Организация восприятия, осмысления и понимания учащимися новых знаний.

Задача этапа: создать положительную мотивацию к восприятию.

1)Выделение звука в словах.

У. Слон Харитон приготовил для вас загадки и просит определить место нового звука в слове.

-Грызунишка и добряк,

 прячет в щёки всё подряд (хомяк)

-Летом папа нам привёз

 В белом ящике мороз.

А теперь мороз седой

У нас и летом и зимой

Бережет продукты:

Мясо, рыбу, фрукты. (холодильник)

-Кто рано встаёт,

 Детям спать не даёт? (петух)

У. В какой части слова услышали звук [х]?

Д. В начале и в конце.

У. можно ли этот звук встретить в середине слова? Приведите примеры.

Д. Находка, похожий, захочу, прохожий, сахар и т.д.

У. На что похожа буква Х? ( на экране появляется изображение печатной буквы)

 -Две доски я накрест сбил ,

Стул себе я смастерил.

Он похож на букву ХА,

Но конструкция плоха.

 У. Слон Харитон предлагает прочитать слоги - сначала с помощью дыхательных упражнений, затем с изменением интонации.

(на экране слоги)

ха  ха   ха   ха   ха

хи  хи  хи  хи  хи

хо  хо   хо  хо   хо

хе  хе  хе  хе  хе  хе  хе

хи  хи  хи  хи хи  хи  хи

У.Одинаково ли звучит звук  [х] в прочитанных словах?

Д. Нет. Перед буквами а, о произносим твердо, а перед е, и – мягко.

У. Подумайте, что же можно сказать о звуке [х]?

Д. Он согласный, глухой, непарный, может быть твёрдым или мягким.  

Физкультминутка.

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт, щеки моет, шею трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз. два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать.

У. В каких словах встретился  звук  [x]?

5.Первичная проверка усвоения знаний.

Задача этапа: выявить уровень усвоения знаний.

У. Ребята, у слона Харитона был день рождения. Он пригласил гостей. (на экране изображение праздничного стола, слона Харитона, гостей.) Угощение, каждый из приглашенных, получал в обмен на слово, в котором есть звук [х]. Как вы думаете, какие слова могли назвать гости.(после каждого правильно названного слова, на столе появляется угощение)

Работа в парах.

У.- Составьте два предложения с этими словами. В одном предложении -  звук  [х]    вначале слова, в другом –в конце. Договоритесь, кто какое предложение скажет.

6.Закрепление.

Задача этапа: организовать способ действия по изученному материалу.

У. Ребята, отгадайте, что очень любит слон Харитон. Он говорит, что без соли невкусно, а без этого несытно.

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

 А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна –в муку и тесто,

В магазине занял место. (хлеб)

Работа по учебнику.

а)Работа по иллюстрации и пословицам с.38

б)Беседа о труде хлеборобов, бережном отношении к хлебу.

в) Работа с текстом:

 Озаглавить текст. Обосновать свой выбор.

«Жужжащее» чтение текста.

 Назвать слова со звуком [х].

г) а)Чтение слогов. Игра «Слово потерялось» (назвать слово , которое начинается с данного слога),(можно организовать работу в парах, кто больше придумает слов или кто назовет такое слово, которое не назвал никто)

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Задача этапа: организовать самооценку деятельности учащихся.

У детей на партах лист с картинками, в названиях которых или есть звук  х, или нет. Учитель читает медленно текст, дети закрашивают картинку со звуком х.

Мы в деревне. Утро. Запел петух. Слышим звуки рожка. Кто это играет? Это пастух, он пасет овец. Рядом раскинулись поля. Здесь растет хлеб. Идем в лес, встретили охотника. Недалеко, на речке, ребята ловят рыбу. Они набрали хвороста для костра. Отличная будет уха!

У. А теперь сравните  свою работу с работой Харитона. (на экране изображение правильно выполненной работы).Кто справился?

8. Итог урока. Инструктаж по домашнему заданию.

У. Ребята, вам понравилось в гостях у слона Харитона? Что больше всего понравилось? А чему вы у него научились?

И Харитону тоже очень понравилось, как вы работаете. А еще он очень любит сказки и он просит вас придумать дома для него сказку, в которой будет встречаться его любимая буква Х.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ. ЧТЕНИЕ. ТЕМА: Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.

УРОК  ОБУЧЕНИЯ  ГРАМОТЕ. ЧТЕНИЕ.1 класс, 2 четверть ТЕМА: Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.ЦЕЛИ: образовательные:- познакомить с новым согласным звуком и буквами Ц, ц;- учить чита...

Урок обучения грамоте Тема: «Звонкие непарные согласные звуки»

Урок обучения  грамоте по "Азбуке" Н.В.НечаевойТема: «Звонкие непарные согласные звуки»...

Урок обучения грамоте в 1 классе "Согласные звуки [ р] [р’]. Буквы Р р."

Урок обучения грамоте в 1 классе "Согласные звуки [ р] [р’]. Буквы Р р."  проведён по программе "Школы России" по ФГОС. Есть работа с интерактивной доской, с печатными тетрадями, просмотр мультфи...

конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Согласные звуки [с], [с ’ ], буква с. Строчная буква «с»». "

конспект урока обучения грамоте разработан в соответствии ФГОС НОО по УМК "Школа 2100" для 1 класса...

Урок обучения грамоте ( чтение ) по теме: Согласный звук {ш}. Буква ш.

Урок обучения грамоте ( чтение ) по теме: Согласный звук {ш}. Буква ш. Программа "Школа России "...

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Согласный звук [ ш ], буква ш, буквосочетание ши. Упражнения в чтении и письме"

Данный материал может быть использован учителями начальных классов, работающим с УМК "школа 2100"...