Рабочая программа по чтению и развитию речи для 2 класса
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Сидельникова Татьяна Борисовна

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 2 класса коррекционной школы VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sid._t._b._rabochaya_programma_chtenie_2kl.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная  школа-интернат № 10  VIII вида»

   СОГЛАСОВАНО:       

Заместитель директора

по учебной работе

____________Т.В. Колтунова

_____________ 2014г.

РАССМОТРЕНО  И ОДОБРЕНО

на заседании МО учителей начальных классов и гуманитарных наук

Протокол № _____________ 2014г.

Руководитель МО

_______________ Т.Б. Сидельникова

   

УТВЕРЖДАЮ:    

Директор образовательной организации

____________В.И. Часнык

_______________  2014г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ

ДЛЯ    2 «А»   КЛАССА

НА  2014 -2015  УЧЕБНЫЙ ГОД

Настоящая программа разработана на основе

Программы специальных (коррекционных) образовательных

учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов

(допущено Министерством образования и науки Российской Федерации)

под редакцией  В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2010г.

Разработчик программы:

Сидельникова Татьяна Борисовна,

учитель начальных классов, учитель высшей квалификационной категории.

Педстаж – 24 года.

с. Александровское

2014 г.

Содержание

1. Пояснительная записка…………………………………………………....

   1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы по чтению и развитию речи для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

   

1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по чтению и развитию речи для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во 2 классе.

2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по предмету «Чтение и развитие речи» во 2 классе.

3.Учебно-тематическое планирование уроков чтения и развития речи для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во 2  классе.

4. Планируемые результаты освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья  предмета «Чтение и развитие речи» во 2 классе.

5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения программы по предмету «Чтение и развитие речи» во 2 классе.

  1. Пояснительная записка.

1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы по учебному предмету  «Чтение и развитие речи»:

1. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).

2. Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.).

3. Конституция Российской Федерации (1993 года).

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.

5. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (с изменениями от 22.12.2008 г.).

6. Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, раздел Концепция развития образования РФ до 2020г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. №1662-р).

7. ФГОС начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373).

8.  ФГОС  общего образования обучающихся с умственной отсталостью (проект).

9. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов»  от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000).

10. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 26.12.2000 №3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1999 № 48».

11. Концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья/ Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. от 10.05.2010г.

12. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

13. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», которые введены в действия 29 декабря 2010 года Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года.

14. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

15. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» № 1015 от 30.08.2013г.

16. Устав ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 10 VIII вида».

17.  Учебный  план для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (1-4 классы) ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 10 VIII вида»  на  2014-2015 учебный  год.

      18.  Программы специальных (коррекционных) образовательных Учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов  (допущено Министерством образования и науки Российской Федерации) под редакцией  В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2010г.

1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по чтению и развитию речи для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во 2 классе.

        Настоящая Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой  для 2 класса – М.; «Просвещение», 2010г. и учебника «Чтение», 3 класс, С. Ю. Ильина, Л. В. Матвеева-Лунёва,  Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2013                                                                                                                                           

     Программа по предмету «Чтение и развитие речи» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  2 класса составлена с учётом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

        Уроки чтения и развития речи проводятся 5 раз в неделю. Чтение и развитие речи как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

        Структурно и содержательно программа по предмету «Чтение и развитие речи» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 2 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков чтения и развития речи в 1 классе,  уроков развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 1классе и  рассчитана на 170 часов в год, по 5 часов в неделю.

        Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Чтение и развитие речи» предназначена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  2  класса   специальной (коррекционной) общеобразовательной школы  VIII вида.

        Срок реализации настоящей программы по предмету «Чтение и развитие речи» - 1 учебный год.

        Соответствие Государственному образовательному стандарту: рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  2  класса   детализирует и раскрывает содержание ФГОС начального общего образования в образовательной области «Язык и речевая практика», проекта ФГОС для ОВЗ (вариант С) в образовательной области «Язык и речевая практика», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Чтение и развитие речи».

           Основная цель – научить обучающихся читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.

Задачи:

1.Развивать навык правильного, сознательного и выразительного чтения целыми словами.

2.Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.

3.Учить самостоятельно работать с книгой.

Основополагающие принципы. 

        В основу программы по предмету «Чтение и развитие речи» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 2  класса положены следующие принципы.

  Общедидактические принципы:

· сознательности и активности;

· наглядности;

· систематичности и последовательности;

· прочности;

· научности;

· доступности;

· связи теории с практикой.

Принципы  коррекционно-развивающего  обучения:

- динамичность восприятия;

- продуктивной обработки информации;

- развития и коррекции высших психических функций;

 - мотивации к учению – создание мотивационной обстановки на уроке, обеспечивающей эффективность работы класса, ученика.

  1. Особенности организации учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по предмету «Чтение и развитие речи» во 2 классе.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
  • развитие высших психических функций;
  • коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  • развитие речи, владение техникой речи;
  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного подхода.

Методы.

а) общепедагогические методы:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические – упражнения

б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения (По Е.Д.  Худенко):

- задания по степени нарастающей трудности;

- метод самостоятельной обработки информации;

- специальные коррекционные упражнения;

- задания с опорой на несколько анализаторов;

- включение в уроки современных реалий;

- развёрнутая словесная оценка;

- призы, поощрения.

Типы уроков:

- актуализация знаний и умений;

- изучение нового материала и первичное закрепление;

- комплексное применение знаний и умений;

- выработка практических умений;

- обобщение и систематизация знаний и умений;

- контроль и коррекция знаний и умений;

-комбинированный урок;

-нестандартные уроки.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

Используются ТСО: компьютерные презентации, слайды с иллюстрациями к тексту, музыкальные файлы mp.3

Общая характеристика учебного предмета

       Основными задачами обучения чтению в 2—4 классах являются: научить обучающихся читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное. У обучающихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения. Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного. В программе дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.

       Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов обучающихся, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа. Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного. Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Во 2 классе обучающиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется. Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. С выразительностью речи умственно отсталые обучающиеся знакомятся в 1 и 2 классах. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности обучающихся и коррекции недостатков их развития.  Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план. Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у обучающихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.

 Основное содержание  учебного курса

2 класс

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

·         Составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительными ь и ъ знаками.

·         Осознанное, правильное чтение слов по слогам. Постепенный переход к чтению целыми словами. Соблюдение при чтении интонации в соответствии со знаками препинания.

ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин; нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы; элементарная оценка прочитанного.

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

·         Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту.

·         Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом.

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней рассказывается?

Примерная тематика

Небольшие по объему произведения, отрывки из произведений о жизни детей в школе, об обязанностях и делах школьников; о хороших и плохих поступках детей; о дружбе и товарищеской взаимопомощи; о семье; о труде взрослых; об участии в домашнем труде детей; о знаменательных событиях; об изменениях в природе, о жизни животных и растений в разное время года.

3.Учебно-тематическое планирование уроков чтения и развития речи для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во 2  классе.

4. Планируемые результаты освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья  предмета «Чтение и развитие речи» во 2 классе.

Характеристика обучающихся 2 класса

        Во 2  классе 15 обучающихся, воспитанников. 11 из них обучаются в условиях образовательной организации. Два ученика  обучаются на дому по индивидуальной программе. Программный материал за 1 класс усвоили на достаточном уровне 6 обучающихся: Кузьменко С., Николаенко М., Шавшина Д., Гуденко Р., Кузьменко Д., Гуденко А.,  Эти   обучающиеся, воспитанники различают звуки на слух и в произношении, анализируют слова по звуковому составу, составляют слова из букв и слогов разрезной азбуки, читают по слогам слова, предложения, короткие тексты, отвечают на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрации к тексту, умеют слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ.

         На минимальном уровне программный материал 1 класса усвоили 5 обучающихся: Бороденко Р., Ярошенко В., Вознюк С., Никульников Д., Кулешова Т. Эти ученики испытывают затруднения при  чтении по слогам слов, предложений,  отвечают на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрации к тексту с помощью учителя, умеют слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ. Бороденко Р. и Кулешова Т. имеют ОНР 2 уровня, дизартрию. Эти обучающиеся испытывают затруднения в процессе чтения, т. к. у них сильно нарушено звукопроизношение.

Отнесенность обучающихся к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения обучающиеся развиваются и могут переходить в группу выше или занять более благополучное положение внутри группы.

Обучающиеся должны уметь:

Достаточный уровень освоения предметных результатов:

читать по слогам короткие тексты;

слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;

по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем читали или слушали.

Обучающиеся должны знать:

Наизусть 3-5 коротких стихотворений, отчетливо читать их перед классом.

Минимальный уровень освоения предметных результатов:

читать по слогам короткие тексты;

слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;

по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем читали или слушали.

Обучающиеся должны знать:

Наизусть 2-3 коротких стихотворений, отчетливо читать их перед классом.

Нормы оценивания (2 класс)

Проверку навыков чтения проводят в начале учебного года, в конце каждой учебной четвери.

 «5» ставится обучающемуся, если он:
- читает по слогам (с переходом к концу года к чтению целыми словами) правильно с 1-2 самостоятельно исправленными ошибками короткие тексты;
- соблюдает синтаксические паузы;
- отвечает на вопросы по содержанию прочитанного;
- пересказывает прочитанное полно, правильно, последовательно;
- твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
«4» ставится обучающемуся, если он:
- читает по слогам, затрудняется читать целиком даже легкие слова;
- допускает 1-2 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз;
- допускает неточности в ответах на вопросы и пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;
- допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправленные ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно.
«3» ставится ученику, если он:
- затрудняется в чтении по слогам трудных слов;
- допускает 3-4 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз;
- отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя;
- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
«2» ставится обу3чающемуся, если он:
- затрудняется в чтении по слогам даже легких слов;
- допускает более 5 ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз;
- отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного, искажая основной смысл, не использует помощь учителя.

5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения программы по предмету «Чтение и развитие речи» во 2 классе.

Технические средства:

1.Ноутбук

2. Монохромное лазерное многофункциональное устройство Samsung

3. Проектор ACER

4. Компактная активная стерео система SVEN SPS- 609

Наглядные и дидактические материалы

Наименование материала

1.

Азбука «От А до Я»

2.

Лента букв

3.

Наглядный и раздаточный материал «Продукты питания»

4.

Наглядный и раздаточный материал «Игрушки. Инструменты. Спортивный инвентарь»

5.

Наглядный и раздаточный материал «Рыбы. Насекомые»

6.

Набор карточек «Дикие кошки»

7.

Рассказы по картинкам «Родная природа»

8.

Мир в картинках «Животные. Домашние питомцы»

9.

Набор карточек «Цветы»

10.

Набор карточек «Ягоды»

11.

Набор карточек «Птицы»

12.

Набор карточек «Домашние животные и птицы»

13.

Наглядно-дидактическое пособие «Овощи»

14.

Наглядно-дидактическое пособие. Рассказы по картинкам «Профессии»

15.

Плакат «Времена года»

16.

Плакат «Домашние животные»

17.

Наглядные материалы для составления предложений и устных рассказов

18.

Наглядный и раздаточный материал для самых маленьких «Лесные истории»

19.

Школьный словарик «Птицы России»

20.

Школьный словарик «Животные России»

21.

Школьный словарик «Растения России»

Список литературы

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный класс, 1-4 классы  под редакцией  В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2010 г.

2. Учебник «Чтение», 3 класс, С. Ю. Ильина, Л. В. Матвеева-Лунёва,  Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2013                                                                                                                                          

3. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе VIII вида» А.К. Аксёнова

4. «Работа над устной речью учащихся на уроках чтения» А.И. Липкина, М.И. Оморокова.

Разработчик программы:

Сидельникова Татьяна Борисовна,

учитель начальных классов                                         ____________

                                                                                        подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению и развитию речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида

Рабочая программа по чтению и развитию речи и календарно-тематическое планирование 4 класс. Для коррекционных школ....

Рабочая программа по чтению и развитию речи. 1 класс.

Рабочая программа составлена для учащихся 1 класса коррекционных школ VIII вида. Программа содержит пояснительную записку, содержание учебного курса, деление на группы по уровню обучаемости, треб...

Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс VIII вид.

Рабочая программа по  чтению  для 3 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовател...

Рабочая программа по чтению и развитию речи 2 класс коррекционной школы VIII вида

Программа предусматривает включение в урок чтения, музыки и рисования. Способствует развитию речи,познавательных процессов воспитанников с нарушениями интеллекта....

Рабочая программа по чтению и развитию речи 4 класс. Базовый уровень

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи»  составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:         1. Программы д...

Рабочая программа по чтению и развитию речи 2 класса

Программа составлена для 2 класса школы 8 вида...